|
Предприятия-конкуренты, производящие товары-заменителиПокупатели ---------------- ► <------------------ Поставщики Ограничения для вступления в отрасль Рис. 4.2. Направления анализа отраслевой информации Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, которая предполагает четыре стратегии: 1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты. 2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка. 3. Разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих. 4. Диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков. В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками. Спрос. Представляет собой количество товаров и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. Рыночная цена в итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Объем спроса и цена являются важными внешними ограничениями при оценке текущего и будущего потенциалов предприятия. Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с учетом юридической определенности договоров и их надежности. Цель сбора данной информации — определение потенциала отечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2—5 лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в России и за ее пределами. Основные источники информации: • данные Государственного комитета по статистике РФ; • данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия; • отраслевые информационные издания; • периодическая экономическая печать; • бизнес-план; • Интернет (сайты «КГ Кэпитал», «Бизнес-лист», «Финмаркет»; • личные контакты. Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражении, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара. Основные источники информации: • Государственный комитет по статистике РФ; • данные отдела маркетинга на оцениваемом предприятии; • фирмы-дилеры; • таможенное управление; • отраслевые информационные издания; • бизнес-план. Особое внимание следует уделить сбору бухгалтерской и ценовой информации по предприятиям-конкурентам. Она потребуется для доходного и сравнительного подходов к оценке бизнеса. Цель анализа — определение места оцениваемой компании в отрасли в зависимости от важнейших финансовых показателей и расчета мультипликаторов. Основные источники информации: • базы данных информационно-аналитических агентств («АК&М», РА «Эксперт» и др.); • русскоязычные сайты Интернет: информация об оцениваемом предприятии и предприятиях-аналогах а) сайт ФКЦБ — электронная анкета раскрытия информации эмитентов ценных бумаг, б) сайт СКРИН НАУФОР — система комплексного раскрытия информации НАУФОР (предоставляет в свободном доступе профили предприятий-эмитентов, а также котировки обыкновенных и привилегированных акций), в) сайт РА «Эксперт»; информация о рыночных котировках обыкновенных и привилегированных акций а) РТС (Российская торговая система), б) ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) в) МФБ (Московская фондовая биржа), г) СПВБ (Санкт-Петербургская валютная биржа), д) ФБ «СП» (фондовая биржа «Санкт-Петербург»), е) ЕФБ (Екатеринбургская фондовая биржа), ж) НКС (внебиржевой рынок — Национальная котировальная система) и др.; • англоязычные сайты и ресурсы: а) Hoovers Online — Company & Industries; б) Bloomberg и др. 4.1.2. Внутренняя информация Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия. Информационный блок обычно включает: • ретроспективные данные об истории компании; •описание маркетинговой стратегии предприятия (условия конкуренции); • производственные мощности; • сведения о рабочем и управленческом персонале; •внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчет о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет); • прочую информацию. Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на деятельность предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма; размер уставного капитала; сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций; принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам. История компании. В отчете описывается процесс производства продукции по каждому виду производимой продукции и начинается описание с истории компании. Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, о которых речь шла ранее, а также фазой жизненного цикла производимых товаров и наличием производственных мощностей (рис. 4.3).
Анализируя маркетинговую стратегию предприятия, оценщик должен сопоставить следующую информацию: • объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды; • себестоимость реализованной продукции; • цены товаров и услуг, их динамику; • прогнозируемое изменение объемов спроса; • производственные мощности. Производственные мощности. Объем выпускаемой продукции определяется, с одной стороны, спросом на нее; с другой — наличием производственных мощностей для ее производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии и будущие капиталовложения. Пример. Анализируя рынки сбыта, оценщик пришел к выводу, что с учетом освоения рынка стран СНГ можно удвоить объем реализуемой продукции, что составит по годам: 2003 г. — 200 млн шт.; 2004 г. — 250 млн шт. Однако производственные мощности предприятия с учетом будущих капиталовложений позволят произвести соответственно следующие объемы: 2003 г. — 180 млн шт.; 2004 г. — 200 млн шт. В итоге прогноз объемов реализуемой продукции будет скорректирован на производственные мощности. Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определенным пакетом акций. Управляющий предприятием может быть «ключевой фигурой», обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например, при расчете ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться. Важен также уровень заработной платы на предприятии по сравнению со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и может корректироваться при нормализации отчетности. Основные источники информации: • бизнес-план; • интервью с руководителем предприятия; • данные отдела маркетинга; • ретроспективная финансовая отчетность. Внутренняя финансовая информация. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчетности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большей степени будет интересовать прогнозная оценка рентабельности фирмы, ее способности выплачивать дивиденды. Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки: • бухгалтерский баланс; • отчет о финансовых результатах; • отчет о движении денежных средств. Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия. В случае, если требуется оценка активов предприятия, необходимо запросить расшифровку по наиболее важным счетам баланса: 1. Внеоборотные активы: • нематериальные активы; • основные средств; • долгосрочные финансовые вложения.
