|
Составляющие, методы и цели мотивацииПроцесс мотивации очень сложен и зависит от конкретного работника и той ситуации, в которой он находится. Понимание этого поможет разобраться, как можно стимулировать работника к эффективной трудовой деятельности. Можно выделить следующие составляющие мотивации (табл. 2.3). Таблице 2.3 Составляющие, методы и цели мотивации
(кончлые твбл 2.3
Реализации целей, поставленных в таблице, способствуют следующие группы стимулов. Материальные стимулы: повышение должностного оклада: за увеличение объема работ; за рост квалификации: за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью работников; за увеличение объема продаж. Премирование: за внедрение новых разработок и новой техники; за изготовление продукции на экспорт; за повышение качества продукции; по итогам работы за год; за снижение трудоемкости работ и т.д. Моральные стимулы: корпоративные; муниципального, городского, регионального значения; государственного значения; межгосударственного значения; международные моральные стимул ы. Стимулы трудовой карьеры: стремление быть признанным в своем коллективе; непрерывное повышение своих знаний после окончания университета, колледжа; долгосрочное обеспечение денежного дохода; расширение области полномочий в принятии решений; полная реализация своего творческого потенциала; неуклонное продвижение по службе; избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху); участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий; избрание: руководителем организации или в государственные органы управления. Дополнительные стимулы: стимулирование за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений; разовые выплаты за вклад в увеличение прибыли предприятия; за участие в увеличении акционерного капитала; разовые выплаты из сберегательных фондов; льготная продажа акций и облигаций своим работникам; разовые выплаты по итогам года; выплата дивидендов по акциям. Социально-натуральные стимулы: выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием; покупка для работников продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника); строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т.д.; льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания; выделение льготных кредитов; предоставление отсрочки платежей на определенный период. Социальные стимулы: бесплатное пользование дошкольными учреждениями; бесплатное питание на работе; бесплатное медицинское обслуживание; кредитование бесплатного получения образования; оплата транспортных расходов; бесплатное пользование спортивными сооружениями; досрочный выход на пенсию за счет предприятия; повышение квалификации за счет предприятия; материальные гарантии по безработице; покупка для работников жилья; снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья; скидка на покупку товаров; выделение беспроцентных кредитов. 2.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Мотивация трудовой деятельности, ее сила, направленность обусловливаются воздействием на человека в процессе труда различных фупп внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, связанных как с самим работником, так и с субъектом управления, профессиональной группой, организационной средой и т.д. В своем сочетании факторы, влияющие на мотивацию, образуя определенную целостность, далеко не всегда равно- направленны. Они могут находиться в состоянии противоборства, антагонизма, параллельного направления воздействия и т.п. К числу факторов, содержащих в себе стимулирующие возможности и обеспечивающих активность персонала, по меньшей мере, могут быть отнесены следующие группы (рис. 2.3). Рассмотрим подробнее содержание каждой из названных в схеме групп факторов. Личностные факторы обусловлены потребностями личности и в совокупности охватывают все стороны жизнедеятельности человека и, следовательно, выходят за пределы отношений, складывающихся в организации в процессе труда и других видов деятельности. Можно выделить следующие личностные факторы, которые опосредованно влияют на различные стороны организационного поведения и, в частности, исполнение профессионально-должностных обязанностей: — основные ценностные ориентации личности; — цели, которые ставит перед собой личность; — индивидуальные свойства, влияющие на поведение личности; —настроения, выступающие в качестве фона трудовой активности; — трудоспособность и трудолюбие личности. Параграф выполнен с использованием материалов диссертации А. Аши- рова «Методология развития мотивации и стимулирования персонала организации (социально-экономические аспекты)». — М., 2002.
