Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №1. Понятие экологического права как отрасли в Российской правовой системе





Экологическое право

Вопрос №1. Понятие экологического права как отрасли в Российской правовой системе

Экологическое право – комплексная отрасль, представляющая собой систему законода­тельных актов, регулирующих общественные отношения по:

- изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий хозяйственной деятельности человека (природоохранительное право);

- рациональному использованию отдельных природных ресурсов, удовлетворению потребно­стей и соблюдению экологических прав природопользователей (нормы природно-ресурсных отраслей права – земельного, водного, лесного и др.);

- защите экологических прав физических и юридических лиц;

- сотрудничеству между государствами, международными организациями по охране окру­жающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества.

 

Экологическое право как отрасль довольно молода, она появилась в 80-х гг. XX в., хотя отдельные нормы экологического права появились гораздо раньше.

Экологическое право является комплексной отраслью права, которая включает в себя положения многих иных отраслей права:

1. Земельное право;

2. Лесное право;

3. Фаунистическое право; «-вот это поворот!»

4. Воздухоохранительное право;

5. Водное право;

6. Горное право.

Комплексный характер отражается также тем, что общественные отношения регулируются не только собственными нормами, но и нормами многих иных отраслей – гражданское, административное, уголовное, трудовое и прочее. Процесс проникновения норм экологического права в иные отрасли получил название экологизации.

Создание новой отрасли потребовалось в связи с развитием общественных отношений в государстве, а точнее, с увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Такое воздействие требовало упорядоченности, и эта необходимость привела к возникновению отрасли экологического права.

Особым толчком стало возникновение локальных экологических проблем и катастроф. Экологические катастрофы:

1. Заражение водоснабжения;

2. Увеличение стихийных бедствий, вызванных антропогенной нагрузкой;

3. Крупные аварии на промышленных объектах.

Впоследствии пришло осознание единства окружающей среды – данные вопросы не ограничиваются пределами одного государства, а уровень проблем является глобальным. Это обусловило сильную международную направленность экологического права.

Особенности экологического права:

1. Комплексный характер;

2. Широкое использование научной терминологии;

3. Очень сильное влияние международного экологического права;

4. Важный государственный и международный характер разрешаемой проблемы;

5. Интенсивное развитие экологического законодательства;

6. Смешанность частно-правовых и публично-правовых способов воздействия.

Россия до 1917 г. была страной крестьянской.

Первый этап охватил 1917-1968 гг. Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет 1917 г. "О земле", который создавал основу для экологических отношений, поскольку определял условия для охраны земель. Так же были приняты Декреты: 1918 г. "О лесах"; 1919 г. "О сроках охоты и праве на охотничье оружие"; "О недрах земли"; 1921 г. "Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения"; 1921 г. "Об охране памятников природы, садов и парков". В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования.

Второй этап - период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Основы лесного законодательства 1977 г..).

Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву.

Закон РФ "Об экологической экспертизе" 1995 г.

 


Вопрос №2. Экологическая функция права

В теории права выделяются 4 общесоциальные функции права: экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная. Нам предлагается выделять наряду с этими функциями также экологическую функцию права.

Целью экологической функции является обеспечение качества окружающей среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования. Реализация данной цели происходит путем принятия норм или иных правовых решений с учетом интересов окружающей среды.

Экологическая функция является новой функцией. Ее возникновение связывается, как и возникновение экологического права, с развитием противоречий между природой и обществом, увеличением антропогенной нагрузки.

Особенности экологической функции права:

1. По своей форме представляет систему права;

2. По своему содержанию относится к системе экологии.


Вопрос №3. Предмет экологического права.

Предмет - отношения, вытекающие в сфере взаимодействия общества и природы, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

в предмет экологического права экологические общественные отношения, которые он делит на 4 группы:

1. Отношения, возникающие по поводу воздействия человека на состояние окр. среды в различных сферах деятельности (промышленность, транспорт).

2. Отношения по охране отдельных природных комплексов и объектов, в частности по охране естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших природные свойства, и не использующихся в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления.

3. Отношения по охране отдельных видов природных ресурсов. В законе об охране окр. Среды предусмотрены меры по охране почв зелёного фонда населённых пунктов, объектов животного мира.

4. Отношения по поводу установления особого эколого-правового режима на отдельных территориях.


Вопрос №6. Система и структура экологического права России

Система представляет собой композиционное множество, состоящее из относительно самостоятельных элементов, которые состоят в определенной связи с другими и образуют тем самым единство и целостность. Экологическое право также представляет собой систему права, критерием выделения традиционно является предмет и метод правового регулирования.

Система экологического права состоит из общей, особенной и специальной частей.

I. Общая часть

Общая часть экологического права включает в себя нормы, имеющие значение и подлежащие применению во всей отрасли права. Таковыми, например, являются:

1. Общие положения (предмет, метод, принципы, функции);

2. Источники;

3. Субъекты и объекты экологического права;

4. Право собственности на природные ресурсы;

5. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды – платежи за пользование природными ресурсами, экологическое страхование;

6. Экологическое управление:

а. Экологический надзор;

б. Экологический мониторинг;

в. Экологическая экспертиза;

г. Нормирование качества окружающей среды;

д. Нормирование воздействия на окружающую среду;

е. Экологическая сертификация;

7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

II. Особенная часть

Нормы особенной части экологического права могут применяться лишь к определенным общественным отношениям. Особенная часть экологического права включает следующие положения:

1. Правовое регулирования использования и охраны природных ресурсов, в том числе:

а. Вод;

б. Недр;

в. Животного мира;

г. Земель;

д. Лесов;

е. Обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами;

2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха;

3. Правовое регулирование охраны окружающей среды в процессе осуществления промышленной и иной хозяйственной деятельности;

4. Правовое регулирование охраны окружающей среды в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности;

5. Правовой режим природно-заповедного фонда;

6. Правовой режим зон ЧС и экологического бедствия;

7. Правовое регулирование охраны окружающей среды в городах и иных населенных пунктах.

III. Специальная часть

Специальная часть посвящается международно-правовой охране окружающей среды.

I. Природоресурсное право

Соотношение между природоресурсным и экологическим правом рассматривалось по-разному:

1. Природоресурсное и экологическое (природоохранное) являются различными отраслями права;

2. Природоресурсное право включается в экологическое.

Предметом природоресурсного права являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов. Таким образом, в основе природоресурсного права лежит нарушение их естественной экологической связи с окружающей средой. В основе экологического права же лежит природоохранная направленность.

Следует также отметить мнение Ерофеева о том, что природоресурсное право сформировано в основном в отношении отдельных компонентов окружающей среды, а экологическое право в отношении взаимосвязей между этими ресурсами, свойств и процессов, протекающих в них.

II. Земельное право

Предметом земельного права являются общественные отношения по управлению земельным фондом РФ, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также отношения по охране земель.

Получается, что в предмет земельного права входят 3 группы отношений. Условно можно отметить, что первая группа находится на пересечении с административным правом, вторая с гражданским, а вот третья пересекается с экологическим.

Кроме того, при осуществлении пользования земельным участками необходимо учитывать требования экологического законодательства.

III. Аграрное право

Предметом аграрного права являются общественные отношения организации и управления трудовыми, имущественными и иными отношениями, складывающимися в аграрно-промышленном комплексе. При ведении аграрного хозяйства необходимым условием для их правомерности является наличие санитарных и гигиенических свидетельств, являющихся частью экологического законодательства. Кроме того, охрана земель осуществляется совокупностью земельного, экологического и аграрного права.

IV. Административное право

Административное право является управленческой отраслью. Связь экологического и административного права проявляется в одном из направлений управления – экологическом управлении. Нормы административного права, наряду с нормами уголовного, трудового и гражданского права, опосредует привлечение субъектов экологического права к соответствующему виду ответственности.

I. До 1917 года

Охрана природы рассматривалась прежде всего через охрану собственности, экономических и военных интересов.

