Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Показатели инновационной деятельности организации





Статистика инноваций, основанная на единых междуна­родных подходах, начинает отсчет с 1989 г. Инициатором ее стала Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР). Экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую «Семью Фраскати» (г. Фраскати, Италия, известный тем, что в нем странами-членами ОЭСР в 1963 г. было подготовлено Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разра­боток»), включающая рекомендации: по измерению и интер­претации данных балансаплатежей за технологию (1990 г.); по сбору данных о технологических инновациях - Руководство Осло (1992 г.); по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники - Канберрское Руководство (совместно с Евростатом, 1995 г).

В России с учетом ввода рыночной экономики статис­тика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную актив­ность организации, ее инновационную конкурентоспо­собность, можно разбить на следующие группы: а) затратные; б) временные; в) обновляемости; г) структурные.

Затратные показатели:

1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоёмкости продукции фирмы;

2) удельные затраты на приобретение лицензий, па­тентов, ноу-хау;

3) затраты на приобретение инновационных фирм;

4) наличие фондов на развитие инициативных разра­боток.

Показатели, характеризующие динамику инновацион­ного процесса;

1) показатель инновационности ТАТ;

2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

3) длительность подготовки производства нового про­дукта;

4) длительность производственного цикла нового про­дукта.

Показатели обновляемости:

1) количество разработок или внедрений новведений-продуктов и нововведений-процессов;

2) показатели динамики обновления портфеля продук­ции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4) объем экспортируемой инновационной продукции;

5) объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели:

1) состав и количество исследовательских, разра­батывающих и других научно-технических структур­ных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

2) состав и количество совместных предприятий, за­нятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4) состав и количество творческих инициативных вре­менных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

 

Примеры

1. Японская фирма «Сони» считается самой инновационной фирмой в области бытовой радиоэлектроники. В течение своей пятидесятилетней деятельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы в 1991 г. достиг 26 млрд. долл., в 1994 г. он вырос до 36,6 млрд. долл. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающем 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. чел.). Фирма затрачивает на исследования и разработки 4,5 млрд. долл., что составляет 5,7% от объема продаж. Ежегодно фирма предлагает 1000 новых изделий - примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них - это улучшенные версии изделий, которые уже имеются на рынке, - или с улучшенными характе­ристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 - это оригинальные раз­работки, нацеленные на открытие новых рынков. Это новинки аудио- и ви­деотехники, а также в области компьютерной техники.

2. Фирма «Хитачи» - один из крупнейших изготовителей радиоэлектронной и электротехнической продукции, станков и кузнечно-прессового оборудования. Объем ее продаж в 1994 г. составил 70,710 млрд. долл., численность занятых - 291 тыс. чел., в том числе 12 тыс. были заняты в научной деятельности; расходы на НИОКР составили около 10% от объема продаж продукции и услуг.

3. «Дженерал моторс» контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Уже в 1983 г. «Дженерал моторс» занимала 5-е место в списке компаний - крупнейших импортеров США. В 1994 г. компания занимала 1-е место в списке 10 крупнейших компаний США с объемом продаж в 120 млрд. долл., прибылью 2,5 млрд. долл. и численностью работающих 876 тыс. чел. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд. долл. или 4% от объема продаж. В настоящее время (1996 г.) в «Дженерал моторс» работают почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. - «белые воротнички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).

4. Годовой оборот ИБМ с 1984 по 1990 г. вырос с 27,4 до 69 млрд. долл. Размер прибыли в 1990 г. составил 6 млрд. долл. Расходы ИБМ на НИОКР в 1990 составили 3,5 млрд. долл. в год (около 5% от объема продаж).

5. Корпорация «Диджитал эквипмент» (ДЭК) - транснациональная компания, специализирующаяся на выпуске электронной продукции. В своей отрасли ДЭК в 1989 г. была 12-й в мире и 3-й в США, уступая ИБМ и «Дженерал электрик». В 1989 г. число занятых в ДЭК составило 126 тыс. чел., из них в сфере НИОКР - 8300 высококвалифицированных работников (6,6% от общего числа). Объем продаж в 1989 г. составил 13 млрд. долл., чистая прибыль - превышала 1 млрд. долл. На научные разработки было выделено 1,3 млрд. долл. (1980 - 186 млн. долл., 1984 - 630 млн. долл.).

6. Корпорация «Дженерал электрик» является ведущим производителем электромоторов, энергосилового оборудования, медицинской диагностической аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопластиков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управлением,

рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразделениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. - научные работники и инженеры, занятые в НИР (около 7% общей численности занятых). Расходы на НИОКР составили в 1988 г. 1,9 млрд. долл., в 1992 г. - 3,2 млрд. долл., т.е. даже больше, чем инвестируется в основной капитал. Объем продаж только за 15 лет (1979-1994) возрос более чем в 3 раза и составил в 1994 г. 60,5 млрд. долл. В списке крупнейших компаний США за 1994 г. корпорация занимает 8-е место по обороту, 2-е - по прибыли и 5-е - по числу занятых.

7. Основным направлением деятельности фирмы «Крайслер» является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР - около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд. долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд. долл. Расходы на НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х годов фирма намеревается тратить на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год.

 

Охотно используется показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания “turn - around time” (“успевай поворачиваться”). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме “Мацусита” в цветном телевидении при­надлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев.

 

Пример

Эксперты консультативной фирмы “Маккинси” считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля.

Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.

 

Реже используются в широкой печати другие пока­затели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

 

Пример

Корпорация «Миннесота майнинг энд мэньюфэкчуринг компани» (3М), ведущая компания в обрабатывающей промышленности является примером формирования динамичной, ориентированной на рынок органи­зационной структуры. В 90-е годы фирма 3М находится в первой сотне промышленных гигантов США: 32‑е место по размерам прибыли (1,3 млрд. долл. в 1994 г.), 30-е – по числу работающих (83 тыс. чел.), 27‑е по суммарному объему продаж (15,1 млрд. долл.). Корпорация гордится высокой наукоёмкостью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленности США.

Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных компаний, то есть мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.
Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет «широкозахватный» поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится 100‑150 млн. долл.

Инновационные цели

Понятие инновационной цели

*См. так же модуль «Общее управление организацией: принципы и процессы»
Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь требует целевого управления инновацией, то есть формулирования инновационной цели.

Инновационными целями могут быть требования:

1) о создании нового продукта;

2) о переходе на новую технологию;

3) о подготовке новой услуги;

4) о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.