Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воотношений являются работники и работодатели.





В качестве работников выступают только физи-

ческие лица. В качестве работодателей могут высту-

пать как физические лица, так и — в большинстве

случаев — юридические лица. Что касается физичес-

ких лиц — работодателей, то чаще всего таковыми

являются индивидуальные предприниматели, но в

принципе работодателем может стать и гражданин,

не имеющий такого статуса — если он наймет (и офи-

циально это оформит) домработницу, водителя, ох-

ранника и т. п.

В любом случае необходимой предпосылкой учас-

тия в трудовом правоотношении является трудовая

правосубъектность, включающая в себя трудовую

правоспособность и трудовую дееспособность. Тру-

довая правоспособность — это способность иметь

субъективные трудовые права и нести трудовые обя-

занности, а трудовая дееспособность — это способность

своими действиями приобретать и осуществлять тру-

довые права, приобретать и осуществлять трудовые

обязанности.

В отличие от гражданского права, где правоспо-

собность физических лиц предшествует их дееспособ-

ности (первая возникает с момента рождения, а вто-

рая с момента достижения определенного возраста),

в трудовом праве правоспособность и дееспособность

возникают одновременно. Это связано с тем, что ра-

ботник как субъект трудового права всегда выступа-

ет только в личном качестве. Нельзя быть субъектом

трудовых прав и обязанностей, не имея возможности

самостоятельно эти права осуществлять, а обязанно-

сти исполнять.

Трудовая правосубъектность работника по общему

правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно

с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать

в трудовые правоотношения, заключая трудовой дого-

вор. Из этого правила закон допускает исключения.

В некоторых случаях трудовой договор может быть зак-

лючен и с гражданами, не достигшими 16 лет. Одна-

ко условия труда этой категории граждан устанавли-

ваются специальными нормами законодательства.

Правовое регулирование труда работников в возрасте

до 18 лет также имеет свои особенности.

Работодатели — индивидуальные предпринимате-

ли и юридические лица — приобретают трудовую пра-

восубъектность с момента их государственной регис-

трации.

Следует иметь в виду, что работники и работода-

тели — основные, но не единственные субъекты от-

ношений, регулируемых нормами трудового права.

Как вы уже знаете, помимо собственно трудовых от-

ношений трудовое право регулирует и иные непос-

редственно связанные с ними отношения. Круг субъек-

тов этих отношений шире, чем собственно трудовых.

В него помимо работников (отдельных физических

лиц) и работодателей (отдельных физических и юри-

дических лиц) войдут также профсоюзы и их объе-

динения, иные представители работников, объедине-

ния работодателей, государственные органы, осуще-

ствляющие надзор и контроль за соблюдением трудо-

вого законодательства (например, органы федераль-

ной инспекции труда) и т. д.

Наиболее распространенным основанием возник-

новения трудовых правоотношений является тру-

довой договор. (Подробно этот правовой акт будет рас-

смотрен в одной из последующих глав.) Однако в

некоторых случаях только трудового договора для

возникновения трудового правоотношения недостаточ-

но — необходимы и другие юридически значимые

действия. В этих случаях, говоря языком права, пра-

воотношение возникает в силу сложного юридическо-

го состава, элементами которого выступают трудо-

вой договор и иные юридические факты, служащие

основанием для его заключения.

К таким юридическим фактам относятся:

избрание (выборы) на должность (этот юри-

дический факт в предусмотренных законом случаях

должен предшествовать заключению трудового дого-

вора с рядом должностных лиц);

избрание по конкурсу на замещение соответ-

ствующей должности (например, исключительно по

конкурсу замещаются вакантные должности профес-

сорско-преподавательского состава высших учебных

заведений);

судебное решение (например, в случае, если

гражданин обжаловал в суде необоснованный отказ в

приеме на работу, и суд эту жалобу удовлетворил);

— некоторые другие юридические факты, предус-

мотренные законодательством.

