|
Характеристики виолентов по этапам эволюционного развития
Таблица 3.5 Морфологическая матрица идентификации роли фирм-виолент
Таблица 3.6 Характеристики виолентов по их роли в конкурентной борьбе
Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка Конкретная ситуация Вторым возможным партнером для инновационной организации могла бы стать средняя фирма «Химические препараты» с родственным профилем, которая видит себя в выпуске изделий на узкий сегмент рынка, для чего она занимается дифференциацией своей продукции под нужды этих групп потребителей, то есть – это фирма-патиент. Вопросы и задания по ситуации: 1) в чем инновационная роль фирм-патиентов? 2) каковы стадии жизненного циклафирмы-патиента и к какой стадии относится фирма «Химические препараты»? 3) каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)? Разновидности и инновационная роль специализированных фирм Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия – это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши – узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: 1) ставка на дифференциацию продукта; 2) необходимость сосредоточения максимума усилий на узком сегменте рынка. Дифференциация продукции – шаг навстречу потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия товара в качестве, сервисе и рекламе. При специализированном производстве запас конкурентоспособноститовара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее.
Пример «ИБМ» потерпела поражение в гонке по созданию суперкомпьютеров от специализирующейся именно в этой сфере небольшой «Крей рисерч», патиента. Суперкомпьютеры делаются штучно - во всем мире их установлено всего несколько штук, а используются они в основном военными, метеорологами и авиаконструкторами. И стоит каждая машина десятки миллионов долларов. Прибыльность очень велика. Однако и издержки их производства велики. По престижным соображениям ИБМ долго не хотела покидать этот сегмент рынка. Но сильнейшие инженеры компании работали над более массовой продукцией - большими компьютерами (мейнфреймз), рабочими станциями и персональными компьютерами, от успехов в выпуске которых зависела судьба концерна. А к началу 90-х годов пришла и пора жесткой экономии средств. В условиях падения спроса на мейнфреймз и ценовой войны на рынке персональных компьютеров ИБМ впервые в своей истории понесла миллиардные убытки. В 1993 г. ИБМ после десятилетий соревнования с «Крей» ушла с рынка, прекратив финансировать разработку нового поколения «числогрызов» (сленговое обозначение супер-ЭВМ). А уже 1994 г. принес сенсацию - суперкомпьютеры начали использовать для расчетов биржевой игры. Все выгоды от появления нового слоя богатых клиентовполучила «Крей» - «хитрая лиса», победившая гиганта. Эволюционный путь развития Прежде всего, необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. Далее требуется сформировать нишу. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: - уникальный технологический опыт; - особая сбытовая сеть; - исторический престиж марки. На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам. Параллельно нарастают опасности для зрелого патиента: 1) старение знаний и инновационных капиталов. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность - патиент много вложил в узкую нишу, обладает преимуществами, только пока ниша существует, – он стал заложником этой ниши. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна. Примеры: кварцевые часы погубили множество производителей механических часов; комбинация компьютер плюс принтер многократно сократила спрос на пишущие машинки; в производстве приборов стала главным узлом электронная, а не механическая часть, и производство ушло от механических заводов (даже имеющих сверхвысокоточное оборудование) к электронным фирмам. Везде причина одна - обесценились прежние конструкторско-технологические знания. 2) опасность захвата. Для большинства специализированных компаний рыночный успех превращает их в объект поглощения. Численность занятых от 200 до 500 (типичная для патиентов) является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям. Крупная фирма, поглотив патиента, приобрела организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать – потеряется способность к самообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и патиент как бы продолжает свое самостоятельное существование. Пример: английский производитель дорогих спортивных автомобилей «Ягуар» сначала был поглощен концерном «Бритиш Лейланд», потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав «Форда», однако традиции знаменитой марки сохранились. Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям: 1) стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах. 2) смена стратегии и превращение в крупного виолента. 3.6 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций Конкретная ситуация Наша фирма – вновь созданная молодая неопытная инновационная фирма. Было бы хорошо рассмотреть свои дела с подобной, но более опытной и мощной фирмой, например, с фирмой-эксплерентом «Прогресс». Вопросы и задания по ситуации: 1) какова инновационная роль фирмы-эксплерента? 2) каковы стадии жизненного циклафирмы-эксплерента и к какой стадии относится фирма «Прогресс»? 3) каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)? Инновационная роль Фирмы-эксплеренты – в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике – инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и даже «утечка мозгов» за границу. Эволюционный путь развития Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако в данной фирме-пионере идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, в большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок пока ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес – это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя всё это важно. Деятельность фирмы подчинена главной её задаче – подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу дорыночный этап, имеет скрытый характер.
Пример Дональд Т. Валентайн, один из отцов-основателей плеяды фирм-эксплерентов в области электроники и производства компьютеров, в 1983 г. изучил возможность своего подключения к финансированию модного тогда биотехнологического бизнеса. Результат был отрицательным. «Не было рынка; было выявлено очень мало проблем, которые можно было решить с помощью подобной технологии; во главе проектов стояли ученые. Мы осмотрели примерно 40 фирм без менеджмента, без идентифицированного рынка, без подготовленного продукта, но с огромным интересом к проведению исследований». Д.Т. Валентайн отказался от финансирования. И, как показало будущее, с полными основаниями: в течение первых же 3-х лет 90% компаний разорилось и, по крайней мере, до 1990 г. отрасль оценивалась как неприбыльная.
На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудный и рискованный процесс внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов. Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею в инновационный продукт, вступает во второй этап развития - период бурного подъема.