Основные ценностные ориентации определяют содержание отношений, к которым стремится и которые выстраивает вокруг себя в связи со своими потребностями и интересами личность в организации. В частности, в структуре ценностных ориентаций важное место в связи с мотивацией занимают следующие: — ценности корпоративные, определяющие место корпоративных требований и выгод в качестве источников активности; — ценности нравственные, определяющие содержание организационного поведения; — ценности, определяющие отношение личности к самой себе и задающие стиль выстраиваемых личностью отношений, а также стиль ее активности; — ценности социальные, в том числе ценности, определяющие отношения личности к различным социальным слоям общества и, в конце концов, ее общественно-политическую позицию. Конечно, названными здесь ценностными ориентациями не исчерпывается весь их спектр. На самом деле многое связано с ситуацией, в которую оказывается включенной личность или группа в процессе профессиональной деятельности. Цели, которые добровольно или вынужденно ставит перед собой личность, также являются значимыми для ее мотивации. Среди мотивационно значимых целей можно выделить следующие: — цели, связанные с планированием жизненного пути и карьеры; — цели, связанные с удовлетворением потребности в развитии и самореализации; — цели, связанные с изменением социального положения, например обзаведением семьей, рождением ребенка и другие, влияющие на переход в другую социальную группу, способствующие приобретению нового социального статуса и т.п.; — цели социально-психологического направления, ориентированные на достижение признания, уважения, в целом комфортных отношений. Как видно, каждая из целей связана с определенной стороной жизни личности и является значимой в различные жизненные периоды. Индивидуальные свойства, влияющие на поведение и в целом на жизненный уклад и являющиеся своеобразными мотивами, связаны со следующими особенностями личности: — ее толерантностью, т.е. своеобразной уживчивостью в различных организационно-корпоративных условиях; — ориентацией на сотрудничество, а следовательно, на коллективные формы деятельности; — своего рода универсальностью личности, т.е. ее способностью ко многим или одному виду деятельности; — структурой ее интересов, влияющих на уровень включенности личности в организационные отношения; — коммуникативными качествами личности. Настроения отдельных работников и персонала выступают в качестве фона и трудовой деятельности, и отношений, складывающихся в процессе реализации организационных ценностей и в организационном климате, обеспечивающих во многом долго- временность и устойчивость кооперативных начал организационного и трудового поведения. Наконец, трудоспособность и трудолюбие личности, являющиеся, с одной стороны, производными от психофизиологических ее возможностей и, с другой стороны, ее характерологическими особенностями, также являются элементами мотивации и нуждаются в управлении. Здесь управление ориентировано на развитие указанных свойств личности. Другими словами, трудоспособность и трудолюбие являются заметными мотивами, влияющими на профессиональную результативность, но в то же время их состояние необходимо стимулировать с ориентацией на развитие и трудоспособности, и трудолюбия. К личностным факторам также относят: — изменение системы потребностей у персонала различных возрастных групп; — изменение приоритетов ценностных ориентации; — психические состояния личности, например депрессия, в результате переживания какой-то неудачи и т.п.; — изменение социального статуса или социального положения личности; — пересмотр отношений личности со значимыми для нее объектами; — физическое состояние личности, например ухудшение состояния здоровья. Факторы профессиональной деятельности. Некоторые аспекты профессиональной деятельности независимо от того, в какой сфере она осуществляется, оказывают самое непосредственное влияние на мотивацию труда. Компонентами труда, которые выступают в качестве факторов мотивации, являются: —творческий компонент трудовой деятельности; — компонент, позволяющий работнику продемонстрировать исключительные данные, физические или интеллектуальные; — компонент, который можно назвать соревновательным (состязательным); — развивающий компонент; — исследовательский, познавательный компонент. Каждый вид труда, так или иначе, включает творческий компонент, требующий мобилизации интеллектуальных и когнитивных способностей личности. Для большинства людей, хотя и не для всех, творческий компонент трудовой деятельности является наиболее привлекательной частью трудовых операций. В данном случае объектом управления будет обогащение труда, наращивание в содержании операций тех их составляющих, которые позволят сделать труд более творческим. Компонент, позволяющий продемонстрировать исключительные данные или способности на конкретном рабочем месте, также может быть использован в качестве мотивационного элемента. В данном случае объектом мотивации выступает превосходство, необычность, непохожесть одного работника при исполнении трудовых обязанностей по отношению к другому. Продемонстрировать собственное превосходство перед другими всегда привлекательно почти для каждого человека. Соревновательный компонент близок по содержанию к компоненту, основанному на индивидуальном превосходстве и исключительности, но имеет и некоторое своеобразие. Это своеобразие состоит в основном в использовании групповых факторов. Работа в группе или работа с использованием групповых результатов, работа в связке и т.