Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятость и ее основные элементы.





Занятостьсовокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Элементы: 1. Поиск работы и рабочая сила; 2. Порядок найма/увольнения; 3. Условия содержания труда; 4. Оплата труда и льготы; 5. Обучение кадров. Понятие занятости не связано с рынком труда. Говоря о занятости, имеется в виду также занятые благотворительной работой, в госуд. мобилизационных структурах, домашним натуральным хозяйством.

Рынок труда

Сфера оплачиваемой занятости. Охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий.

Исключение!!! Категории вне рынка труда:

1. -занятые в домашнем натуральном хозяйстве;

2. -занятые благотворительной работой без оплаты труда;

3. -занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные);

4. -учащиеся дневных отделений вузов;

Наряду с внешним рынком труда на каждом предприятии складывается внутренний рынок труда: создаются определенные условия труда, определяются административные нормы оплаты труда. Их появление связано со спецификой квалификации, со складыванием неформальных внутрифирменных связей (обычаи, неписанные нормы).

Факторы сегментации рынка труда: образовательные и проф.различия, спрос на раз. группы профессий, гендерная дискриминация, этническая, религиозная, возрастная, территориальное расселение.

Хозяйственная организация – система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативно-статусной структурой, в рамках которой члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли. Признаки: 1) общая цель; 2) набор ресурсов, опред. способ их защиты; 3) система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением; 4) структура устойчиво воспроизводимых статусов; 5) разделение труда; 6) наличие вознаграждений и наказаний за участие/не- в делах организации. А.И. Пригожин: организация помимо наличия общих целей имеет некую человеческую среду, общность + безличная система связей и норм, детерминированная административными и культурными нормами. Культурные нормы определяет среда.



 

 

Социология молодежи: основные концепции, понятия, структура.

 

Социология молодежи - отрасль социологии, объект которой - молодежь как социально-демографическая группа общества (16-29 лет), а предметная область охватывает особенности ее социализации и социально-демографических характеристик, ценностных ориентаций и мотивации деятельности, характер и направленность ее социальной мобильности, включения в различные социально-стратификационные слои, обретение социальных статусов и ролей, конструирование жизненных планов и степень их реализации в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях, участие в их преобразованиях.

С.М. исследует особенности социализации вступающих в жизнь поколений, своеобразие образа жизни М., формирование ее ценностных ориентаций и мотиваций деятельности, характер и направленность ее социальной мобильности, структуру присущих ей социальных статусов и выполняемых социальных ролей, ее жизненные планы, особенности и степень их реализации в конкретных социально-экономических, политических и социокультурных условиях.

Исходные принципы такого именно ориентирования изучения М. заложены в работах Э.Дюркгейма, развиты в трудах американских (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер и др.), российских (В.Т. Лисовский, Н.М. Блинов и др.).

3 уровня:

1)общеметодологический, основанный на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2)специально-теоретический, раскрывающий специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;

3)эмпирический, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Объект: молодежь как соц.общность + взаимодействие этой общности с соц.системой в целом.

Предмет: 1)особенности социализации, 2)процесс преемственности и взаимодействия со старшими поколениями, 3)новаторства М. при решении общественных проблем.

Кто занимался теорией юношеского возраста: 1)Фрейд и неофрейдист Э. Эриксон (8 стадий развития человека, «эпигенетический принцип» развития) 2)Альтернативные теории (анализируют разные стороны развития – физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д.). 3)Советские работы: В.Е.Смирнов «Психология юношеского возраста», лекции Л.С. Выготского «Педология подростка» (1929–1931) 4)Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Согласно этой теории, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Проблемы: 4 подхода к определению поколения: 1. Демографическое (когорта); 2. Хронологическое поколение (функционирует в такой период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, представление судьбы именно данного поколения, пережившего на личном опыте уникальные события); 3. Историческое поколение (охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей≈20-25 лет: дети, отцы, деды); 4. Символическое поколение: объединенных каким-либо символом, историческим событием. Критерии социального развития молодежи на макроуровне: 1) Воспроизведение основных элементов социальной структуры и отношений между ними. 2) Проявление инновационных качеств, использование инновационного потенциала. 3) Предполагается, что для социального развития молодежи необходима преемственность в сфере культуры, образования. 4) Молодежь должна преодолевать риски в развитии. Среди молодежи должно быть больше той, которая соблюдает нормы. На микроуровне: 1) Использование своего тела. 2) Усвоение мужской/женской роли. 3) Навыки принятия и отклонения влияния группы и влияния на группу – феномен референтной группы. 4) Завоевание независимости от родителей и взрослых – эмансипация, эмоц. независимость. 5) Подготовка к профессиональной карьере. 6) Подготовка к браку и семейной жизни. 7) Первичное участие в деятельности на пользу общества. 8) Построение системы ценностей и этического сознания через критический анализ окружающей культуры. 9) Стратегии преодоления трудностей развития: стратегия достижения; приспособления; защиты (инфантилизм); избегания (уход из дома); агрессии (создание конфликтных ситуаций). Специфика девиаций – причины: 1. Биологические. 2. Психология: комплекс Герострата (вандализм), мессианский комплекс (максимализм, негативизм, антиисторизм). 3. Социальные факторы: стремление к группированию, аномия в обществе, наклеивание ярлыков учителями, родителями.

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.