|
Рок-культура постиндустриальной эпохи
Одним из наиболее ярких феноменов культуры постмодерна, конечно, является рок-культура (англ. rock – раскачиваться). Существует определение рок-культуры как контркультурного молодежного образования, которое сформировалось под влиянием «битничества» (англ. beat generation – разбитое поколение) – литературное, музыкальное молодежное движение в США и Великобритании середины 1950-начала 1960 гг., выступавшее за пересмотр ценностей западной цивилизации. Формирование собственно рок-культуры связывается с так называемой «рок-революцией» в США в начале 1960-х гг. – массовым распространением рок-н-ролла (англ. rock and roll, от rock – раскачиваться, roll – крутиться), связанной с развитием техники, средств коммуникации, массовой информации. Рок-н-ролл, впитав в себя идеи философии экзистенциализма, дзен-буддизма, другие религии ориенталистского направления, становится весьма значительным культурным явлением, превращаясь в условиях эскалации «холодной войны» из субкультурного образования в новое контркультурное течение, противостоящее традиционным нормам доминирующей западной культуры. На протяжении последующих десяти лет в США и Европе возникают и активно развиваются новые музыкальные и художественные формы (поп-арт, хэппенинг, психоделия, рок-опера и прочие жанры ). Возникают различные стили рок-музыки, становясь идейной основой и внешним проявлением молодежных контркультур второй половины ХХ века (хиппи, панк, нью-вэйв и т.д.). Элвис Пресли
К рок-культуре относят молодежные субкультуры, основу которых составляет рок-музыка, выступающая средством самосознания, самовыражения и самореализации молодежи, символом бунтарских, оппозиционных настроений по отношению к старшему поколению или общественно-политическому устройству в целом. Это некая альтернативная модель бытия, демонстрирующая непримиримый конфликт с существующими идеологическими, нравственными и художественно-эстетическими установками. Упоминание понятия «субкультуры» требует краткого определения данного термина: субкультура (лат. sub – под, cultura – возделывание, воспитание, облагораживание) – культура определенной социальной группы внутри доминирующей, национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, особенностей внешнего вида, образа жизни, манеры поведения, установок, мировоззрения, жизненной философии, языка и общего характера художественно-эстетического творчества. Важно отметить, что рок-культура включает, помимо собственно музыкальной составляющей (рок-музыки), также вербальную - это поэтические песенные тексты, к которых широко представлена молодежная сленговая лексика: поведенческую – комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приемов (от темброво- артикуляционной манеры пения до стиля сценического поведения); предметную – костюмы, атрибутика как неотъемлемая часть исполнительского имиджа рок-музыкантов); социокультурную – особые социально-культурные формы существования рок-музыки («тусовки», «сейшен» как специфические формы музыкального хэппенинга и т.д.).
The Beatles
Постмодернизм (или постмодерн) как социокультурный феномен представляет собой обобщенное обозначение тенденций в культуре и социуме, начиная с конца 80-х годов ХХ столетия информационного общества. Представители французского постмодерна – Ж. Бодрийяр, Ж.- Ф. Лиотар и другие ученые отмечали, что в обществе потребления и масс-медиа народ превращается в аморфную массу потребителей и клиентов, в так называемый «электорат», а вместо интеллигенции появились «интеллектуалы», которые представляют собой лишь «лиц умственного труда». В условиях таких радикальных изменений настоящие интеллектуалы уже утратили иллюзии относительно справедливости и не претендуют на роль «властителей дум». Постмодернизм отрицает способность науки давать объективное, фундаментальное и достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи, выявлять тенденции. Новое, постмодернистское мышление, по мнению философов и культурологов, возникает вне традиционных понятийных оппозиций (субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, реальное – воображаемое); оно не оперирует привычными устойчивыми целостностями (Восток-Запад, капитализм – социализм, мужское – женское). Постмодернизм – это «скандальный», с точки зрения классических интеллектуальных приемов, тип философствования «без субъекта»: субъект (персона, личность) «распался» как центр системы представлений (репрезентаций). В обществе постмодерна достаточно типичной и распространенной является фигура «яппи» - молодой профессионал, наслаждающийся всеми благами цивилизации, без «интеллигентских» комплексов. «яппи»
Еще один «образ эпохи» - своеобразный «зомби» - запрограммированное существо без выраженных личностных качеств, не способное к самостоятельному мышлению, принятию решений и, тем более ответственности. Такой человек живет одним днем, а главным стимулом для него является профессиональный и финансовый рост любой ценой. Позиции исследователей постмодерна сходятся на том, что мировоззрение современного человека не имеет определенных высоконравственных ценностных оснований, поскольку все формы идеологии размыты. В системе внутреннего мира, без прочной духовно-нравственной основы уживается все, что раньше считалось несовместимым и неприемлемым, с позиции этических, моральных норм. Мировосприятие «постмодернистского человека» правомерно определить как неофатализм, когда он уже не воспринимает себя как хозяина своей судьбы, а верит в игру случайностей, спонтанное везение, игру внешних обстоятельств. В эстетическом плане постмодернизм подчинен приоритетам массовой культуры - моде, рекламе. Постмодернизм декларирует то, что именно мода все «освящает» и узаконивает, а все, что не признается модой – не имеет права на существование. Даже научные теории, чтобы привлечь внимание, должны быть «модными», поскольку и для них внутренние, содержательные достоинства подавляются внешней привлекательностью и эффектностью. По сути, вся постмодернистская жизнь так же неустойчива, непредсказуема и капризна, как мода.
