|
Революция в искусстве: авангард
С самого начала ХХ века тенденции, получившие развитие в рамках постмодернизма и символизма, становятся исходной точкой для дальнейших интенсивных поисков в творческих группах, существующих совсем недолго: они разрабатывают новые представления о художнике, его произведении и о роли культуры и искусства в мире. Десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне (1914), было особенно насыщено событиями первостепенной важности для развития культуры и искусства - разнообразными, интересными и, часто, противоречивыми тенденциями. Главное, что объединяло представителей инновационных направлений - это стремление порвать с прошлым. Отсюда и общее для всех новых направлений название – «авангард», звучавшее почти по-военному и признанное обозначить передовой и элитарный характер восприятия и видения мира, стремление «отвергать и атаковать». К первым направлениям авангарда, существовавшим в период между 1905-1916 годами, относятся «Мост», фовизм, кубизм, футуризм, «Синий всадник», орфизм, супрематизм, конструктивизм, дадизм. Кратко упомянем некоторые из этих направлений.
Фовизм – (от франц. fauve – дикий) – течение во французской живописи, возникшее в 1905 году.
Кубизм – (франц. cubism, от cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века, получившее развитие во Франции.
Футуризм – (от латинск. futurum – будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х годов ХХ века.
Супрематизм – (от латинск. supremus – наивысший) – разновидность абстрактного искусства, введенная в 1913 году русским живописцем К.С. Малевичем: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), затем и «архитектоны» - наложенные на плоскость объемные формы.
Конструктивизм – направление в современном искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека.
Дадизм – (франц. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет) – модернистское литературно – художественное течение в 1916-1922 годах. Как направление дадизм сложился в Швейцарии в среде интеллигенции, приверженной анархизму.
Все эти направления (список далеко не полон) предполагали предельное экспериментаторство, разработку нового художественного языка в области фигуративного искусства и, особенно, в области искусства абстрактного. Использовались выразительные возможности никогда ранее не применявшихся материалов и техник. Новаторские течения объединяет попытка заставить зрителя отказаться от автоматически срабатывающих схем восприятия и взглянуть «свежим взглядом» на изображение новой преобразованной реальности. Важно отметить, что возросшее разнообразие и часто шокирующая, эпатажная оригинальность произведений авангардистов сделали отношения между художником и общественностью весьма проблематичными.
Дистанция между традиционной культурой и авангардом росла, как и возрастало непонимание цели и смысла творчества художников-новаторов. Направления раннего авангарда ХХ века, объединяемые под общим названием «экспрессионизм», заявляют о своем желании «разойтись» с искусством века ХIХ и, в частности, об отказе от импрессионизма, который они обвиняют в поверхностном отношении к миру. Критик Герман Бар, вспоминая в 1916 году царившую тогда атмосферу в обществе, говорил: «Никогда эпоха не была так охвачена отчаянием, никогда человек не был столь мал. Никогда не был он столь обеспокоен. Никогда радость не была столь далека, а свобода столь мертва – и вот раздается вопль отчаяния, человек вопиет о душе, единый крик поднимается из нашего времени. И искусство тоже вопиет во тьме, зовет на помощь, призывает дух: это экспрессионизм». Анри Матисс (1869-1954) - харизматический лидер группы «диких» художников – фовистов, утверждал: «Если средства так изношены (как в живописи ХIХ века), что их выразительные возможности исчерпаны, стоит вернуться к основам… Тогда наши картины становятся очищением… Они воздействуют непосредственно прекрасным синим, прекрасным красным, прекрасным желтым, элементарными сущностями, которые достигают самых глубин человеческой души. Это и есть исходная точка фовизма - мужество возвращения к чистоте средств» Знаменитые картины Анри Матисса: «Портрет Дорена», 1905, Лондон; «Пастораль», 1906, Париж; «Радости жизни», 1905-1906; «Роскошь, покой и нега», 1904, Париж. Среди других художников нашего направления назовем Жоржа Руо (1871-1958): «Танец», 1905, Париж; «Христос», «Страсти», 1937, Кливленд; Андре Дерена (1880-1954): «Женщина в рубашке», 1906, Копенгаген; Мориса де Вламинка (1876-1958): «Мост в Шату», 1906, Сен-Тропез, «Сады в Шату» и другие. К концу первого десятилетия ХХ века Монпарнасс объединил многих иностранных художников, в том числе Амедео Модильяни (1884-1920). Модильяни напряженно и ярко трудится как художник и скульптор, вырабатывая очень индивидуальный художественный язык, изысканный с точки зрения формы и обладающий силой непосредственного воздействия: картины из серии женских Ню (ню – обнаженная натура), 1917, Милан; картина «Портрет Диего Риверы», 1916. Группа «Мост» как художественное объединение возникает в Германии, а именно – в Дрездене. Само название указывает на стремление к объединению сил авангарда, которые в те годы в странах Центральной Европы действовали под общим наименованием экспрессионизма. В задачи другой группы – «Синий всадник» (Blauer Reiter) - созданной в 1909-1914 гг. в Мюнхене художником Василием Кандинским и Ф. Марком (1866-1944), входило отражение разлада между жестокостью внешнего мира и художником, который должен, по мнению Кандинского, замкнуться в самом себе, в своем «Я» и прислушаться к внутренней необходимости. Для Кандинского, как и для его друга – музыканта и живописца Арнольда Шенберга (1874-1951), был характерен «поиск диссонансов в искусстве». Некоторые работы Кандинского: «Импровизация ХХ», 1911, Москва, Третьяковская галерея; «Впечатление III (концерт)». Название «Синий всадник» указывает на эстетические принципы группы (в нее входили также Алексей Явленский, М. Веревкина, братья Д. и В. Бурлюки,Альфред Кубин, Габриеле Мюнтер, Р. Делоне, П. Клее и другие художники). Одним из символических и замечательных произведений Франца Марка является его картина «Синий конь».
