|
Искусство эпохи Просвещения в русской культуре
Главная тема искусства ХVIII столетия – прославление монархического государственного устройства, в честь которого слагались не только торжественные оды, но и создавались торжественные архитектурные ансамбли. Именно архитектура становится наиболее ярким выразителем духа эпохи Просвещения в России. Социальные предпосылки и характер архитектурного заказа по сравнению с предшествующими десятилетиями не изменились, хотя происходит заметное смещение их интересов в сторону дворянского сословия. По словам выдающегося историка В. О. Ключевского, «государство замкнулось во дворце». Оттенок варварского великолепия отражался на дворцовом строительстве, получившем грандиозный масштаб. Общественные здания в эти годы почти не строились. В этот период продолжалось сооружение новых городов-крепостей (Ростов-на-Дону, Оренбург, Изюм). Складывался ряд региональных архитектурных школ. Однако самые выдающиеся достижения в архитектуре связаны со столицами, с деятельностью петербургских и московских мастеров.
Расцвет русского зодчества в середине XVIII века связан с единой стилевой основой – барокко, в котором отразилась слава государства, его богатство и мощь. Это барокко торжествующей монархии, государственного возвеличивания, с которым связаны зрелища, великолепие зданий и искусства живописи. Для этого времени характерен был синтез искусства, где уживались все его виды: архитектура, скульптура, монументальная и декоративная живопись, прикладное искусство. В барокко данного периода неизменно присутствовала эклектика (смешение различных видов и жанров) – это мозаичность культуры, где прихотливо соединились античное и средневековое, церковное и светское, народное и аристократическое – все это воплощалось в строительстве дворцовых комплексов. Архитектура, живопись, скульптурная декорация, эмблемы и аллегории, искусство садовода и устроителя фонтанов сливались здесь с песнями, музыкой и карнавалом. Все было направлено на то, чтобы доставить «пир глазам, пищу уму, праздник чувствам». Крупнейшим зодчим середины XVIII века был Ф.-Б. Растрелли, которого в России любовно называли «Варфоломеем Варфоломеевичем». Одно из выдающихся открытий Растрелли – комплексы парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны, парадные лестницы – все это дополняло великолепие дворцовых помещений. Становление его стиля происходило уже в первых постройках – дворцы Э. Бирона в Митаве (1738–1740) и Руентале (1736 – 1740); дворец М. Воронцова в Петербурге (1749–1757). К лучшим загородным постройкам зодчего относятся Большой дворец в Петергофе (1745 – 1755) и Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе (1752–1757) с обширным регулярным парком и парковыми павильонами. Знаменитым творением Растрелли стал Зимний дворец в Петербурге (1754–1762), монументальность фасадов которого должна была отражать славу и могущество Российской империи. Крупными мастерами русской архитектуры этого времени были в Петербурге – С. Чевакинский (Никольский Морской собор – 1753–1762) и в Москве Д. Ухтомский: с его именем связан расцвет школы – мастерской, в которой воспитывались знаменитые зодчие А. Кокоринов,В. Баженов, М. Казаков.
Живопись этого периода была не столь представительна, как архитектура. Надо отметить, что первой половине XVIII века в России в основном трудились иностранные художники. Некоторые из них играли большую роль в художественной жизни России. Среди живописцев, вызванных Петром I из-за границы, наиболее видное место занимали Иоганн-Готфрид Таннауэр и Луи Каравакк. Таннауэр до конца жизни проработал в России, исполнив здесь многочисленные портреты: Петра I,царевича Алексея, сподвижника Петра Александра Меншикова и других представителей эпохи. Одно из лучших его произведений – портрет дипломата графа П. А. Толстого, отличающийся цельностью живописного решения и выраженной индивидуальной характеристикой модели. Портреты Каравакка 30 – 50-х годов в большинстве случаев имеют парадный характер. Неподвижные фигуры императриц Анны Иоанновныи Елизаветы Петровны в пышных одеждах, с атрибутами императорской власти заполняют все пространство полотна.