Примеры Внедрив в свои компьютеры новую элементную базу, американская фирма «Компак компьютер» всего за 7 лет смогла увеличить свой оборот со 111 млн. долл. до 3 млрд. долл. (рост почти в 30 раз!) и превратилась в крупный концерн с 6 тысячами занятых и заводами в США, Шотландии и Сингапуре. Схожее взрывное развитие демонстрируют и другие удачливые производители компьютеров. Впервые войдя в число 500 крупнейших американских корпораций в 1980 г., «Вэнг» к 1987 г. - в короткий период торжества созданного этой фирмой класса мини-компьютеров - обогнал свыше 300 фирм и занял 146-е место. Благодаря изобретению персональных компьютеров «Эппл» совершил столь же масштабный рывок всего за 5 лет.
С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Все дело в потребительской ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. Производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль (подобный анализ причин успеха новых товаров на рынке впервые проделал К. Маркс). У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становятся все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».
Пример В производстве персональных компьютеров первоначально отставший от своих мелких соперников гигант «ИБМ» быстро ликвидировал отрыв и всего лишь за 2 года превратился в лидера их выпуска. Его доля, еще в 1982 г. уступавшая доле сильнейшей из фирм-пионеров, к 1984 г. в три раза превысила ее. Причина поражения эксплерента: «ИБМ» умело использовала внутрифирменные стандарты (знаменитый ИБМ-совместимый стандарт) и обеспечила совместимость с машинами более высокого класса, что дало возможность потребителям в свою очередь использовать наработанный за десятилетия банк программ. В таком подходе преимущество ветерана компьютеростроения «ИБМ» над новичками неоспоримо.
Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.
Примеры 1. Лишь небольшое замедление роста электронной промышленности в конце 80-х годов привело на грань банкротстваили потери самостоятельности знаменитые фирмы «Вэнг», «Контрол дейта», «Нэшнел семокондактер», «Никсдорф». А к 1997 г. стало ясно, что шансы на выживание утратил и последний, самый знаменитый и удачливый из первооткрывателей персональных компьютеров - фирма «Эппл». 2. Другой вариант вытеснения пионеров был на практике реализован в биотехнологии. Плодами первопроходческой деятельности здесь также воспользовались крупные фирмы. На сей раз их оружием была финансовая мощь, – они просто скупили пионеров. К середине 90-х годов почти все успешно действующие биотехнологические компании были поглощены ведущими химическими или фармацевтическими корпорациями и продолжили свою деятельность уже в роли автономных подразделений концернов.
Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.
Пример Одна из самых успешных компьютерных фирм США - «Компак компьютер» уже на самых ранних этапах своего существования выдвинула лозунг: «Мы являемся не мелкой фирмой с большими планами, а крупной компанией в стадии формирования». 3.7 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса Конкретная ситуация Возможность поиска стратегического партнера реализуется через обращение к фирмам-коммутантам. Фирма «Атлас» представляет собой небольшое предприятие. Оно занимается подражательством в выпуске ряда моделей химических изделий типа фильтрующих устройств. Поэтому фирма «Атлас» может быть интересна для инновационной фирмы. Вопросы и задания по ситуации: 1) основные черты фирм-коммутантов и их разновидности; 2) какова роль коммутантов в экономике и инновационном процессе? 3) описание эволюционного пути развития коммутантов; 4) каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)? 3.7.1 Роль в экономике и инновационном процессе Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой: 1) обслуживание локальных потребностей; 2) выполнение производственной функции на уровне деталей и повышение эффективности крупного производства; 3) наполнение инфраструктуры производственных процессов; 4) стимулирование предприимчивости граждан страны; 5) повышение занятости населения, особенно в непромышленных населённых пунктах. В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всём пространстве. Они берутся за все, что проходит мимо и не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами». Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют как диффузии нововведений, так и их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется. Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений. Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Пример В 1940 году братья Мак и Дик Макдональды открыли на одной из оживленных магистралей небольшую забегаловку, точнее заезжаловку – обычный ресторанчик с обычным годовым доходом в 200 тыс. долл. Братья стали закреплять успех. Само расположение ресторанчика диктовало новую концепцию обслуживания: водитель должен насытиться чуть ли не так же быстро, как его автомобиль - заправиться. Братья решили ограничиться стандартным набором блюд. Были выдвинуты слагающие успеха: 1) качество; 2) низкие цены; 3) сервис. Нововведения заметно ускорили процесс. Далее были спроектированы особые производственные линии, позволяющие резко сократить время приготовления пищи. В 1948 был открыт уже обновленный ресторан. И сразу очередь в 150 человек. К середине 50-х заведение приносило 350 тыс. долл. дохода. Приглашенные специалисты довели обслуживание линий до автоматизма. В 1952 году появилась статья о «фабрике гамбургеров» и братья стали получать до 350 предложений в месяц о деловом партнерстве. В 1954 году с этой системой познакомился Рейнольд Крок, который сразу увидел в ней совершенно новую технологию, годную к массовому тиражированию. Сейчас под маркой «Макдональдс» работают более 23 тыс. ресторанов быстрого питания в 111 странах мира. Эволюционный путь развития Этап I. Становление. Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу. Этап II. Зрелость. Коммутанты традиционного типа, определив себя в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную. Коммутанты- субпоставщики. Сокращение глубины переработки – производственная политика крупных фирм, когда они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам - мелким коммутантам. Коммутанты- подражатели. Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление д женериков и клонов (копий программ). Клон-мейкеры – производители легальных копий продуктов известных фирм как одна из распространенных сфер действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного циклатовара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым, участвуя в процессе их распространения (диффузии). Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т.п. (модернизация нашего вооружения, проданного за границу - Франция, Чехия и т.д., Украина). Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (по западной практике - в 1,5 - 2 раза, в российских условиях - еще ниже). Этап III. Спад и ликвидация. Падение спроса на услуги и товары коммутанта автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству.Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|