п. — вот основные способы использования мотивации как объекта управления. Несомненно, групповые способы организации деятельности позволяют получить дополнительные положительные результаты посредством творчески отлаженного сотрудничества, выражающегося или в спонтанном, или в планируемом разделении труда. Развивающий компонент труда также относится к факторам мотивации труда. Благодаря этому компоненту удовлетворяется потребность в самореализации. Труд, который обязательно включает возможность развития способностей человека, всегда привлекателен и интересен именно тем, что открывает новые возможности для человека. Тесно связана с развивающим компонентом исследовательская (познавательная) составляющая трудовой деятельности. В условиях ограниченности творческой составляющей исследовательский компонент позволяет компенсировать дефицит в области приложения интеллектуальных усилий и тем самым повысить привлекательность труда, т.е. создать возможности дополнительно его мотивировать посредством специально организованной исследовательской функции. Исследовательский (познавательный) компонент может быть использован при отработке индивидуально ориентированных приемов и методов труда. В качестве групповых факторов выступают свойства первичной группы, в которую включен непосредственно работник в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Отношения с такой группой могут строиться на следующих основаниях: • технологических; • совместности; • иерархических. Технологические факторы групповой интеграции полностью замыкаются на профессиональную деятельность и проявляют себя исключительно через разделение и интеграцию трудовых операций. Такого рода отношения особенно сплачивают группу на основе значимой для каждого члена группы деятельности. Совместность как фактор групповой интеграции основывается на присутствии работников одновременно на одном месте. Он возникает вследствие того, что деятельность осуществляется в одном рабочем пространстве. Иерархические отношения основываются на различных факторах руководства-подчинения, причем в неформально организованных иерархических структурах. Могут быть иерархические отношения, основанные на партисипативности или патернализме. В условиях указанных связей и отношений групповая мотивация проявляется в нравственном, индивидуальном, организационно-трудовом, социально-психологическом влиянии на работника. Нравственное мотивирующее влияние группы состоит в образовании нравственной атмосферы отношений, проявляющихся непосредственно в труде, а точнее - в отношениях между субъектом и объектами труда. В условия корпоративных отношений нравственный аспект труда получает дополнительные стимулы развития в качестве специальной мотивации, суть которой состоит в обеспечении корпоративного организационного поведения. Индивидуальное влияние проявляется в подражании, определенных стилях поведения и трудовых приемах. Индивидуальность другого и стремление в связи с этим походить на другого при наличии стандартов корпоративного поведения служит важнейшим мотивирующим элементом. Организационно-трудовое мотивирующее влияние выражается в соответствующей организации труда, рабочих мест, санитарно-гигиенических условий труда, режимов труда и отдыха, которые в совокупности могут влиять на ритм, качество как самих результатов труда, так и формировать позитивное отношение к труду. Все они являются элементами мотивации, активно воздействующими на организационное поведение работников. Отдельно выделяют в качестве мотивирующих социально-психологические влияния, выражающиеся прежде всего в создаваемой обстановке толерантности и симпатии и вытекающих из этих отношений доверия, признания, уважения и других личностно-зна- чимых факторов, стимулирующих адекватное поведение на рабочем месте, ориентированное на реализацию важнейших трудовых корпоративных ценностей. Под воздействием различного рода групповых факторов, имеющих в основе социальное или социально-психологическое содержание, также может произойти изменение в процессе мотивации. К таким факторам в первую очередь относят: — солидарность с групповыми ценностями и нормами; — референтность, т.е. добровольное подражательное ориентирование на определенные типы поведения; —давление группы, вызванное интересами, связанными с выполнением профессиональной деятельности и ее оплатой; — групповыми технологиями работы, которые объективно требуют подчинения работника, да и всего персонала, определенным стандартам. Групповые факторы сильно влияют на динамику структуры мотивации в первичных коллективах, в тех коллективах, которые характеризуются наличием непосредственных долговременных технологических и социально-психологических взаимных воздействий. Самые разнообразные воздействия на мотивацию оказывают экономические, организационно-управленческие, социальные факторы. Среди экономических факторов, влияющих на динамику мотивации, выделим следующие: — изменения в зарплате, которые могут быть вызваны экономическим ростом организации; — изменения в стимулах и стимулировании персонала, например введение различного рода льгот и привилегий; —реконструкция, связанная с изменением номенклатуры выпускаемых изделий, слиянием с другими организациями и т.