|
МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В МОТИВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕПотребности — основа любого процесса жизнедеятельности человека. Он не может сделать что-либо, не удовлетворяя тем самым одну из своих потребностей. В этом смысле можно утверждать, что деятельность человека обусловлена той системой потребностей, которая сформировалась в нем под воздействием различных факторов и условий. Мотивацию как процесс, направленный на удовлетворение потребностей, схематично можно представить в виде последовательных этапов (рис. 2.2). Этап 1 - возникновение потребности. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Для того чтобы потребность стала побудителем активности, необходимо, чтобы человек принял и осознал эту потребность, сделал значимой для себя ее ликвидацию. Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. Этап 2 - поиск путей удовлетворения (устранения) потребности. При этом выделяют внешнюю и внутреннюю поисковую активность. Внешняя поисковая активность связана с поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность. Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения. Этап 3 — определение конкретной цели. Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса. Цель - это осознаваемый и ожидаемый результат, на который направлено поведение (деятельность) человека. Цель характеризуется не только содержанием (чего хочу), но и уровнем качества (какой результат нужен - высокий, низкий). Поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем притязаний. Субъективная трудность достижения цели определяет степень мобильности человека, его старание, терпеливость, настойчивость. Этап 4 — формирование мотива. У человека возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном, преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование мотива. Этап 5 — осуществление действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей. Этап 6 — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию. Этап 7 — удовлетворение (устранение) потребности, которое осуществляется разными путями: • удовлетворением потребности; • подавлением потребности; • нереагированием на потребность. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Таким образом, мы видим, что потребности человека являются движущей силой и отправной точкой процесса мотивации и определяют, какие усилия приложит человек для того, чтобы обладать благом, удовлетворяющим его потребность. Выделяют различные группы потребностей в зависимости от критериев, положенных в основу их классификации (табл. 2.2).
Таблице 2.2 Клессификация потребностей
Определенная часть показанных в таблице потребностей (потребности вида 2.1) имеет непосредственное отношение к мотивации трудовой деятельности и обладает конкретными мотивацион- но-трудовыми значениями, среди них можно выделить следующие 4 основные группы: 1. Потребности в содержательности труда: • потребность в интересной, с точки зрения работника, работе; » потребность в самостоятельности, т.е. возможности самому выбирать, что и как делать; • потребность в повышении профессионального мастерства; • потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе как о человеке и работнике); • потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны коллектива, руководства, семьи и знакомых); • потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения, реализации и закрепления каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); • потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля качества работы, аттестации рабочих мест, на протяжении испытательного срока); • потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия, целостности личности; необходимость как-то проводить рабочее время, чем-то заниматься на рабочем месте). 2. Потребности в общественной полезности работы: • отношение к работе как к своему долгу перед обществом; • выпуск полезной для людей продукции; выпуск продукции, имеющей спрос. 3. Потребности в работе как источнике средств существования: • потребность в заработке, адекватном трудовым усилиям работника; потребности в обеспечении достатка для своей семьи; - потребности в удовлетворении социально-бытовых нужд, которые могут быть обеспечены предприятием (жилье, са- наторно-курортное лечение и др.). 4. Статусные потребности: • потребность в социальном статусе, социальном росте (четко выраженное подчинение трудовой деятельности вообще и частных фрагментов работы целям карьеры с положительным или отрицательным эффектом для самой работы; активная или пассивная работа в зависимости от наличия или отсутствия возможности материального и должностного продвижения; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); • потребность в социальной солидарности и принадлежности (работа на общее благо первичного коллектива, организации, профессии, нации в целом; трудовая активность на основе привлекательности совместного труда; стремление в работе к типичному поведению, желание «быть как все», не опережать средние для группы трудовые показатели, но и не отставать от них; добросовестность как ответственность перед партнерами, коллегами, соседями по рабочему месту); • потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство необходимости для людей, занятие достойного места между людьми, стремление к значимости для других); • потребность в общении (установка на трудовую деятельность вообще и частные