|
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ. ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМотив как основание и побудитель активности человека — сложное интегральное (системное) образование, процесс формирования которого имеет сложную, многокомпонентную структуру. Схематично процесс формирования мотива можно представить следующим образом (рис. 2.1).
Как видно из рисунка, в структуре процесса формирования мотива можно выделить три блока: потребностный, «внутреннего фильтра» и целевой. Данная структура основывается на структуре мотива, предложенной Е.П. Ильиным - см.: Ильин В.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. В потребностный блок входят следующие компоненты: Потребность — объективно заданная связь индивида и среды, необходимое условие его жизнедеятельности (нужда, надобность человека в чем-либо для своего нормального функционирования). Особенность потребностей в процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что они только тогда становятся его внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются работником. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес — актуализированная потребность, удовлетворение которой в силу ограниченности благ требует активности индивида. Эта та реальная база, на которой формируются мотивы. Интерес, с одной стороны, субъективен, так как его носитель - человек; с другой стороны, он объективен, так как создается социально-экономическими отношениями людей. Существенное свойство интереса — его направленность на тот или иной предмет. В отличие от потребностей, которые первоначально сознательно могут и не быть связаны с объектом, интерес всегда осознан и предметен. Он действует в силу его осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Главное в том, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Потребности приобретают сознательную, смыслообразующую силу именно через интерес, т.е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения, в результате чего мотива- ционныЙ процесс принимает не только ясную и определенную направленность, но и положительную эмоциональную окраску. В блок «внутреннего фильтра» входят следующие компоненты: ■ нравственный контроль; • оценка внешней ситуации; • оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств); • личные предпочтения (склонности, уровни притязаний). Целевой блок состоит из следующих компонентов: — Благо — любой компонент среды, способный удовлетворять потребность индивида. Не существует жесткой привязки блага и потребности: одни и те же потребности могут удовлетворяться различными благами; одно и то же благо способно удовлетворять разные потребности. Развитие потребностей - это смена предпочтительных благ для их удовлетворения. Разнообразие благ обусловлено уровнем co- циального и экономического благополучия общества, и соответственно, им же обусловлена степень развития потребностей, которые, в свою очередь, активизируя деятельность индивидов, стимулируют повышение уровня благополучия общества. - Деятельность рассматривают как связующее звено между потребностью и благом, способ присвоения благ - Цена — совокупность экономических, физиологических, психологических, нравственных и других издержек, связанных с присвоением блага. - Цель — образ предмета, который может удовлетворить потребность; представление процесса удовлетворения потребности. Для описания мотивов принято использовать две группы характеристик: динамические (энергетические) и содержательные1. К динамическим характеристикам относят силу мотива и устойчивость мотива. Сила мотива определяется как интенсивностью мотивационного возбуждения, так и психологическими факторами: знанием результатов деятельности, пониманием ее смысла, определенной свободой творчества и т.п. Сила мотива во многом определяется и сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Сила мотива больше, если человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений (потребностей, желаний). Под устойчивостью мотива понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов. К содержательным характеристикам мотива относят следующие: - полнота осознания структуры мотива; - уверенность в правильности выбора, принятого решения; - направленность мотива - личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; - ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; - на удовлетворение каких потребностей - биологических или социальных - они направлены; - с какой деятельностью - игровой, учебной, трудовой, спортивной - связаны. Ильин В.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. Мотивы в трудовой деятельности человека выполняют разнообразные функции, среди них: 1) ориентирующая (направляющая), нацеливающая работника на выбор определенного варианта поведения; 2) смыслообразующая, определяющая субъективную значимость данного поведения для работника, выявляющая его личностный смысл; 3) опосредствующая, обусловленная тем, что мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей и мотив опосредует их влияние на поведение; 4) структурирующая, связанная с тем, что важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации путей решения задачи и критической их оценке; 5) мобилизующая (побуждающая), состоящая в том, что мотив «мобилизует» силы организма работника для реализации значимых для него видов деятельности; 6) объяснительная, отражающая в мотиве отношение индивида к общепринятому и установленному образцу поведения, той или иной социальной норме; 7) защитная, связанная с тем, что подчас в мотивах истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для создания видимости рациональной деятельности. В связи с этим следует различать мотивы истинные, реальные и мотивы провозглашаемые, открыто признаваемые. Первые — это мотивы-побуждения, вторые — мотивы-суждения или мотивировки, функция которых состоит в том, чтобы объяснить себе и другим свое поведение, оправдать свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормами поведения и со своими личностными нормативами. Общепризнано, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т.п. Наиболее распространенной является дифференциация мотивов по следующим критериям (табл. 2.1). Таблице 2.1 Классификация мотивов
|
Направленности личности | 2.1. Личностные 2.2. Общественные 2.3. Эгоистические 2.4. Общественно значимые | |
Убеждений личности, ее мировоззрения, нравственных норм и принципов поведения | 3.1. Идейные 3.2. Нравственные 3.3. Безнравственные | |
Видов активности, проявляемой человеком | 4.1. Общения 4.2. Ифы 4.3. Учения 4.4. Профессиональной деятельности 4.5. Спортивной деятельности 4.6. Общественной деятельности и т.д. | |
Временной характеристики | 5.1. Кратковременные 5.2. Устойчивые 5.3. Ситуативные 5.4. Постоянно (периодически) проявляющиеся | |
Структуры мотива | 6.1. Первичные 6.2. Вторичные | |
Значимости для жизни развития субъекта | 7.1. Базовые 7.2. Производные | |
Социальной адекватности | В.1. Нормативные В.2. Желательные 8.3. Запретные и т.д. | |
Места в иерархической структуре потребностно-мотавационной сферы | 9.1. Смысл ообраэующие 9.2. Мотивы-стимулы | |
Источника побуждения к решение определенной задачи | 10.1. Внешние 10.2. Внутренние | |
Отношения к сознанию | 11.1, Неосознаваемые 11.2. Осознанные |
Представленная классификация мотивов и их критериев может быть использована применительно ко всем видам деятельности. Если говорить о классификации мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека, то их можно разделить на четыре группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, мотивы выбора места работы и мотивы ухода (увольнения) с работы. Рассмотрим подробнее каждую из названных групп мотивов.
1. К мотивам трудовой деятельности относят:
— побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), и общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает — тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем;
— получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей;
— удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он - не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования;
—удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
2. К мотивам выбора профессии относят:
— общественный престиж профессии в обществе;
— возможность обеспечить материальное благополучие;
— интерес к профессии;
—склонность к определенному типу деятельности;
— соответствие профессии способностям человека и др.
3. К мотивам выбора места работы относят:
— оценку внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов), которая включает: величину заработной платы, льготы, предоставляемые работающим на данном предприятии; близость к дому, удобство транспортного сообщения; эстетику места работы и наличие вредного производства; одно-, двух- или трехсменность, твердый или свободный график работы; надежность и престиж фирмы, компании; меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе; психологический климат в коллективе, систему поощрений и наказаний (штрафов и т. п.);
— оценку своих возможностей, включающую: состояние здоровья; наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств; уровень образования; склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом;
— оценку выбираемого места работы с учетом интересов, которая касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по «служебной лестнице», выполнения руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и выдумки (творчества) и т. п.
4. Среди мотивов ухода (увольнения) е работы выделяют три группы основных причин увольнения, указываемые в анкетах:
—объективные — слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, продолжение образования, рождение и уход за ребенком;
—объективно-субъективные — условия труда, невозможность профессионального роста;
— субъективные — психологический климат в коллективе.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот...
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: