Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предприятия-конкуренты, производящие товары-заменители





Покупатели ---------------- ► <------------------ Поставщики

Ограничения для вступления в отрасль Рис. 4.2. Направления анализа отраслевой информации

Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регулято­рами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спро­сом и предложением определяет как общее макроэкономическое равнове­сие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной пред­приятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, которая предполагает четыре стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработка принципиально новых товаров или модернизация суще­ствующих.

4. Диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объе­мов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимо­отношения с поставщиками.

Спрос. Представляет собой количество товаров и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. Рыночная цена в итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Объем спроса и цена являются важными внешними ограничениями при оценке текущего и бу­дущего потенциалов предприятия.

Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отно­шения с поставщиками с учетом юридической определенности договоров и их надежности.



Цель сбора данной информации — определение потенциала отечествен­ного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем про­даж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2—5 лет по оцениваемо­му предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогно­зы по расширению рынков сбыта в России и за ее пределами.

Основные источники информации:

• данные Государственного комитета по статистике РФ;

• данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

• отраслевые информационные издания;

• периодическая экономическая печать;

• бизнес-план;

• Интернет (сайты «КГ Кэпитал», «Бизнес-лист», «Финмаркет»;

• личные контакты.

Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны рын­ки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конку­рентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конку­рентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, следова­тельно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведения­ми об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и сто­имостном выражении, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуе­мой продукции в общем объеме отечественного производства, а также пе­речнем основных российских импортеров этого товара.

Основные источники информации:

• Государственный комитет по статистике РФ;

• данные отдела маркетинга на оцениваемом предприятии;

• фирмы-дилеры;

• таможенное управление;

• отраслевые информационные издания;

• бизнес-план.

Особое внимание следует уделить сбору бухгалтерской и ценовой информации по предприятиям-конкурентам. Она потребуется для доход­ного и сравнительного подходов к оценке бизнеса. Цель анализа — опре­деление места оцениваемой компании в отрасли в зависимости от важней­ших финансовых показателей и расчета мультипликаторов.

Основные источники информации:

• базы данных информационно-аналитических агентств («АК&М», РА «Эксперт» и др.);

• русскоязычные сайты Интернет:

информация об оцениваемом предприятии и предприятиях-аналогах

а) сайт ФКЦБ — электронная анкета раскрытия информации эми­тентов ценных бумаг,

б) сайт СКРИН НАУФОР — система комплексного раскрытия ин­формации НАУФОР (предоставляет в свободном доступе профили предприятий-эмитентов, а также котировки обыкновенных и приви­легированных акций),

в) сайт РА «Эксперт»;

информация о рыночных котировках обыкновенных и привилегирован­ных акций

а) РТС (Российская торговая система),

б) ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа)

в) МФБ (Московская фондовая биржа),

г) СПВБ (Санкт-Петербургская валютная биржа),

д) ФБ «СП» (фондовая биржа «Санкт-Петербург»),

е) ЕФБ (Екатеринбургская фондовая биржа),

ж) НКС (внебиржевой рынок — Национальная котировальная сис­тема) и др.;

• англоязычные сайты и ресурсы:

а) Hoovers Online — Company & Industries;

б) Bloomberg и др.

4.1.2. Внутренняя информация

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять осо­бенности оцениваемого предприятия.

Информационный блок обычно включает:

• ретроспективные данные об истории компании;

•описание маркетинговой стратегии предприятия (условия конку­ренции);

• производственные мощности;

• сведения о рабочем и управленческом персонале;

•внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского ба­ланса, отчет о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет);

• прочую информацию.

Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвящен­ном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприя­тии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на деятельность предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма; размер уставного капитала; сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций; принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.

История компании. В отчете описывается процесс производства про­дукции по каждому виду производимой продукции и начинается описание с истории компании.

Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия пред­приятия определяется внешними факторами, о которых речь шла ранее, а также фазой жизненного цикла производимых товаров и наличием произ­водственных мощностей (рис. 4.3).

Объем продаж Рис. 4.3. Фазы жизненного цикла товара: I—II фазы — разработка и внедрение товара на рынок; III фаза — рост объемов продажи товара. Увеличение объемов сбыта продукции обеспечивает преодоление предприятием точки безубыточности. Условно-постоянные издержки фиксированы, и выручка покрывает растущие переменные затраты; IV фаза — насыщение рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается; V фаза — сокращение объемов реализации, необходимость выработки дальнейшей стратегии: модернизация выпускаемой продукции или освоение новой

 

Анализируя маркетинговую стратегию предприятия, оценщик должен сопоставить следующую информацию:

• объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогно­зируемый периоды;

• себестоимость реализованной продукции;

• цены товаров и услуг, их динамику;

• прогнозируемое изменение объемов спроса;

• производственные мощности.

