Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мультипликаторов дохода для оценки убыточных и растущих компаний





Мультипликатор «Цена / Будущий доход (выручка)». Часто в качестве объектов оценки выступают компании на стадии активного роста, т.е. те компании, которые не достигли еще планируемого уровня дохода (выруч­ки), но обладают большим потенциалом.

Использование мультипликаторов текущих доходов не позволяет учесть имеющийся у таких компаний потенциал развития, следовательно, срав­нительный подход будет показывать заниженную оценку стоимости ком­паний. Это могут быть компании отрасли высоких технологий, венчурные предприятия, интернет-компании, недавно существующие компании или компании на стадии осуществления крупных инвестиционных проектов с ожидаемой высокой нормой отдачи на вложенный капитал.

В таких случаях для оценки стоимости компании оправдано использо­вание мультипликаторов будущих доходов (выручки). Базой для мульти­пликаторов дохода (выручки) являются будущие (планируемые) показате­ли этих величин. Стоимость компании можно оценить как величину, крат­ную сумме прогнозируемых доходов (выручки) через определенное количество лет. Данный период определяется моментом, когда доходы компании достигнут постоянного уровня или стабильного незначитель­ного роста. Подобная оценка имеет следующие преимущества:

• действительный потенциал компаний, которые имеют невысокие те­кущие доходы (выручку), но при этом ожидают быстрого роста, лучше отражен в доходах, предполагаемых через определенное количество лет, чем в доходах, получаемых компанией сегодня;

• правильнее рассчитывать величину доходов, когда темпы роста вы- равнялись и уровень риска, присущего компании, стабилен. Эта ситуация для компаний более вероятна через определенное количество времени, не­жели на момент оценки.

Существуют два подхода расчета стоимости компании на основе пока­зателей будущих доходов (выручки).

Первыгй подход подразумевает, что для расчета стоимости через опреде­ленное время применяется среднее соотношение текущей стоимости к те­кущим доходам компаний-аналогов, после чего полученная стоимость оцениваемой компании дисконтируется на дату оценки.

Основные этапы расчета стоимости компании при первом подходе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) расчет текущего мультипликатора «Цена/Доход» («Цена/Выручка») путем деления текущей рыночной стоимости компаний-аналогов на доход (выручку) за текущий (последний отчетный) период;

3) прогноз дохода (выручки) оцениваемой компании на период, в кото­ром будет достигнут стабильный темп роста доходов компании;

4) применение мультипликатора «Цена/Текущий доход (выручка)» к прогнозной величине дохода оцениваемой компании;

5) отделение ставки дисконта для оцениваемой компании (использова­ние ставки дисконта, рассчитанной в рамках доходного подхода);

6) расчет текущей стоимости оцениваемой компании путем дисконти­рования полученной стоимости на дату оценки.

Второй подход состоит в прогнозировании для каждой из компаний- аналогов ожидаемых доходов, на основе которых затем рассчитываются мультипликаторы по отношению к текущей стоимости компаний. Данные мультипликаторы могут быть применены к будущим доходам оценивае­мой компании для оценки ее текущей стоимости.

Основные этапы расчета стоимости компании при втором подходе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) прогнозирование на основе ретроспективных данных и прогнозов руководства каждой из компаний-аналогов уровня будущих доходов (вы­ручки) по компаниям;

3) расчет мультипликатора «Текущая стоимость/Будущий доход (вы­ручка)» по выборке компаний-аналогов;

4) определение текущей стоимости оцениваемой компании умножени­ем мультипликатора «Текущая стоимость/Будущий доход (выручка)» на прогнозируемую величину доходов (выручки) оцениваемой компании.

При расчете стоимости оцениваемой компании на основе мультипли­каторов будущего дохода необходима корректировка мультипликаторов будущих доходов с учетом различий в уровне операционной прибыли, темпов роста и риска между оцениваемой компанией и компаниями-ана­логами.

Мультипликатор «Цена/Будущая прибыль». Иногда оценщику нужно рассчитать стоимость убыточных компаний. Как правило, если компа­ния убыточна в течение нескольких лет и отрицательный финансовый результат связан с неэффективностью производства, то использование мультипликатора «Цена/Прибыль» для такой компании невозможно и не оправдано. Если же убыточность — временное явление для оцениваемой компании, которое связано с незначительным временем работы на рын­ке, принадлежности к отрасли высоких технологий, венчурному сегменту рынка, осуществлением крупных инвестиционных проектов, то для оцен­ки такой компании возможно использовать мультипликаторы будущей прибыли.

Один из вариантов вычисления мультипликатора «Цена/Прибыль» — использование ожидаемой прибыли на акцию в следующем году или в пер­вом году выхода на стабильный уровень прибыли.

