Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие бытия. Виды бытия. Специфика человеческого бытия





В широком смысле слова категория бытия обозначает сущест­вование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обыч­но понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материаль­ное существование природной и социальной действительности. В та­ком понимании бытие наделяется более содержательным признаком ма­териальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологи­ческим смыслом, используется для решения основного вопроса фило­софии.

Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Как же сформировалась эта категория?

Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыден­ном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практи­ческой деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.

Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выд­винули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.



В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены пред­посылки материалистического и идеалистического истолкования со­держания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит уче­ние о различных формах бытия.

В дальнейшем, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалисти­ческих представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного мате­риала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - пози­ция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона".

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует пре­дельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объектив­ные условия деятельности человека, куда входит и его духовная дея­тельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;

2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие со­циального /общественного/.

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социаль­ные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия чело­века, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индиви­да, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении обществен­ного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент ста­новится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия ре­шать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общест­венное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно пред­ставляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращаю­щими его в особое материальное образование.

Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общест­венного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойст­вам материи, только тогда, когда представлена в системе ма­териальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, об­щественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функцио­нировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее заме­чание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент об­щественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяю­щую понятие социальной формы движения материи как целостной харак­теристики исторического процесса, и темах, посвященных философ­скому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основ­ные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духов­ное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реаль­ность, действительность предзаданную сознанию и действию конкрет­ных индивидов и поколений людей.

Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвя­зи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.