Производственные мощности. Объем выпускаемой продукции опреде­ляется, с одной стороны, спросом на нее; с другой — наличием производ­ственных мощностей для ее производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии и будущие капиталовложения.

Пример. Анализируя рынки сбыта, оценщик пришел к выводу, что с учетом освоения рынка стран СНГ можно удвоить объем реализуемой про­дукции, что составит по годам:

2003 г. — 200 млн шт.;

2004 г. — 250 млн шт.

Однако производственные мощности предприятия с учетом буду­щих капиталовложений позволят произвести соответственно следующие объемы:

2003 г. — 180 млн шт.;

2004 г. — 200 млн шт.

В итоге прогноз объемов реализуемой продукции будет скорректиро­ван на производственные мощности.

Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства ока­зывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В ком­паниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работни­ки предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, вла­деющие определенным пакетом акций.

Управляющий предприятием может быть «ключевой фигурой», обес­печивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт дол­жен быть учтен в процессе оценки, например, при расчете ставок дискон­та, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.

Важен также уровень заработной платы на предприятии по сравне­нию со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или мень­шую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенно­стей оцениваемого бизнеса и может корректироваться при нормализации отчетности.

Основные источники информации:

• бизнес-план;

• интервью с руководителем предприятия;

• данные отдела маркетинга;

• ретроспективная финансовая отчетность.

Внутренняя финансовая информация. Целью анализа текущей и ретрос­пективной финансовой отчетности является определение реального финан­сового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материаль­ных и нематериальных активов.

В зависимости от целей оценки направления анализа финансового со­стояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость мино­ритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциаль­ного инвестора в большей степени будет интересовать прогнозная оценка рентабельности фирмы, ее способности выплачивать дивиденды.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в про­цессе оценки:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о финансовых результатах;

• отчет о движении денежных средств.

Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бух­галтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

В случае, если требуется оценка активов предприятия, необходимо зап­росить расшифровку по наиболее важным счетам баланса: 1. Внеоборотные активы:

• нематериальные активы;

• основные средств;

• долгосрочные финансовые вложения.

Образец формы запрашиваемой информации
Основные средства Перво­начальная стоимость Дата постановки на баланс Остаточная стоимость Процент износа
         

 

 

Образец формы запрашиваемой информации
Предприятие Доля участия Балансовая стоимость, дата постановки на баланс Происхождение (взнос в уставный капитал, сделка купли (продажи), выделение и т.д.)
       

 

2. Оборотные средства:

• запасы;

• дебиторская задолженность;

• краткосрочные финансовые вложения.

Образец формы запрашиваемой информации
Перечень дебиторов Сумма задолженности Сроки возникновения Предполагаемый срок возврата
       

 

3. Обязательства:

• кредиторская задолженность;

• долгосрочная задолженность.

Образец формы запрашиваемой информации
Перечень кредиторов Сумма задолженности Сроки возникновения Предполагаемый срок возврата
       

Кредитор Сумма Условия кредитного договора (сроки, проценты, особые условия) Штрафные санкции Условия реструктуризации (возврата)
         

 

Форма представления запроса информации может быть следующей:

1) перечень документов, анализируя которые оценщик собирает необ­ходимую информацию;

2) перечень данных, заполняемый ответственными сотрудниками пред­приятия по форме, представленной оценщиком;

3) перечень документов и данных в соответствии с запросом оценщика.

Пример. Приведем запрос информации, включающий перечень только

документов предприятия:

1. Название и реквизиты предприятия.

2. Устав.

3. Бухгалтерская отчетность за последние 3 года (баланс, приложения — ф.1-5), пояснительная записка к годовому балансу.

4. Бизнес-план.

5. Лицензии на осуществляемые виды деятельности (копии патентов и лицензионных договоров, сведения об уплате пошлин).

6. Отчеты о проводимых на предприятии переоценках основных фондов.

7. Амортизационная ведомость.

8. Паспорта БТИ по объектам недвижимости.

9. Договора аренды.

10. Договора с крупнейшими дебиторами.

11. Кредитные договора.

12. Договора (контракты) на поставку оборудования.

Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:

• анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;

• сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;

• учет факторов несистематического риска, характерных для оценива­емого бизнеса;

• анализ финансовой документации;

• интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, по­зволяющей сделать оценку более реалистичной (в любой компании, осо­бенно закрытого типа, существует набор важных документов, а также ин­формация общего характера, которая может быть получена оценщиком непосредственно от руководителей предприятия).

□ 4.2. Подготовка финансовой документации

Работа оценщика с внутренней финансовой документацией проводит­ся по следующим направлениям:

• инфляционная корректировка отчетности;

• нормализация бухгалтерской отчетности;

• трансформация бухгалтерской отчетности;

• вычисление относительных показателей.

4.2.1. Инфляционная корректировка отчетности

Целью инфляционной корректировки отчетности являются: приведе­ние ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимо­му виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

Покупательная способность денег снижается с увеличением общего уровня цен на товары и услуги. Изменения покупательной способности денег приводят к тому, что финансовая отчетность, не скорректирован­ная с учетом инфляции, не отражает реального состояния дел на пред­приятии.

Простейшим способом корректировки служит переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара.

Пример. Оборудование было приобретено в 1996 г. за 1 млн руб. (курс рубля по отношению к доллару на дату приобретения 5550 : 1).

На дату оценки курс рубля к доллару составил 5750 : 1, следова­тельно, скорректированная стоимость покупки оборудования в 1997 г. составляла

5750 : 5550 • 1 000 000 = 1 036 036 руб., или 180,2 долл.

Этот способ имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоин­ство — простота и возможность работы без большого объема дополни­тельной информации. Вместе с тем корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.

Более точной является переоценка статей актива и пассива баланса. Процедуры пересчета бухгалтерской отчетности с учетом реальной поку­пательной способности денежной единицы на отчетную дату проводятся в несколько этапов:

1. Выбор общего индекса цен и определение коэффициента пересчета. В России для этих целей, как правило, используется индекс потребительс­ких цен, рассчитываемый Государственным комитетом по статистике РФ. Данный показатель, начиная с января 1992 г., ежемесячно публикуется в специализированных изданиях.

Коэффициент пересчета определяется исходя из динамики общего ин­декса цен:

Дата Общий индекс цен Коэффициент пересчета
31 декабря 2000 г. 54,224 4,114 (223,100:54,224)
31 декабря 2002 г. 223,100 1,000 (223,100:223,100)

 

2. Разделение статей бухгалтерского баланса на денежные и не­денежные.

3. Пересчет неденежных статей баланса и отчета о прибылях и убыт­ках. Пересчет стоимости основных средств должен проводиться по перво­начальной стоимости с даты их приобретения. При этом необходимо ис­ключить результаты проводимых переоценок за анализируемый период. Следует отметить, что при прогнозировании денежных потоков предпри­ятия в случае инфляционной корректировки стоимости основных средств должна будет измениться величина амортизационных отчислений. Пере­счету подлежат также стоимость нематериальных активов, доходы буду­щих периодов и прочие неденежные статьи.

4. Сопоставление результатов пересчета с балансовой стоимостью активов и пассивов. Балансирующей статьей, которая получается в результате пересчета всех статей баланса, является нераспределенная прибыль.

Процедура инфляционной корректировки в соответствии с Междуна­родными стандартами финансовой отчетности (МСФО-29) достаточно трудоемкая, она ведет к изменению финансовых результатов предприятия и величины акционерного капитала.

Таким образом, анализируя внешние условия функционирования фир­мы (предприятия), оценщик ставит своей целью:

• описание инвестиционного климата в стране и отрасли на период, приближенный к дате оценки, и на прогнозируемый период;

• проведение внешних маркетинговых исследований, объясняющих ус­ловия сбыта продукции и динамики спроса на нее;

• определение на основе анализа внешней информации степени (ве­личины) систематического и отраслевого рисков, которые учитываются при расчете ставок дисконта, рыночных мультипликаторов, ставок капитализа­ции и определении итоговой величины стоимости предприятия.

4.2.2. Нормализация

бухгалтерской отчетности

Нормализация отчетности проводится с целью определения дохо­дов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения были объ­ективными, основывались на реальных показателях деятельности пред­приятия.

Оценщик должен понимать, что отчетность, составленная в соответ­ствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не должна от­ражать реальную рыночную стоимость имущества. Возможность исполь­зования разных методов учета операций, списания долгов приводит к раз­личным значениям прибыли и денежных потоков.

