|
Вопрос №7. Принципы экологического права Российской ФедерацииПринципы права – основные руководящие идеи. Функции принципов экологического права: 1. Выступают в качестве каркаса, обеспечивающего систематизацию права; 2. Определяют дальнейшее развитие экологического права; 3. Используются в качестве способов устранения пробелов. Во-первых, следует выделить общеправовые принципы экологического права: 1. Принцип законности – проявляется в следующем: а. Общеобязательность эколого-правовых предписаний для всех физических и юридических лиц, а также органов власти и их должностных лиц; б. Единообразие применения норм на всей территории РФ; в. Неотвратимость наступления последствий за нарушение экологического законодательства; 2. Принцип народовластия – предоставляет возможность гражданам участвовать в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды; 3. Принцип гуманизма – природопользование должно осуществляться в интересах нынешних и будущих поколений; 4. Принцип социальной справедливости – обеспечивает субъектам экологических отношений равное правовое положение; 5. Принцип гласности. Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»: 1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3. Научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5. Ответственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7. Независимость контроля в области охраны окружающей среды – осуществляется специально уполномоченными органами; 8. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности; 9. Обязательность оценки на окружающую среду при принятии решений о хозяйственной и ином виде деятельности; 10. Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; 11. Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12. Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16. Сохранение биологического разнообразия; 17. Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельности или планирующим осуществление такой деятельности; 18. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19. Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся прав граждан на благоприятную окружающую среду; 20. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21. Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22. Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23. Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.
Вопрос №8. Соотношение экологического права России с другими отраслями права (природоресурсным, земельным, аграрным, административным, гражданским, уголовным и трудовым) Соотношение отраслей права заключается в выведении общих и особенных признаков, присущих различным отраслям права. В качестве показателей, по которым производится исследование, обычно применяются предмет, метод, принципы и источники соответствующих отраслей права. I. Природоресурсное право Соотношение между природоресурсным и экологическим правом рассматривалось по-разному: 1. Природоресурсное и экологическое (природоохранное) являются различными отраслями права; 2. Природоресурсное право включается в экологическое. Предметом природоресурсного права являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов. Таким образом, в основе природоресурсного права лежит нарушение их естественной экологической связи с окружающей средой. В основе экологического права же лежит природоохранная направленность. Следует также отметить мнение Ерофеева о том, что природоресурсное право сформировано в основном в отношении отдельных компонентов окружающей среды, а экологическое право в отношении взаимосвязей между этими ресурсами, свойств и процессов, протекающих в них. II. Земельное право Предметом земельного права являются общественные отношения по управлению земельным фондом РФ, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также отношения по охране земель. Получается, что в предмет земельного права входят 3 группы отношений. Условно можно отметить, что первая группа находится на пересечении с административным правом, вторая с гражданским, а вот третья пересекается с экологическим. Кроме того, при осуществлении пользования земельным участками необходимо учитывать требования экологического законодательства. III. Аграрное право Предметом аграрного права являются общественные отношения организации и управления трудовыми, имущественными и иными отношениями, складывающимися в аграрно-промышленном комплексе. При ведении аграрного хозяйства необходимым условием для их правомерности является наличие санитарных и гигиенических свидетельств, являющихся частью экологического законодательства. Кроме того, охрана земель осуществляется совокупностью земельного, экологического и аграрного права. IV. Административное право Административное право является управленческой отраслью. Связь экологического и административного права проявляется в одном из направлений управления – экологическом управлении. Нормы административного права, наряду с нормами уголовного, трудового и гражданского права, опосредует привлечение субъектов экологического права к соответствующему виду ответственности. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|