Можно выделить несколько положений различных актов того периода:

1. Русская правда предусматривала охрану общинной собственности, чьим объектом, в том числе, были и леса. Устанавливалась ответственность за повреждение или уничтожение дупла, наполненного сотами с медом, кражу дров или бобров;

2. В XIV в. установился особенный режим лесных засек[1], которые служили средством защиты от татар. В то время запрещалась вырубка деревьев засечной зоны;

3. Соборное уложение устанавливало, что нарушение границ земельных участков с целью охоты, а также ловля рыбы, выдр или бобров, рассматривалось как попытка кражи;

4. С XVII в. охрана лесных массивов стала распространяться и на леса Сибирской зоны;

5. С XVII в. устанавливались целые заповедные районы в целях охраны соболей;

6. Петром I были ограничены некоторые права собственности на природные объекты; Так запрещалась рубка лесов по берегам рек, удобных для лесосплава, некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными;

Таким образом требования в сфере природопользования и охраны объектов живой природы изначально устанавливались в рамках права собственности. Требования же по охране водных объектов, атмосферного воздуха начали формироваться к концу XVII в., когда появилось так называемое санитарное право, включающее в себя требования по охране воздуха, водных объектов и местности в целом.

В период 1915-1916 гг. был разработан первый проект закона России «Об охране окружающей среды», однако, он так и не был реализован.

II. Советский период

Вплоть до 70-х гг. XX в. развитие экологического права шло в основном в области ресурсопользования. В 20-х гг. были приняты следующие нормативно-правовые акты:

1. Земельный кодекс 1922 года;

2. Лесной кодекс 1923 года;

3. Декрет СНК РСФСР «Об охоте» 1920 года;

4. Декрет СНК РСФСР «О недрах» 1920 года;

5. Декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» 1921 года;

6. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза СССР» 1924 года;

7. Декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» 1919 года.

Экологическое право в этот период развивалось преимущественно в рамках природоресурсного права, при этом все природные ресурсы, согласно Декрету СНК 1917 года «О земле» были национализированы.

В целом это не было экологическим законодательством, потому как оно не было направлено на охрану окружающей среды, а на охрану человека, то есть так называемое санитарное право. Данный подход реализовывался вплоть до начала 70-х гг.

В этот период были приняты следующие нормативные акты:

1. Закон об охране природы в РСФСР 1960 года;

2. Земельный кодекс РСФСР 1970 года;

3. Водный кодекс РСФСР 1972 года;

4. Кодекс о недрах 1976 года;

5. Лесной кодекс 1978 года;

6. Закон об охране атмосферного воздуха 1982 года;

7. Закон об охране и использовании животного мира 1982 года.

Закон об охране природы не сыграл важной роли в сфере охраны окружающей среды, потому как не предлагал эффективные природоохранные меры и механизмы обеспечения их исполнения. Основным недостатком законодательства того периода явилось отсутствие в нем механизмов, обеспечивающих исполнение данных норм.

Основу охраны окружающей среды в этот период составляли не законы, а подзаконные нормативные акты.

Впервые забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного совета 1972 года. В этом же году было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», которым предусматривались соответствующие мероприятия. Несмотря на создание целой системы мероприятий, они не давали видимых результатов.

К концу 80-х гг. было осознано, что основные проблемы в области охраны окружающей среды связаны с «остаточным» принципом финансирования деятельности по охране окружающей среды, слабое правовое регулирование охраны окружающей среды и отсутствие экономических стимулов для охраны окружающей среды. В связи с этим в 1988 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

В соответствии с этим постановлением:

1. Образован Государственный комитет об охране природы, консолидировавший в себе все функции управления;

2. Совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

3. Решение о подготовке проекта закона СССР «Об охране природы».

III. Современный этап

На современном этапе в экологическом праве появились новые концепции, развитие происходит под воздействием разных факторов:

1. Кризисное состояние окружающей среды в стране;

2. Дефекты экологического законодательства;

3. Тенденции взаимодействия общества и природы и экологического права в мире;

4. Перспективы создания правового и социального государства;

5. Трансформация общественных экономических отношений, в том числе введения разных форм собственности

Основу правового регулирования охраны окружающей среды на данный момент осуществляет ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года.

