Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные черты и сферы деятельности





Основные черты. Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ре­сурсной силой и, естественно, им свойственно силовое кон­курентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. А фирму, ведущую себя таким образом, назы­вают виолентом.

Такие фирмы обладают крупными размерами, боль­шой численностью работающих, многочисленными филиа­лами и дочерними предприятиями, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьёзные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.

Продукция виолентов обладает высоким качеством, обеспечиваемым высоким уровнем стандартизации, унифи­кации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству, имеет, как правило, глобальный характер. Многие виоленты представляют собой транснацио­нальные компании. Действуют виоленты на олигополистиче­ском рынке.

Сферы деятельности и типы виолентов.

Сферы дея­тельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встре­чаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фар­мацевтике, обслуживании и т.д. Их типы четко можно выде­лить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:

1) «гордый лев» - самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2) «могучий слон» - менее динамичное развитие с рас­ширением диверсификации как компенсации потери позиции лидера в какой-либо отрасли;

3) «неповоротливый бегемот» - виолент, утративший динамику развития, увлекшийся чрезмерно широкой дивер­сификацией и распылением сил.

Роль виолентов в экономике и инновационном процессе

Роль в экономике. Крупные организации постоянно подвер­гаются критике за консерватизм, бюрократизацию, расточи­тельность, неуправляемость. Однако при всех своих недос­татках они являются стержнем любой современной раз­витой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же соз­дают от 1/3 до 1/2 валового национального продукта (ВНП), производи­мого в этих центрах мировой экономики, и выпус­кают более половины всей промышленной продукции.

Наряду со слабыми сторонами, виоленты, несомненно, обладают многими преимуществами.

Инновационная роль виолентов. Область научно-тех­нической деятельности виолентов, как и государственных компаний, – предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс. А рискованные прорывы в не­известное – шанс эксплерентов. В основном, это выражается в проведении виолентами плановых поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаментальных, особенно в фармацевтической промышленности) и создании очередных новых моделей и модернизации (улучшения) ранее выпус­каемой техники. Это инновационные продуктовые страте­гии.

Для крупных фирм жизненно важное значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов.

Не отказываются виоленты подключиться к производ­ству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.

Эволюционный путь развития

Исследуя поведение крупных компаний и эволюцион­ный путь их развития, Х. Фризевинкель выделил в соответ­ствии с эта­пами развития три типа крупных корпораций и назвал их «гордыми львами», «могучими слонами» и «неповоротливыми бегемотами».

Новые крупные фирмы чаще всего появляются в но­вых отраслях или подотраслях, а в международных масшта­бах – в новых, динамично развивающихся странах. Создание виолента требует крупномасштабных инвестиций. Именно таким образом появилось много крупных организаций в ряде отраслей век назад, сформировались виоленты в индустри­альных странах (например, в Японии, Южной Корее), появи­лись они и в новейших отраслях (компьютерной, биотех­ноло­гии). Для успеха на рынке крупная корпорация должна осу­ществить взаимосвязанные инвестиции в трех направле­ниях:

1) создание крупного производства;

2) создание общенациональной, а затем и интерна­циональной сбытовой и маркетинговой сети;

3) создание эффективного управленческого аппарата.

 

Пример

Россия известна в мире как поставщик всевозможных новых идей и изобретений. Но она также известна тем, что очень редко доводит эти идеи до крупного производства - нет своевременных инвестиций. Первый паровоз, так и оставшийся на Урале; изобретение радио - приоритет за А. Поповым, а во всем мире оно считается детищем фабриканта Г. Маркони; «сухая» технология произ­водства цемента; непрерывная разливка стали; те­левизор; радар и т.д.

 

Виоленты приобретают черты «гордых львов» – фирм с чет­ким производственным профилем и малой диверсифи­цированностью (не проникает в смежные отрасли и подотрасли). Однако в выпуске «своего» массового товара «львы» относятся к технологическим лидерам. Особенности их пози­ций на рынке: технические или организационные преимуще­ства в важном и перспективном сегменте рынка. Например, «Филипс» главенствовал в производстве ламп, «Тойота» – компактных автомобилей, СП «Хруничев-Локхид» - ракето­носителей для тяжелых коммерческих спутников.

Сила «львов» – концентрация на узком, но массовом и перспективном круге товаров; больших расходах на НИОКР и создании мощнейших научно-исследовательских структур, которые, как ядро организации, не исчезают ни при каких об­стоятельствах.