Рыночная стоимость части активов (например, стоимость нематериаль­ных активов) может не учитываться при составлении баланса.

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, меня­ется объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки. Расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации, должны быть объяснены в отчете.

Нормализующие корректировки финансовой документации могут про­водиться по следующим направлениям:

• корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

• корректировка метода учета операций (например, учета запасов или методов начисления амортизации);

• корректировка данных отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.

Еще одно важное добавление: нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и рас­ходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину де­нежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость про­дукции. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выра­женные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства.

Пример. Рассмотрим нормализующие корректировки на нетипичные расходы, проводимые американской торговой компанией «АВС». В табл. 4.2—4.7 представлены данные бухгалтерского баланса и отчета о финан­совых результатах, составленных в соответствии с западными стандарта­ми бухгалтерского учета.

Таблица 4.2 Данные бухгалтерского баланса на начало и конец периода (долл.)
Показатель На начало На конец
  периода периода
1. Текущие активы (current assets)    
В том числе:    
денежные средства (cash) 59 562 71 475
счета к получению (accounts receivable) 151 418 132 547
товарно-материальные запасы    
(inventory) 443 739 514 618
прочие активы (other assets) 79 888 57 452
Всего текущих активов 734 607 776 092
2. Внеоборотные активы    
В том числе:    
основные средства (fixed assets) 1 195 859 1 425 831
основные средства за вычетом износа    
(net fixed assets) 758 180 809 594
долгосрочные финансовые вложения    
(long term financial investments) 105 139 100 410
прочие активы (other assets) 6 413 13 230
Всего внеоборотных активов 869 732 923 234
Активы — всего 1 604 339 1 669 326
1. Текущие обязательства    
(current liabilities) 660 314 561 727
2. Долгосрочный долг (long term debt) 274 984 174 056
3. Собственный капитал    
(stockholders equity) 669 041 963 543
Пассивы — всего 1 604 339 1 669 326

 

Корректировка оценщиком бухгалтерского баланса

Оценщик выяснил, что долгосрочные финансовые вложения представ­лены средствами, потраченными на приобретение картин, что не имеет отношения к основной производственной деятельности компании (торговле одеждой). Активы, не связанные с основной производственной деятельно­стью, должны быть исключены в ходе нормализации.

Таблица 4.3 (долл.)
Показатель На начало периода На конец периода
Долгосрочные    
финансовые вложения 105 139 100 410
Корректировка (105 139) (100 410)
Собственный капитал    
по балансу 669 041-(105 139)=563 902 963 543-(100 410)=863 133
Скорректированный    
баланс 1 499 200 1 598 916

 

Нормализованный бухгалтерский баланс
Отчет о финансовых результатах

В итоге получаем нормализованный бухгалтерский баланс, скорректи­рованный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу.

Таблица 4.4 (долл.)
Показатель На начало На конец
  периода периода
1. Текущие активы — всего 734 607 776 092
2. Внеоборотные активы    
В том числе:    
основные средства за вычетом износа 758 180 809 594
долгосрочные финансовые вложения
прочие активы 6 413 13 230
Активы — всего 1 499 200 1 598 916
1. Текущие обязательства — всего 660 314 561 727
2. Долгосрочный долг 274 984 174 056
3. Собственный капитал 563 902 863 133
Пассивы — всего 1 499 200 1 598 916

 

Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Кроме того, корректи­ровке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по аналогам.

Таблица 4.5 (долл.)
Показатель На конец периода
Нетто-выручка от реализации (net sales) 7 147
Себестоимость реализованной продукции (cost of sales) 3 794
Валовая прибыль (gross profit) 3 352
Операционные расходы (operating expenses) 2 640
Прибыль до выплаты процентов и налогообложения    
(profit before interests & taxes)
Выплата процентов (interests expense)
Прибыль до налогообложения (profit before taxes)
Налог на прибыль (taxes)
Чистая прибыль (net profit)

 

Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом расходов, нетипичных и не относящихся к основной деятельности.