Важнейшим принципом современного экологического законодательства является его гармонизация с мировым.

 


VI. Природоресурсное право

Соотношение между природоресурсным и экологическим правом рассматривалось по-разному: 1. Природоресурсное и экологическое (природоохранное) являются различными отраслями права; 2. Природоресурсное право включается в экологическое.

Предметом природоресурсного права являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов. Таким образом, в основе природоресурсного права лежит нарушение их естественной экологической связи с окружающей средой. В основе экологического права же лежит природоохранная направленность.

Следует также отметить мнение Ерофеева о том, что природоресурсное право сформировано в основном в отношении отдельных компонентов окружающей среды, а экологическое право в отношении взаимосвязей между этими ресурсами, свойств и процессов, протекающих в них.

VII. Земельное право

Предметом земельного права являются общественные отношения по управлению земельным фондом РФ, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также отношения по охране земель.

Получается, что в предмет земельного права входят 3 группы отношений. Условно можно отметить, что первая группа находится на пересечении с административным правом, вторая с гражданским, а вот третья пересекается с экологическим.

Кроме того, при осуществлении пользования земельным участками необходимо учитывать требования экологического законодательства.

VIII. Аграрное право

Предметом аграрного права являются общественные отношения организации и управления трудовыми, имущественными и иными отношениями, складывающимися в аграрно-промышленном комплексе. При ведении аграрного хозяйства необходимым условием для их правомерности является наличие санитарных и гигиенических свидетельств, являющихся частью экологического законодательства. Кроме того, охрана земель осуществляется совокупностью земельного, экологического и аграрного права.

IX. Административное право

Административное право является управленческой отраслью. Связь экологического и административного права проявляется в одном из направлений управления – экологическом управлении. Нормы административного права, наряду с нормами уголовного, трудового и гражданского права, опосредует привлечение субъектов экологического права к соответствующему виду ответственности.

I. Нормирование

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Существуют нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Разница в том, что первые устанавливаются в отношении всей окружающей среды в целом, а вторые в отношении отдельных объектов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

2. Нормативы допустимых физических воздействий;

3. Нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение;

4. Нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды;

5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

6. Иные нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.

За превышение нормативов субъекты хозяйственной и иной деятельности привлекаются к юридической ответственности.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов допускается установка лимитов на сбросы и выбросы. Лимиты устанавливаются на основании разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших технологий и реализации иных природоохранных проектов с учетом постепенного достижения установленных нормативов.

Разрешение на установление лимитов допускается только по «уважительным причинам»: внедрение новых малоотходных технологий, модернизация очистных сооружений и реализация иных природоохранных проектов. При этом установление лимитов допускается только в случае наличия планов по снижению загрязнения окружающей среды с согласия компетентных органов.

Разрешение или установка лимитов допустимых сбросов (выбросов) веществ и микроорганизмов выдается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением сбросов (выбросов) в атмосферный воздух, это осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).

II. Стандартизация

Стандартизация представляет собой деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, а также повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг по их экологическим показателям.

Стандартизация в РФ осуществляется Федеральной агентство по техническому регулированию (Росстандарт).

Национальная система стандартизации:

1. Национальные стандарты – применяется на добровольной основе в равной степени независимо от страны или места происхождения продукта, технологического процесса и прочего. Оформляется знаком соответствия национальному стандарту;

2. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения – нормативные акты, распределяющие данную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов;

3. Правила стандартизации;

4. Нормы и рекомендации в области стандартизации;

5. Своды правил.


Вопрос №56. Дисциплинарная ответственность в экологическом праве: понятие, основания и порядок привлечения

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении работодателем на виновного работника мер дисциплинарного взыскания за невыполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием или охраной окружающей среды.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является несоблюдение работником требований трудовой, производственной и технологической дисциплины, повлекшее нарушение экологического законодательства. Субъективная сторона, как правило, характеризуется неосторожностью. В отличие от уголовных и административных правонарушений – перечень дисциплинарных проступков, более или менее систематизированный, отсутствует.