Что касается оснований изменения и прекраще-

ния трудового правоотношения, то учитывая, что

изменение и прекращение трудового правоотношения

всегда означают изменение или прекращение трудо-

вого договора, они будут рассмотрены в главе «Тру-

довой договор».

Глава Б

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА.

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

Как уже говорилось, одним из основных инсти-

тутов трудового права является институт занятос-

ти и трудоустройства. Значение данного института

обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоус-

тройства — и прежде всего проблема безработицы —

являются актуальными (в большей или меньшей

степени) практически для всех государств совре-

менности.

Рост безработицы ведет к недоиспользованию тру-

дового потенциала страны, снижению доходов насе-

ления, усилению социальной напряженности. Мас-

совая безработица может привести к серьезным со-

циальным взрывам и политическим потрясениям.

Поэтому любое государство в целях обеспечения со-

циальной и политической стабильности стремится

поддерживать полную занятость населения и пре-

дусматривает меры поддержки граждан, временно

являющихся безработными. (Правда, последнее мо-

гут себе позволить только достаточно состоятельные

страны.) Политика государства в этих вопросах на-

ходит свое закрепление в соответствующем законо-

дательстве.

Законодательство РФ о занятости

И трудоустройстве. Государственные органы

Занятости населения

В нашей стране основным нормативно-правовым

актом, регулирующим отношения в сфере занятос-

ти и трудоустройства является Федеральный закон

«О занятости населения в Российской Федерации»

(далее — Закон о занятости). Нормы данного инсти-

тута трудового права содержатся также в некото-

рых статьях Трудового кодекса РФ (например, ста-

тьях главы 27 «Гарантии и компенсации работни-

кам, связанные с расторжением трудового догово-

ра» и раздела IX «Профессиональная подготовка,

переподготовка и повышение квалификации работ-

ников»), ряде других федеральных законов и подза-

конных актов.

Поскольку вопросы занятости и трудоустройства

должны быть предметом пристального внимания не

только со стороны центральной власти, но также со

стороны региональных и местных властей, постоль-

ку важную роль в регулировании этих отношений

призваны сыграть — ив ряде случаев играют — за-

конодательство субъектов федерации и местные под-

законные нормативно-правовые акты.

Свою политику в сфере занятости и трудоустрой-

ства государство осуществляет посредством системы

специальных органов — государственных органов

занятости населения. В эту систему входят Федераль-

ная служба занятости населения, соответствующие

органы субъектов РФ, государственные учреждения

службы занятости на местах (в городах и районах) —

центры занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов

занятости являются:

— анализ и прогнозирование состояния рынка

труда (изучение спроса на рабочую силу и ее пред-

ложения);

— информирование граждан и работодателей о на-

личии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

— содействие гражданам в поиске подходящей ра-

боты, а работодателям в подборе необходимых работ-

ников;

— регистрация безработных граждан;

— назначение и выплата пособий по безработице,

оказание материальной и иной помощи безработным

и лицам, находящимся на их содержании;

— ряд других функций, возложенных на них за-

конодательством.

При этом все услуги, оказываемые государствен-

ными органами занятости гражданам по трудоуст-

ройству, являются бесплатными.

Для осуществления своих функций государственные

органы занятости наделены определенными правами.

В частности, они вправе запрашивать и получать в уста-

новленном порядке от органов исполнительной власти и

работодателей информацию, связанную с занятостью

населения, а также другие материалы, необходимые для

решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Услуги по трудоустройству, профессиональной ори-

ентации и подготовке могут оказывать гражданам и

негосударственные организации. Такие организации

должны быть юридическими лицами и иметь соот-

ветствующие лицензии.