д.; —изменения в маркетинговой политике и положения на сегментах рынка продукции; — изменение экономической политики организации в связи со структурными изменениями на макроуровне. Организационно-управленческие факторы обычно тесно связаны с экономическими, являясь их причиной или следствием. Среди этих факторов наиболее заметно влияющими на мотивацию являются: уровень формализации организационной структуры, ее сложность, устойчивость и мобильность, ригидность; дублирование организационных структур на разных иерархических уровнях управления; стиль управления, практикующийся в организации; парггисипаггивные структуры и особенности их использования в управлении; преобладание гуманистических тенденций в управлении организацией; ориентация на групповые технологии осуществления управленческой деятельности; специальные поощрения за участие в управлении рядового персонала; использование в управлении технологий, ориентированных на обучение и развитие персонала; исключение субъективистских тенденций в управлении, особенно в оценке и подборе персонала. Факторы, связанные с организацией, обусловлены образованием эффективной внутренней организационной среды, соответствующей и ценностям организации. Каждый человек в условиях организации ориентирован на определенный порядок. Согласно исследованиям основы этих ориентации составляют потребности в справедливости, выражающиеся конкретно в балансе интересов, который должен быть осуществлен в отношениях между работниками, организационными структурами и профессионально-должностными позициями различных уровней. Формально-структурные основы построения организации создают основательные предпосылки для раскола персонала по линии, которую можно определить как «мы и они». Преодолением данной ситуации, создаваемой формальными структурами, является развитие парти- сипативных структур, в которых уравниваются статусы членов организации. Другими словами, партисипативные структуры создают необходимые условия для участия в управлении всего персонала. При этом имеющееся разнообразие партисипативных структур позволяет осуществить выбор и формы участия в управлении в связи с индивидуальными интересами и профессиональной принадлежностью членов организации. В данном случае мотивация состоит в готовности персонала участвовать в партисипативных организационных структурах. Важное место в этой группе факторов занимает организационная культура. Организационная культура регламентирует поведение человека, побуждает людей к совершению определенных действий, поддержанию существующих норм. Мотивационное влияние ценностей и норм организационной культуры будет тем сильнее, чем больше совпадают ценности сотрудников с организационными ценностями. Специфика мотивации персонала в зависимости от типа организационной культуры представлена в табл. 2.4. Необходимо также указать на факторы мотивации, связанные с субъектом управления. В данном случае имеются в виду эффекты влияния, которые руководство в результате различных действий вызывает ответно у персонала.
Основой этого влияния выступает корпоративное поведение совокупного руководства, основные признаки которого следующие: - готовность разделить с организацией различного рода неудачи, отрицательно сказывающиеся на экономическом положении персонала; - готовность взять на себя исполнение обязанностей и ответственность в большем объеме, чем это предполагается должностными инструкциями; - толерантные отношения к различного рода особенностям поведения, связанного с национальным, региональным своеобразием и традициями, своего рода поведенческий такт; - поведение, ориентированное на развитие персонала; - поведение, ориентированное на поддержку инициативы на любом уровне; - поведение, ориентированное на снижение различного рода формальностей, связанных с отношениями между различными иерархическими организационными уровнями; - поведение, ориентированное на командную работу в совокупности всех присущих этому виду работы технологий. Оценка действия названных факторов позволяет сделать мотивацию трудовой деятельности в некоторой степени предсказуемым процессом, которым можно управлять для достижения определенных целей, поставленных субъектом управления. Социальные факторы занимают своеобразное положение в мотивации. Следует выделить два уровня социальных факторов. Первый уровень - это внутренняя социальная среда самой организации. Второй уровень — это внешняя среда за пределами организации, но, тем не менее, влияющая на социальный климат и социальные отношения внутри организации. К социальным факторам внутренней среды, выступающим в качестве значимых для мотивации, относят: - состояние и дееспособность социальной инфраструктуры, являющейся одним из средств удовлетворения социальных потребностей; - внутриорганизационное социальное равенство, выражающееся, в частности, в социальном партнерстве; - доступность системы повышения квалификации и профессионального образования внутри организации для всех профессий и уровней персонала; - использование