|
Система коллективно-договорного регулирования оплаты трудаОснова рыночного механизма регулирования оплаты труда — система коллективно-договорного регулирования оплаты труда. Такая система позволяет путем прямых переговоров между работодателями и наемными работниками (или их объединениями) обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ. Государственное регулирование: 1) национальный минимум заработной платы; 2) налоговая политика; 3) институциональная основа договорного регулирования; 4) предельные размеры роста заработной платы в периоды усиления инфляции; 5) установление заработной платы на государственных предприятиях и в госучреждениях Коллективно-договорное регулирование Общенациональные и секторальные договоры: 1) минимальная заработная плата — национальная или по секторам экономики; 2) общий порядок индексации заработной платы Отраслевые коллективные договоры: 1) минимальные тарифные ставки по основным профессионально- квалификационным группам; 2) формы и системы заработной платы; 3) надбавки и доплаты; 4) механизм индексации заработной платы; 5) размер социальных выплат и льгот Фирменные коллективные договоры: 1) тарифные ставки; 2) размеры надбавок и доплат; 3) порядок индексации; 4) системы участия в прибылях и акционерном капитале; 5) размеры социальных выплат и льгот
т Рынок труда и рыночная самонастройка: ]) заработная плата государственных и частных предприятий; 2) заработная плата неорганизованного рынка труда (мелкие предприятия, сфера обслуживания) Среднестатистическая заработная плата Рис. 3.7. Механизм регулирования оплаты труда в зарубежных странах В России механизм регулирования заработной платы и социально-трудовых отношений закреплен законодательными и нормативными актами. В 1992 г. был введен в действие Закон «О коллективных договорах и соглашениях», уточненный и дополненный в 1996 г. В результате дальнейших изменений, происходящих в экономической жизни общества, были приняты следующие федеральные законы: «Об общественных объединениях»; «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности». Договорное регулирование заработной платы широко отражено в Трудовом кодексе РФ. Законодательством предусматривается четыре уровня договорного регулирования-. 9 генеральное тарифное соглашение, заключаемое между Правительством РФ, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, действующими на федеральном уровне, и устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне; * региональные соглашения, устанавливающие эти принципы на уровне субъекта Российской Федерации; * территориальные соглашения, устанавливающие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования; * коллективный договор предприятия, заключаемый между его администрацией и профсоюзом (или профсоюзами, избранными представителями) работников предприятия. Кроме того, на федеральном, региональном, территориальном уровнях могут заключаться отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Субъекты переговоров — представители работодателя, наемных работников и для соглашений первых трех уровней — соответствующие органы исполнительной власти. В законодательстве, вместе с тем, не определено, какие условия и принципы оплаты труда должны содержаться в соглашениях, а также не предусмотрена взаимосвязь между отдельными видами тарифных соглашений и коллективным договором, заключаемым на предприятии или в организации. Поскольку содержание соглашения определяется субъектами переговоров, то одной из важнейших сторон этого процесса на разных уровнях социального партнерства становится определение содержательной стороны переговоров, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов государства, работодателей и работников. В сложившейся практике регулирования заработной платы положение усугубляется тем, что отраслевые и межотраслевые тарифные соглашения отражают в большинстве случаев только ведомственные интересы и интересы предпринимателей. В результате необоснованно усиливается межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы работников наемного труда. В соответствии с законодательными актами на федеральном уровне ежегодно должны заключаться генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между основными представителями объединений предпринимателей, работников и государства. Генеральное соглашение должно устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики и содержать обязательства в данной области, в сфере развития рынка труда и содействия занятости, в области регулирования заработной платы и доходов, уровня жизни и социальной защиты населения, в области социального обеспечения и социального страхования, в сфере охраны труда. Генеральное соглашение принимается, как правило, на два года, остальные виды соглашений действуют не более трех лет. Генеральное соглашение должно также включать и меры, направленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирующей роли. В нем целесообразно предусматривать: » величину минимальной заработной платы в процентах к стоимости минимальной потребительской корзины одинокого работника в трудоспособном возрасте; меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом в России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения; • рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда основных групп работников для всех отраслей экономики; а меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников. Меры могут предусматривать: разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда; предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятиях; установление низшей границы доли тарифной оплаты труда в структуре заработной платы работников; • меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда. Региональные и территориальные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований в России. Они определяют условия труда, гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования и заключаются между представительными органами работников, объединениями работодателей и соответствующими органами местного самоуправления. Они должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым возможны более высокие количественные показатели по сравнению с генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции). Регулирование оплаты труда на региональном уровне должно осуществляться при соблюдении условий, предусмотренных трехсторонним соглашением, которое определяет круг обязанностей каждой из сторон. Региональная администрация: • обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым за счет территориального бюджета; • принимает меры для ликвидации всей задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы; • повышает заработную плату работников, финансируемых из регионального бюджета в соответствии с региональным и федеральным законодательством; • рекомендует предусматривать в бюджетах городов и районов региона повышение заработной платы в размерах не ниже, чем в региональном бюджете; • информирует по мере необходимости региональную трехстороннюю комиссию о состоянии финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. Работодатели в целях регулирования заработной платы: • вы плач и вают заработную плату работн и кам в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, коллективными и трудовыми