Понятие и формы занятости. Под занятостью в

трудовом законодательстве понимается деятельность

граждан, связанная с удовлетворением личных и об-

щественных потребностей, не противоречащая зако-

нодательству и приносящая, как правило, им зарабо-

ток, трудовой доход. Различные виды такой деятель-

ности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми

считаются граждане:

— работающие по трудовому договору, в том чис-

ле выполняющие работу за вознаграждение на усло-

виях полного либо неполного рабочего времени, а

также имеющие иную оплачиваемую работу (служ-

бу), включая сезонные, временные работы, за исклю-

чением общественных работ, которые организуются

специально для безработных;

— занимающиеся предпринимательской деятель-

ностью;

— занятые в подсобных промыслах и реализую-

щие продукцию по договорам;

— выполняющие работы (оказывающие услуги)

по договорам гражданско-правового характера, в том

числе по авторским договорам;

— являющиеся членами производственных коо-

перативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на

оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу

в органах внутренних дел, учреждениях и органах

уголовно-исполнительной системы;

— проходящие очный курс обучения в образова-

тельных учреждениях, в том числе общеобразователь-

ных, учреждениях профессионального образования и

других, включая обучение по направлению службы

занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте по

уважительной причине (в связи с нетрудоспособнос-

тью, отпуском, переподготовкой, повышением ква-

лификации, приостановкой производства, вызванной

забастовкой, призывом на военные сборы, привлече-

нием к мероприятиям, связанным с подготовкой к

военной службе, исполнением других государствен-

ных обязанностей и др.);

— являющиеся учредителями (участниками) орга-

низаций, за исключением организаций, участники ко-

торых не имеют прав в отношении их имущества —

общественных и религиозных организаций (объеди-

нений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Однако следует иметь в виду, что незанятый гражда-

нин и безработный — это, с точки зрения закона, не

одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законо-

дательством признается гражданин, если он:

— трудоспособен (при этом трудоспособными при-

знаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до

55 лет, если они не признаны в установленном по-

рядке инвалидами III или II степени ограничения спо-

собности к труду);

— не имеет работы и заработка (дохода);

— зарегистрирован в органах службы занятости

по месту жительства в целях поиска подходящей ра-

боты;

— ищет работу и готов приступить к ней;

— не трудоустроен в течение 10 дней со дня его

регистрации в целях поиска подходящей работы;

— представил в орган службы занятости все необ-

ходимые документы — паспорт, трудовую книжку

или документы, их заменяющие, документы, удос-

товеряющие его профессиональную квалификацию,

справку о среднем заработке за последние три меся-

ца по последнему месту работы, а для впервые ищу-

щих работу (ранее не работавших), не имеющих про-

фессии (специальности) — паспорт и документ об

образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган

службы занятости не позднее 11 дней со дня пред-

ставления гражданином необходимых документов

принимает решение о его признании безработным.

При этом считается, что гражданин является безра-

ботным не со дня принятия решения о признании его

безработным, а со дня представления им всех необ-

ходимых документов.

Правовой статус безработного характеризуется

целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого стату-

са составляют государственные гарантии социаль-

ной поддержки безработных. В частности, государ-

ство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в

период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональ-

ной подготовки, повышения квалификации, перепод-

готовки по направлению органов службы занятости,

в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых обще-

ственных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным пе-

реездом в другую местность для трудоустройства по

предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин

получает пособие по безработице, стипендию, прини-

мает участие в общественных работах, время, необ-

ходимое для переезда по направлению органов служ-

бы занятости в другую местность и трудоустройства,

не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж

уплаты страховых взносов, имеющий значение для

установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус без-

работного предполагает наличие у гражданина и оп-

ределенных обязанностей.

