Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №7. Принципы экологического права Российской Федерации





Принципы права – основные руководящие идеи. Функции принципов экологического права:

1. Выступают в качестве каркаса, обеспечивающего систематизацию права;

2. Определяют дальнейшее развитие экологического права;

3. Используются в качестве способов устранения пробелов.

Во-первых, следует выделить общеправовые принципы экологического права:

1. Принцип законности – проявляется в следующем:

а. Общеобязательность эколого-правовых предписаний для всех физических и юридических лиц, а также органов власти и их должностных лиц;

б. Единообразие применения норм на всей территории РФ;

в. Неотвратимость наступления последствий за нарушение экологического законодательства;

2. Принцип народовластия – предоставляет возможность гражданам участвовать в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды;

3. Принцип гуманизма – природопользование должно осуществляться в интересах нынешних и будущих поколений;

4. Принцип социальной справедливости – обеспечивает субъектам экологических отношений равное правовое положение;

5. Принцип гласности.

Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3. Научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5. Ответственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7. Независимость контроля в области охраны окружающей среды – осуществляется специально уполномоченными органами;

8. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности;

9. Обязательность оценки на окружающую среду при принятии решений о хозяйственной и ином виде деятельности;

10. Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

11. Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12. Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16. Сохранение биологического разнообразия;

17. Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельности или планирующим осуществление такой деятельности;

18. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19. Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся прав граждан на благоприятную окружающую среду;

20. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21. Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22. Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23. Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

 


Вопрос №8. Соотношение экологического права России с другими отраслями права (природоресурсным, земельным, аграрным, административным, гражданским, уголовным и трудовым)

Соотношение отраслей права заключается в выведении общих и особенных признаков, присущих различным отраслям права. В качестве показателей, по которым производится исследование, обычно применяются предмет, метод, принципы и источники соответствующих отраслей права.

I. Природоресурсное право

Соотношение между природоресурсным и экологическим правом рассматривалось по-разному:

1. Природоресурсное и экологическое (природоохранное) являются различными отраслями права;

2. Природоресурсное право включается в экологическое.

Предметом природоресурсного права являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов. Таким образом, в основе природоресурсного права лежит нарушение их естественной экологической связи с окружающей средой. В основе экологического права же лежит природоохранная направленность.

Следует также отметить мнение Ерофеева о том, что природоресурсное право сформировано в основном в отношении отдельных компонентов окружающей среды, а экологическое право в отношении взаимосвязей между этими ресурсами, свойств и процессов, протекающих в них.

II. Земельное право

Предметом земельного права являются общественные отношения по управлению земельным фондом РФ, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также отношения по охране земель.

Получается, что в предмет земельного права входят 3 группы отношений. Условно можно отметить, что первая группа находится на пересечении с административным правом, вторая с гражданским, а вот третья пересекается с экологическим.

Кроме того, при осуществлении пользования земельным участками необходимо учитывать требования экологического законодательства.

III. Аграрное право

Предметом аграрного права являются общественные отношения организации и управления трудовыми, имущественными и иными отношениями, складывающимися в аграрно-промышленном комплексе. При ведении аграрного хозяйства необходимым условием для их правомерности является наличие санитарных и гигиенических свидетельств, являющихся частью экологического законодательства. Кроме того, охрана земель осуществляется совокупностью земельного, экологического и аграрного права.

IV. Административное право

Административное право является управленческой отраслью. Связь экологического и административного права проявляется в одном из направлений управления – экологическом управлении. Нормы административного права, наряду с нормами уголовного, трудового и гражданского права, опосредует привлечение субъектов экологического права к соответствующему виду ответственности.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.