Л. Каравакк. Портрет Л. Каравакк. Портрет Анны Иоанновны Елизаветы Петровны
В большей степени эти изображения идеализированы, что соответствовало духу прославления монархических особ. Назначение таких портретов – создание величественного образа величественной «самодержицы». Среди русских живописцев эпохи следует отметить Алексея Антропова. Разнообразна и богата также портретная миниатюра, в которой нашли развитие традиции миниатюр рукописей и книг Древней Руси и росписи на финифти. Наиболее крупными ее представителями считались Андрей Овсов и Григорий Мусикийский. Работы этих мастеров Петр I дарил своим приближенным в знак особой милости. Русское искусство этого времени представлено и другими его видами. Так, в 1738 году открылась первая балетная школа в Петербурге. В 1750 году в Ярославле по инициативе Ф. Г. Волкова открылся первый русский профессиональный театр, который по приглашению Елизаветы Петровны вскоре переехал в Петербург, а с 1756 года был преобразован в Российский театр (директором его был назначен А. П. Сумароков). Знаменательным для русского искусства стала середина ХVIII столетия: в 1757 году был издан указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств. В первой половине века Просвещения проявила себя новая русская литература и общественно-политическая мысль, что было вязано с появлением на литературном Олимпе России первых крупных писателей – А. Д. Кантемира (1708 – 1744), В. К. Тредиаковского (1703–17690), А. П. Сумарокова (1717–1777). Они стали первыми представителями классицизма в русской литературе. Отметим, что становление и развитие классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейской культуре, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. В России проявился европейский классицизм (в первую очередь французский). Его доминанта – признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на утвержденных законах общественного порядка. К наиболее характерным чертам классицизма следует отнести рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа. Вместе с тем русский классицизм отличался чертами неповторимого национального своеобразия, которое выразилось в отражении актуальных проблем общественного развития и обличительной направленности. Классицизм в русской литературе формировался в борьбе с барокко и всем наследием средневековой литературы. Основными его характеристиками были: преимущественно гражданская тематика; единство времени и места событий; пышность и парадность поэзии, существование античных образов. Формы поэзии также были классическими – оды, сатиры, басни. Приведем иллюстрации в пользу высказанных утверждений. Начало классицизма в русской литературе связывают с творчеством А. Д. Кантемира. Он был автором многочисленных сатир «на злобу дня», среди которых назовем: «На хулящих учения» (1729), «О различии страстей человеческих, «К архиепископу Новгородскому» (1731), «Об опасности сатирических сочинений. К музе своей», «На человека» (1737). Впервые его произведения этого автора в России были опубликованы в 1762 году. А. Д. Кантемир в обличительных стихотворениях – сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки, хотя следует признать, что делалось это писателем зачастую слишком прямолинейно и без признания глубоко нравственной основы традиционной «русской старины». Нельзя не упомянуть и одного из основоположников современного стихосложения, писателя, поэта, прозаика, переводчика, теоретика литературы В. К. Тредиаковского (1703 - 1769), писавшего торжественные оды императрицам. Наиболее известным произведением последних лет стала его поэма «Телемахиада» (1766), в которой обличались «злые цари». Первым русским писателем-профессионалом, стал потомок старинного дворянского рода, А. П. Сумароков (1717–1777). В своем творчестве он опирался на достижения в литературе Тредиаковского и Ломоносова. Сумароков провозгласил принцип равноценности всех жанров литературы, при этом сам писал во всех поэтических жанрах. Его перу принадлежат девять трагедий, среди них: «Хореев»( 1747), «Синав и Трувор» (1750), «Семира» (1751), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774) и другие. В трагедиях А. П. Сумароков изобличал царей-тиранов, противопоставляя деспотическим царственным особам идеальных носителей царской власти, что соответствовало логике эпохи. Им написаны двенадцать комедий, среди которых “Тресотиниус” (1750), “Опекун” (1765), “Лихоимец” (1768) и прочие; либретто двух опер и балета; писал Сумароков и «притчи» – басни, песни, занимался сатирической журналистикой. Своей сатирической направленностью писатель-обличитель «нажил» немало врагов среди духовенства, помещиков, чиновников, в придворных кругах. После смерти Петра I заведенная им зависимость культуры от правительства получила дальнейшее развитие. Правительство и двор стали осуществлять более жесткую культурную политику. Фактически в 1730-1750-е годы «сферой приложения силы искусства и мысли» был в первую очередь дворец, игравший роль политического и культурного центра, а также вельможно-дворянского клуба и храма монархии, театра, на котором разыгрывалось великолепное зрелище с целью продемонстрировать мощь и величие земной власти. В целом Россия этого периода характеризовалась дальнейшим обмирщением, секуляризацией в области политики, культуры, искусства, быта. Продолжал формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Общественно-политическая мысль этого времени представлена прежде всего в работах уже названных деятелей культуры – А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и видного отечественного историка Василия Никитовича Татищева. В их трудах ставился вопрос о совершенствовании государственного устройства России. Так, Татищев, как и другие, считал возможным достижение