Постмодернизм в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой совокупность тенденций в художественной культуре второй половины ХХ века, связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились подходов к творчеству; противоборство с традицией приобрела компромиссный характер и скорее форму сосуществования с ней. Наблюдается стилистический плюрализм (множество и разнообразие стилей). Изобразительное творчество постмодернизма, ранним рубежом которого стал поп-арт, провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. В данный период, в частности, активно развивалось кинетическое искусство, которое культивировало серийность и подчеркивало связь с промышленным производством, в то время как поп-арт черпал вдохновение в репертуаре образов мира потребления. Кинетическое искусство, конечный результат которого можно было спрограммировать с математической точностью, не выделяло особенности стиля автора, а ограничивалось элементарной демонстрацией самого себя. Так, в стиле поп-арта известный американский художник Энди Уорхол многократно воспроизводил образцы известных товаров (консервированный томатный суп «Кэмбелл», бутылка кока-колы) или портреты короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, кинозвезды Мэрилин Монро. Это подражание серийному производству не несло никакой эмоциональной нагрузки, обесценивало значение образа, превратив его в заурядный декоративный элемент.
Появляется и такое экстравагантное направление, как боди-арт. Марсель Дюшан, упоминаемый выше, покрывал себя пеной для бритья, чтобы изменить свою внешность, выбривал себе на голове звезду, стремясь таким экзотическим способом преобразовать свое тело в некое произведение искусства. Его последователь Пьетро Мандзони (1934-1963) в 1961 году задумал создать из некоторых людей «живые скульптуры». Он подписывал их и прилагал сертификат подлинности. В основном искусство боди–арт 60-70-х годов отдавало предпочтение мазохистским приемам. Постмодерн 80-х получил импульс к дополнительному развитию в связи с появлением потребности в чем-то более простом для понимания, что могло бы вернуть и художнику, и зрителю способность получать удовольствие от живописи. В художественной культуре ощущалась ностальгия по полотнам, краскам, образам, которые делали бы понятными идеи художника. В этой связи несколько слов необходимо сказать о таком направлении, как граффити. Данное название получили картины на стенах, пользующихся дурной славой кварталов и метрополитена Нью-Йорка. Это было своеобразным выражением народной бунтарской культуры андеграунда, стихийно развивавшейся под ритмы рэпа и брэйк-данса. Граффити впервые получили официальное признание, когда художник Штефан Айнс (родом из Австралии) открыл галерею альтернативного искусства в самом опасном районе Нью-Йорка – Южном Бронксе. Вскоре граффити заняли свое место в наиболее эксклюзивных галереях Нью-Йорка, утратив, таким образом, свою агрессивность.
Культура и искусство на пороге нового столетия и в его начале поражает своим разнообразием и изобретательностью мастеров многочисленных направлений. В 80-е годы ХХ в. живопись вернулась в художественные галереи. Бурное развитие получили фотография и телевидение, в частности, видео-арт – съемка материалов с использованием нескольких видеокамер и телевизионных аппаратов. Новое направление появилось у промышленного дизайна. Наряду с видеоискусством все большую роль начинает играть компьютерное искусство (или компьютерная графика), способное синтезировать образы и имитировать трехмерную действительность, в чем особенно заинтересована мультипликация. Так, компания «Уолт Дисней» сняла объемный компьютерный фильм «Игрушечная история» (1995). Кроме того, виртуальная реальность завоевывает все более прочные позиции в сфере развлечений, позволяя миллионам подростков и взрослых людей проникать в виртуальный мир видеоигр, в чем есть как позитивные, так и, безусловно, негативные стороны влияния данных феноменов на психологию личности. С появлением масштабной Интер-культуры принципиальные (и положительные, и, к сожалению, разрушительные) изменения произошли в науке, эстетике, повседневной жизни, театральном, киноискусстве, музыке, моде, промышленности, образовательной деятельности – во всех, без исключения областях цивилизационных процессов, межкультурных коммуникаций и деятельности человека.
Раздел III. История и содержание отечественной культуры Тема № 12. Тема: «Особенности русской культуры: Х-ХVII вв.»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|