Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторический экскурс, место мотивации и стимулирования в системе управления персоналом





Одной из главных тенденций в развитии мотивации и стимули­рования, которую следует иметь в виду при исследовании данной проблемы, является тенденция перехода от отдельных мотивов и стимулов к системам мотивации и стимулирования и мотивацион- ному ядру персонала. Проследим эволюцию системы мотивации и стимулирования с самого начала промышленной революции.

Во времена Тейлора система мотивации и стимулирования бази­ровалась на изучении реакции человека на условия труда и его ре­зультаты, соизмеряя с ними размеры оплаты труда. Затем человека труда стали познавать как существо социальное, групповое, способ­ное нормально существовать только в условиях коллектива. Труд че­ловека покупается, а система мотивации и стимулирования и разме­ры оплаты труда определяются работодателем, т.е. тем, кто управляет людьми и производством. Система мотивации и стимулирования по­степенно ставится в зависимость от методов и способов управления. Размеры оплаты и результативность труда становятся производными от стиля управления, применяемого руководителем. Появляется не­обходимость изучения воздействия положительных и отрицательных факторов на результативность труда и величину его оплаты. Форми­руется и осуществляется новая концепция мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явления, вытекающего из иерархии потребностей человека. Апробация новой концепции мотивации выявила пути достижения работником своих целей ис­ходя из иерархии потребностей. Постепенно систему мотивации и стимулирования ориентируют на достижении групповых целей и задач на основе делегирования полномочий малым коллективам. Размеры стимулирования определяются результативностью работы этих коллективов (японский опыт). Дальнейшее развитие системы
мотивации и стимулирования приводит к тому, что в ее основу за­кладывают факторы личной карьеры и пути удовлетворения личных потребностей.

Курс «Основы управления персоналом» рассматривает мотива­цию и стимулирование персонала как одну из подсистем системы управления персоналом организации (рис. 1.3). Тем самым опре­делено место мотивации и стимулирования в системе управления персоналом. Если предметом изучения является не вся система

Управление организацией в целом

Управление отдельными производственными и функциональными подразделениями организации

Подсистема планирования и маркетинга персонала

Подсистема найма и учета персонала

Подсистема трудовых отношений

Подсистема условий труда

Подсистема развития персонала

Подсистема мотивации и стимулирования персонала

Подсистема социального развития

Подсистема развития оргструктур управления

Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом

Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом

Рис.1.3. Состав подсистем системы управления персоналом


управления персоналом, а только одна из ее подсистем, то мы мо­жем рассматривать эту подсистему как систему, в свою очередь состоящую из подсистем. Таким образом, система мотивации и стимулирования как система имеет объект и субъект управления. Субъектом управления являются руководители и специалисты ап­парата управления организацией, а объектом — персонал этой ор­ганизации. В пределах этой системы осуществляется процесс управления мотивацией и стимулированием персонала организа­ции. В специальной литературе, а также в научно-исследователь­ских и диссертационных работах часто путают этот процесс с про­цессом управления системой мотивации и стимулирования пер­сонала, когда речь идет о системе управления персоналом организации в целом, когда мотивацию и стимулирование рассмат­ривают как часть целого (как подсистему системы управления пер­соналом). Этот процесс осуществляет подсистема общего и линей­ного руководства организации (см. рис. 1.3).

В специальной литературе сложилось следующее определение мотивации и стимулирования.

Мотивация и стимулирование — это процесс удовлетворения фи­зиологической, психологической или социальной потребности, ко­торая активизирует поведение и создает побуждение, направленное на достижение определенного вознаграждения (получение опреде­ленных благ) посредством трудовой деятельности. Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации и стимулирования лежит в значении слов «потребности», «побуждение», «вознаграждение» и во взаимоотношении между ними. Потребности создают по­буждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа процесса мотивации и стимули­рования, который складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребностей, побуждений и воз­награждений (табл. 1.8).

Таблица 1.8







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.