Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризис традиции и рождение нового искусства. Реализм и импрессионизм





Одновременноспервымипризнаками кризисаромантизма визобразительномискусстве рождается новая тенденция: пристальное внимание к окружающему миру - природе, общественным отношениям, индивидуальным особенностям человека, общества, края. Так рождается новый реализм, который в разных странах принимает различные формы. Датой утверждения реализма в Европе считается 1855 год. В этом году ГюставКурбе (1818-1877) открыл в Париже выстроенный на его собственные средства Павильон реализма, в котором художник выставил более 40 полотен. Он поставил перед собой задачу: "Творить живое искусство", т. е. создавать искусство "конкретное", не подчиняющееся традиционным моральным догмам. В реализме сюжет обычно заимствуется из будничной жизни, в то время как "абстрактный, невидимый, несуществующий предмет исключается из живописного пространства" (Курбе). Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. Происходит так называемая "демократизация искусства", которую развивают прогрессивная революция 1848 года и другие революционные выступления (публикации в Лондоне "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса и призыв к мировой пролетарской революции). В основе происходящих изменений - недовольство социальными и политическими институтами Второй Империи, триумф науки и философии позитивизма (в нем наука - высший критерий истины), победа диалектического материализма, историко - критического анализа и "религии человечества". Внимание искусства к сценам современной жизни - это не только форма протеста против устаревших традиций, но и стремление документально зафиксировать обычаи и нормы новой эпохи. К этому добавляется интерес к человеку и всем его проблемам. Реализм рождается внутри кризиса романтизма: экзотические и исторические сюжеты романтического стиля, их высокопарность, приоритет фантазии - уже явно не в моде. "Принадлежать своему времени!" - вот лозунг, который провозглашает ЭженДелакруа. Художники-реалисты применили данный призыв на практике в более узком, конкретном смысле. Но все же главное в реализме, по мнению искусствоведов, - чувство природы, характеризующее английскую живопись ХIХ века. Именно это чувство проявилось в произведениях нового направления, получившее дальнейшее развитие во французском и европейском реализме.

Среди английских художников эпохи выделяются УильямТернер (1775-1851), ДжонКонстебл (1776-1837). Замечательным для творчества Констебла было то, что, изображая природу, он видел и воспринимал ее как живое воплощение Бога, и к дарам ее относился как дарам Творца. Среди известных французских живописцев реалистического направления - КамильКоро (1796-1875). Он считается непревзойденным мастером отражения едва уловимых состояний природы, тропинок, водоемов, деревьев и того нематериального, что называется "воздухом", "атмосферой". Хорошо известны такие произведения мастера, как "Пейзаж с большими деревьями" (Милан), "Женщина в голубом" (Лувр). Именно эти состояния - "впечатления" позаимствуют у Коро импрессионисты. ФрансуаМилле (1814-1875) был первым среди художников, кто выбрал повседневную жизнь крестьян в качестве постоянной темы своего творчества. Герои Милле предстают в последних лучах заходящего солнца, выражают в своей внешности глубокую внутреннюю сосредоточенность и печаль. Некоторые из полотен Милле - "Собирательницы колосьев" (Париж), "Сеятель" (Бостон).
Среди итальянских реалистов назовем ДжоаккиноТома (1836-1893), который в сдержанных тонах воспроизводит тихий домашний уют городских интерьеров. Свой гражданский долг художник видит в сочувственном отношении к страданиям простого народа ("Причастие сироты"). Упомянем ДоменикоМорелли (1826-1901) - создателя грандиозных композиций; заслуживает внимания творчество художника-реалиста ДжованниФаттори - автора великолепных портретов, офортов, рисунков.
Особое место в плеяде европейских художников-реалистов занимают русскиепередвижники. Реализм русских художников проникнут мистическим духом, религиозностью и глубинной светлой печалью.
В Санкт-Петербурге и Москве в этот исторический период развивается национальная живопись, не тронутая французским влиянием. В своей работе "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855)
Н. Г. Чернышевский утверждает, что действительность лучше вымысла
(эта мысль, безусловно, спорная); перед искусством он ставит цель воспитывать и раскрепощать человека. В 1870 году в противовес официальным художественным институтам группа передовых художников учреждает Товарищество передвижных художественных выставок, которое начинает возить свои картины по всей России. Смысл своей деятельности художники видят в утверждении самобытной культуры русского народа. Новый толчок к развитию получает религиозная тематика. Не оставлены вниманием и сцены современной жизни, задуманные как социальное и политическое обличение несправедливости. Это относится к работам ВасилияСурикова (1848-1916), к портретам ВасилияПетрова (1833-1882), среднерусским пейзажам ИсаакаЛевитана (1860-1900). ИльяРепин умел виртуозно передать не только в портрете, но и в людской толпе индивидуальные особенности характера.

