|
Воотношений являются работники и работодатели.В качестве работников выступают только физи- ческие лица. В качестве работодателей могут высту- пать как физические лица, так и — в большинстве случаев — юридические лица. Что касается физичес- ких лиц — работодателей, то чаще всего таковыми являются индивидуальные предприниматели, но в принципе работодателем может стать и гражданин, не имеющий такого статуса — если он наймет (и офи- циально это оформит) домработницу, водителя, ох- ранника и т. п. В любом случае необходимой предпосылкой учас- тия в трудовом правоотношении является трудовая правосубъектность, включающая в себя трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Тру- довая правоспособность — это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обя- занности, а трудовая дееспособность — это способность своими действиями приобретать и осуществлять тру- довые права, приобретать и осуществлять трудовые обязанности. В отличие от гражданского права, где правоспо- собность физических лиц предшествует их дееспособ- ности (первая возникает с момента рождения, а вто- рая с момента достижения определенного возраста), в трудовом праве правоспособность и дееспособность возникают одновременно. Это связано с тем, что ра- ботник как субъект трудового права всегда выступа- ет только в личном качестве. Нельзя быть субъектом трудовых прав и обязанностей, не имея возможности самостоятельно эти права осуществлять, а обязанно- сти исполнять. Трудовая правосубъектность работника по общему правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения, заключая трудовой дого- вор. Из этого правила закон допускает исключения. В некоторых случаях трудовой договор может быть зак- лючен и с гражданами, не достигшими 16 лет. Одна- ко условия труда этой категории граждан устанавли- ваются специальными нормами законодательства. Правовое регулирование труда работников в возрасте до 18 лет также имеет свои особенности. Работодатели — индивидуальные предпринимате- ли и юридические лица — приобретают трудовую пра- восубъектность с момента их государственной регис- трации. Следует иметь в виду, что работники и работода- тели — основные, но не единственные субъекты от- ношений, регулируемых нормами трудового права. Как вы уже знаете, помимо собственно трудовых от- ношений трудовое право регулирует и иные непос- редственно связанные с ними отношения. Круг субъек- тов этих отношений шире, чем собственно трудовых. В него помимо работников (отдельных физических лиц) и работодателей (отдельных физических и юри- дических лиц) войдут также профсоюзы и их объе- динения, иные представители работников, объедине- ния работодателей, государственные органы, осуще- ствляющие надзор и контроль за соблюдением трудо- вого законодательства (например, органы федераль- ной инспекции труда) и т. д. Наиболее распространенным основанием возник- новения трудовых правоотношений является тру- довой договор. (Подробно этот правовой акт будет рас- смотрен в одной из последующих глав.) Однако в некоторых случаях только трудового договора для возникновения трудового правоотношения недостаточ- но — необходимы и другие юридически значимые действия. В этих случаях, говоря языком права, пра- воотношение возникает в силу сложного юридическо- го состава, элементами которого выступают трудо- вой договор и иные юридические факты, служащие основанием для его заключения. К таким юридическим фактам относятся: — избрание (выборы) на должность (этот юри- дический факт в предусмотренных законом случаях должен предшествовать заключению трудового дого- вора с рядом должностных лиц); — избрание по конкурсу на замещение соответ- ствующей должности (например, исключительно по конкурсу замещаются вакантные должности профес- сорско-преподавательского состава высших учебных заведений); — судебное решение (например, в случае, если гражданин обжаловал в суде необоснованный отказ в приеме на работу, и суд эту жалобу удовлетворил); — некоторые другие юридические факты, предус- мотренные законодательством. Что касается оснований изменения и прекраще- ния трудового правоотношения, то учитывая, что изменение и прекращение трудового правоотношения всегда означают изменение или прекращение трудо- вого договора, они будут рассмотрены в главе «Тру- довой договор». Глава Б ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Как уже говорилось, одним из основных инсти- тутов трудового права является институт занятос- ти и трудоустройства. Значение данного института обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоус- тройства — и прежде всего проблема безработицы — являются актуальными (в большей или меньшей степени) практически для всех государств совре- менности. Рост безработицы ведет к недоиспользованию тру- дового потенциала страны, снижению доходов насе- ления, усилению социальной напряженности. Мас- совая безработица может привести к серьезным со- циальным взрывам и политическим потрясениям. Поэтому любое государство в целях обеспечения со- циальной и политической стабильности стремится поддерживать полную занятость населения и пре- дусматривает меры поддержки граждан, временно являющихся безработными. (Правда, последнее мо- гут себе позволить только достаточно состоятельные страны.) Политика государства в этих вопросах на- ходит свое закрепление в соответствующем законо- дательстве. Законодательство РФ о занятости И трудоустройстве. Государственные органы Занятости населения