фрагменты работы как условия и повод для человеческих контактов и знакомств; хорошая работа как основа и тема общения). Кроме названных четырех групп в число значимых может быть включена потребность в том, *чтобы работа оставляла время и силы на пользование всем, что дает жизнь». Вся совокупность потребностей невозможна в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же субъекте трудовой деятельности. Потребности как движущая сила процесса мотивации трудовой деятельности характеризуются следующими основными свойствами: • модальностью (в чем именно возникает нужда); • силой (степенью потребностного напряжения); • остротой (субъективным восприятием и субъективной оценкой степени неудовлетворения или полноты удовлетворения потребности). Как любая динамичная система, потребности обладают некоторыми особенностями, связанными со способностью потребностей индивида или группы изменяться во времени. При этом изменению подвергаются либо сами потребности, либо их иерархия, либо их сила. Выделим следующие особенности динамики потребностей. 1. Прежде всего потребностям свойственно явление замещения, т.е. своеобразной взаимозаменяемости потребностей. Если какая- то потребность не может быть по каким-то причинам удовлетворена в данных условиях, то она заменяется другой, удовлетворение которой возможно и которая поэтому является более рациональной. Например, не реализовав свою надежду на продвижение по службе, работник переориентируется на заработную плату как смысл работы; в случае неудовлетворенности заработной платой работник ищет этот смысл в уважении со стороны коллектива; если последнее также затруднено, то старается творчески относиться к работе и т.д. Последовательность перечисленных мотивов может быть и обратной, но в любом случае поведение работника строится по принципу «если уж работать, то не напрасно, ради чего-то», конкретность же достигаемой посредством труда ценности не имеет первостепенного значения. Замещение может распространяться не на все, а на какую-то часть потребностей. 2. На потребности распространяются законы инерции и возвышения, т.е. при удовлетворении потребности последняя либо продолжает субъективно переживаться как актуальная, либо умножается, либо усиливается. Инерция и возвышение потребностей — это явления, создающие иногда большие трудности в прогнозировании трудового поведения. 3. Между физическим и духовным в потребностях постоянно происходит борьба. Каждая из сторон периодически доминирует, но не может полностью победить. Практически каждому человеку как работнику свойственно в определенные периоды своей трудовой деятельности ориентироваться преимущественно на социальные и моральные ценности, искать духовное «начало» в своей работе. Однако период духовного энтузиазма не может быть продолжительным, если отсутствуют факторы материальной заинтересованности. Не является абсолютно приемлемой для человека и мотивация труда, основанная только на материальной заинтересованности. Работа только за деньги в конечном итоге утомляет человека и травмирует его личность. Многие одобряют такую работу и такое отношение к работе лишь как временные явления. Наряду с конфликтом материального и духовного, в человеке существуют и другие формы колебания потребностей. Сама потребность в активности и предрасположенность к активности колеблются, т.е. неодинаковы в разное время. Это объясняется законами физического самочувствия и настроения. В трудовой деятельности можно наблюдать своеобразные периоды спада и подъема. 4. Другая важнейшая особенность системы потребностей заключается в их развитии. Речь идет о том, что потребности людей могут изменяться во времени вследствие опыта, образования, культурного роста и большей информированности, что заметно отражается и на их отношении к труду. Потребности отдельного работника и целого коллектива способны изменить такие обстоятельства, как переоценка ценностей жизни, осведомленность о состоянии производства и трудностях его организации, лучшее понимание стоимости собственного труда и цены своей рабочей силы, формирование взглядов на роль человеческих отношений, партнерства и независимости в трудовой деятельности. 5. Диалектика развития потребностей определяет и такое их важное свойство, как относительность. Суть ее заключается в том, что развитие системы потребностей человека идет в постоянном срав- нениис уровнем удовлетворения потребностей у соседей, знакомых и своеобразно подтягивает их к общепринятым стандартам. 6. Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, всегда следует помнить об элементе случайности, поскольку активность трудовой деятельности зависит от многих явлений за рамками работы и рабочего времени. Здесь имеет значение не только общая социальная ситуация, но и индивидуальные условия жизни работника. Согласно исследованиям значительные потери в количестве и качестве работы происходят от осознания и переживания человеком проблем личной и общественной жизни, благополучие же в этом отношении очень позитивно влияет на работу. Состояние личной и общественной жизни существенно определяет такие явления трудового поведения, как «субъективное отсутствие» и «субъективное присутствие» на рабочем месте, выражающие степень сосредоточенности на работе, влияние настроений на нее. Эти явления и их периодическая смена также объясняют изменения потребностей во времени. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|