Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №24. Экологические права граждан. Механизм реализации экологических прав





Экологические права граждан – узаконенные и имеющие правовые последствия притязания индивида на природу, связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его потребностей при взаимодействии с ним и обеспечении удовлетворения.

Основной проблемой при определении экологических прав граждан является то, что необходимо исходить не из антропоцентрических концепций, а учитывать интересы также всей природы в целом.

По уровню правового регулирования все права граждан можно условно разделить на основные и специальные:

1. Основные права граждан – данные права являются неотчуждаемыми, никто не может быть их лишен. Такие права закрепляются в Конституции и в ряде международно-правовых договоров:

а. Право на благоприятную окружающую среду;

б. Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью или имущества гражданина в связи с экологическим правонарушением;

в. Право на достоверную информацию об окружающей среде;

2. Специальные права граждан:

а. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б. Направлять обращения в органы государственной власти или местного самоуправления о получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

в. Участвовать в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды;

г. Выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы;

д. Оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

е. Обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами по вопросам охраны окружающей среды и получать обоснованный и своевременные ответы;



ж. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Экологические права обеспечиваются за счет следующего:

1. Доступ граждан к экологически значимой информации;

2. Надзор со стороны природоохранительных органов за исполнением экологического законодательства субъектами хозяйственной деятельности;

3. Внедрение новых технологий, уменьшающих нагрузку и загрязнение окружающей среды;

4. Приоритет экологических критериев при принятии экономических и иных решений;

5. Участие граждан в принятии решений по экологически значимым проблем, в том числе проведении экологической экспертизы;

6. Деятельность общественного контроля;

7. Проведение публичных мероприятий в целях охраны окружающей среды и собственных экологических интересов;

8. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан в результате совершения экологического правонарушения;

9. Доступ граждан к различным формам защиты своих прав;

10. Право «вето» на реализацию проектов, которые способны существенно ухудшить их положения (путем проведения референдумов).

 

 

Вопрос №25. Гарантии и защита экологических прав граждан

Формы защиты экологических прав граждан:

1. Судебная защита экологических прав;

2. Право обжалования в суде решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

3. Право на получение квалифицированной юридической помощи;

4. Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами – гражданин не обязан доказывать незаконность действия или решения, необходимо доказать лишь наличие вреда, а законность доказывается самим органом или должностным лицом;

5. Право обращения в международные органы в случае, если внутригосударственные ресурсы исчерпаны.

В качестве гарантии права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч.3 ст.41 Конституции, где закреплена ответственность должностных лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гражданин может защищать свои права как в судебном, так и в административном порядке. Жалоба, поступившая в орган власти или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента их регистрации.

Важную роль в механизме защиты экологических прав играет Конституционный суд, который осуществляет проверку конституционности нормативных актов по запросам управомоченных на это лиц.

Правом на обращение в Конституционный суд обладают:

1. Президент РФ;

2. Правительство РФ;

3. Верховный или Высший арбитражный суды;

4. Государственная дума и Совет федерации;

5. Группа численностью не менее 1/5 от числа всех членов Государственной думы или Совета федерации;

6. Законодательные и исполнительные органы субъектов РФ.

Помимо этого, правом на обращение в Конституционный суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, который был применен или подлежит применению в конкретном деле.

Следующим органом, осуществляющим защиту нарушенных экологических прав, является Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

1. Принять жалобу к рассмотрению;

2. Разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав;

3. Передать жалобу органу, компетенции которого относится разрешение дела;

4. Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный по правам человека уведомляет заявителя в десятидневный срок. Информируется также орган или лицо, действие или решение которого подлежит рассмотрению.

Уполномоченный по правам человека может выступить с личной инициативой по охране экологических прав граждан. Это возможно в следующих случаях:

1. Информация о массовых и грубых нарушениях прав граждан;

2. Случаи, имеющие особое общественное значение;

3. Защита прав лиц, которые сами осуществить ее не могут.

Уполномоченный по правам человека не обладает собственными властными полномочиями по разрешению экологических споров, поэтому по результатам рассмотрения дела он вправе:

1. Обратиться в суд с защитой нарушенных прав;

2. Обратиться в соответствующий орган с инициативой о возбуждении административного или уголовного дела;

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

4. Изложить свои доводы должностному лицу, который вправе выносить протесты;

5. Обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение прав гражданина законом, примененным или подлежащим применению в данном конкретном деле.

Обращение в Европейский суд по правам человека является международным способом защиты. Для того чтобы появилась возможность обратиться в него, необходимо исчерпать все внутригосударственные ресурсы защиты прав.

При обращении необходимо ссылаться на норму Европейской конвенции по правам человека, которая была нарушена. При этом необходимо также предоставить доказательства того, что все внутригосударственные ресурсы закончились. Издержки по обращению несет сам заявитель (около 12 тыс.дол).

 

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.