Важной особенностью является то, что применение дисциплинарного взыскания работодателем является правом, а не обязанностью. Исключением является норма ст.195, по которой руководитель привлекается к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников.

К работнику, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться следующие виды взысканий:

1. Замечание – письменная форма;

2. Выговор;

3. Увольнение;

4. Иные виды взысканий, предусмотренных локальными актами.

До назначения дисциплинарного взыскания с работника берется объяснение об обстоятельствах совершения проступка. В случае отказа работника дать объяснения в течение 2 дней составляется акт привлечения к дисциплинарной ответственности, в котором фиксируется отказ работника.

К дисциплинарной ответственности лицо привлекается в течение месяца с того момента, когда работодатель узнал или должен был узнать о его совершении либо в течение 6 месяцев с момента его совершения. В период не включается уважительное отсутствие работника на рабочем месте.

Оформляется наложение дисциплинарного взыскания приказом или распоряжением работодателя, с которым работник обязан ознакомиться в течение 3 дней. Работник считается привлеченным к ответственности с момента издания приказа в течение 1 года. Ответственность может быть снята досрочно.

Возложение на лица мер дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения от иных видов ответственности.

 


Вопрос №57. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, ее компонентам, а также здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, вызванный неблагоприятным воздействием на окружающую среду

Вред, причиненный окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, истощения природных ресурсов. Вред может возмещаться путем возмещения убытков либо в натуре – то есть возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния за счет его собственных средств, либо в денежном выражении.

Гражданско-правовая ответственность возмещается в полном объеме. Субъектами правонарушения могут быть как физические и юридические лица, так и государственные органы.

Основания привлечения лица к гражданско-правовой ответственности:

1. Причинение вреда окружающей среде и ее компонентам;

2. Причинение вреда здоровью или имуществу граждан в результате нарушения экологического законодательства (экогенный вред);

3. Причинение морального вреда гражданам в результате нарушения экологического законодательства.

Условия привлечения к гражданско-правовой ответственности:

1. Наличие одного из вышеперечисленных оснований;

2. Вина

3. Причинно-следственная связь.

Вина не является условием в случае причинения вреда в результате осуществления деятельности, создающей повышенную опасность (ст.1079 ГК РФ). К таким видам деятельности относятся, например:

1. Использование транспортных средств, механизмов;

2. Использование электрической энергии высокого напряжения;

3. Использование атомной энергии;

4. Использование взрывчатых веществ;

5. Использование сильнодействующих ядов;

6. Осуществление строительной деятельности;

7. Прочее.

Единственным условием освобождения лица от ответственности в данном случае будет то, что оно докажет, что вред был причинен в результате действия непреодолимой силы.

Особенностью гражданско-правовой ответственности, отличающей ее от административной и уголовной, является то, что средства, полученные в результате возмещения вреда, передаются пострадавшему лицу, а не государству. Получается, целью гражданско-правовой ответственности, является компенсация нанесенного вреда.

Гражданско-правовая ответственность может применяться наряду с иными видами ответственности.

Срок исковой давности в данном случае составляет 20 лет. Течение срока начинается с момента, когда было совершенно правонарушение, либо когда лицо узнало о его совершении.

Способы возмещения вреда:

1. Оформление листка временной нетрудоспособности работника;

2. Оформление инвалидности в связи с неблагоприятным воздействием окружающей среды;

3. Предоставление мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

4. Страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу гражданина;

5. Возмещение вреда в судебном порядке.

 

 

I. Национальные парки

Национальные парки – природоохранные, культурно-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают экологические комплексы и объекты, имеющую особую экологическую, эстетическую или историческую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма.

Историко-культурные объекты, поставленные под государственную охрану, передаются национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться участки иных собственников. Национальные парки обладают исключительным правом приобретения этих участков за счет средств федерального бюджета или из иных законных источников.

