Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример из практики ведущих компаний





 

Система аттестаций и собеседований в компании IВМ

По крайней мере раз в год руководители компании обязаны аттестовать и проводить официальное собеседование с каждым из своих подчиненных. Глав­ной целью аттестационной системы является контроль за эффективностью труда отдельных работников, однако собеседование используется еще и для того, чтобы определить направления работы сотрудника на будущий год, его потребности в дальнейшем образовании.

Основной элемент аттестации – оценка деятельности работника с точки зрения достижения целей, поставленных перед ним в ходе предыдущих аттес­тационных собеседований. Это объясняет, почему руководители уделяют мно­го времени беседе с каждым сотрудником, и во время таких бесед их категори­чески запрещается отвлекать. Совершенно очевидно, что к аттестациям и кон­сультациям на IВМ относятся как к священной обязанности.

Деятельность каждого сотрудника оценивается по шкале от «5» до «1», где единица – высшая оценка. Как правило, руководители избегают оценивать од­ного и того же человека два года подряд высшей оценкой, поскольку действу­ющая система предполагает, что такой сотрудник должен быть немедленно по­вышен в должности. Большинство работников оценивается баллами «2» и «3».

Хотя теоретически по шкале от «5» до «1» оценка «3» является средней и, следовательно, именно ее по логике вещей должно получать большинство со­трудников, многие руководители проявляют снисходительность, и на практике средняя оценка оказывается где-то посредине между «2» и «3». Однако в 80-х годах дирекция IВМ стала подходить к аттестации более строго и наказывать слишком «добрых» руководителей.

Те, кто не справляется со своей работой, получает оценку «5» («неудовлетворительно»), хотя и такие случаи исключительно редки. Дальнейшая процеду­ра в отношении такого сотрудника довольно сложна. Руководитель должен очень четко определить для него краткосрочные цели и аттестовать его по крайней мере еще два раза с привлечением отдела кадров. Только если результаты вновь окажутся отрицательными, сотрудник может быть уволен.

Сложность процедуры, предшествующей увольнению, в сочетании с суро­востью первоначального отбора сотрудников, а также разнообразием сфер при­ложения сил, дающих работнику возможность самореализации, – все это при­водит к тому, что расставаться приходится лишь с единицами. Чаще всего не­радивого сотрудника просто переводят в другие отделы, хотя дирекция IВМ регулярно выпускает циркуляры, требующие решительно избавляться от по­добных сотрудников, а не подсовывать их другим отделам, перекладывая реше­ние проблемы на других руководителей.

Может сложиться впечатление, что аттестация и собеседование в том виде, в котором они проводятся на IВМ, – вещь крайне неприятная, ведь, по существу, речь идет об оценке человека, причем об оценке, записанной в официальном документе. Действительность же такова, что руководители любой организации постоянно оценивают своих подчиненных. Это основной и наиболее существен­ный элемент их работы. Однако в других организациях такая оценка носит обычно неформальный и субъективный характер и в равной степени зависит как от реальных результатов деятельности оцениваемого, так и от настроения началь­ства. На IВМ процесс оценивания проводится открыто и приведен в систему. Работнику гарантируется справедливая оценка его труда, поскольку руководи­тель должен получить на нее согласие еще двух человек – своего непосред­ственного руководителя и самого подчиненного.

Ответственность за подготовку и проведение аттестации лежит, как правило, на специалистах кадровой службы. Они участвуют в формиро­вании и работе аттестационных комиссий, готовят необходимую доку­ментацию, регламентирующую работу системы (положения, инструкции), составляют списки и графики проведения аттестации и контролируют сам процесс проведения аттестации. Они также следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены и до членов аттестационной комиссии, и до аттестуемых.

Ниже представлена типичная практика проведения аттестации в рос­сийских организациях.

Практика проведения аттестации в российских организациях

В соответствии с практикой, принятой в большинстве российских организаций, аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую приказом назначает руководитель предприятия или организации. Она состоит из председателя, сек­ретаря и членов комиссии, которую составляют руководители и специалисты.

Сроки и графики проведения аттестации утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до ее начала. Аттестация готовится и проводится в соответствии с утвержденным в организации положением о ее проведении.

На каждого работника, проходящего аттестацию, его непосредственным руко­водителем составляется письменная характеристика, в которой отражаются его рабочие показатели, квалификация, профессиональный опыт и соблюдение им трудовой и исполнительской дисциплины. Характеристика на аттестуемого вмес­те с аттестационным листом, в котором отражены результаты предыдущей аттес­тации, предоставляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две неде­ли до аттестации. Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представ­ленной на него характеристикой не менее чем за две недели до аттестации.

На заседании комиссии приглашается непосредственный руководитель аттестуемого, который коротко представляет своего подчиненного. Аттестационная комиссия рассматривает предоставленные материалы, заслушивает сообщение аттестуемого о его работе, задает необходимые вопросы.

Работа аттестуемого оценивается с учетом его личного вклада в выполнение планов подразделения, квалификации и исполнения им должностных обязаннос­тей. На основе этих данных аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

не соответствует занимаемой должности.

 

Как показывает опыт, на практике из-за преобладания формального подхода возможности аттестации используются далеко не в полной мере. Низкая отдача от аттестации персонала приводит к тому, что во многих организациях ее проведение откладывается годами.

Сегодня назрела необходимость изменения приоритетов при прове­дении аттестации. Не отказываясь от определения в ходе аттестации степени соответствия работников занимаемой должности, все более ак­туальным становится использование этой процедуры для выявления про­блем и препятствий, снижающих отдачу от работников, и определения путей более эффективного управления персоналом организации.

 

Для проведения аттестации руководитель организации приказом на­значает председателя аттестационной комиссии (или комиссий) и ут­верждает ее состав (членов комиссии).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.