Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ. ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Мотив как основание и побудитель активности человека — слож­ное интегральное (системное) образование, процесс формирования которого имеет сложную, многокомпонентную структуру.

Схематично процесс формирования мотива можно представить следующим образом (рис. 2.1).

Рис.2.1. Процессформирования мотиве1

 

Как видно из рисунка, в структуре процесса формирования мо­тива можно выделить три блока: потребностный, «внутреннего фильтра» и целевой.

Данная структура основывается на структуре мотива, предложенной Е.П. Ильиным - см.: Ильин В.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.


В потребностный блок входят следующие компоненты:

Потребность — объективно заданная связь индивида и среды, необходимое условие его жизнедеятельности (нужда, надобность человека в чем-либо для своего нормального функционирова­ния).

Особенность потребностей в процессе мотивации трудового пове­дения состоит в том, что они только тогда становятся его внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются работником. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму инте­реса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.

Интерес — актуализированная потребность, удовлетворение ко­торой в силу ограниченности благ требует активности индивида. Эта та реальная база, на которой формируются мотивы.

Интерес, с одной стороны, субъективен, так как его носитель - человек; с другой стороны, он объективен, так как создается соци­ально-экономическими отношениями людей. Существенное свой­ство интереса — его направленность на тот или иной предмет. В от­личие от потребностей, которые первоначально сознательно могут и не быть связаны с объектом, интерес всегда осознан и предметен. Он действует в силу его осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Главное в том, что, проявив интерес к какому-либо предмету, че­ловек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Потребности приобретают сознательную, смыслообразующую силу именно через интерес, т.е. через полное понимание сущности по­требности и способов ее удовлетворения, в результате чего мотива- ционныЙ процесс принимает не только ясную и определенную на­правленность, но и положительную эмоциональную окраску.

В блок «внутреннего фильтра» входят следующие компоненты:

■ нравственный контроль;

• оценка внешней ситуации;

• оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств);

• личные предпочтения (склонности, уровни притязаний).

Целевой блок состоит из следующих компонентов:

— Благо — любой компонент среды, способный удовлетворять потребность индивида. Не существует жесткой привязки блага и потребности: одни и те же потребности могут удовлетворяться раз­личными благами; одно и то же благо способно удовлетворять раз­ные потребности.


Развитие потребностей - это смена предпочтительных благ для их удовлетворения. Разнообразие благ обусловлено уровнем co- циального и экономического благополучия общества, и соответ­ственно, им же обусловлена степень развития потребностей, кото­рые, в свою очередь, активизируя деятельность индивидов, стиму­лируют повышение уровня благополучия общества.

- Деятельность рассматривают как связующее звено между по­требностью и благом, способ присвоения благ

- Цена — совокупность экономических, физиологических, пси­хологических, нравственных и других издержек, связанных с при­своением блага.

- Цель — образ предмета, который может удовлетворить по­требность; представление процесса удовлетворения потребности.

Для описания мотивов принято использовать две группы харак­теристик: динамические (энергетические) и содержательные1.

К динамическим характеристикам относят силу мотива и устой­чивость мотива.

Сила мотива определяется как интенсивностью мотивационно­го возбуждения, так и психологическими факторами: знанием результатов деятельности, пониманием ее смысла, определенной свободой творчества и т.п. Сила мотива во многом определяется и сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобре­тать аффективный характер.

Сила мотива больше, если человек сам детерминирует свою дея­тельность, исходя из внутренних побуждений (потребностей, же­ланий).

Под устойчивостью мотива понимают устойчивость (инерт­ность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, миро­воззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.

К содержательным характеристикам мотива относят следу­ющие:

- полнота осознания структуры мотива;

- уверенность в правильности выбора, принятого решения;

- направленность мотива - личностная, индивидуальная или общественная, коллективная;

- ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения;

- на удовлетворение каких потребностей - биологических или социальных - они направлены;

- с какой деятельностью - игровой, учебной, трудовой, спор­тивной - связаны.