Важнейшие из них:

— вовремя и в установленном порядке проходить

перерегистрацию в органах службы занятости;

— вовремя являться в органы службы занятости

для получения направления на работу (учебу);

— по направлению органов службы занятости сво-

евременно являться на переговоры с работодателем о

трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключе-

вых понятий законодательства в сфере занятости и

трудоустройства является понятие подходящей рабо-

ты. От наличия или отсутствия таковой зависит по-

лучение и сохранение гражданином статуса безработ-

ного, размер и сроки выплаты пособия по безработи-

це и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

1) профессиональной пригодности работника с

учетом уровня его профессиональной подготовки. По-

нятно, что для инженера не будет подходящей рабо-

той должность бухгалтера, для слесаря-сантехника —

работа каменщика, для токаря 6-го разряда — ва-

кансия грузчика или вахтера;

2) условиям последнего места работы. Здесь

прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

3) состоянию здоровья работника. Естественно,

не может считаться подходящей для гражданина ра-

бота, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

4) транспортной доступности рабочего места.

Большинство людей вряд ли сочтут для себя подхо-

дящей работу — даже если она устраивает их во всех

других отношениях — если дорога на работу и с ра-

боты будет отнимать у них по нескольку часов в день.

Законодательство также учитывает этот фактор при

определении подходящей работы. Однако конкретные

категории транспортной доступности рабочего места

закон не называет — максимальная удаленность под-

ходящей работы от места жительства гражданина

определяется соответствующими органами местного

самоуправления с учетом развития сети обществен-

ного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным услови-

ям работа будет признана подходящей. Причем вне

зависимости от того, является ли данная работа по-

стоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходя-

щей будет считаться и иная оплачиваемая работа,

если только ее условия соответствуют требованиям

трудового законодательства. К таким категориям от-

носятся граждане:

— впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

— не имеющие профессии (специальности);

— уволенные более одного раза в течение одного

года, предшествовавшего началу безработицы, за на-

рушение трудовой дисциплины и другие виновные

действия, предусмотренные законодательством;

— ранее занимавшиеся предпринимательской де-

ятельностью;

— стремящиеся возобновить трудовую деятельность

после длительного (более одного года) перерыва;

— направленные органами службы занятости на

обучение и отчисленные за виновные действия;

— некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей

работа, если:

1) она связана с переменой места жительства;

2) ее условия не соответствуют требованиям тру-

дового законодательства;

3) предлагаемый заработок ниже величины про-

житочного минимума или — если заработок гражда-

нина на последнем месте работы превышал величину

прожиточного минимума — ниже среднего заработ-

ка гражданина, исчисленного за последние три меся-

ца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработи-

це — наиболее распространенный вид государствен-

ной поддержки безработных граждан. Если другими

видами социальной поддержки со стороны государ-

ства гражданин может воспользоваться лишь при

наличии определенных условий, то на данный вид

поддержки может рассчитывать практически каж-

дый безработный. (Следует, правда, учитывать, что

период, в течение которого выплачивается пособие,

не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице при-

нимается одновременно с решением о признании граж-

данина безработным. Размер пособия зависит от того,

имел ли гражданин до признания его безработным

оплачиваемую работу и от срока в течение которого

он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым

основаниям в течение года, предшествовавшего на-

чалу безработицы, и имевшим в этот период оплачи-

ваемую работу не менее 26 календарных недель, по-

собие начисляется:

— в первые три месяца безработицы — в разме-

ре 75% от их среднемесячного заработка, исчислен-

ного за последние три месяца по последнему месту

работы;

— в следующие четыре месяца — в размере 60%;

— в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может

превышать величину прожиточного минимума и быть

ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищу-

щим работу (ранее не работавшим) или не имеющим

профессии (специальности), пособие выплачивается

в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмот-

рен повышенный размер пособия. К таким категори-

ям относятся граждане, имеющие на содержании

иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздей-

ствию радиации вследствие Чернобыльской и других

радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает

и возможность уменьшения пособия по безработице.

