Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика российских инновационных стратегий





Силовая стратегия массового и стандартного производства

Отечественные виоленты – это конечные производи­тели сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие мас­штабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолентов в соревновании с за­падными фирмами – узкий производственный фокус и чрез­мерное количество однопрофильных предприятий.

 

Пример

Выпускающие современные универсальные истребители-бомбардировщики типа «Миг» и «Су» компании «МАПО» и АВПК «Сухой» - наиболее яркие представители отечественных виолентов. Их продукция на равных конкурирует на мировом рынке с аналогичными изделиями могущественных американских и европейских фирм.

То же можно сказать о российских производителях вертолетов «Ми» и «Ка». На рынках космической техники и услуг выделяются крупные отечественные виоленты первого звена - РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, научно-промышленный потенциал которых естественным образом выдвигает их в число ведущих мировых компаний в сферах производства ракетоносителей, околоземных спутников и космических станций.

 

Организациям-виолентам присущи две зоны конку­ренции: производство традиционной продукции и инноваци­онная стратегия– производство новой продукции (табл. 3.7). Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизованная продук­ция. Большое значение для обеспечения конкурентных пре­имуществ имеет снижение издержек за счет эффекта мас­штаба, и посредством формирования спросовых предпочте­ний потребителей благодаря рекламным кампаниям. Нако­нец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в фи­нансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).


Таблица 3.7

Типология конкурентных стратегий оборонных компа­ний-виолентов

Зона конкуренции Конкурентные стратегии Основной эффект в конкурентной борьбе
Способ конкурен­ции Метод реализации способа конкурен­ции
Производство традицион­ной продукции Экономия на из­держках Горизонтальная интеграция Реализация положительного эффекта масштаба
Инновационный подход: разработка новой продукции Дифференциация продукции и тех­нологий Вертикальная ин­теграция и дивер­сифика­ция Реализация синергического эффекта в результате объединения технологичес­ких потенциалов разных фирм

Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш)

Зона сосредоточения компаний- патиентов в оборон­ном комплексе России – это многочисленные предприятия, произ­водящие готовые узлы и комплектующие для конечных во­енных систем или вспомогательные управляющие устрой­ства в области информатики, связи, навигации и т.д.

Производственная специфика данных отраслей предо­пределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама)российские патиенты преуспе­вают только в первом. Именно обладание уникальными тех­нологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занимать заметные конку­рентные позиции на мировом рынке.

Новаторская стратегия

Оборонный комплекс является непосредственным ин­кубато­ром по выращиванию фирм- эксплерентов. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предпри­ятия просто начинены различными технологическими разра­ботками, вполне пригодными для того, чтобы революциони­зировать многие отрасли производства. К сожалению, управ­ление ин­новационным процессом коммерциализации имею­щихся у нас высокопрогрессивных технологий отличается низкой эффективностью, как на микро-, так и особенно на макроэконо­мическом (государственном) уровне.

Стратегия мелких фирм

Коммутантная стратегия изначально неадекватна на­учно-производственному и маркетинговому потенциалу обо­рон­ных компаний, ибо они предназначены для работы на обще­национальный и глобальный рынки. Приспособиться к ло­кальным потребностям мелкого рынка, готовность к быст­рой смене деятельности у оборонных компаний не самая вы­сокая, поскольку они отягощены крупными производствен­ными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма спе­циализированной рабочей силой и т.д. Однако масштаб­ные конверсионные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влия­нием современного НТП открывают перед бывшими обо­ронщиками перспективы выживания именно на пути под­страивания под конкретный локальный спрос. Например, ры­нок телефонной связи из единого «проволочного» превраща­ется в глобальный телекоммуникационный. При этом опре­деленные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.

Своеобразная форма коммутантной рыночной страте­гии возникает тогда, когда оборонные предприятия адапти­руют импортные технологии к конкретным местным или от­раслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.

