Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нравственность и другие формы общественного сознания





В нравственной сфере существует ряд проблем, требующих своего осмысления. К главным из них можно отнести следующие:

взаимосвязь нравственности с другими формами общест­венного сознания;

соотношение сущего и должного в нравственности;

классификация нравственных типов личности;

  • соотношение общего и особенного в нравственности (напри­мер, в профессиональной морали);
  • проблема нравственного конфликта и др.

Единство человеческого бытия проявляется в теснойсвязи между отражающими его различными формами общественного сознания — моралью, искусством, политикой, религией.

Нравственность и искусство

Катего­рия добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождест­влялись. Даже средневековая этика, рассматривающая красоту, как искус, имела в виду лишь красоту «земную», т.е. неистинную. Про­тивопоставлялась ей красота истинная, «небесная», тесно связанная с моральным совершенством.

Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что эти­ческие труды нередко создаются в художественной форме (например, у Платона, Ницше и др.), а многие представители искусства (Ф.М. Дос­тоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками.

Тем не менее, объективный процесс дифференциации форм об­щественного сознания способствовал появлению радикальных вари­антов, когда мораль или искусство рассматривались как полностью автономные. В художественной среде существует точка зрения, что художник самодостаточен и не нуждается в нравственных ограничи­телях, что искусство существует «для искусства». Крайний случай - утверждение противостояния морали и искусства (например, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.).



Абсолютизация специфических черт искусства вряд ли является продуктивной. Нравственность и искусство отражают разные сторо­ны бытия человека и, исходяиз этого факта, следует видеть способы их взаимодействия. По сути, в искусстве в особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов, ценностей.

Нрав­ственное воздействие искусства на человека осуществляется не пу­тем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с по­мощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчест­во, осмысление человеком под влиянием художественного произве­дения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героев, человек видит наглядные примеры нравственного и безнрав­ственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художест­венная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моде­лирование конфликтных ситуаций.

Нравственность и политика

Политика — это властный способ управления. В узком смысле политикой называют управление государством.

Впервые серьезное исследование связи этики и политики предпри­нял древнегреческий философ Аристотель в 4 в до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искус­ства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства.

Однако существовали и другие точки зрения на данную проблему. Так, например, древнекитайские легисты, западноевропейские мысли­тели Нового времени(Т. Гоббс, Н. Макиавелли) и др., стремились под­чинить нравственность политике. Они считали естественным политиче­ский аморализм и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели.

Противоположный подход редуцировал политику к нравствен­ности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, иг­норирование реальных социально-политичес- ких условий.

Сложность обозначенной проблемы связана, прежде всего, с ответ­ственностью политика перед населением, необходимостью реализовы­вать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с инте­ресами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны.

Тем не менее, очевидно, что существует тесная взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества. Нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мне­ние, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою оче­редь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы.

Нравственность и религия

Нравственная и религиозная деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались и моральными нормами, а богоугодные дела — добрыми по­ступками. Такой подход не был случайным:

  • во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции;
  • во-вторых, похожи и способы регулиро­вания. Для нравственных и религиозных требований характерны кате­горичность, универсальность и т.д.;
  • в-третьих, главный стимул нравст­венного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знаковость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верую­щего человека.

При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. В истории древней и средневековой этики понятия Благо и Бог были тождественны, поэтому и возникла идентичность содержания нравст­венной нормы и божественного требования.

Также можно отметить, что и в нравственности, и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие пережи­вания типичны как для нравственной, так и для религиозной жизни.

Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравствен­ного и религиозного сознания на протяжении длительного периода.

Для религиозного мировоззрения представление о «религиозной нравственности» органично до настоящего времени.Тем не менее, с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает быть идентичным.

Принципиальное отличие заключается в том, что для нравст­венности конечной целью является человек, а для религии — Бог. Последовательный теолог допускает любую жертву во имя Бога. Для него естественна библейская история патриарха Авраама, который, доказывая свою веру, собирается принести в жертву сына. Нравст­венности же присущ гуманизм.

Еще одним характерным отличием религии является система ритуальных действий (культ), а также существование организацион­ных структур (церковь) и специального аппарата священнослужите­лей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета.

Кроме того, если религия предусматривает суровые потусторон­ние кары, то нравственность ограничивается общественным осуж­дением и взывает к совести. И, наоборот, если для верующего награ­дой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством),то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга.

Нравственность и наука

Проблема соотношения нравственности и науки имеет два ас­пекта: нравственно-содержательный и формальный.

Первый касается значения нравственности для науки, а именно, – важность моральных принципов для ученого.

Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изу­чаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризнен­ное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения.

Несмотря на то, что нравственный мотив открыто не проявляется, он играет в научной деятельности важную роль. Несомненно влияние нравственной установки на выбор самой профессии ученого, направле­ния исследования. Тем самым человек старается максимально реализовать свои способности во благо общества.

Гуманистическая основа на­учной деятельности наиболее ярко проявляется в тех редких случаях, когда профессиональные интересы входят в противоречие с нравствен­ными нормами. Встав перед такой дилеммой, ученый может сознатель­но выйти за рамки нравственного поля. Как доказывает история (вспомним опыты над людьми в фашистских концлагерях и др.), это наносит непоправимый ущерб глубинному смыслу исследования. Все сказанное свидетельствует о необходимости приоритета общечеловече­ских ценностей над личными в процессе научной деятельности. Кстати, в наиболее древнем профессиональном кодексе, так называемой клятве Гиппократа, которую дают медицинские работники, отражены как частнонаучные, так и общечеловеческие ценности и, что важно, указана их субординация.

Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принци­пов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика — это вид гуманитарного зна­ния. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих состав­ляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение, предсказание и т.д.

Нравственность и экономика

Особое внимание, уделяемое взаимоотношениям нравственности и экономики, неслучайно и имеет древнюю историю. Еще Аристотель, раскрыв сложную структуру экономики, признавал нравственную не­равноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ считал этически приемлемым только производство. Средневековье так­же осуждало самодостаточное «делание денег». И Августин, и Фома Аквинский утверждали, что получение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент, аморальны. Поэтому, кстати, банковской дея­тельностью в Европе занимались представители других религий (в част­ности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с разви­тием капиталистических отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринима­ется как критерий Божественного благорасположения.

Светская версия протестантской этики стала важной состав­ляющей современной западной экономической культуры. Большую роль стало играть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом, что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумного эгоизма»), немец­ких классиков, в марксизме и многих этических концепциях 20 века.

В то же время многие философы подчеркивали, что в процессе бан­ковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация сугубо экономических ценностей, таких, как эффектив­ность, интерес, прибыль и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым, теряется глубинный смысл экономики как способа обеспечения человеческого существования.

Нравственность и право

Как формы общественного сознания нравственность и право имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функ­ции: регулируют поведение людей в обществе.

Нравственность и право представляют собой совокупность от­носительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.

Главными же различиями между ними являются способы, кото­рыми они регулируют поведение людей.

Нормы права однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах. Их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия. Правосудие осуществляется должностными лицами(проку­рор, судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).

Нормы нравственности, как правило, четко не определены. Они поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека и имеют неофициальный, рекомендательный характер. Нару­шение норм нравственности вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.

 

Профессиональная этика

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

  • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
  • нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
  • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
  • особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В данный момент в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Виды профессиональной этики

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика государственного служащего, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.