Так, например, размер пособия по безработице мо-

жет быть сокращен на 25% на срок до одного месяца

в случае неявки без уважительных причин на пере-

говоры о трудоустройстве с работодателем в течение

трех дней со дня направления органами службы за-

нятости или отказа без уважительных причин явить-

ся в органы службы занятости для получения направ-

ления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза

в месяп при условии прохождения безработным пе-

ререгистрации в установленные службой занятости

сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом

периоде безработицы не может превышать, как пра-

вило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение

18 календарных месяцев. В случае непредоставления

оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 ка-

лендарных месяцев безработицы безработный имеет

право на повторное получение пособия по безработи-

це, но только в размере 20% величины прожиточно-

го минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть

приостановлена. Основанием для этого могут послу-

жить:

— отказ в период безработицы от двух вариантов

подходящей работы;

— явка безработного на перерегистрацию в состо-

янии алкогольного, наркотического или иного опья-

нения;

— отчисление гражданина, направленного на обу-

чение органами службы занятости, с места обучения

за виновные действия;

— нарушение безработным без уважительных при-

чин условий и сроков его перерегистрации в каче-

стве безработного;

— некоторые другие случаи, предусмотренные за-

конодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия

по безработице является признание гражданина за-

нятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице пре-

кращается одновременно со снятием гражданина с

учета, в качестве безработного в случаях:

— прохождения профессиональной подготовки, по-

вышения квалификации или переподготовки по на-

5. А. И. Тыщенко 129

правлению органов службы занятости с выплатой сти-

пендии;

— длительной (более месяца) неявки безработно-

го в органы службы занятости без уважительных

причин;

— переезда безработного в другую местность.

— в некоторых других случаях, предусмотренных

законодательством.

Профессиональное обучение безработных. В це-

лом ряде случаев наиболее действенным видом помо-

щи безработным гражданам со стороны государства

является организация их профессионального обуче-

ния: профессиональной подготовки, повышения ква-

лификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безрабо-

тицы. В частности, различают фрикционную и струк-

турную безработицу. Фрикционная безработица выс-

тупает в виде временной потери работы, включая

смену места работы, поиск более высокооплачивае-

мой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид

безработицы обычно связан с движением рабочей силы

с одного предприятия на другое, из одного региона в

другой. Фрикционная безработица обусловлена тех-

ническим несовершенством рынка труда, отсутстви-

ем информации об имеющихся вакансиях, несоответ-

ствием между наличной рабочей силой и свободны-

ми рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является не-

соответствие структуры рабочей силы структуре ра-

бочих мест, явившееся результатом структурных из-

менений в экономике. Подобные изменения приво-

дят к тому, что на некоторые профессии спрос резко

уменьшается или вообще исчезает, в то время как на

другие — включая новые, ранее не существовавшие —

увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной без-

работицей весьма существенна. Если в условиях фрик-

ционной безработицы безработные обладают навыка-

ми, которые они могут «продать» при найме на рабо-

ту, то в условиях структурной безработицы безработ-

ные не могут получить работу — даже при наличии

свободных рабочих мест — без дополнительного обу-

чения, переподготовки, повышения квалификации.

В этих условиях на первый план выдвигается такая

составляющая государственной политики в сфере за-

нятости, как организация профессионального обуче-

ния безработных.

Проблема профессионального обучения безработ-

ных является актуальной также в тех случаях, ког-

да безработными являются граждане, вообще не име-

ющие профессии, или граждане, которые в силу ка-

ких-либо причин — например, по состоянию здоро-

вья — утратили способность к выполнению работы

по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального

обучения безработных, организуемого органами служ-

бы занятости, является повышение конкурентоспо-

собности граждан на рынке труда, увеличение их воз-

можностей в поиске достойно оплачиваемой работы

(или доходного занятия). Естественно, что для этого

обучение должно проводиться по профессиям (специ-

альностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безра-

ботных граждан, организуемого органами службы за-

нятости, является то, что оно, как правило, является

интенсивным и краткосрочным — в большинстве

случаев его продолжительность не должна превышать

шести месяцев, в отдельных случаях — одного года.