Некоторые из мастеров «Синего всадника» вскоре обратились к абстрактному искусству (Кандинский), другие продолжали сохранять изобразительную основу своих произведений. Среди представителей развивающегося авангарда много знаменитых имен. Так, видный представитель кубизма - Пабло Пикассо (1881-1973). Появление его картины «Авиньонские девицы» в 1907 году, по мнению критиков, обозначило болезненный разрыв с традиционными канонами изображения; оно перестало подчиняться законам единой и центральной перспективы. Эта картина принадлежит к числу самых знаменитых и считается одним из первых памятников кубизма. От других направлений авангарда начала ХХ века футуризм отличает программа волевого вмешательства во все стороны современной жизни – как в природное окружение, так и в социальную сферу. Его призыв – воображать невиданное и создавать неслыханные эмоциональные ситуации, демонстрировать и вызывать эксцентричные жесты, освободиться от «мещанских условностей ХIХ века», нарушать традиционные границы видов искусства, чтоб утвердить большую свободу выражения и самовыражения. Футуристы выдвинули обвинение против классической традиции, особенно итальянской. Они впервые признали мир технологии, скорости, урбанизма как выражение красоты и привилегированный объект художественного интереса. Возникнув впервые как литературное (первый манифест был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 января 1909 года за подписью Филиппо Томмаро Маринетти), движение скоро собрало вокруг себя группу молодых итальянских художников: Умберто Баччони (1882-1916), Карло Кара (1881-1966), Джакомо Балла (1871-1958) и других. Затем футуризм заявил о себе в Париже. В течение двух первых десятилетий ХХ столетия кубистский и футуристический эксперименты находят почву для развития в России. Начиная с 1905 года и до начала Первой мировой войны (1914), а затем после революции и до середины 20-х годов последовательно утвердились три важных движения – лучизм, супрематизм и конструктивизм, которые представляют собой оригинальные теоретические и живописные разработки в области абстрактного искусства, понимаемое как искусство конкретное, основанное на интеллектуальной строгости, четких правилах и геометрии. Представители этого направления – Наталия Гончарова (1881-1964): «Лучистый пейзаж», «Павлин под ярким солнцем», 1912, Санкт-Петербург, Русский музей; Казимир Малевич (1875-1935): «Супрематист», 1915, Амстердам; «Черный супрематический квадрат»; Государственная Третьяковская галерея; «Красный супрематический квадрат», 1915, Санкт-Петербург, Русский музей и многие другие. В отечественной культуре, литературе, среди футуристов весьма эпатажно проявил себя Владимир Маяковский.
Н. С. Гончарова К. С. Малевич «Автопортрет» «Павлин под ярким солнцем»
Направление дадизм официально родилось в Швейцарии, в Цюрихе, в 1916 году из нигилистической установки художников, построенной на заведомом искажении форм и отказе от самой идеи «сотворения произведения искусства». Так называемые «художники» в своем деструктивном и порыве используют предметы повседневного обихода, лишенные сами по себе эстетической ценности, но нагруженные многочисленными иносказательными, символическими смыслами. Одним из наиболее известных представителей дадизма был Марсель Дюшан с работами «Сушка для бутылок» (1914), «Колесо велосипеда» (1913), «Джоконда» с подрисованными усами и бородой (1919); писсуар, выставленный под названием «Фонтан».
Говоря о направлениях авангарда, стоит подчеркнуть, что наряду со страстью к эксперименту, в авангардизме можно наблюдать позицию радикального отказа от любых форм культуры и художественного творчества. В ряде случаев происходит обесценивание духовно-нравственного начала и даже утрата человечности, благородства, гармонии, что в целом характерно для эпохи секуляризации и дехристианизации западноевропейского общества. В тоже время, в данной оценке необходимо избегать крайностей и признать за рядом представителей авангарда несомненный талант, художественную одаренность и искреннее желание создать новое искусство в соответствии с новой картиной мира, воспринимаемой художником-новатором.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|