|
Понятие бытия. Виды бытия. Специфика человеческого бытияВ широком смысле слова категория бытия обозначает существование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологическим смыслом, используется для решения основного вопроса философии. Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии. Как же сформировалась эта категория? Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыденном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практической деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира. Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное. Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выдвинули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию. В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены предпосылки материалистического и идеалистического истолкования содержания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит учение о различных формах бытия. В дальнейшем, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалистических представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного материала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - позиция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона". Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования. Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов; 2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие социального /общественного/. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие. как таковое. Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении общественного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общественное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно представляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращающими его в особое материальное образование. Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общественного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойствам материи, только тогда, когда представлена в системе материальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, общественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функционировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее замечание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент общественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяющую понятие социальной формы движения материи как целостной характеристики исторического процесса, и темах, посвященных философскому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно. Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвязи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|