Не допускается получение безработными граждана-

ми по направлению органов службы занятости второ-

го высшего или среднего профессионального образо-

вания.

Основными видами обучения безработных граж-

дан являются:

— профессиональная подготовка с целью ускорен-

ного приобретения обучающимися навыков, необхо-

димых для выполнения определенной работы, груп-

пы работ;

— переподготовка рабочих для приобретения ими

новых профессий для работы (доходного занятия) по

этим профессиям;

— обучение рабочих, имеющих профессии, вто-

рым профессиям для расширения их профессиональ-

ного профиля и получения возможностей для работы

(доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

— повышение квалификации рабочих с целью

обновления знаний, умений и навыков, роста про-

фессионального мастерства и повышения конкурен-

тоспособности по имеющимся у них профессиям, а

также изучения новой техники, технологии и дру-

гих вопросов по профилю профессиональной деятель-

ности;

— профессиональная переподготовка специалис-

тов для получения дополнительных знаний, умений

и навыков по образовательным программам, предус-

матривающим изучение отдельных дисциплин, раз-

делов науки, техники и технологии, необходимых для

выполнения нового вида профессиональной деятель-

ности, а также получение новой квалификации в рам-

ках имеющегося направления подготовки (специаль-

ности);

— повышение квалификации специалистов с це-

лью обновления теоретических и практических зна-

ний в связи с повышением требований к уровню ква-

лификации и необходимостью освоения новых спо-

собов решения профессиональных задач;

— стажировка специалистов для формирования и

закрепления на практике теоретических знаний, уме-

ний и навыков, приобретения профессиональных и

организаторских качеств для выполнения професси-

ональных обязанностей. (Стажировка может быть как

Глава ~7

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Институт трудового договора — центральный ин-

ститут трудового права. Его значение определяется

тем, что заключение трудового договора — это обя-

зательное условие — единственное основание или

неотъемлемый элемент сложного юридического со-

става, являющегося основанием — возникновением

трудовых правоотношений. Большинство норм тру-

дового законодательства начинают действовать лишь

после заключения трудового договора.

Институту трудового договора посвящен раздел III

Трудового кодекса РФ — один из самых больших в

структуре ТК РФ. Главы данного раздела закрепля-

ют общие положения трудового законодательства РФ

о трудовом договоре, определяют условия и порядок

заключения, изменения и прекращения трудового

договора. Отдельная глава данного раздела посвяще-

на защите персональных данных работника.

7.1. Трудовой договор: понятие,

содержание, виды

В общих положениях о трудовом договоре дается

прежде всего его определение.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой дого-

вор — это соглашение между работодателем и работ-

ником, в соответствии с которым работодатель обязу-

ется предоставить работнику работу по обусловленной

трудовой функции, обеспечить условия труда, предус-

мотренные настоящим кодексом, законами и иными

нормативными правовыми актами, коллективным до-

самостоятельным видом обучения, так и одним из

разделов учебного плана.)

Профессиональная подготовка, повышение квали-

фикации и переподготовка безработных граждан осу-

ществляется как в учебных центрах органов службы

занятости, так и — в соответствии с договорами, зак-

лючаемыми органами службы занятости — в образо-

вательных учреждениях профессионального и допол-

нительного образования.

Гражданам, проходящим профессиональное обу-

чение по направлению органов службы занятости,

выплачивается стипендия, размер которой варьиру-

ется в зависимости от категории безработных.

Профессиональное обучение — поддержка, кото-

рую государство не может оказать всем безработным.

Право пройти профессиональную подготовку, повы-

шение квалификации и переподготовку в приоритет-

ном порядке имеют безработные инвалиды, безработ-

ные граждане по истечении шестимесячного периода

безработицы, граждане, уволенные с военной служ-

бы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уво-

ленных с военной службы, выпускники общеобразо-

вательных учреждений, а также граждане, впервые

ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие

профессии (специальности).