В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятос- ти и трудоустройства является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Нормы данного инсти- тута трудового права содержатся также в некото- рых статьях Трудового кодекса РФ (например, ста- тьях главы 27 «Гарантии и компенсации работни- кам, связанные с расторжением трудового догово- ра» и раздела IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работ- ников»), ряде других федеральных законов и подза- конных актов. Поскольку вопросы занятости и трудоустройства должны быть предметом пристального внимания не только со стороны центральной власти, но также со стороны региональных и местных властей, постоль- ку важную роль в регулировании этих отношений призваны сыграть — ив ряде случаев играют — за- конодательство субъектов федерации и местные под- законные нормативно-правовые акты. Свою политику в сфере занятости и трудоустрой- ства государство осуществляет посредством системы специальных органов — государственных органов занятости населения. В эту систему входят Федераль- ная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) — центры занятости населения. Основными функциями и обязанностями органов занятости являются: — анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее пред- ложения); — информирование граждан и работодателей о на- личии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы; — содействие гражданам в поиске подходящей ра- боты, а работодателям в подборе необходимых работ- ников; — регистрация безработных граждан; — назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании; — ряд других функций, возложенных на них за- конодательством. При этом все услуги, оказываемые государствен- ными органами занятости гражданам по трудоуст- ройству, являются бесплатными. Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. В частности, они вправе запрашивать и получать в уста- новленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию. Услуги по трудоустройству, профессиональной ори- ентации и подготовке могут оказывать гражданам и негосударственные организации. Такие организации должны быть юридическими лицами и иметь соот- ветствующие лицензии. Понятие и формы занятости. Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и об- щественных потребностей, не противоречащая зако- нодательству и приносящая, как правило, им зарабо- ток, трудовой доход. Различные виды такой деятель- ности рассматриваются как формы занятости. В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане: — работающие по трудовому договору, в том чис- ле выполняющие работу за вознаграждение на усло- виях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (служ- бу), включая сезонные, временные работы, за исклю- чением общественных работ, которые организуются специально для безработных; — занимающиеся предпринимательской деятель- ностью; — занятые в подсобных промыслах и реализую- щие продукцию по договорам; — выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам; — являющиеся членами производственных коо- перативов (артелей); — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; — проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; — проходящие очный курс обучения в образова- тельных учреждениях, в том числе общеобразователь- ных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения; — временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособнос- тью, отпуском, переподготовкой, повышением ква- лификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлече- нием к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государствен- ных обязанностей и др.); — являющиеся учредителями (участниками) орга- низаций, за исключением организаций, участники ко- торых не имеют прав в отношении их имущества — общественных и религиозных организаций (объеди- нений), благотворительных и иных фондов. Все остальные граждане считаются незанятыми. Однако следует иметь в виду, что незанятый гражда- нин и безработный — это, с точки зрения закона, не одно и тоже. Безработным в соответствии с трудовым законо- дательством признается гражданин, если он: — трудоспособен (при этом трудоспособными при- знаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном по- рядке инвалидами III или II степени ограничения спо- собности к труду); — не имеет работы и заработка (дохода); — зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей ра- боты; — ищет работу и готов приступить к ней; — не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы; — представил в орган службы занятости все необ- ходимые документы — паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удос- товеряющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три меся- ца по последнему месту работы, а для впервые ищу- щих работу (ранее не работавших), не имеющих про- фессии (специальности) — паспорт и документ об образовании. При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня пред- ставления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным. При этом считается, что гражданин является безра- ботным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необ- ходимых документов. Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого стату- са составляют государственные гарантии социаль- ной поддержки безработных. В частности, государ- ство гарантирует безработным: — выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; — выплату стипендии в период профессиональ- ной подготовки, повышения квалификации, перепод- готовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; — возможность участия в оплачиваемых обще- ственных работах; — возмещение затрат в связи с добровольным пе- реездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, прини- мает участие в общественных работах, время, необ- ходимое для переезда по направлению органов служ- бы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии. В то же время, как уже было сказано, статус без- работного предполагает наличие у гражданина и оп- ределенных обязанностей. Важнейшие из них: — вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости; — вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу); — по направлению органов службы занятости сво- евременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве. Понятие подходящей работы. Одним из ключе- вых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей рабо- ты. От наличия или отсутствия таковой зависит по- лучение и сохранение гражданином статуса безработ- ного, размер и сроки выплаты пособия по безработи- це и многое другое. Подходящей считается работа, соответствующая: 1) профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. По- нятно, что для инженера не будет подходящей рабо- той должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — ва- кансия грузчика или вахтера; 2) условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда; 3) состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина ра- бота, противопоказанная ему по состоянию здоровья. 4) транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подхо- дящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с ра- боты будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность под- ходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети обществен- ного транспорта в данной местности. При соответствии всем вышеназванным услови- ям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа по- стоянной или временной. Для некоторых категорий безработных подходя- щей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства. К таким категориям от- носятся граждане: — впервые ищущие работу (ранее не работавшие); — не имеющие профессии (специальности); — уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за на- рушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством; — ранее занимавшиеся предпринимательской де- ятельностью; — стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; — направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия; — некоторые другие категории граждан. В любом случае не может считаться подходящей работа, если: 1) она связана с переменой места жительства; 2) ее условия не соответствуют требованиям тру- дового законодательства; 3) предлагаемый заработок ниже величины про- житочного минимума или — если заработок гражда- нина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработ- ка гражданина, исчисленного за последние три меся- ца по последнему месту работы. Пособие по безработице. Пособие по безработи- це — наиболее распространенный вид государствен- ной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государ- ства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каж- дый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.) Решение о назначении подобия по безработице при- нимается одновременно с решением о признании граж- данина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным. Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего на- чалу безработицы, и имевшим в этот период оплачи- ваемую работу не менее 26 календарных недель, по- собие начисляется: — в первые три месяца безработицы — в разме- ре 75% от их среднемесячного заработка, исчислен- ного за последние три месяца по последнему месту работы; — в следующие четыре месяца — в размере 60%; — в дальнейшем — в размере 45%. Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины. Всем другим гражданам, в том числе впервые ищу- щим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума. Для некоторых категорий безработных предусмот- рен повышенный размер пособия. К таким категори- ям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздей- ствию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф. В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице мо- жет быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на пере- говоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы за- нятости или отказа без уважительных причин явить- ся в органы службы занятости для получения направ- ления на работу (учебу). Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяп при условии прохождения безработным пе- ререгистрации в установленные службой занятости сроки. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как пра- вило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 ка- лендарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработи- це, но только в размере 20% величины прожиточно- го минимума. В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена. Основанием для этого могут послу- жить: — отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; — явка безработного на перерегистрацию в состо- янии алкогольного, наркотического или иного опья- нения; — отчисление гражданина, направленного на обу- чение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; — нарушение безработным без уважительных при- чин условий и сроков его перерегистрации в каче- стве безработного; — некоторые другие случаи, предусмотренные за- конодательством. Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина за- нятым в соответствии с Законом о занятости. Кроме того, выплата пособия по безработице пре- кращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях: — прохождения профессиональной подготовки, по- вышения квалификации или переподготовки по на- 5. А. И. Тыщенко 129 правлению органов службы занятости с выплатой сти- пендии; — длительной (более месяца) неявки безработно- го в органы службы занятости без уважительных причин; — переезда безработного в другую местность. — в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством. Профессиональное обучение безработных. В це- лом ряде случаев наиболее действенным видом помо- щи безработным гражданам со стороны государства является организация их профессионального обуче- ния: профессиональной подготовки, повышения ква- лификации и переподготовки. Дело в том, что существуют разные виды безрабо- тицы. В частности, различают фрикционную и струк- турную безработицу. Фрикционная безработица выс- тупает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачивае- мой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в другой. Фрикционная безработица обусловлена тех- ническим несовершенством рынка труда, отсутстви- ем информации об имеющихся вакансиях, несоответ- ствием между наличной рабочей силой и свободны- ми рабочими местами. Причиной структурной безработицы является не- соответствие структуры рабочей силы структуре ра- бочих мест, явившееся результатом структурных из- менений в экономике. Подобные изменения приво- дят к тому, что на некоторые профессии спрос резко уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие — включая новые, ранее не существовавшие — увеличивается. Разница между фрикционной и структурной без- работицей весьма существенна. Если в условиях фрик- ционной безработицы безработные обладают навыка- ми, которые они могут «продать» при найме на рабо- ту, то в условиях структурной безработицы безработ- ные не могут получить работу — даже при наличии свободных рабочих мест — без дополнительного обу- чения, переподготовки, повышения квалификации. В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере за- нятости, как организация профессионального обуче- ния безработных. Проблема профессионального обучения безработ- ных является актуальной также в тех случаях, ког- да безработными являются граждане, вообще не име- ющие профессии, или граждане, которые в силу ка- ких-либо причин — например, по состоянию здоро- вья — утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами служ- бы занятости, является повышение конкурентоспо- собности граждан на рынке труда, увеличение их воз- можностей в поиске достойно оплачиваемой работы (или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специ- альностям), пользующимся спросом на рынке труда. Особенностью профессионального обучения безра- ботных граждан, организуемого органами службы за- нятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным — в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать шести месяцев, в отдельных случаях — одного года. Не допускается получение безработными граждана- ми по направлению органов службы занятости второ- го высшего или среднего профессионального образо- вания. Основными видами обучения безработных граж- дан являются: — профессиональная подготовка с целью ускорен- ного приобретения обучающимися навыков, необхо- димых для выполнения определенной работы, груп- пы работ; — переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям; — обучение рабочих, имеющих профессии, вто- рым профессиям для расширения их профессиональ- ного профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям; — повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста про- фессионального мастерства и повышения конкурен- тоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и дру- гих вопросов по профилю профессиональной деятель- ности; — профессиональная переподготовка специалис- тов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предус- матривающим изучение отдельных дисциплин, раз- делов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятель- ности, а также получение новой квалификации в рам- ках имеющегося направления подготовки (специаль- ности); — повышение квалификации специалистов с це- лью обновления теоретических и практических зна- ний в связи с повышением требований к уровню ква- лификации и необходимостью освоения новых спо- собов решения профессиональных задач; — стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, уме- ний и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения професси- ональных обязанностей. (Стажировка может быть как Глава ~7 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР Институт трудового договора — центральный ин- ститут трудового права. Его значение определяется тем, что заключение трудового договора — это обя- зательное условие — единственное основание или неотъемлемый элемент сложного юридического со- става, являющегося основанием — возникновением трудовых правоотношений. Большинство норм тру- дового законодательства начинают действовать лишь после заключения трудового договора. Институту трудового договора посвящен раздел III Трудового кодекса РФ — один из самых больших в структуре ТК РФ. Главы данного раздела закрепля- ют общие положения трудового законодательства РФ о трудовом договоре, определяют условия и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Отдельная глава данного раздела посвяще- на защите персональных данных работника. 