Расчет стоимости компании с использованием мультипликатора «Цена/ Будущая прибыль» производится двумя способами.

Первый способ — в расчете может применяться ожидаемая прибыль на акцию всех компаний-аналогов. Такие данные можно получить из годо­вых отчетов компаний, в которых руководством компании объявляется ожидаемая прибыль на одну акцию в будущем году. При использовании данного способа важно, чтобы все компании в выборке имели приблизи­тельно одинаковый риск и темп роста прибыли.

Основные этапы расчета стоимости компании при первом способе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) прогнозирование на основе ретроспективных данных и прогнозов руководства каждой их компаний-аналогов уровня будущей прибыли на акцию или суммарной прибыли компаний;

3) расчет мультипликатора «Текущая стоимость/Будущая прибыль» по выборке компаний-аналогов;

4) расчет текущей стоимости оцениваемой компании умножением муль­типликатора «Текущая стоимость/Будущая прибыль» на прогнозируемую величину прибыли на акцию или суммарной прибыли оцениваемой ком­пании.

Второй способ — вычисляется текущая цена убыточной на момент оцен­ки компании путем умножения прогнозируемой прибыли на средний муль­типликатор «Цена/Прибыль» для отрасли (для выборки компаний-анало­гов) и дисконтирования этой цены на дату оценки.

Основные этапы расчета стоимости компании при втором способе:

1) выбор компаний-аналогов для оцениваемой компании;

2) расчет текущего мультипликатора «Цена/Прибыль» путем деления текущей рыночной стоимости компаний-аналогов на прибыль за текущий (последний отчетный) период;

3) прогнозирование прибыли в расчете на акцию или суммарной при­были оцениваемой компании на период, в котором будет достигнут ста­бильный темп роста доходов компании;

4) применение мультипликатора «Цена/Текущая прибыль» к прогноз­ной величине прибыли на акцию или суммарной прибыли оцениваемой компании;

5) расчет ставки дисконта для оцениваемой компании (использование ставки дисконта, рассчитанной в рамках доходного подхода);

6) расчет текущей стоимости оцениваемой компании (одной акции, если использовался показатель прибыли на одну акцию) путем дисконтирова­ния полученной стоимости на дату оценки.

При использовании мультипликаторов будущей прибыли надо по­мнить, что хотя эта модифицированная версия мультипликатора «Цена/ Прибыль» и увеличивает область действия данного мультипликатора, включив в нее убыточные на момент оценки компании, оценщик обяза­тельно столкнется с трудностями в корректировке различия между оцени­ваемой компанией и компаниями-аналогами, так как сравниваются ком­пании в различные периоды времени.

Выводы

При сравнительном подходе оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции). Важ­нейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыноч­ной информации.

Сравнительный подход в зависимости от целей, объекта оценки и ис­точников информации включает три метода:

• метод компании-аналога (метод рынка капитала);

• метод сделок;

• метод отраслевых коэффициентов.

Для оценки компании сравнительным подходом используется ценовая и финансовая информация по предприятиям-аналогам. Список критериев сходства начинается с отраслевой принадлежности и зависит от конкрет­ных условий оценки, однако окончательное решение об аналогичности принимается по результатам финансового анализа. Сравнительный под­ход применим, если список содержит не менее трех компаний-аналогов.

Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода ос­нована на использовании ценовых мультипликаторов, характеризующих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отражающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рассчитывается по аналогам и используется как множитель к адекватному показателю оце­ниваемой компании.

В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:

• «Цена / Прибыль»;

• «Цена / Денежный поток»;

• «Цена / Дивиденды»»;

• «Цена / Выручка от реализации»;

• «Цена/Физический объем»;

• «Цена / Балансовая стоимость».

Выведение итоговой величины стоимости предприятия осуществляет­ся в три этапа:

• выбор величины мультипликатора, которую целесообразно исполь­зовать для оцениваемой компании;

• согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультиплика­торов;

• внесение итоговых корректировок.

Величина ценового мультипликатора, рассчитанная по каждому из ана­логов, может существенно различаться, поэтому оценщик должен принять решение о том, какое значение следует применить к оцениваемой фирме, используя результаты финансового анализа.

Предварительные результаты рыночной стоимости, полученные на ос­нове использования различных видов ценовых мультипликаторов, подвер­гаются процедуре согласования путем экспертного взвешивания. Удельный вес, придаваемый каждому результату, зависит от качества исходной инфор­мации, конкретных условий оценки, роли ценового мультипликатора.

Корректировки итоговой величины стоимости обеспечивают большую объективность результатов оценки. Применение премий и скидок позво­ляет учесть влияние существенных дополнительных факторов, таких, как достаточность вложенного капитала, наличие нефункционирующих акти­вов, ликвидность. Возможность включения премии за контроль делает ме­тод компании-аналога более универсальным и применимым для оценки контрольной доли собственного капитала фирмы.

