|
Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической прибыли• Концепция управления стоимостью • Экономическая добавленная стоимость • Акционерная добавленная стоимость Интеграция России в мировую экономику предопределяет совершенствование базовых экономических концепций и обусловливает необходимость постоянного обновления экономических знаний. В данных условиях менеджеры новой формации сталкиваются с острой потребностью получения экономического инструментария, позволяющего наращивать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность бизнеса, т.е. совокупность способов и методов, дающих возможность наиболее эффективно управлять стоимостью бизнеса. Все большую актуальность приобретает развитие концепции экономической прибыли, базирующейся на классической предпосылке о необходимости покрытия компанией своих затрат. При этом в составе затрат учитываются затраты, связанные с привлечением капитала. Одним из основоположников концепции экономической прибыли можно считать Альфреда Маршалла, который отмечал: «...то, что остается от его (собственника или управляющего) прибылей после вычета процента на капитал по текущей ставке, можно назвать его предпринимательской или управленческой прибылью»[23]. Высказывание А. Маршалла является доказательством того, что понятие прибыли, называемой «остаточный доход» или экономическая прибыль, радикально отличается от сегодняшнего понятия дохода в бухгалтерском учете, измеряемого как чистый доход.
Дальнейшим развитием концепции послужили учение о возможных издержках и четкая фиксация разрыва между бухгалтерской и экономической (предпринимательской или управленческой) прибылями. Ключевое отличие между бухгалтерской прибылью и экономической прибылью содержится в классическом экономическом утверждении, что Большой вклад в развитие теории экономической прибыли внесли Ирвинг Фишер в 30-х гг. XX в. и Нобелевские лауреаты Франко Мо- дильяне и Мертон Миллер в конце 50-х — начале 60-х гг. В частности, И. Фишер исследовал связь между чистой текущей стоимостью компании и дисконтированным потоком ожидаемых денежных доходов. Ф. Мо- дильяне и М. Миллер затем показали, что инвестиционные решения компании с положительной чистой текущей стоимостью являются основным, решающим фактором роста стоимости компании и стоимости ее акций. В течение последних ста лет концепция экономической прибыли становится все более популярной. Причины популярности раскрываются Питером Друкером, который отмечает, что до тех пор, пока бизнес не принесет прибыль, превосходящую стоимость капитала, он убыточен. Вместе с тем бизнес платит налоги словно он имел подлинную прибыль. Предприятие на самом деле возвращает в экономику меньше, чем получило от нее в виде ресурсов[24], т.е. без учета издержек, связанных с привлечением капитала, компания может не создавать стоимость, а разрушать ее. В современных условиях концепция экономической прибыли служит фундаментом для разработки новых моделей и методов оценки, широко используемых при управлении стоимостью компании. □ 6.1. Концепция управления стоимостью. Факторы и показатели стоимости Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. Значимость данного вопроса велика, поэтому широко отражается в научных и практических исследованиях. Большой вклад в популяризацию стоимостного подхода к управлению внесли специалисты компании «McKinsey». Книга партнеров компании Тома Коупленда (Tom Copeland), Тима Коллера (Tim Koller) и Джека Мурина (Jack Murrin) «Стоимость компаний: оценка и управление» («Valuation: Measuring and Managing The Value of Companies») стала бестселлером деловой литературы во многих странах мира, в том числе в России. Можно отметить развитие ряда школ, представленных разными консалтинговыми компаниями, пропагандирующими свои системы управления стоимостью: «Stern Stewart & Co», «Marakon Associates», «McKinsey & Co», «Price Waterhouse Coopers», «L.E.K. Consulting», «HOLT Value Associates» и др. Обороты данных компаний измеряются