 

Пример

Федеральный научный центр «ГосНИИАС» в прежние годы, будучи элитным обо­ронным научно-исследовательским учреждением, разрабатывал системы авиационных вооружений, имея 100%-й государственный оборонный заказ. В начале 90-х годов он одним из первых начал конверсионную кампанию, которая завершилась относительно ус­пешно (по крайней мере, в сравнении со многими другими научными организациями авиапромышлен­ности). Теперь госзаказ составляет 20-25% полу­ченных доходов, приблизительно столько же дают субподрядные работы по зарубежным контрактами примерно 50% - различные конверсионные и дивер­сификационные проекты.

Стратегический ориентир в процессе конверсии руководство Центра видит в создании собственных рыночных сегментов, а не в конкуренции на уже поделенных рынках. Например, вступая на рынок бортовой электроники, компания осознавала его сверхконкурентный характер, особенно в условиях глобализации российской экономики. Поэтому фирма выбрала себе узкую незанятую нишу: инте­грация авионики американской компании «Коллинз» на отечественные пассажирские лайнеры «Ту-204» и «Ил-96».

Таким образом, ГосНИИАС за относительно ко­роткий срок (5-7 лет) испытал резкий поворот в своей конкурентной стратегии. Из компании-вио­лента, действующей в области авиационных воору­жений, он превратился в диверсифицированного коммутанта, играющего на глобальном рынке свя­зующую роль. Предоставляя свои наукоемкие и уни­кальные в некотором роде технологические услуги, фирма соединяет усилия западных и отечественных виолентов авиационного рынка.

Комбинация стратегий

Российским инновационным организациям прихо­дится про­являть большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в ос­новном па­тиенты, так как занимают узкоспециализирован­ную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои но­вые продукты в силу ограниченного спроса. По своим мно­гочисленным уни­кальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мел­косерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением ло­кальных регио­нальных или муниципальных потребностей, а также оказа­нием различного рода услуг, оборонные организации осуще­ствляют стратегию коммутантов.

 

Пример

Известное НПО «Машиностроение - государственное унитарное предприятие, располо­женное в подмосковном городе Реутово, гордится тем, что не стало разбрасываться на сомнительные конверсионные затеи и сохранило передовые пози­ции в космической индустрии.

Во главу угла своей стратегии фирма ставит про­изводство уникальной наукоемкой продукции ее традиционного профиля. Проект космической стан­ции «Алмаз-1Бис», чрезвычайно наукоемкой сис­темы, продолжает разрабатываться, благодаря пе­рераспределению доходов от других видов дея­тельности - гражданских разработок, осуществляе­мых в результате конверсии коренных военных техно-

логий (например, на устройство для очистки воды имеется огромный спрос, в том числе и в зарубеж­ных странах).

Фирма в состоянии продуцировать новейшие технологические разработки, может ор­ганизовать их опытное изготовление, но запустить их в серийное производство не в состоянии. Это со­вершенно естественная стратегия поведения для компании-патиента, чей узкоспециализированный профиль заключается в производстве уникальных космических спутников.

Само НПО «Машиностроение» не в состоянии стать виолентом, но оно вынуждено использовать комбинацию патиентных (на космическом рынке), эксплерентных (на рынке очистных устройств и дру­гих разработок) и коммутантных (в строительстве) стратегий.


Заключение

Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных, глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами. При этом внимание должно быть обращено главным образом на организации оборонного комплекса, где имеются современные наукоемкие технологии, в ряде случаев не имеющие аналогов в зарубежной практике.

К началу 1997 года государство курировало оборонный комплекс, охватывающий более 2000 организаций. Из них в полной государственной собственности было более 400, около 500 – с контрольным пакетом акций и 500 – с «золотой» акцией у государства. Имеется также примерно 800 организаций с преобладанием негосударственной собственности. Многочисленность оборонных организаций и разнообразие их функций в процессе создания конечной продукции предопределяют потенциальное множество стратегий конкурентного поведения при интеграции в общемировой рынок. От этого же зависят инновационные преобразования и выбор организационных форм инновационной деятельности.


