|
V. Соотношение с уголовным, административным, гражданским и трудовымНормы данных отраслей права обеспечивают привлечение лица к соответствующему виду ответственности. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства, привлекается к уголовной, административной, дисциплинарной и имущественной ответственности.
Вопрос №9. Экологическое право как система знаний и учебная дисциплина Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, истории его возникновения и развития, управлении в соответствующей сфере, юридической ответственности, праве собственности на природные ресурсы и прочем. Одной из функций экологического права является образовательная, также закреплен принцип развития и формирования экологического образования. Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательную для изучения в учебных заведения, прежде всего юридических. В настоящее время дисциплина входит в образовательный стандарт высшего юридического образования, длится в течение семестра и завершается сдачей экзамена. Цель изучения учебной дисциплины представляет собой формирование у студентов целостного представления о правовом регулировании отношений в следующих областях: 1. Экологические права граждан; 2. Охрана окружающей среды; 3. Экологическое управление в сфере охраны окружающей среды; 4. Осуществление хозяйственной и иных видов деятельности с учетом окружающей среды. Содержание учебного курса: 1. Основные понятия отрасли, предмет, метод, принципы; 2. История экологического права; 3. Источники отрасли; 4. Экологические правоотношения; 5. Экологическое управление; 6. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды; 7. Юридическая ответственность; 8. Правовой режим природно-заповедного фонда; 9. Правовое регулирование охраны отдельных компонентов окружающей среды; 10. Правовое регулирование охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности; 11. Правовое регулирование охраны окружающей среды в населенных пунктах; 12. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды; 13. Правовое регулирование охраны окружающей среды в зарубежных странах. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны приобрести знания о теоретических и правовых основах регулирования экологических отношений, приобрести умения и навыки: 1. Работы с нормативным материалом, регулирующим отношения по охране окружающей среды; 2. Комплексного анализа и решения вопросов, возникающих в юридической практике при регулировании отношений, входящих в предмет отрасли экологического права. В целом, курс изучения учебной дисциплины экологического права обычно делится на 3 части: общая, особенная, специальная. Следует отметить большое количество учебников и учебных пособий, появившихся в отрасли. По праву наиболее широким и полным среди них является учебник Бринчука, написанный в 2009 году, из последних учебников необходимо отметить учебник Боголюбова 2011 года. Следует однако отметить, что все учебники в своей основе опираются на учебник Петрова, написанный в 1995 году. Самым первым учебником по экологическому праву же стал написанный в 1979 г. в соавторстве учебник Петрова и Гусева. Вопрос №10. История развития экологического права Если что – эта же хрень есть в разоре вопроса №1 там в конце и покороче будет. Нормы природоохранного характера появились практически одновременного с созданием государства. Вопрос об истории нормативного развития регулирования охраны окружающей среды можно условно разделить на 3 этапа: I. До 1917 года Охрана природы рассматривалась прежде всего через охрану собственности, экономических и военных интересов. Можно выделить несколько положений различных актов того периода: 1. Русская правда предусматривала охрану общинной собственности, чьим объектом, в том числе, были и леса. Устанавливалась ответственность за повреждение или уничтожение дупла, наполненного сотами с медом, кражу дров или бобров; 2. В XIV в. установился особенный режим лесных засек[1], которые служили средством защиты от татар. В то время запрещалась вырубка деревьев засечной зоны; 3. Соборное уложение устанавливало, что нарушение границ земельных участков с целью охоты, а также ловля рыбы, выдр или бобров, рассматривалось как попытка кражи; 4. С XVII в. охрана лесных массивов стала распространяться и на леса Сибирской зоны; 5. С XVII в. устанавливались целые заповедные районы в целях охраны соболей; 6. Петром I были ограничены некоторые права собственности на природные объекты; Так запрещалась рубка лесов по берегам рек, удобных для лесосплава, некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными; Таким образом требования в сфере природопользования и охраны объектов живой природы изначально устанавливались в рамках права собственности. Требования же по охране водных объектов, атмосферного воздуха начали формироваться к концу XVII в., когда появилось так называемое санитарное право, включающее в себя требования по охране воздуха, водных объектов и местности в целом. В период 1915-1916 гг. был разработан первый проект закона России «Об охране окружающей среды», однако, он так и не был реализован. II. Советский период Вплоть до 70-х гг. XX в. развитие экологического права шло в основном в области ресурсопользования. В 20-х гг. были приняты следующие нормативно-правовые акты: 1. Земельный кодекс 1922 года; 2. Лесной кодекс 1923 года; 3. Декрет СНК РСФСР «Об охоте» 1920 года; 4. Декрет СНК РСФСР «О недрах» 1920 года; 5. Декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» 1921 года; 6. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза СССР» 1924 года; 7. Декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» 1919 года. Экологическое право в этот период развивалось преимущественно в рамках природоресурсного права, при этом все природные ресурсы, согласно Декрету СНК 1917 года «О земле» были национализированы. В целом это не было экологическим законодательством, потому как оно не было направлено на охрану окружающей среды, а на охрану человека, то есть так называемое санитарное право. Данный подход реализовывался вплоть до начала 70-х гг. В этот период были приняты следующие нормативные акты: 1. Закон об охране природы в РСФСР 1960 года; 2. Земельный кодекс РСФСР 1970 года; 3. Водный кодекс РСФСР 1972 года; 4. Кодекс о недрах 1976 года; 5. Лесной кодекс 1978 года; 6. Закон об охране атмосферного воздуха 1982 года; 7. Закон об охране и использовании животного мира 1982 года. Закон об охране природы не сыграл важной роли в сфере охраны окружающей среды, потому как не предлагал эффективные природоохранные меры и механизмы обеспечения их исполнения. Основным недостатком законодательства того периода явилось отсутствие в нем механизмов, обеспечивающих исполнение данных норм. Основу охраны окружающей среды в этот период составляли не законы, а подзаконные нормативные акты. Впервые забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного совета 1972 года. В этом же году было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», которым предусматривались соответствующие мероприятия. Несмотря на создание целой системы мероприятий, они не давали видимых результатов. К концу 80-х гг. было осознано, что основные проблемы в области охраны окружающей среды связаны с «остаточным» принципом финансирования деятельности по охране окружающей среды, слабое правовое регулирование охраны окружающей среды и отсутствие экономических стимулов для охраны окружающей среды. В связи с этим в 1988 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В соответствии с этим постановлением: 1. Образован Государственный комитет об охране природы, консолидировавший в себе все функции управления; 2. Совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды; 3. Решение о подготовке проекта закона СССР «Об охране природы». III. Современный этап На современном этапе в экологическом праве появились новые концепции, развитие происходит под воздействием разных факторов: 1. Кризисное состояние окружающей среды в стране; 2. Дефекты экологического законодательства; 3. Тенденции взаимодействия общества и природы и экологического права в мире; 4. Перспективы создания правового и социального государства; 5. Трансформация общественных экономических отношений, в том числе введения разных форм собственности Основу правового регулирования охраны окружающей среды на данный момент осуществляет ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года. Важнейшим принципом современного экологического законодательства является его гармонизация с мировым.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|