сотнями миллионов долларов, а число клиентов — многими тысячами по всему миру. Огромные средства тратятся на исследования проблем управления стоимостью. В настоящее время концепция управления стоимостью принята специалистами по экономике в качестве базовой парадигмы развития бизнеса. Согласно концепции целесообразно отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев оценки успешности функционирования компании и принять в качестве основы критерий, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов, — добавленная стоимость. Концепция управления стоимости базируется на следующих принципах: • наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, — поток денежных средств, генерируемый компанией; • новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала; • в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании. Отказ от традиционных бухгалтерских показателей в концепции стоимости объясняется просто: бухгалтерская отчетность не всегда объективно выражает текущее финансовое состояние компании и ее финансовые результаты. Постоянно усложняющаяся методология бухгалтерского учета позволяет руководству существенно исказить сведения о финансовых результатах их компаний. Череда бухгалтерских скандалов, произошедших в США (например, ситуация с компаниями «ENRON», «WORLDCOM»), яркое тому подтверждение. Российская система бухгалтерского учета представляет заинтересованным искаженную информацию. При оценке стоимости бизнеса (компании) необходима полная информация. В стоимости учитываются долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе концепции управления стоимостью — прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании. В отличие от других показателей стоимость — всегда долгосрочный показатель. Постановка во главу угла краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к практике «выжимания соков» из компании и ее финансовой несостоятельности в будущем. Концепция управления стоимостью позволяет объяснить причины перелива капитала из одной компании, отрасли, страны в другую. Капитал — самовозрастающая категория, поэтому его стоимость должна постоянно увеличиваться. Если стоимость капитала не возрастает, то его собственники принимают решение о новой сфере его приложения, в которой эта стоимость будет создаваться. Руководство фирмы должно понимать, что она находится в постоянной конкурентной борьбе с другими компаниями за капитал инвесторов и, если фирма не может обеспечивать приемлемого для инвесторов роста стоимости капитала, лишается этого ресурса, этого фактора производства, без которого невозможно ее дальнейшее функционирование. Построение системы управления стоимостью начинается с базового уровня и захватывает управленческую и финансовую системы, сложившиеся в компании. При переходе к концепции управления стоимостью необходимо выявление факторов роста стоимости компании, воздействуя на которые, менеджеры могли бы существенно повысить стоимость. Факторы стоимости можно разделить на две группы: внешние (не подлежащие воздействию со стороны менеджмента компании) и внутренние (подвластные менеджменту). Невозможность воздействия на внешние факторы (например, законодательные ограничения, изменение налогового законодательства, инфляционные риски и т.д.) не означает, что менеджеры не могут предвидеть их изменение и минимизировать негативные последствия либо максимизировать выгоды. Задача менеджмента состоит в том, чтобы «защитить» стоимость своей компании от колебания внешних факторов как можно в большей степени. Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать. Система показателей, характеризующих эффективность компании в рамках концепции управления стоимостью, постоянно обновляется. Значительный вклад в развитие данной концепции был внесен также Беннетом Стюартом (G. Bennett Stewart) — разработчиком показателя экономической добавленной стоимости (EVA) и Альфрэдом Раппапор- том (Alfred Rappaport) — разработчиком показателя акционерной добавленной стоимости (SVA). Показатель EVA является результатом исследований, отраженных в монографии Б. Стюарта «The quest for value: a guide for senior managers», опубликованной издательством «Harper Business» в 1990 г. Данный труд представляет собой результат деятельности консалтинговой компании «Stern Stewart & Co», основанной Б. Стюартом в 80-х гг. XX в. и имеющей зарегистрированную торговую марку EVA (Economic Value Added). Показатель SVA, в свою очередь, подробно освещен в книге А. Раппапорта «Creating Shareholder value: a guide for managers and investors». Книга является результатом деятельности консалтинговой компании «L.E.K. Consulting», основанной А. Раппапортом в 80-х гг. и имеющей зарегистрированную торговую марку SVA (Shareholder Value Added). □ 6.2. Сущность и применение показателя экономической добавленной стоимости (EVA) Из всех существующих показателей, используемых в рамках концепции управления стоимостью компании, показатель экономической добавленной стоимости наиболее известен и распространен. Автор концепции Б. Стюарт определяет показатель экономической добавленной стоимости как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала. EVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска. Существуют два основных способа расчета показателя EVA[25]:
Чистая операционная прибыль после налообложения (NOPAT) Средневзве шенная
стоимость капитала (WACC) Инвестиров анный капитал (CAPITAL employed) или Инвестированный капитал Пример 1. Надо рассчитать показатель EVA. Предположим, что инвестиции в производство и продажу хот-догов в уличных киосках составляют 1000 долл. Норма возврата капитала равна 5%, при этом инвестиции с аналогичным уровнем риска могут принести доходность в 15%. В данном случае EVA = (5% - 15%) • 1000 долл. = - 100 долл. Из примера видно, что бухгалтерская прибыль составит 50 долл. (5% • 1000 долл.), при этом существует возможность заработать 150 долл. (15% • 1000 долл.). Отрицательное значение EVA свидетельствует о том, что совершение данной инвестиции в объеме 1000 долл. нецелесообразно. Пример 2. Рассмотрим более сложную ситуацию, когда нужно принять решение по инвестициям на базе показателя экономической добавленной стоимости (EVA). Компания производит газированные напитки. Инвестированный капитал на дату оценки составляет 100 млн долл. Структура инвестированного капитала: 50% — собственный капитал, 50% — заемный. Стоимость заемного капитала — 5%, стоимость собственного капитала — 15%. Операционная прибыль компании — 11 млн долл. Получаем:
Норма возврата капитала = 11 млн долл. / 100 млн долл. = 11%. Отсюда EVA =
Норма возврата капитала (ROI) Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) Инвестированный капитал (CAPITAL employed)
= (11% - 10%) • 100 млн долл. Руководство данной компании рассматривает вопрос о новых инвестициях в объеме 125 млн долл., связанных с приобретением нового оборудования. Предлагается осуществление инвестиции в полном объеме за счет получения кредита. Финансовый расчет показывает, что рентабельность инвестиции составляет 6%. Таким образом, общий объем инвестированного капитала с учетом новой инвестиции составит 125 млн долл. (40% собственного капитала, 60% долга). Величина ожидаемой операционной прибыли: (11 млн долл. + 6%) • 25 млн долл. = 12,5 млн долл.; норма возврата на весь инвестированный капитал: 12,5/125 = 10%. Средневзвешенная стоимость капитала снизится: (0,4 • 15%) + (0,6 • 5%) = 9%. Показатель EVA = (10% - 9%) • 125 = 1,25 млн долл. Из примера видно, что действия руководителя при осуществлении данной инвестиции приводят к увеличению экономической добавленной стоимости, что, в свою очередь, вызывает увеличение стоимости компании для акционеров. Факторы, определяющие показатели EVA. Рассмотрим взаимосвязь между экономической добавленной стоимостью (EVA) и основными факторами, используемыми при расчете (рис. 6.1). При управлении стоимостью компании основные факторы могут быть разделены на более мелкие составляющие.