2. Оборотные средства: • запасы; • дебиторская задолженность; • краткосрочные финансовые вложения.
3. Обязательства: • кредиторская задолженность; • долгосрочная задолженность.
Форма представления запроса информации может быть следующей: 1) перечень документов, анализируя которые оценщик собирает необходимую информацию; 2) перечень данных, заполняемый ответственными сотрудниками предприятия по форме, представленной оценщиком; 3) перечень документов и данных в соответствии с запросом оценщика. Пример. Приведем запрос информации, включающий перечень только документов предприятия: 1. Название и реквизиты предприятия. 2. Устав. 3. Бухгалтерская отчетность за последние 3 года (баланс, приложения — ф.1-5), пояснительная записка к годовому балансу. 4. Бизнес-план. 5. Лицензии на осуществляемые виды деятельности (копии патентов и лицензионных договоров, сведения об уплате пошлин). 6. Отчеты о проводимых на предприятии переоценках основных фондов. 7. Амортизационная ведомость. 8. Паспорта БТИ по объектам недвижимости. 9. Договора аренды. 10. Договора с крупнейшими дебиторами. 11. Кредитные договора. 12. Договора (контракты) на поставку оборудования. Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются: • анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций; • сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли; • учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса; • анализ финансовой документации; • интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной (в любой компании, особенно закрытого типа, существует набор важных документов, а также информация общего характера, которая может быть получена оценщиком непосредственно от руководителей предприятия). □ 4.2. Подготовка финансовой документации Работа оценщика с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям: • инфляционная корректировка отчетности; • нормализация бухгалтерской отчетности; • трансформация бухгалтерской отчетности; • вычисление относительных показателей. 4.2.1. Инфляционная корректировка отчетности Целью инфляционной корректировки отчетности являются: приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования. Покупательная способность денег снижается с увеличением общего уровня цен на товары и услуги. Изменения покупательной способности денег приводят к тому, что финансовая отчетность, не скорректированная с учетом инфляции, не отражает реального состояния дел на предприятии. Простейшим способом корректировки служит переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара. Пример. Оборудование было приобретено в 1996 г. за 1 млн руб. (курс рубля по отношению к доллару на дату приобретения 5550: 1). На дату оценки курс рубля к доллару составил 5750: 1, следовательно, скорректированная стоимость покупки оборудования в 1997 г. составляла 5750: 5550 • 1 000 000 = 1 036 036 руб., или 180,2 долл. Этот способ имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство — простота и возможность работы без большого объема дополнительной информации. Вместе с тем корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Более точной является переоценка статей актива и пассива баланса. Процедуры пересчета бухгалтерской отчетности с учетом реальной покупательной способности денежной единицы на отчетную дату проводятся в несколько этапов: 1. Выбор общего индекса цен и определение коэффициента пересчета. В России для этих целей, как правило, используется индекс потребительских цен, рассчитываемый Государственным комитетом по статистике РФ. Данный показатель, начиная с января 1992 г., ежемесячно публикуется в специализированных изданиях. Коэффициент пересчета определяется исходя из динамики общего индекса цен:
2. Разделение статей бухгалтерского баланса на денежные и неденежные. 3. Пересчет неденежных статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Пересчет стоимости основных средств должен проводиться по первоначальной стоимости с даты их приобретения. При этом необходимо исключить результаты проводимых переоценок за анализируемый период. Следует отметить, что при прогнозировании денежных потоков предприятия в случае инфляционной корректировки стоимости основных средств должна будет измениться величина амортизационных отчислений. Пересчету подлежат также стоимость нематериальных активов, доходы будущих периодов и прочие неденежные статьи. 4. Сопоставление результатов пересчета с балансовой стоимостью активов и пассивов. Балансирующей статьей, которая получается в результате пересчета всех статей баланса, является нераспределенная прибыль. Процедура инфляционной корректировки в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО-29) достаточно трудоемкая, она ведет к изменению финансовых результатов предприятия и величины акционерного капитала. Таким образом, анализируя внешние условия функционирования фирмы (предприятия), оценщик ставит своей целью: • описание инвестиционного климата в стране и отрасли на период, приближенный к дате оценки, и на прогнозируемый период; • проведение внешних маркетинговых исследований, объясняющих условия сбыта продукции и динамики спроса на нее; • определение на основе анализа внешней информации степени (величины) систематического и отраслевого рисков, которые учитываются при расчете ставок дисконта, рыночных мультипликаторов, ставок капитализации и определении итоговой величины стоимости предприятия. 