«Гордый лев» запускает крайне выгодный для него механизм «самоускоряющегося роста»:

1) массированное вторжение на рынок с новым каче­ственным продуктом по доступным ценам, например, про­граммы «Windows» корпорации «Майкрософт», являющейся самой распространенной операционной системой для персо­нальных компьютеров (ПК). Вскоре появились первые мил­лионы пользователей;

2) далее начинается процесс самоускоряющегося роста. Для уже известной операционной системы стало выгодно писать конкретные приложения, чем сразу же занялись ты­сячи программистских фирм;

3) это стало для потребителей дополнительным аргу­ментом в пользу приобретения программы «Windows», через которую они получили доступ к массе совместимых с ней других программ;

4) объем продаж вырос, число пользователей увели­чилось, издержки на одну копию сократились, цена снизи­лась, что вновь подогрело интерес программистских фирм и т.д. С каждым витком самоускоряющегося роста «фирма-лев» все дальше отрывается от конкурентов. Динамичные «львы» наиболее агрессивны в конкуренции в верхнем эшелоне «пирамиды корпораций».

Пирамида ведущих фирм в отрасли и в стране. Промышленность индустриальной страны обычно опреде­ляют 100-200 крупных фирм. Эти крупные фирмы опреде­ленным образом структурированы, выстроены в виде пира­миды. Во-первых, они распределены по отраслям. Во-вторых, в каждой отрасли устанавливается своя иерархия: лидер, ряд вице-лидеров и остальные. По каким количественным при­знакам провести их разделение? Прежде всего устанавлива­ется: кто из них является лидером в отраслях, кто занимает вторые места, кто принадлежит к первой пятерке, десятке, двадцатке, кто входит в список 50, 100, 200, 500 крупных компаний (организаций) страны. Далее могут многое сказать доли в общем списке первых 10, первых 20 фирм. Среди крупных фирм отрасли нет даже примерного равенства сил. Даже очень известные компании малы и слабы по сравнению с доминирующей фирмой. Чем дальше от вершины пира­миды, тем меньше разница ближайших по величине фирм.

 

Пример

Усредненные цифры по многим странам и отраслям [Юданов, с.124] показывают, что вторая по величине компания уступает лидеру примерно в 2 раза. На рубеже 90-х годов, например, в автомо­билестроении США лидер был крупнее фирмы №2 в 1,5 раза, в нефтяной промышленности - в 1,7 раза, в химии отрыв был 2-кратным, в электронике – 4-крат­ным, а в производстве компьютеров – 5-кратным. Еще сильнее отстают от лидеров все последующие фирмы: третья по величине - в среднем в 4, четвер­тая – в 5, пятая – в 7 раз.

Результаты подсчетов по спискам крупнейших ком­паний США, ФРГ, и Швеции: в первой десятке каж­дая фирма в среднем превосходит следующую по величине более чем на 10%. Разрыв между корпо­рациями, замыкающими список 50-100 крупнейших компаний, существенно меньше (около 2% и 1% со­ответственно). Наконец, обороты фирм, занимаю­щих последние места в числе 200 и 500 крупней­ших, отличаются друг от друга на доли процента.

 

Структура пирамиды компаний очень подвижна, рей­тинг фирм, особенно на нижних и средних этажах, часто ме­няется. Од­нако на вершине царит сравнительная стабиль­ность. Как правило, за 10-15 лет в списке 10 ведущих фирм какой-либо страны появля­ется не более 1-2 не входивших в него ранее компаний.

Потенциал роста того сегмента рынка, в котором дина­мично развивался «лев», рано или поздно иссякает. Активная эво­люция виолента заканчивается, и он переходит в позицию «могучего слона», когда фирма-виолент утрачивает дина­мизм, но взамен обретает повышенную стабильность. В этом состоянии он может существовать ряд десятилетий. Устой­чивость обеспечивается в основном тремя факторами:

1) большими размерами;

2) диверси­фикацией;

3) наличием широкой международной сети филиалов.

«Могучему слону» в условиях стабильного существо­вания свойственна эффективная тактика «ловкого вто­рого». Быть все время первым в выпуске новинок при жест­кой конкуренции невоз­можно. Риск первопроходца велик, а крупное производство риско­вать не может.