только деловых подходов в управлении движением кадров и управлении карьерой: — исключение из принципов подбора, расстановки и перемещения персонала факторов, основанных на родственной или подобной ей основе; —ориентацию на пожизненное использование персонала в организации; — продолжение отношений с работниками после выхода на пенсию по старости или в связи с потерей здоровья; — социальную поддержку семей работников организации. К социальным факторам внешней среды, влияющим на формирование мотивации, относят следующие: — состояние социальной инфраструктуры места жительства персонала организации; —доступность средств удовлетворения потребностей, обеспечивающих полноценное использование свободного времени и развитие личности; — отношения с муниципальным руководством и участие в местном самоуправлении; — удовлетворение потребности в защищенности со стороны муниципальных органов власти, в частности в покрытии части расходов на удовлетворение потребностей, обеспечивающих качество жизни и пенсионного обеспечения; — экологическую ситуацию, создаваемую в местах проживания в связи с деятельностью предприятий и рабочих мест персонала; — в целом состояние экономики, влияющее непосредственно на благосостояние населения. Среди важнейших социальных факторов, влияющих на мотивацию труда персонала, следует назвать и социальную политику организации. Можно говорить, что формирование мотивов трудовой деятельности персонала, подчиненных производительной, качественной и эффективной работе, и разработка соответствующих способов стимулирования являются неотъемлемой частью системы социальных целей организации и составляют одно из приоритетных направлений социальной политики организации. При этом социальная политика организации воплощается не в декларировании социальных целей, а заключается в реальной деятельности по достижению этих целей, направленных на позитивные изменения в социальной сфере, а именно:
' на развитие и улучшение характеристик социальной общности персонала, его социально-демографического и этнического состава, образовательно-культурного, квалификационного и профессионального уровней, характера взаимоотно- 5 - 9343 Кибанов шений сотрудников, социально-психологического климата, преобладающих ценностей и мотивов трудового поведения; • повышение степени удовлетворенности сотрудников условиями труда, размерами вознаграждений за труд и компенсациями, размером и качеством предоставляемых благ и услуг, уровнем социальной защиты; * развитие социальной инфраструктуры организации: помещений, сооружений и оборудования, предназначенных для удовлетворения потребностей персонала в повышении уровня образования и культуры, содержательном досуге, занятиях спортом, укреплении здоровья и т.п. В том случае, если в социальной политике организации отсутствует учет социальных потребностей персонала, это воспринимается работниками как отрицательный стимул трудовой активности и поведения. Следствием этого являются возникновение у работников и последующее углубление чувства отчуждения к организации, равнодушия к ее целям и проблемам, призывам руководства работать лучше, пренебрежение служебными обязанностями, многочисленные нарушения трудовой дисциплины. При этом важно понимать, что такое отношение к организации становится характеристикой не только индивидуальной трудовой мотивации, но и группового трудового сознания ее персонала. Современная организация, действующая в условиях развитой рыночной экономики, не может эффективно функционировать и развиваться, не разрабатывая и не осуществляя взвешенной, ответственной социальной политики, опирающейся на учет потребностей персонала при решении производственных и коммерческих задач. Внешняя сфера организации является многосторонним фактором, воздействующим на мотивацию трудовой деятельности персонала. Она выступает как потребитель продукции организации, как место размещения организации, т.е. в определенной муниципальной, региональной и государственной структуре, как источник сырьевых и других ресурсов, как социум, как место жительства персонала и т.д. Следовательно, со стороны среды исходят многочисленные воздействия (благоприятные или неблагоприятные) на организацию, которым она или подчиняется, или с которыми сотрудничает. При этом чаще всего внешняя среда выступает как активный субъект воздействия на организацию и ее персонал. В связи с этими факторами мотивации возникают различного рода отношения к среде со стороны персонала. Можно выделить следующие источники отношений, выступающие в качестве субъективно переживаемых факторов, воздействие на которые вызывает определенные мотивы организационно-ориентированного поведения персонала, — отношения в связи: — с жизнеобеспечением внешней среды; — удовлетворением потребностей в безопасности; — удовлетворением рекреативных потребностей; — удовлетворением социально-развивающих потребностей; — желаниями влиять на окружающую среду; — включением предприятия в организационные, производственные, маркетинговые и финансовые отношения с субъектами окружающей среды. Все перечисленные факторы создают своего рода мотивацион- ный фон, с учетом которого и должен строиться процесс мотивации трудовой деятельности персонала организации. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|