экономического прогресса в русском обществе в рамках существующего строя. Однако при этом вопрос о каких-либо радикальных политических изменениях или ликвидации крепостнических отношений в работах упомянутых авторов не ставился. Во второй половине ХVIII столетия российское самодержавие достигает своего апогея, вступив в эпоху просвещенного абсолютизма. В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Постепенно складывалась единая национальная культура, в созидании которой ведущая роль принадлежала дворянству, формирующейся интеллигенции. Василий Осипович Ключевский красноречиво охарактеризовал одну из особенностей правления Екатерины II (1762-1796): «Век нашей истории, начатый царем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей». Стоит отметить, что при жизни Ключевского Академия наук издала 12 томов сочинений императрицы, о которых ученый-историк отозвался так: «Ее сочинения не обнаруживают самобытного таланта. Но она была очень переимчива, у нее то и дело слышны отзвуки и перепевы то Вольтера, Монтескье, Мольера, мадам Равинье…». Еще одно высказывание Ключевского о Екатерине Великой заслуживает внимания: «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ… Екатерине посчастливилось при вступлении на престол среди всяких людей найти под рукой таких, с которыми можно было вести дела хорошо». Если кратко суммировать основные достижения культуры эпохи Екатерины Великой, то правомерно сделать следующие выводы:
· в конце ХVIII века наступил новый период в истории русского просвещения: формируется общеобразовательная, сословная система образования, отразившая наделение дворян практически беспредельными привилегиями и еще более увеличившая пропасть между дворянской культурой и культурой представителей низших слоев. Значительную роль в теоретическом обосновании сословной системы образования сыграл И.И. Бецкой (1704-1795);
· в 60-е годы ХVIII в. зарождается русское Просветительство (по определению проф. А.А. Аронова), в лице А.Н. Радищева получившее наиболее радикальную антикрепостническую, антифеодальную направленность; демократические, гуманистические черты характеризовали творчество таких видных писателей и общественных деятелей, как Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, С.Е. Десницкий, А.А. Поленов, Я.П. Козельский;
· в течение четырех десятилетий (до конца 60-х годов) в русской культуре господствовал классицизм, тесно связанный с просветительством, что привносило в русскую культуру демократические черты. В последней трети ХVIII века в литературе начал складываться новый метод – реализм, одержавший первые успехи в драматургии. В последнее десятилетие века доминирующим направлением дворянской литературы стал сентиментализм, основоположником которого является Н.М. Карамзин (1766-1826) – создатель в Москве своеобразного центра новой школы;
· последняя треть ХVIII века ознаменовалась созданием научного центра по изучению русского языка и словесности – Российской Академии, просуществовавшей с 1783 по 1841 гг. Первым Президентом Академии стала Екатерина Дашкова. Главная заслуга Академии – составление и издание Словаря русского языка: в 1789-94 гг. вышло первое его издание в 6-и томах, а в 1806-1822 гг. – второе издание, значительно дополненное;
· отмеченный период характеризуется расцветом дворянской усадьбы, что также объясняется предоставлением дворянству исключительных привилегий. Важно в связи с этим заметить, что русская дворянская усадьба представляет не только интерес с точки зрения архитектуры, скульптуры и живописи и других видов искусства, но и в аспекте развития частных библиотек, художественных собраний и коллекций. Многие дворянские усадьбы неразрывно связаны с жизнью и творческой деятельностью крупных представителей отечественной культуры: это Авдотьино Н.И. Новикова, Званка Г.Р. Державина, Михайловское и Болдино А.С. Пушкина, Тарханы М.Ю. Лермонтова и многие другие;
· последняя треть ХVIII столетия – это период расцвета и дворцово-парковой культуры: Марфино при П.С. Салтыкове, Архангельское при Н.Б. Юсупове, Кусково и Останкино при графе Н.П. Шереметеве; великолепные ансамбли в окрестностях Петербурга, строившиеся для царской фамилии – Павловск, Петерго;
· к очевидным достижениям рассматриваемого периода относятся шедевры русского классицизма, созданные в разных видах искусства: это работы А.Ф. Кокоринова, Валлен-Деламота, И.Е. Старова, Д. Кваренги, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Н. Воронихина, И.А. Ерменева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, А.П. Лосенко;
· как ни парадоксально, но мощь русской культуры такова, что даже в екатерининский период, когда положение крестьянства было весьма и весьма тяжелым, а по оценкам некоторых исследователей (проф. А.А. Аронов) и критическим, расцветают народные промыслы, которые и в настоящее время широко признаны и особенно ценятся в мировой культуре: Палех, Гжель, Хохлома, Федоскино, Мстера, и другие;
· уникальным феноменом русской культуры второй половины ХVIII века, фактически не имеющим аналога в мировой практике, является формирование так называемой «крепостной интеллигенции», которая появилась благодаря развитию феноменальной талантливости многих простых людей и вопреки существующему крепостному рабству (!)
Мы попытались обобщить позитивные итоги екатерининского периода, однако не признать и очевидных негативных, порой даже отвратительных черт эпохи, тоже нельзя. Василий Осипович Ключевский по этому поводу пишет: «Вся система Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которых была полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России». Этот нелицеприятный вывод, увы, не утратил своей актуальности и в наши дни.
Лекция 14
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|