Увеличивая значение показателя EVA путем воздействия на приведенные факторы, менеджер увеличивает стоимость компании. Показатель EVA может быть увеличен за счет: • увеличения дохода от реализации и уменьшения величины затрат [экономия и оптимизация текущих издержек (сокращение нерентабельных производств и т.п.)]; • оптимизации затрат на привлечение капитала. Согласно примеру 2 еще раз следует отметить, что действия руководителя компании в процессе производства газированных напитков корректны, приводят к увеличению стоимости компании. Дальнейшее повышение стоимости компании возможно путем увеличения ассортимента напитков, экономии и оптимизации текущих издержек и т.п. Оценка компании на основе показателя экономической добавленной стоимости (EVA). С помощью показателя экономической добавленной стоимости можно рассчитать стоимость компании: Ранее Текущая добавленная Стоимость инвестированный стоимость от компании = капитал (Capital + капитальных вложений + (Firm Value) Invested in Assets (PV of EVA from in Place) Assets in Place) Сумма текущих + добавленных стоимостей от новых проектов (Sum of PV of EVA from new projects) Пример. Приведем расчет стоимости бизнеса (компании) с использованием показателя EVA. Выручка от реализации компании составляет 1000 долл. в первый год; 1200 долл. — во второй; 1500 долл. — в третий; 1500 долл. — начиная с четвертого года и до конца деятельности компании. Период прогнозирования — 6 лет. Доля операционной прибыли до налогообложения — 20% выручки, налог на прибыль — 24%, средневзвешенная стоимость компании — 15%. Инвестированный капитал по балансовой оценке равен 1500 долл. в первый год; 1600 долл. — во второй; 1200 долл. — с третьего по шестой год и 900 долл. — в постпрогнозном периоде. Требуется рассчитать показатель EVA для каждого прогнозного периода и постпрогнозного периода, определить стоимость компании с помощью EVA. Данные для оценки компании приведены в табл. 6.1. Необходимо учитывать, что простота расчета показателя EVA кажущаяся. Разработчиком показателя (Б. Стюартом) предусматривается внесение возможных поправок и корректировок величины чистой операционной прибыли после налогообложения[27] и инвестированного капитала[28]. 1 Прибыль от продаж, скорректированная на проценты [прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) или операционная прибыль после вычета износа и амортизации (Operating profit after depreciation and amortization)]. + Процентные платежи по лизингу (Implied interest expense on operating leases) + Увеличение по сравнению с ценой приобретения запасов, учтенных по методу ЛИФО (Increase in LIFO reserve) + Амортизация гудвилла (Goodwill amortization) + Увеличение резерва по сомнительным долгам (Increase in bad debt reserve) + Увеличение затрат на НИОКР, долгосрочного характера (Increase in net capitalized research and development) - Величина гипотетических налогов (Hypotical taxes или Cash operating taxes) Использование показателя EVA при управлении стоимостью компании. В процессе управления стоимостью компании показатель экономической добавленной стоимости используется при: составлении капитального бюджета; оценке эффективности деятельности подразделений или компании в целом; разработке оптимальной и справедливой системы премирования менеджмента. Преимущества применения показателя связаны с адекватным и нетрудоемким определением с помощью показателя степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости. Пример. Определим целесообразность создания системы премирования на базе EVA. Широко применяемым критерием поощрения менеджеров подразделений является рентабельность инвестиций [норма возврата капитала (ROI)]. Менеджер подразделения, рентабельность инвестиций в которое равна 2%, будет стараться реализовать любой инвестиционный проект, позволяющий хотя бы немного поднять рентабельность инвестиций [почти не учитывая значение чистой текущей стоимости (Net present value — NPV)]. Наоборот, менеджер подразделения, добившийся высокой нормы возврата капитала, будет проявлять консерватизм из-за опасения снижения этого показателя. Ситуация, когда менее прибыльные подразделения «агрессивно» инвестируют, в то время как наиболее успешные инвестируют осторожно, очевидно, нежелательна для акционеров. Таким образом, экономическая добавленная стоимость: • является инструментом для измерения «избыточной» стоимости, созданной инвестициями; • выступает индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, отрицательная — о снижении; • служит инструментом для определения нормы возврата капитала, выделяя при этом часть денежного потока, заработанного за счет инвестиций; (продолжение сноски со стр. 181) + Доли меньшинства (Minority interest) + Отсроченные налоги (Deferred income tax reserve) + Резерв ЛИФО (LIFO reserve) + Накопленная амортизация гудвилла (Accumulated goodwill amortization) + Краткосрочная задолженность, по которой начисляются проценты (Interest- bearing short-term debt) + Долгосрочный заемный капитал (Long-term debt) + Капитализированный лизинг (Capitalized lease obligations) + Текущая стоимость некапитализируемого лизинга (Present value of non capitalized leases)
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|