Ильин В.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

Мотивы в трудовой деятельности человека выполняют разно­образные функции, среди них:

1) ориентирующая (направляющая), нацеливающая работника на выбор определенного варианта поведения;

2) смыслообразующая, определяющая субъективную значимость данного поведения для работника, выявляющая его личностный смысл;

3) опосредствующая, обусловленная тем, что мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей и мотив опосредует их влияние на поведение;

4) структурирующая, связанная с тем, что важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации путей решения задачи и критической их оценке;

5) мобилизующая (побуждающая), состоящая в том, что мотив «мобилизует» силы организма работника для реализации значимых для него видов деятельности;

6) объяснительная, отражающая в мотиве отношение индивида к общепринятому и установленному образцу поведения, той или иной социальной норме;

7) защитная, связанная с тем, что подчас в мотивах истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для создания видимости рациональной деятельности. В связи с этим следует раз­личать мотивы истинные, реальные и мотивы провозглашаемые, открыто признаваемые. Первые — это мотивы-побуждения, вторые — мотивы-суждения или мотивировки, функция которых состоит в том, чтобы объяснить себе и другим свое поведение, оправдать свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормами поведения и со своими личностными нормативами.

Общепризнано, что единой и удовлетворяющей всех классифи­кации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т.п. Наиболее распространенной является дифференциация мо­тивов по следующим критериям (табл. 2.1).

Таблице 2.1

 

Классификация мотивов

  Признак мотивов в зависимости от: Вид мотива
     
  Классификации различных видов потребностей человеке 1.1. Биологические и социальные 1.2. Самоуважения, свмоактуализации 1.3. К успеху и избегвнию неудачи 1.4. Достижения и сохранения и др.

     
  Направленности личности 2.1. Личностные 2.2. Общественные 2.3. Эгоистические 2.4. Общественно значимые
  Убеждений личности, ее мировоз­зрения, нравственных норм и прин­ципов поведения 3.1. Идейные 3.2. Нравственные 3.3. Безнравственные
  Видов активности, проявляемой человеком 4.1. Общения 4.2. Ифы 4.3. Учения 4.4. Профессиональной деятельности 4.5. Спортивной деятельности 4.6. Общественной деятельности и т.д.
  Временной характеристики 5.1. Кратковременные 5.2. Устойчивые 5.3. Ситуативные 5.4. Постоянно (периодически) проявля­ющиеся
  Структуры мотива 6.1. Первичные 6.2. Вторичные
  Значимости для жизни развития субъекта 7.1. Базовые 7.2. Производные
  Социальной адекватности В.1. Нормативные В.2. Желательные 8.3. Запретные и т.д.
  Места в иерархической структуре потребностно-мотавационной сферы 9.1. Смысл ообраэующие 9.2. Мотивы-стимулы
  Источника побуждения к решение определенной задачи 10.1. Внешние 10.2. Внутренние
  Отношения к сознанию 11.1, Неосознаваемые 11.2. Осознанные

 

Представленная классификация мотивов и их критериев может быть использована применительно ко всем видам деятельности. Если говорить о классификации мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека, то их можно разделить на четыре группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, моти­вы выбора места работы и мотивы ухода (увольнения) с работы. Рассмотрим подробнее каждую из названных групп мотивов.

1. К мотивам трудовой деятельности относят:

— побуждения общественного характера. Это и осознание не­обходимости приносить пользу обществу, и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), и общест­венная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает — тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем;

— получение определенных материальных благ для себя и се­мьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и ду­ховных потребностей;

— удовлетворение потребности в самоактуализации, самовы­ражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он - не только потре­битель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовле­творение от творчества, оправдывает смысл своего существования;

—удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

2. К мотивам выбора профессии относят:

— общественный престиж профессии в обществе;

— возможность обеспечить материальное благополучие;

— интерес к профессии;

—склонность к определенному типу деятельности;

— соответствие профессии способностям человека и др.

3. К мотивам выбора места работы относят:

— оценку внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов), которая включает: величину зара­ботной платы, льготы, предоставляемые работающим на данном предприятии; близость к дому, удобство транспортного сообщения; эстетику места работы и наличие вредного производства; одно-, двух- или трехсменность, твердый или свободный график работы; надежность и престиж фирмы, компании; меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе; психологи­ческий климат в коллективе, систему поощрений и наказаний (штрафов и т. п.);

— оценку своих возможностей, включающую: состояние здо­ровья; наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств; уровень образования; склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом;

— оценку выбираемого места работы с учетом интересов, кото­рая касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по «служебной лестнице», выполнения руково­дящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и выдумки (творчества) и т. п.

4. Среди мотивов ухода (увольнения) е работы выделяют три группы основных причин увольнения, указываемые в анкетах:

—объективные — слабое здоровье и физическое состояние, сме­на места жительства, служба в армии, продолжение образования, рождение и уход за ребенком;

—объективно-субъективные — условия труда, невозможность профессионального роста;

— субъективные — психологический климат в коллективе.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.