договорами; * обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы перед остальными платежами; * устанавливают в коллективных договорах гарантированный отраслевыми тарифными соглашениями минимум оплаты труда; • предусматривают в коллективных договорах: сроки погашения имеющейся задолженности по заработной плате; индексацию начисленных сумм на индекс роста потребительских цен в случае задержки по вине работодателя выдачи заработной платы и иных выплат; меры по восстановлению стимулирующей роли заработной платы и повышению ее удельного веса в стоимости продукции; меры по поэтапному увеличению заработной платы на предприятиях, где она ниже прожиточного минимума. Объединения наемных работников (профсоюзы) должны: • контролировать соблюдение законодательных и нормативных актов по оплате труда; • добиваться от работодателей устранения нарушений трудового законодательства по оплате труда; » рассматривать заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда и принимать по ним соответствующие решения, ставить вопросы перед государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового законодательства. Региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений решают следующие задачи: * ведение коллективных переговоров и подготовка регионального соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, исполнительным органом власти региона; а содействие договорному регулированию социально-трудо- вых отношений на региональном уровне; * проведение консультаций по вопросам разработки проектов: законов и нормативно-правовых актов в области социально- трудовых отношений, территориальных программ в сфере труда и занятости населения, миграции рабочей силы; * согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики; * рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникающих в ходе выполнения регионального соглашения; ■ информирование районных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии. Отраслевые тарифные соглашения заключаются между отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей (их представительными органами), Министерством здравоохранения и социального развития РФ, если речь идет о федеральном уровне; на уровне субъектов РФ интересы государства представляют соответствующие органы по труду субъектов РФ. Отраслевое тарифное соглашение призвано учитывать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли, и должно предусматривать в области регулирования заработной платы: * размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли; * виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенсационных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли; * повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки 1-го разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организаций и величины прожиточного минимума; * соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции для производственных отраслей; * порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги; * рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ; * порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности по кругу профессий и видов деятельности, не включенных в генеральное и территориальное соглашения; * рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений; * перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков Единого тарифного квалификационного справочника (ЕТКС) и тарифно-квалификационных справочников (ТКС), рекомендуемых для применения в организациях отрасли. На уровне организаций и предприятий регулирование заработной платы осуществляется коллективным договором. Коллективный договор — это правовой акт, который регулирует отношения между работниками и работодателями на предприятиях и в организациях. В коллективных договорах дополняются и развиваются нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, но эти нормы не могут быть ниже тех норм, которые предусмотрены другими соглашениями. Коллективный договор должен предусматривать: * нормы оплаты труда, предусмотренные генеральным, территориальным и отраслевым соглашениями, причем коллективный договор должен обеспечивать более высокий уровень этих гарантий; * формы и системы заработной платы работников; * порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда; * порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей; * порядок компенсаций относительно низких размеров заработной платы работникам, труд которых нормируется по более обоснованным нормам трудовых затрат; * перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем и работниками, для определения норм трудовых затрат, порядок их уточнения и пересмотра; ' размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные ТК РФ, а также территориальными и отраслевыми соглашениями; * размеры и условия выплат доплат, надбавок, премий и т. д.; * сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку выплаты заработной платы; * механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции. Коллективный договор дополняет государственную систему регламентации трудовых отношений и имеет сравнительно большую гибкость, позволяющую учесть особенности взаимоотношений сторон договора в конкретных условиях отрасли или предприятия. Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу, потому что не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников, экономическая и социальная защищенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон и равного доступа к информации при заключении коллективного договора. Механизм регулирования оплаты труда имеет еще один уровень — международный. Большинство законодательно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения, уровень, динамику оплаты труда и доходов работников, разработаны специализированным учреждением ООН - Международной организацией труда (МОТ). Международная организация труда основана в 1919 г. Ее устав разработан в январе - апреле 1919 г. Комиссией по труду, образованной Парижской мирной конференцией 1919-1920 тт. Это организация с уникальным принципом трехстороннего представительства. Каждый член МОТ представлен в организации делегатами правительства, предпринимателей и трудящихся. Московское отделение МОТ создано в 1959 г., а в сентябре 1997 г. оно преобразовано в Московское бюро МОТ. Среди разных видов деятельности МОТ центральное место занимает разработка международных трудовых норм. В данной деятельности МОТ выделяются документы двух видов: международные трудовые конвенции и рекомендации. К настоящему времени принято 182 конвенции и 190 рекомендаций МОТ, образующих своего рода международный трудовой кодекс. Конвенции обязательны для ратифицировавших их государств. Рекомендации дают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. В уставе МОТ в качестве одной из основных задач провозглашено достижение «гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни... признание принципа равной оплаты за равный труд...» Первый законодательный акт в области регулирования оплаты - Конвенция № 26 и Рекомендация № 30 (1928) о создании и применении процедуры установления минимальной заработной платы. Конвенция лишь призывает правительства устанавливать минимум заработной платы. В последующие годы МОТ были приняты следующие конвенции и рекомендации по вопросам заработной платы (табл. 3.8).
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|