Сравнительный подход и его методы базируются на использовании боль­шого объема ценовой и финансовой информации по значительному количе­ству предприятий. Необходимость обработки большого информационного массива в целях выявления зависимости величины рыночной стоимости соб­ственного капитала фирмы от различных ценообразующих факторов тре­бует применения математических методов на различных этапах оценки.

Регрессионная модель позволяет на основе открытых рыночных дан­ных построить формализованную зависимость рыночной стоимости ком­пании от одного или нескольких ценообразующих параметров.

Метод главных компонент обеспечивает более глубокий анализ за счет использования значительного числа ценообразующих показате­лей, к которым относят показатели финансово-производственной дея­тельности предприятия. Основное достоинство данного метода зак­лючается в решении проблемы взаимозависимости (мультиколлине- арности) исходных данных, которая обычно осложняет применение многофакторных моделей.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются преимущества и недостатки сравнительного под­хода к оценке бизнеса?

2. Каковы необходимые условия использования сравнительного подхода и его основных методов при оценке бизнеса?

3. Какие критерии применяются оценщиком для принятия решения о сход­стве предприятий?

4. В чем заключаются особенности финансового анализа для целей срав­нительного подхода?

5. Что такое ценовой мультипликатор? Какие виды мультипликаторов используются в процессе оценки? Дайте сравнительную характеристику.

6. Почему итоговая величина стоимости нуждается в корректировке? Перечислите основные виды поправок, вносимых оценщиком.

Задачи

1. Используя приведенную далее информацию, вычислить для компа­нии-аналога «Салют» возможные виды мультипликаторов «Цена/При­быль» и «Цена/Денежный поток». Расчет сделайте исходя из цены одной акции и собственного капитала предприятия в целом.

Фирма «Салют» имеет в обращении 250 000 акций, рыночная цена од­ной акции 100 руб.

Отчет о прибылях и убытках (Выписка):

1. Выручка от реализации, руб. 500 000

2. Затраты, руб. 400 000 в том числе амортизация, руб. 120 000

3. Сумма уплаченных процентов, руб. 30 000

4. Ставка налога на прибыль, % 30

2. Определить стоимость одной акции предприятия «Байкал». Данные для расчета:

1. Чистая прибыль, руб. 450 000

2. Чистая прибыль

в расчете на одну акцию, руб. 4,5

3. Балансовая стоимость

чистых активов компании, руб. 6 000 000

4. Мультипликатор

«Цена/Балансовая стоимость» 3,5

3. Оцените при помощи бездолгового ценового мультипликатора пред­приятие «Сирена», годовая выручка от реализации которого составляет 1 900 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Сирена» (руб.):

1. Собственный капитал 4 000 000

2. Долгосрочные обязательства 500 000

3. Краткосрочные обязательства 1 500 000

Аналогом является предприятие «Гудок», рыночная цена одной акции которого 20 руб., число акций в обращении 500 000. Годовая выручка от реализации — 1 500 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Гудок» (руб.):

1. Собственный капитал 8 000 000

2. Долгосрочные обязательства 2 000 000

3. Краткосрочные обязательства 4 000 000

4. Рассчитайте итоговую величину стоимости собственного капитала предприятия «Фаэтон».

Данные для расчета:

1. Выручка от реализации, руб. 2 000 000

2. Затраты, руб. 1 500 000


3. В том числе амортизация, руб. 300 000

4. Сумма уплаченных процентов, руб. 180 000

5. Ставка налога на прибыль, % 25

6. Балансовая стоимость чистых активов, руб. 2 200 000

7. Мультипликаторы:

«Цена/Чистая прибыль» 15

«Цена/Денежный поток до уплаты налогов» 8

«Цена/Выручка от реализации» 1,9

«Цена/Балансовая стоимость» 2

Предприятие «Фаэтон» является крупнейшим в данном секторе услуг, его доля на рынке достигает 20%. Удельный вес оборудования в балансо­вой стоимости основных фондов предприятия составляет 60%. Фирма «Фа­этон» не имеет льгот по налогообложению, а также дочерних предприя­тий, в то время как аналоги имеют сеть дочерних компаний. Доля активов аналогов, представленных контрольными пакетами акций дочерних фирм, колеблется в диапазоне от 15 до 30%. Предприятие «Фаэтон» нуждается в срочной реконструкции гаража. Затраты на реконструкцию — 75 тыс. руб. На дату оценки выявлен недостаток собственного оборотного капитала 300 тыс. руб. Предприятию «Фаэтон» принадлежит спортивный комплекс, рыночная стоимость которого равна 2500 тыс. руб.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.