4.2.2. Нормализация бухгалтерской отчетности Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения были объективными, основывались на реальных показателях деятельности предприятия. Оценщик должен понимать, что отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не должна отражать реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к различным значениям прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов (например, стоимость нематериальных активов) может не учитываться при составлении баланса. Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, меняется объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки. Расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации, должны быть объяснены в отчете. Нормализующие корректировки финансовой документации могут проводиться по следующим направлениям: • корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов; • корректировка метода учета операций (например, учета запасов или методов начисления амортизации); • корректировка данных отчетности с целью определения рыночной стоимости активов. Еще одно важное добавление: нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки. Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Пример. Рассмотрим нормализующие корректировки на нетипичные расходы, проводимые американской торговой компанией «АВС». В табл. 4.2—4.7 представлены данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, составленных в соответствии с западными стандартами бухгалтерского учета.
Оценщик выяснил, что долгосрочные финансовые вложения представлены средствами, потраченными на приобретение картин, что не имеет отношения к основной производственной деятельности компании (торговле одеждой). Активы, не связанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации.
В итоге получаем нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу.
Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Кроме того, корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по аналогам.
Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом расходов, нетипичных и не относящихся к основной деятельности.
Корректировка метода учета операций. На величину прибыли и денежных потоков серьезное влияние могут оказывать методы учета запасов и начисления амортизации. В России принята следующая методика учета запасов: • по средней себестоимости; • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) — первым получен, первым отгружен;
• по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) — последним получен, первым отгружен. Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ресурсы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Метод ЛИФО основан на противоположном допущении того, что ресурсы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным. Пример.
Ни величина, полученная методом ЛИФО, ни величина, полученная методом ФИФО, не отражают реальную рыночную стоимость запасов. Если компания-аналог использует метод учета запасов по средней себестоимости, в то время как для оцениваемой компании применяется метод ЛИФО, то разница (3 750 - 3 400 = 350), скорректированная на ставку налогообложения [350 ■ (1- 0,35)], может быть добавлена к величине прибыли после налогообложения. Аналогичные расчеты проводятся и в сторону уменьшения величины прибыли. Корректировка по методу учета запасов (продолжение). Размер прибыли также зависит от методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов. Доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность использования средств труда. В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость основных фондов и части нематериальных активов должна распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации. Термин «амортизация», используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости, а как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования. Это не метод оценки, а процесс распределения стоимости. Сумма амортизации зависит от первоначальной стоимости объекта, предполагаемого срока полезной службы и выбранного метода учета. Существуют разные методы учета амортизации (их подробное описание выходит за рамки данного изложения), которые можно объединить в два направления: • методы прямолинейного списания; • методы ускоренного списания стоимости. Согласно методу прямолинейного списания стоимость объекта равномерно распределяется в течение срока его службы. Пример. Первоначальная стоимость оборудования — 5 млн руб.; предполагаемый срок службы — 5 лет; годовая сумма амортизации составит: 5 млн руб.: 5 лет = 1 млн руб. (коэффициент амортизации равен 0,2). В Российской Федерации прямолинейный метод учета амортизации является наиболее распространенным, поэтому по данному разделу корректировки оценщиком, как правило, не проводятся. Если предприятие использует методы ускоренного списания, то годовая сумма амортизации увеличивается (например, удваивается), что ведет к росту себестоимости и уменьшению налогооблагаемой базы. В этом случае оценщик может увеличить прибыль после уплаты налогов на разницу, получаемую от применения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения. Корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения их рыночной стоимости. Балансовая стоимость активов в большинстве случаев отличается от их рыночной оценки. Здесь имеются в виду не корректировка нетипичных доходов или расходов или методы учета, а оценка рыночной стоимости активов. Поэтому подробно данный вопрос будет рассмотрен в главе, посвященной имущественному подходу к оценке стоимости имущества. Итогом по нормализации финансовой отчетности должен стать нормализованный баланс — это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки. ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|