|
Андрей Евгеньевич Личко 1977 год.
14. Типы неправильного воспитания детей, роль в формировании акцентуированных черт характера, неврозов, девиантного поведения.
1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. 3.Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок. 15. Интеллект, составные части (предпосылки, собственно интеллект, психический инвентарь). Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие,память, представление, мышление, воображение. К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации сознание память 16. Социальная составляющая индивидуума: личность, ее основные качества. Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной единством биологического, социального и психологического. Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала. Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, характеризующийся неповторимым типом взаимоотношений с социальной деятельностью и высокой степенью самосознания – сознания своей общественной принадлежности. Основные качества личности: o интеллектуальные; o волевые; o эмоциональные. Интеллектуальные качества человека — совокупность знаний человека, его взгляды, жизненные позиции, принципы. Волевые качества связаны с мотивами, побуждающими человека к действию, проявлением способностей, расположенностью к другим людям. Эмоциональные качества — разнообразные нервные возбуждения, переживания, чувства, связанные с моральными ценностями (добро, зло, честь, долг, любовь, дружба и т. д.). Особо важные социальные качества. o справедливость; o ответственность; o правосознание. Справедливость — категория общественного сознания, понятие о должном в социальном, нравственном и безнравственном; стремление верно судить о человеке, умение с читаться с особенностями людей. Ответственность — нравственно-психологическое качество, присущее свободной и зрелой личности, обязанность человека отвечать за свою жизнь, ее содержание и направление. Правосознание — стремление человека выполнят ь свои гражданские обязанности, уважительное отношение к праву и закону. Следует учитывать, что одни субъективные факторы заложены генетически, другие — приобретены в процессе воспитания и накопления опыта. 17. Современные концепции личности. Вклад отечественных (В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский) и зарубежных ученых (З. Фрейд, К. Юнг). Современные концепции личности. Основные тезисы. Основные функции теорий личности: 1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие -либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений 2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся. Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека. Отечественные теории личности: А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продуктопределяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность. В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее. Зарубежные теории личности Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, аналь ная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого". Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. 18. Роль личностных факторов в возникновении психических расстройств. Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом. Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы. Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне). Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности: сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и педагогов с детьми. Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются эмоциональная стабильность,выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями), самоэффективность, локус контроля и др.
Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. Устойчивые свойства личности Темперамент Характер Способности Мотивация 19. Понятие психической травмы: определение, классификация, роль в развитии психогенных расстройств. Психическая травма - это определенные повреждения психики, вызванные кем-то или чем-то, в результате которых возникает нарушение нормального функционирования человеческой психики. Понятие психической травмы включает в себя жизненное событие, которые затрагивает важные для жизнедеятельности индивидуума стороны его психики, что является причиной возникновения глубоких психологических переживаний, в результате чего могут возникнуть адаптационные нарушения человека и расстройства, которые связаны с возникшей стрессовой ситуацией. Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6] По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: 2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи): 4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности. 20. Механизмы психологической защиты, преимущества и недостатки. Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|