7.1. Трудовой договор: понятие, содержание, виды В общих положениях о трудовом договоре дается прежде всего его определение. В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой дого- вор — это соглашение между работодателем и работ- ником, в соответствии с которым работодатель обязу- ется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предус- мотренные настоящим кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным до- самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.) Профессиональная подготовка, повышение квали- фикации и переподготовка безработных граждан осу- ществляется как в учебных центрах органов службы занятости, так и — в соответствии с договорами, зак- лючаемыми органами службы занятости — в образо- вательных учреждениях профессионального и допол- нительного образования. Гражданам, проходящим профессиональное обу- чение по направлению органов службы занятости, выплачивается стипендия, размер которой варьиру- ется в зависимости от категории безработных. Профессиональное обучение — поддержка, кото- рую государство не может оказать всем безработным. Право пройти профессиональную подготовку, повы- шение квалификации и переподготовку в приоритет- ном порядке имеют безработные инвалиды, безработ- ные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной служ- бы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уво- ленных с военной службы, выпускники общеобразо- вательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). говором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своев- ременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выпол- нять определенную этим соглашением трудовую фун- кцию, соблюдать действующие в организации прави- ла внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работо- датель и работник. (О работниках и работодателях как субъектах трудовых правоотношений уже шла речь в одной из предыдущих глав.) Содержанию трудового договора посвящена ст. 58 ТК РФ. Данная статья прежде всего предусматрива- ет, что в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодате- ля (фамилия, имя, отчество работодателя — физи- ческого лица), заключивших трудовой договор. Основное содержание трудового договора — как и любого договора вообще — составляют его условия. Все условия трудового договора делятся на две группы: 1) существенные (необходимые, обязательные); 2) дополнительные (факультативные). Существенные — это такие условия, при отсут- ствии соглашения по которым трудовой договор не считается заключенным и не порождает трудового отношения. Поэтому существенные условия — обя- зательный элемент содержания трудового договора. Дополнительные условия не являются обязатель- ным элементом содержания трудового договора — о чем говорит и само их название — они включаются в содержание трудового договора по усмотрению сто- рон, и их наличие или отсутствие не влияет на факт заключения договора. Согласно ст. 57 ТК РФ существенными условия- ми трудового договора являются: — место работы (с указанием структурного под- разделения); — дата начала работы; — наименование должности, специальности, про- фессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции; — права и обязанности работника; — права и обязанности работодателя; — характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; — режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, ус- тановленных в организации); — условия оплаты труда (в том числе размер та- рифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); — виды и условия социального страхования, не- посредственно связанные с трудовой деятельностью. Остановимся на этих условиях подробнее. Место работы, т. е. название структурного под- разделения (цеха, отдела, лаборатории и т. п.), дол- жно быть указано в любом трудовом договоре. В тех случаях, когда структурные подразделения находят- ся в разных местах, а тем более в разных населен- ных пунктах, следует указывать их фактический и почтовый адрес. Особое значение имеет указание на- звания и местонахождения обособленного структур- ного подразделения (филиала, представительства), которое будет являться местом работы работника на основании трудового договора, заключенного с юри- дическим лицом. Дата начала работы, т. е. день, когда работник должен приступить (или приступил) к исполнению тру- довых обязанностей. По общему правилу работник обя- зан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если ра- ботник фактически был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представите- ля до подписания трудового договора, то в нем долж- на быть указана фактическая дата начала работы. Трудовая функция работника, т. е. работа по оп- ределенной должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации. В тех случаях, когда рабо- тодатель вводит в штатное расписание должности, не предусмотренные в квалификационных справочниках, в трудовом договоре должно быть описание трудовой функции работника и наименование должности. Од- нако следует учитывать, что если в соответствии с фе- деральными законами с выполнением работ по опре- деленным должностям, специальностям или профес- сиям связано предоставление льгот либо наличие ог- раничений, то наименование этих должностей, специ- альностей или профессий и квалификационные требо- вания к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных спра- вочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|