|
Мотивационные установки в компанииЛюбой руководитель организации на своем опыте знает, что для долговременного успеха в бизнесе важнейшим является желание сотрудников организации трудиться производительно, с полной отдачей сил. Что для этого нужно сделать? Какие условия труда создать, какое денежное вознаграждение платить работникам? Как поощрять и стимулировать эффективный труд персонала? Все эти вопросы относятся к системе управления мотивацией и стимулированием работников. Очевидно, что люди, работая по найму в организации, трудятся, чтобы получить прежде всего материальное вознаграждение. Поэтому система оплаты труда в любой организации должна быть направлена на то, чтобы поощрять производительность, творчество, исполнительность и инициативу работников, - все те качества, которые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей организации. Соединение материальных интересов работников с целями организации позволяет последней привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников. Всем этим целям и служат внутрифирменные системы оплаты труда, стимулирования и мотивации персонала, которые должны разрабатываться в организации. Создание системы оплаты и стимулирования труда для любой организации - очень специфический и сложный процесс, требующий профессионального понимания сущности трудовой мотивации, знаний и опыта разработки и применения методов стимулирования персонала. В рыночной экономике центральное место в отношениях «работник — предприятие» занимает обмен результатов труда наемного работника на совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются предприятием. В соответствии с современными представлениями внутри системы вознаграждений, которые используются предприятием, существует разделение на внешние и внутренние вознаграждения (стимулирование и мотивация). Внешние вознаграждения в компании - это те денежные выплата, премии и социальные льготы, которые используются предприятием для стимулирования эффективного труда своих работников; это социально-психологическая атмосфера и стиль управления, которые присутствуют в организационной культуре предприятия, словом, все внешние стимулы и условия труда в широком смысле этого слова. Внешними вознаграждениями можно и нужно управлять, их можно менять, конструировать и моделировать. Внутреннее же вознаграждение работника впрямую не зависит от организации, это есть психологическое состояние работающей личности, возникновение которого зависит от многих факторов, связанных с моти- вационной структурой индивида, с его психологическими особенностями и установками, а не только с системой внешнего вознаграждения. От предприятия зависят только условия, при которых работающая личность может получить внутреннее удовлетворение от работы. В общем, можно сказать, что внутреннее вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному коллективу, удовлетворение от общения и дружеских отношений с коллегами, тогда как внешнее вознаграждение — это зарплата, продвижение по службе, символы служебного стажа и престижа. Политика стимулирования — это и есть система внешних вознаграждений наемному работнику за результаты его труда на предприятии. Когда мы можем оценить или измерить вознаграждение в денежном виде, то мы говорим о денежном вознаграждении или социальном пакете организации. Разработка социального пакета выступает как одна из важнейших стратегических задач в управлении человеческими ресурсами. Система мотивации и стимулирования предприятия должна ориентироваться на высокий уровень вознаграждения за интенсивный и эффективный труд. Социальный пакет или система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата, постоянная часть денежного вознаграждения), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы, переменная часть денежного вознаграждения) и социальные выплаты или льготы (бенефиты). Основная заработная плата гарантирована работнику за его труд в организации, т.е. вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте в объеме и с качеством, которые предусмотрены должностными инструкциями или корпоративными стандартами. Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и впрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника. Дополнительная оплата — бонусы или побудительные выплаты (переменная часть денежного вознаграждения) обычно связаны с вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях и т. д. - все то, что составляет переменную часть денежного вознаграждения за труд и применяется для учета результативности роботы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с обшей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника. Социальные еылюты и льготы — бе нефиты или социальные пособие рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К бенефипм относятся. медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации. Основная функция бенефитов - привлечение и удержание сотрудников через демонстрацию заботы компании о повышении благосостояния своих работников. Система мотивации и стимулирования компании призвана ориентировать работника на достижение нужного фирме результата, поэтому заработная плата связывается с показателями эффективности работы организации, рабочей группы, самого работника; сочетает в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании на изменения внутренней и внешней ситуации в организации, т.е. система мотивации и стимулирования трудовой деятельности является и средством управления, рычагом для руководителя. Руководство организации имеет возможности как поощрения, так и наказания в этой системе. Для мотивации сотрудников компании используют как денежные, так и неденежные методы вознаграждения. Существует множество типов гибких схем оплаты труда. Рассмотрим те, которые применяются в компании. 1. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Такие выплаты осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям: показатели качества работы сотрудника, оценка сотрудника другими лицами. 2. Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми для организации в настоящий момент. Во-вторых, это премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации не менее трех лег. Такие премии выплачиваются и специалистам, уход которых очень нежелателен для компании, даже если ими не выработан необходимый стаж. 3. Программа разделения прибыли. Программа применяется как индивидуальные вознаграждения, когда при хорошем выполнении своей работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли. В компании заметная роль отводится способам мотивации, не имеющим отношения к материальным поощрениям, - нефинансовым вознаграждениям. Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые часто становятся решающими при выборе места работы и составлении впечатления о нем. Много заплатить может большое количество организаций. Другой вопрос в том, будет ли эта высокая оплата поддерживаться другими нематериальными (нефинансовыми) категориями вознаграждения. И часто этот вопрос становится решающим. Под нематериальными, а точнее нефинансовыми, вознаграждениями подразумевают все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые администрация использует для вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышение их мотивации и приверженности к компании. В компании используются: Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Сотрудникам предоставляется гибкий график работы. В компании применяется система «банка нерабочих дней». Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению. Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. Прежде всего это различные подарки, которые организация делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для компании, семейные подарки, ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка и т.п. В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям. Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи (например, Новый год), загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые администрацией. В-четвертых, «вознаграждения-признательности*. Эта категория нематериальных вознаграждений является в компании самой значимой. Прежде всего сюда входят элементарные комплименты сотрудникам за их работу. В-пятых, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. Сюда входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет компании (за которым часто следует повышение в должности). В-шестых, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля. С удовлетворенностью трудом тесно связаны понятия трудовых ценностей работников и структуры их трудовой мотивации. Приложение 7 ПОЛОЖЕНИЕ Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|