Характеристика искусства эпохи невозможна без упоминания еще одного грандиозного события в живописи. В бурлящей культурной жизни Парижа времен Второй Империи рождается новое явление: группа художников ищет новый выразительный язык. Группа художников - около тридцати человек, которых со временем стали называть импрессионистами. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Сегодня полотна этих мастеров, которых не признавали в начале их творческого пути, пользуются наибольшей популярностью.

Импрессионизм (от франц. Impression - впечатление), направление в искусстве последней трети ХIХ - начала ХХ столетия, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Вот как описывает рождение нового стиля ЛионеллоВентури: "В самом начале 60-х годов три молодых человека - Моне, Ренуар и Писсарро - решили вместе писать картины на берегу Сены и Уазы. Все трое были реалистами, и больше всего их занимали блики света и рефлексы на воде, постоянно движущиеся, меняющиеся и делающие воду почти живой". КамильПиссарро (1830-1903) создавал экзотические картины в солнечных, красочных тонах. Занимаясь конструктивным формализмом, Писсарро стал передавать трехмерность пространства, работая мелкими точками - мазками - техника, названная впоследствии пуантилизмом (пуантилизм - от франц. писать точками; pointe - острие, кончик). Писсарро участвовал во всех выставках импрессионистов и с самого начала встал на защиту рождающегося движения. Его знаменитые картины: "Большие бульвары под снегом" (Париж), "Вспаханная земля".

Пьер - ОгюстРенуар (1841-1919) одним из первых взялся за распространение открытий импрессионизма. Его картины наполнены плавным, рассеянным, скользящим светом, в который органически вплетены пейзажи и человеческие фигуры. Этого художника называют певцом земных радостей, и он был и остается любимым из числа импрессионистов. Хорошо известны его полотна "Танец в деревне", "Зонтики", "Ложа", "Бал в Мулен де ла Галлетт" и многие другие.

Клод Моне (1840-1926) был тем, кто меньше всего изменял себе и своим зрительным ощущениям. Хорошо сказал про него Сезанн: "У него один глаз, но зато какой!" Моне водил своих друзей работать на пленэр (живопись на открытой природе, ландшафте), а в 1879 году, на первой импрессионистской выставке, он вывесил свою картину "Впечатление, восход солнца", дав тем самым начало понятию "импрессионизм", которое сначала произносилось критиками с величайшим презрением. Назовем лишь некоторые произведения Моне: "Улица Монторгей, украшенная флагами", "Вокзал Сен-Лазар", "Лягушатник", "Кувшинки", "Бульвар капуцинок в снегу". Клод Моне утверждал, что пишет, как поет птица.

ЭдуардМане (1832-1883) во многом отличается от других импрессионистов. Он был человеком элегантным, светским, дружил с Малларме и Бодлером, любил официальные выставки и отзывы именитых критиков. В 70-е годы он вышел из из мастерской на пленэр и стал писать морское побережье, пытаясь передать свежую прохладу волн ("Лодка на море", "Большой канал в Венеции"). Всеобщее внимание привлекает скандальная, а теперь известнейшая картина Эдуарда Мане "Завтрак на траве", которая вдохновила Клода Моне написать большое, но незаконченное полотно с таким же названием. С появлением импрессионизма меняется концепция света - он становится центром композиции. Импрессионизм был широко распространен во всем мире вплоть до ХХ века. В Копенгагене Поль Гоген (представитель постимпрессионизма) распространяет уроки импрессионизма, выставляя картины Моне, Дега, Писсарро и других художников.

Русский художник ВасилийПоленов (1844-1927) становится в России первым художником, который работает на пленэре. Картины ИсаакаЛевитана выполнены в импрессионистической манере; они наполнены светом, смелы по световому решению и исполнены романтического лиризма.

В дальнейшем в европейском искусстве быстро созревают новые тенденции и новые выдающиеся художники со своей оригинальной и ярко выраженной манерой. Это, безусловно, ВинсентВанГог (1853-1890). Его шедевры: "Подсолнухи", "Звездная ночь", ряд автопортретов; ПольГоген (1848-1903) и его картины: "Ta matete", "Откуда мы пришли, кто мы? Куда мы идем?"? «Горы на Таити» и многие другие.

Синтезировать все, что исходило от уходящей культуры импрессионизма и от быстро утверждающегося идеалистического направления, смог ОгюстРоден (1849-1917) - гениальная по силе личность, с необычайной мощью владевшая мастерством ваяния. Скульптор создал такие шедевры, как "Мыслитель", "Врата ада", "Поцелуй". Все его творчество пронизывало размышление о судьбе человека.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.