Таблица 4.6 (долл.)
Показатель На конец периода
Чистая прибыль (по данным бухгалтерской отчетности) 370 564
+ Расходы на выплату налогов 282 053
+/- Корректировка по расходам:  
+ Реально выплаченная заработная плата 356 725
- Признано обоснованными выплатами 313 500
+ Расходы на выплату заработной платы,  
превышающие среднеотраслевые значения 40 850
+ Расходы по хранению картин 7 600
Нормализованный доход до выплаты налогов 744 595
- Расходы на выплату налогов 320 177
Нормализованный чистый доход 424 418
В итоге отчет о финансовых результатах будет выглядеть, как пред-
ставлено в табл. 4.7.  
  Таблица 4.7
Нормализованный отчет о финансовых результатах
  (долл.)
Показатель На конец периода
Нетто-выручка от реализации 7 147 474
Себестоимость реализованной продукции 3 794 476
Валовая прибыль 3 352 998
Операционные расходы 2 548 729
Прибыль до выплаты процентов и налогообложения 804 269
Выплата процентов 59 674
Прибыль до выплаты налогов 744 595
Налог на прибыль 320 177
Чистая прибыль 424 418

 

Корректировка метода учета операций. На величину прибыли и денеж­ных потоков серьезное влияние могут оказывать методы учета запасов и начисления амортизации.

В России принята следующая методика учета запасов:

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) — первым по­лучен, первым отгружен;

Корректировка оценщиком отчета о доходах

• по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) — после­дним получен, первым отгружен.

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ре­сурсы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оце­нены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.

Метод ЛИФО основан на противоположном допущении того, что ресур­сы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок.

При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным.

Пример.

Время Запасы
01.09   100 кг ■ 10 тыс. руб. = 1000 тыс. руб.
10.09   50 кг ■ 15 тыс. руб. = 750 тыс. руб.
20.09   100 кг ■ 25 тыс. руб. = 2 500 тыс. руб.
Итого   250 кг = 4 250 тыс. руб.
Допустим, за анализируемый период было израсходовано 200 кг запасов.
Средняя фактическая себестоимость: 4 250 : 250 ■ 200 = 3 400 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции по методу ФИФО:
100 ■ 10 + 50 15 + 50 ■ 25 = 3 000 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции по методу ЛИФО:
100 ■ 25 + 50 15 + 50 ■ 10 = 3 750

 

Ни величина, полученная методом ЛИФО, ни величина, полученная методом ФИФО, не отражают реальную рыночную стоимость запасов. Если компания-аналог использует метод учета запасов по средней себесто­имости, в то время как для оцениваемой компании применяется метод ЛИФО, то разница (3 750 - 3 400 = 350), скорректированная на ставку на­логообложения [350 ■ (1- 0,35)], может быть добавлена к величине прибыли после налогообложения. Аналогичные расчеты проводятся и в сторону уменьшения величины прибыли.

Корректировка по методу учета запасов (продолжение). Размер прибы­ли также зависит от методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.


Доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффектив­ность использования средств труда. В соответствии с принципами бухгал­терского учета стоимость основных фондов и части нематериальных акти­вов должна распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуа­тации. Термин «амортизация», используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости, а как списание сто­имости фондов в течение времени их полезного функционирования. Это не метод оценки, а процесс распределения стоимости. Сумма амортизации зависит от первоначальной стоимости объекта, предполагаемого срока полезной службы и выбранного метода учета. Существуют разные методы учета амортизации (их подробное описание выходит за рамки данного из­ложения), которые можно объединить в два направления:

• методы прямолинейного списания;

• методы ускоренного списания стоимости.

Согласно методу прямолинейного списания стоимость объекта равно­мерно распределяется в течение срока его службы.

Пример. Первоначальная стоимость оборудования — 5 млн руб.; предполагаемый срок службы — 5 лет; годовая сумма амортизации соста­вит: 5 млн руб.: 5 лет = 1 млн руб. (коэффициент амортизации равен 0,2).

В Российской Федерации прямолинейный метод учета амортизации является наиболее распространенным, поэтому по данному разделу кор­ректировки оценщиком, как правило, не проводятся.

Если предприятие использует методы ускоренного списания, то годо­вая сумма амортизации увеличивается (например, удваивается), что ведет к росту себестоимости и уменьшению налогооблагаемой базы.

В этом случае оценщик может увеличить прибыль после уплаты нало­гов на разницу, получаемую от применения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения.

Корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения их рыночной стоимости. Балансовая стоимость активов в большинстве слу­чаев отличается от их рыночной оценки. Здесь имеются в виду не коррек­тировка нетипичных доходов или расходов или методы учета, а оценка рыночной стоимости активов. Поэтому подробно данный вопрос будет рассмотрен в главе, посвященной имущественному подходу к оценке сто­имости имущества.

Итогом по нормализации финансовой отчетности должен стать нор­мализованный баланс — это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимо­сти на дату оценки.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.