Часто «слоны» избегают роль первого на первых порах появления нового товара на рынке, но они рядом, на вто­рых ролях. Ведущие корпорации включаются лишь тогда, ко­гда успех новинки заметен. Тогда они оттесняют компанию-новатора и начинают иг­рать первую роль. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведе­ния наибольшую вы­году. Открытие, изобретение имеют в основном научно-техническое значение, коммерчески выгодным оно стано­вится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях, то есть глубокой диффузии. Как раз здесь проявля­ются преимущества «виолента-слона». Благодаря широко ди­версифици­рованному и массовому производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу из применения но­винки в самых различных областях.

 

Пример

Показательно мнение долголетнего главы «ИБМ» Т. Вотсона мл.: «В истории «ИБМ» успех часто обеспечивали не технологические новшества. К сожалению, в очень многих случаях мы были вторыми в их внедрении. Но технология оказалась менее важна, чем методы сбыта и продажи… Мы систематически продавали больше, чем те, кто имел лучшую технологию, поскольку знали, как объяснить дело клиенту, как помочь с внедрением машин и как привязать к себе клиента после покупки. Секрет нашего подхода к сбыту: «системное знание».

 

Для реализации указанного подхода «виолент-слон» создает у себя специальные структурные звенья стратегиче­ской разведки, следящие за продвижением и коммерциализа­цией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал. Общая цель метода следования за лидером - снижение риска инно­вационной деятельности и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного поиска подражанием проверен­ным образцам (это делается не только мелкими, но и круп­ными фирмами).

Ситуация «льва» – быстро развивается весь бизнес. Ситуация «слона» – удачно развиваются лишь некоторые на­правления деятельности, а другие отстают. Со временем ди­намизм «слона» падает. Падает его созидательная способ­ность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого беге­мота». Первосортные коммерческие разработки в одних отраслях всё чаще в других областях вынуждают ограничи­ваться ролью середняка. Наблюдается явное распыление сил. Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утра­чивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины:

1) стра­тегические ошибки, связанные со слишком широкой ди­версификацией и соответствующим распылением сил;

2) об­щий упадок от­расли, омертвление капитала, отсутствие перспективы произ­водства.

Ситуацию в ряде случаев ещё можно поправить за счет стратегии дезинвестиции, то есть избавления от убы­точных производств и снижения издержек в сохраняемых организациях.

Примечание:

Порядок идентификации этапа развития виолента и отнесе­ние его к одной из подгрупп («львам», «слонам» и «бегемотам») следующий:

1) дается описание состояния виолента и характери­стика отраслевого рынка;

2) заполняется морфологическая матрица (табл. 3.3);

3) проводится анализ морфологического описания и с использованием табл. 3.4 устанавливается соответствие опре­деленному типу виолента.

Порядок идентификации традиционен: сначала запол­няется морфологическая матрица, табл. 3.5, а затем по табл. 3.6 ус­танавливается тип виолента.


Таблица 3.3

Морфологическая матрица идентификации виолентов
по этапам эволюционного пути развития

Признаки состояния Значения признаков
1) Продолжительность пребывания на стадии Десятилетия До 10 лет Несколько лет
2) Рост компании и его устойчи­вость Быстрый, но не устойчивый Средний, но ус­тойчивый Отсутствует
3) Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли) Очень широкая Широкая Слабая
4) Инновационная активность Лидер по ряду на­правлений Лидер по 1-2 на­правлениям Нет лидерства
5) Размеры фирмы Особо крупные размеры Крупные размеры Сохраняют боль­шие размеры
6) Наличие сети зарубежных филиа­лов Большая сеть Небольшая сеть Нет сети
7) Динамизм развития и его устой­чивость Высокий, но не устойчивый Средний, но ус­тойчивый Низкий
8) Типичная стратегия, тактика и метод Метод «самоус­коряющегося роста» Тактика «ловкого второго» Дезинвестиция
9) Стремление быть первым Присутствует Необязательно Отсутствует
10) Степень извлечения пользы от инноваций Максимальная Невысокая Малая
11) Расходы на НИОКР Крупные Средние Малые
12) Характер конкуренции Агрессивный Нишевый Пассивный
13) Потенциал роста сегментов рынка Большой Средний Низкий
14) Диверсификация Очень широкая Широкая Почти нет

 


Таблица 3.4







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.