Учитывая рекреационную направленность национальных парков, в соответствующих функциональных зонах разрешается аренда земельных участков, зданий, сооружений парка специализированными организациями (обладающими лицензией на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха). Соответствующий договор аренды подлежит регистрации органом, в ведении которого находится Национальный парк.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Первыми национальными парками были (на данный момент насчитывается 41) 2 парка, образованные в 1983 году:

1. Лосиный остров – Московская область;

2. Сочинский национальный парк.

Задачи национальных парков:

1. Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2. Сохранение историко-культурных объектов;

3. Экологическое просвещение населения;

4. Сохранение условий для регулируемого туризма и отдыха;

5. Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

6. Осуществление государственного экологического мониторинга;

7. Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В целях установления режима производится зонирование национального парка с выделением:

1. Заповедная зона – предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии, в ней запрещается любая хозяйственная деятельность;

2. Особо охраняемая зона – предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии, но в ее границах допускается проведение экскурсий, посещение в целях познавательного туризма;

3. Рекреационная зона – предназначена для рекреационной деятельности: развитие физической культуры и спорта, размещения объектов туризма, музеев и информационных центров;

4. Зона охраны памятников истории и культуры народов РФ – предназначена для сохранения указанных объектов и в пределах которой допускается деятельность по их сохранению, а также рекреация;

5. Зоны хозяйственного назначения – допускается осуществление хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение деятельности учреждения, осуществляющего управление парком, а также жизнедеятельности граждан, находящихся на территории парка;

6. Зона традиционного экстенсивного природопользования – предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в пределах которой допускается традиционная неистощительная хозяйственная деятельность этих народов.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным или культурно-историческим комплексам и объектам, поставленным под охрану национального парка. К таким видам деятельности относятся:

1. Разведка и разработка полезных ископаемых;

2. Деятельность, ведущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

3. Деятельность, ведущая за собой изменение гидрологического режима;

4. Предоставление садоводческих и дачных участков;

5. Строительство систем коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, кроме тех, которые создаются в целях обеспечения деятельности учреждений национального парка;

6. Лесопользование (за исключением заготовки древесины для собственных нужд), интродукция, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания, сбор биологических коллекций;

7. Движение механизированных транспортных средств (кроме как для функционирования парка), прогон домашних животных вне установленных мест, сплав древесины;

8. Рекреационная деятельность за пределами специально установленных мест;

9. Вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность.

Национальные парки являются юридическими лицами, чьими целями не является извлечение прибыли (некоммерческие организации). Создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета экологического учреждения. Учреждаются Национальные парки, в отличие от заповедников, не только по представлению органа исполнительной власти, но также и с представления органа исполнительной власти субъекта.

Национальные парки могут распоряжаться следующими средствами:

1. От различного рода деятельности, не противоречащей задачам национального парка – рекреация, научно-просветительская работа, рекламно-издательская;

2. Арендная плата;

3. В счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам на территории национального парка;

4. От реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

5. Из благотворительной помощи и безвозмездных взносов.

II. Природные парки

Природные парки – природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории и акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для природоохранных, рекреационных и просветительских целей.

Задачи природных парков:

1. Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

2. Создание условий отдыха и сохранение рекреационных ресурсов;

3. Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На территориях природных парков также допускается создание функциональных зон:

1. Природоохранная зона;

2. Рекреационная зона;

3. Агрохозяйственная зона;

4. Иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

Природные парки являются некоммерческими юридическими лицами в форме природоохранного учреждения, финансируемого за счет средств бюджета субъекта РФ.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических или рекреационных качеств, нарушение режима содержания природных памятников истории и культуры.

Создаются природные парки на основании решений органов субъектов по представлению органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.


Вопрос №89. Понятие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Мелиоративные системы: понятие, требования к проектированию, строительству и эксплуатации. Рекультивация: понятие, значение, порядок осуществления

Мелиорация земель – коренное улучшение земель, путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозийных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Типы мелиорация земель:

1. Гидромелиорация – улучшения состояния земель, состояние которых зависит от воздействия воды (заболоченные, излишне увлажненные, засушливые и прочее). Виды:

а. Оросительная;

б. Осушительная;

в. Противопаводковая;

г. Противоселевая;

д. Про







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.