говором, соглашениями, локальными нормативными

актами, содержащими нормы трудового права, своев-

ременно и в полном размере выплачивать работнику

заработную плату, а работник обязуется лично выпол-

нять определенную этим соглашением трудовую фун-

кцию, соблюдать действующие в организации прави-

ла внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работо-

датель и работник. (О работниках и работодателях

как субъектах трудовых правоотношений уже шла

речь в одной из предыдущих глав.)

Содержанию трудового договора посвящена ст. 58

ТК РФ. Данная статья прежде всего предусматрива-

ет, что в трудовом договоре указываются фамилия,

имя, отчество работника и наименование работодате-

ля (фамилия, имя, отчество работодателя — физи-

ческого лица), заключивших трудовой договор.

Основное содержание трудового договора — как и

любого договора вообще — составляют его условия. Все

условия трудового договора делятся на две группы:

1) существенные (необходимые, обязательные);

2) дополнительные (факультативные).

Существенные — это такие условия, при отсут-

ствии соглашения по которым трудовой договор не

считается заключенным и не порождает трудового

отношения. Поэтому существенные условия — обя-

зательный элемент содержания трудового договора.

Дополнительные условия не являются обязатель-

ным элементом содержания трудового договора — о

чем говорит и само их название — они включаются в

содержание трудового договора по усмотрению сто-

рон, и их наличие или отсутствие не влияет на факт

заключения договора.

Согласно ст. 57 ТК РФ существенными условия-

ми трудового договора являются:

— место работы (с указанием структурного под-

разделения);

— дата начала работы;

— наименование должности, специальности, про-

фессии с указанием квалификации в соответствии со

штатным расписанием организации или конкретной

трудовой функции;

— права и обязанности работника;

— права и обязанности работодателя;

— характеристики условий труда, компенсации

и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных

и (или) опасных условиях;

— режим труда и отдыха (если он в отношении

данного работника отличается от общих правил, ус-

тановленных в организации);

— условия оплаты труда (в том числе размер та-

рифной ставки или должностного оклада работника,

доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

— виды и условия социального страхования, не-

посредственно связанные с трудовой деятельностью.

Остановимся на этих условиях подробнее.

Место работы, т. е. название структурного под-

разделения (цеха, отдела, лаборатории и т. п.), дол-

жно быть указано в любом трудовом договоре. В тех

случаях, когда структурные подразделения находят-

ся в разных местах, а тем более в разных населен-

ных пунктах, следует указывать их фактический и

почтовый адрес. Особое значение имеет указание на-

звания и местонахождения обособленного структур-

ного подразделения (филиала, представительства),

которое будет являться местом работы работника на

основании трудового договора, заключенного с юри-

дическим лицом.

Дата начала работы, т. е. день, когда работник

должен приступить (или приступил) к исполнению тру-

довых обязанностей. По общему правилу работник обя-

зан приступить к исполнению трудовых обязанностей

со дня, определенного трудовым договором. Если ра-

ботник фактически был допущен к работе с ведома

или по поручению работодателя или его представите-

ля до подписания трудового договора, то в нем долж-

на быть указана фактическая дата начала работы.

Трудовая функция работника, т. е. работа по оп-

ределенной должности, специальности, профессии с

указанием квалификации в соответствии со штатным

расписанием организации. В тех случаях, когда рабо-

тодатель вводит в штатное расписание должности, не

предусмотренные в квалификационных справочниках,

в трудовом договоре должно быть описание трудовой

функции работника и наименование должности. Од-

нако следует учитывать, что если в соответствии с фе-

деральными законами с выполнением работ по опре-

деленным должностям, специальностям или профес-

сиям связано предоставление льгот либо наличие ог-

раничений, то наименование этих должностей, специ-

альностей или профессий и квалификационные требо-

вания к ним должны соответствовать наименованиям

и требованиям, указанным в квалификационных спра-

вочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом

Правительством Российской Федерации.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.