|
Реорганизация юридических лицВ процессе хозяйственной деятельности может воз- никнуть необходимость в изменении выбранной ра- нее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагива- ющих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами пред- принимательской деятельности. Такое изменение осуществляется путем реоргани- зации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обя- занностей изменяется либо переходит к другим ли- цам (правопреемникам). Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного го- сударственного органа (например, антимонопольно- го) или по решению суда. Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация стано- вится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц. Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоеди- няющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником. Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятель- ность разделяемой организации прекращается. Воп- рос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лица- ми. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций. Выделение — единственный способ реорганиза- ции, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юри- дическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон. При преобразовании ранее существовавшая орга- низация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-пра- вовой форме. Организация считается реорганизованной с момен- та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ дол- жен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реоргани- зации. Кроме того, в нем должны содержаться сведе- ния о правопреемнике по всем обязательствам реор- ганизованного лица. Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юри- дического лица, при котором правопреемство не воз- никает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданс- кое законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним от- носятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в уч- редительных документах; признание недействитель- ной регистрации юридического лица. Принудительная ликвидация осуществляется в су- дебном порядке по требованию уполномоченных го- сударственных органов, на основании нарушения по- ложений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения зако- нодательства, несостоятельности (банкротства) юри- дического лица и т. п. Процедура ликвидации включает в себя несколь- ких этапов. Первоначально лицо, принявшее решение о лик- видации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносит- ся запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные доку- менты. Аналогичные извещения направляются в на- логовые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой). На следующем этапе органом, принявшим ре- шение о ликвидации, создается ликвидационная ко- миссия (ликвидатор). Состав членов комиссии на- правляется в регистрирующий орган для согласо- вания. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликви- дационной комиссии, в обязанности которой вхо- дит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публика- ция должна содержать информацию об органе, при- нявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами лик- видируемого лица (не менее двух месяцев с момен- та публикации). После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежу- точный ликвидационный баланс, который утвержда- ется учредителями или органом, принявшим реше- ние о ликвидации, и согласовывается с регистрирую- щим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для сня- тия с учета. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидиру- емого юридического лица производится ликвидаци- онной комиссией в порядке очередности, установлен- ной ГК РФ. Оставшееся после удовлетворения требований кре- диторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в от- ношении этого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завер- шенной, а юридическое лицо — прекратившим су- ществование после внесения об этом записи в еди- ный государственный реестр юридических лиц. 2.3. Индивидуальные предприниматели Утверждение о том, что главенствующая роль в современной экономике принадлежит юридическим лицам, совсем не означает, что времена индивиду- альных предпринимателей ушли в прошлое. Во всех странах с развитой рыночной экономикой наряду с крупнейшими корпорациями, являющимися юриди- ческими лицами, существуют десятки и сотни тысяч индивидуальных предпринимателей. Причем государ- ство, как правило, поощряет развитие индивидуаль- ного предпринимательства. Не является исключени- ем в этом смысле и наша страна. Статья 34 Консти- туции РФ провозглашает право каждого на исполь- зование своих способностей и имущества для пред- принимательской и иной не запрещенной законом эко- номической деятельности. Это право является следствием общей правоспо- собности гражданина, т, е. способности иметь граж- данские права и нести гражданские обязанности, при- знаваемой за всеми гражданами. Однако для реали- зации права на предпринимательскую деятельность гражданин должен обладать также дееспособностью, под которой понимается способность гражданина сво- ими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности. Другими слова- ми, заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные граждане. Дееспособность в полном объеме возникает с момента достижения совершеннолетия. Однако законодательство допуска- ет участие в предпринимательской деятельности и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Та- кое участие возможно с согласия их законных пред- ставителей. Законодательство предусматривает некоторые ог- раничения прав на занятие предпринимательской де- ятельностью, связывая их с социальным статусом отдельных граждан РФ. Так, в соответствии с Зако- ном РФ «О конкуренции и ограничении монополис- тической деятельности на товарных рынках» долж- ностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим слу- жащим государственного аппарата запрещается за- ниматься самостоятельной предпринимательской де- ятельностью, иметь в собственности предприятия, занимать должности в органах управления хозяйству- ющего субъекта. Индивидуальная предпринимательская деятель- ность ведется гражданином от своего имени и на свой собственный риск (от своего имени он совершает сдел- ки и другие юридически значимые действия), он от- вечает перед кредиторами всем своим имуществом, а не только тем, которое используется в предпринима- тельской деятельности. Предпринимательская деятельность граждан под- лежит государственной регистрации. Гражданин име- ет право заниматься предпринимательской деятель- ностью только с момента государственной регистра- ции в качестве индивидуального предпринимателя, т. е. получив свидетельство о государственной регис- трации. Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определяется законодательством. Физическое лицо должно представить в регистри- рующий орган заявление, составленное по установ- ленной форме, и документ об уплате регистрацион- ного сбора. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистри- рующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок со дня получения докумен- тов по почте. В тот же срок заявителю выдается (вы- сылается по почте) бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя. Для занятия определенными видами деятельнос- ти индивидуальному предпринимателю в соответствии с законодательством необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат. При организации группой граждан полного това- рищества им необходимо также зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо учитывать, что граждане-предпри- ниматели, в том числе участники полного товарище- ства, могут осуществлять только те виды деятельно- сти, которые указаны в свидетельстве о регистрации. В соответствии с первой частью Налогового ко- декса РФ индивидуальные предприниматели как на- логоплательщики должны встать на учет в налого- вом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Постановка на учет, снятие с учета в налоговом органе осуществ- ляются бесплатно. Также в течение 10 дней с момен- та государственной регистрации индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского стра- хования РФ, Фонда социального страхования РФ. При постановке на учет индивидуальные предпринимате- ли представляют свидетельство о государственной регистрации и документы (паспорт), удостоверяющие личность плательщика страховых взносов в государ- ственные внебюджетные фонды и подтверждающие регистрацию по месту жительства. Особенности правового статуса гражданина-пред- принимателя можно уяснить, сравнив объем его пра- вомочий с правами физических лиц, не являющихся предпринимателями и с правовым статусом юриди- ческих лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Сравнение правового статуса гражданина-предпри- нимателя и физического лица, не являющегося пред- принимателем, позволяет сделать следующие выводы. Физические лица, не зарегистрированные в каче- стве предпринимателя, имеют право вступать в дого- ворные отношения при отсутствии соответствующих законодательных ограничений (обладание неполной дееспособностью, невозможность быть стороной в гражданско-правовом договоре на основании юриди- ческой конструкции последнего и т. п.) и если вы- полняемые этими лицами договорные обязательства не являются предпринимательской деятельностью, т. е. не соответствуют законодательно установленным признакам предпринимательства. Граждане-предприниматели, осуществляя пред- принимательскую деятельность и вступая в договор- ные отношения с контрагентами, имеют только одно ограничение: законодательный запрет на совершение каких-либо действий. Таким образом, возможности реализации права на осуществление предприниматель- ской деятельности у граждан-предпринимателей го- раздо шире, чем у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Сравнивая правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, необходимо отметить следующее: имущественная ответственность юридического лица определяется его организацион- но-правовой формой и может быть как полной, так и — в большинстве случаев — ограниченной, в то время как имущественная ответственность индиви- дуального предпринимателя всегда полная, т. е. ин- дивидуальные предприниматели отвечают по обяза- тельствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. 2.4. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности Как уже говорилось, предпринимательская дея- тельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несо- стоятельными (банкротами) тысячи субъектов пред- принимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затраги- вает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на тер- ритории которого он находится — особенно в слу- чае, если таким субъектом является крупное гра- дообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприя- тиях, имеющих оборонное значение). Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (бан- кротстве)». Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимает- ся признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объе- ме удовлетворить требования кредиторов по граждан- ско-правовым денежным обязательствам и (или) ис- полнить обязанность по уплате обязательных плате- жей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во вне- бюджетные фонды. При этом несостоятельными по российскому за- конодательству могут быть признаны: — индивидуальные предприниматели, в том чис- ле главы крестьянских (фермерских) хозяйств; — коммерческие организации, за исключением ка- зенных предприятий; — некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимате- ля — аннулирование его государственной регистра- ции в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий. Как следует из приведенного выше определения, признаками несостоятельности (банкротства) явля- ются: 1) неспособность должника в полном объеме удов- летворить требования кредиторов по гражданско- правовым денежным обязательствам. Денежное обя- зательство представляет собой обязанность должни- ка уплатить кредитору определенную денежную сум- му. Основанием возникновения такого обязательства являются прежде всего возмездные договоры, по ко- торым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (при- чинение вреда, неосновательное обогащение и т. п.); 2) неспособность должника исполнить обязанно- сти по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды. Здесь имеются в виду пре- дусмотренные законодательством налоги и сборы в бюджеты различных уровней (федеральный, субъек- тов федерации, местные) и платежи во внебюджет- ные фонды (Пенсионный фонд и др.) Любого из этих признаков достаточно для поста- новки вопроса о несостоятельности (банкротстве) дол- жника. При этом должник считается неспособным исполнить соответствующие обязательства (обязанно- сти), если они не исполнены им в течение трех меся- цев после наступления даты их исполнения. В том случае, если должником является индивидуальный предприниматель, для признания его неплатежеспо- собным необходимо еще одно условие: сумма соот- ветствующих обязательств (обязанностей) должна превышать стоимость принадлежащего ему имуще- ства. Состав и размер денежных обязательств опре- деляются на дату обращения в арбитражный суд. При этом из кредиторской задолженности исключаются: — штрафы, пени и иные санкции, подлежащие уплате кредиторам или в бюджет (внебюджетные фонды) за неисполнение или ненадлежащее испол- нение соответствующих обязательств. Учитыва- ется лишь размер самих денежных обязательств; — задолженность по обязательствам, не отно- сящимся к числу гражданско-правовых или финан- совых. Например, не учитывается при определении неплатежеспособности должника его задолженность по заработной плате перед своими работниками; — задолженность по гражданско-правовым обя- зательствам, не являющимся денежными. Напри- мер, по обязательствам должника передать кредито- ру товар, выполнить работу или оказать услугу, воз- вратить взятую во временное пользование вещь; — задолженность по некоторым гражданско-пра- вовым денежным обязательствам, указанным в законе. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|