Вопросы к разделу 3

1. Опишите основные виды инновационных стратегий.

2. Представьте классификацию типов конкурентного поведения фирм.

3. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-виолентов?

4. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-патиентов?

5. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-эксплерентов?

6. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-коммутантов?

7. В чём заключается специфика российских инновационных стратегий?

 


 

 


Перечень слайдов

3.1 Инновационные стратегии организации

3.2 Виды инноваций, отражаемые в матрице Ансоффа “старые/новые товары и технологии - старый/новый рынок”

3.3 Инновационная часть базовых стратегий роста фирмы

 



Слайд 3.1

Инновационные стратегии организации

    Предприятие    
Новые ресурсы ® Ресурсы Функции: Продукты ® Новая продукция
          НИОКР;          
Новые технологии ® Производство; ® Новые технологии
          Реализация;          
Новые структуры ® Обслуживание ® Новые услуги
          Организация: технология / оргструктура Управление: общее/функцио­нальное/проект­ное          
Новое управление ® ® Новые рынки
       
                           

 

 

Слайд 3.2

Виды инноваций, отражаемые в матрице Ансоффа
“старые/новые товары и технологии - старый/новый рынок”

Рынок Товары и технологии
Известные(старые) Новые
Известный (старый) Ситуации при интенсивном росте за счет глубокого проникновения на данный ры­нок, концентрации потенциала на от­дельных секторах (сегментах). Реализуются локальные инновации. Риск минимален. Ситуации при горизонтальной диверсифи­кации и развитии товара Успех и риски зависят от реализации кон­структорских и технологического инно­ваций и ноу-хау фирмы
Новый Ситуации при развитии рынка. Риск коммерческий (рыночный), успех определяется маркетинговым ноу-хау фирмы. Ситуации при конгломеративной диверси­фикации. Реализуются конструкторская, технологи­ческая и маркетинговая инновации. Риски суммируются (максимальны)

 

 


Слайд 3.3

Инновационная часть базовых стратегий роста фирмы

Базовые (эталонные) стратегии роста фирмы
                     
Группа стратегий ин­тенсивногороста   Группа стратегий интеграцион­ного роста   Группа стратегий диверсификационногороста   Группа стратегий сокра­щения
             
Глубокое проникно­ве­ние (усиление позиции) на данный рынок с дан­ным продуктом.   Вертикальная интегра­ция вниз (с поставщиками)   Конструкторская («центрированная») диверсификация   Сокращение из­держек
Локальные инноваци­онные стратегиив связи с изменением со­стояния элементов фирмы   Организационная инно­вация: слияние, погло­щение, альянсы с по­ставщиками и снаб­женческими фирмами   Конструкторская (продуктовая) иннова­ция (новый продукт, старая технология, старый рынок)   Локальные инновации (новые ма­тери­алы, тех­ноло­гии и др.)
             
Развитие рынка   Вертикальная интегра­ция вверх (с потребителями)   Конструкторско-техно­логическая (горизонтальная) дивер­сификация   Ликвида­ция струк­турных звеньев
Маркетинговая инно­вация (новый рынок - старый товар)   Организационная инно­вация: слияние, погло­щение, альянсы с по­требителями и сбыто­выми фирмами   Конструкторская и технологическая инно­вации (новый продукт, новая технология, ста­рый рынок)   Органи­зационные и управлен­ческие инновации
             
Развитие продукта (товара)   Горизонтальная интеграция (с отраслевыми организациями-конку­рентами)   Конгломеративная («чистая» или полная) диверсификация   Сокраще­ние кадров
Продуктовая иннова­ция (новый товар - старый рынок)   Организационная инно­вация: слияние, погло­щение, альянсы с разрабатывающими и произ­водящими организа­циями отрасли   Конструкторская, тех­нологическая и марке­тинговая инновации(новый продукт, новая технология, новый ры­нок)   Технологическая, организа­ционная и управ­ленчес­кая инновации







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.