|
Пример из практики ведущих компаний
Система аттестаций и собеседований в компании IВМ По крайней мере раз в год руководители компании обязаны аттестовать и проводить официальное собеседование с каждым из своих подчиненных. Главной целью аттестационной системы является контроль за эффективностью труда отдельных работников, однако собеседование используется еще и для того, чтобы определить направления работы сотрудника на будущий год, его потребности в дальнейшем образовании. Основной элемент аттестации – оценка деятельности работника с точки зрения достижения целей, поставленных перед ним в ходе предыдущих аттестационных собеседований. Это объясняет, почему руководители уделяют много времени беседе с каждым сотрудником, и во время таких бесед их категорически запрещается отвлекать. Совершенно очевидно, что к аттестациям и консультациям на IВМ относятся как к священной обязанности. Деятельность каждого сотрудника оценивается по шкале от «5» до «1», где единица – высшая оценка. Как правило, руководители избегают оценивать одного и того же человека два года подряд высшей оценкой, поскольку действующая система предполагает, что такой сотрудник должен быть немедленно повышен в должности. Большинство работников оценивается баллами «2» и «3». Хотя теоретически по шкале от «5» до «1» оценка «3» является средней и, следовательно, именно ее по логике вещей должно получать большинство сотрудников, многие руководители проявляют снисходительность, и на практике средняя оценка оказывается где-то посредине между «2» и «3». Однако в 80-х годах дирекция IВМ стала подходить к аттестации более строго и наказывать слишком «добрых» руководителей. Те, кто не справляется со своей работой, получает оценку «5» («неудовлетворительно»), хотя и такие случаи исключительно редки. Дальнейшая процедура в отношении такого сотрудника довольно сложна. Руководитель должен очень четко определить для него краткосрочные цели и аттестовать его по крайней мере еще два раза с привлечением отдела кадров. Только если результаты вновь окажутся отрицательными, сотрудник может быть уволен. Сложность процедуры, предшествующей увольнению, в сочетании с суровостью первоначального отбора сотрудников, а также разнообразием сфер приложения сил, дающих работнику возможность самореализации, – все это приводит к тому, что расставаться приходится лишь с единицами. Чаще всего нерадивого сотрудника просто переводят в другие отделы, хотя дирекция IВМ регулярно выпускает циркуляры, требующие решительно избавляться от подобных сотрудников, а не подсовывать их другим отделам, перекладывая решение проблемы на других руководителей. Может сложиться впечатление, что аттестация и собеседование в том виде, в котором они проводятся на IВМ, – вещь крайне неприятная, ведь, по существу, речь идет об оценке человека, причем об оценке, записанной в официальном документе. Действительность же такова, что руководители любой организации постоянно оценивают своих подчиненных. Это основной и наиболее существенный элемент их работы. Однако в других организациях такая оценка носит обычно неформальный и субъективный характер и в равной степени зависит как от реальных результатов деятельности оцениваемого, так и от настроения начальства. На IВМ процесс оценивания проводится открыто и приведен в систему. Работнику гарантируется справедливая оценка его труда, поскольку руководитель должен получить на нее согласие еще двух человек – своего непосредственного руководителя и самого подчиненного. Ответственность за подготовку и проведение аттестации лежит, как правило, на специалистах кадровой службы. Они участвуют в формировании и работе аттестационных комиссий, готовят необходимую документацию, регламентирующую работу системы (положения, инструкции), составляют списки и графики проведения аттестации и контролируют сам процесс проведения аттестации. Они также следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены и до членов аттестационной комиссии, и до аттестуемых. Ниже представлена типичная практика проведения аттестации в российских организациях. Практика проведения аттестации в российских организациях В соответствии с практикой, принятой в большинстве российских организаций, аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую приказом назначает руководитель предприятия или организации. Она состоит из председателя, секретаря и членов комиссии, которую составляют руководители и специалисты. Сроки и графики проведения аттестации утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до ее начала. Аттестация готовится и проводится в соответствии с утвержденным в организации положением о ее проведении. На каждого работника, проходящего аттестацию, его непосредственным руководителем составляется письменная характеристика, в которой отражаются его рабочие показатели, квалификация, профессиональный опыт и соблюдение им трудовой и исполнительской дисциплины. Характеристика на аттестуемого вместе с аттестационным листом, в котором отражены результаты предыдущей аттестации, предоставляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до аттестации. Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не менее чем за две недели до аттестации. На заседании комиссии приглашается непосредственный руководитель аттестуемого, который коротко представляет своего подчиненного. Аттестационная комиссия рассматривает предоставленные материалы, заслушивает сообщение аттестуемого о его работе, задает необходимые вопросы. Работа аттестуемого оценивается с учетом его личного вклада в выполнение планов подразделения, квалификации и исполнения им должностных обязанностей. На основе этих данных аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника: • соответствует занимаемой должности; • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; • не соответствует занимаемой должности.
Как показывает опыт, на практике из-за преобладания формального подхода возможности аттестации используются далеко не в полной мере. Низкая отдача от аттестации персонала приводит к тому, что во многих организациях ее проведение откладывается годами. Сегодня назрела необходимость изменения приоритетов при проведении аттестации. Не отказываясь от определения в ходе аттестации степени соответствия работников занимаемой должности, все более актуальным становится использование этой процедуры для выявления проблем и препятствий, снижающих отдачу от работников, и определения путей более эффективного управления персоналом организации.
Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает председателя аттестационной комиссии (или комиссий) и утверждает ее состав (членов комиссии). ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|