Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Набережночелнинский государственный





Набережночелнинский государственный

Торгово-технологический институт

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ

ПРОЦЕССАМИ И

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Курс лекций для очного и заочного отделения

 

 

Специальность «Технология пищевых продуктов»

 

 

Составитель: Шапарев А.В. - доцент, канд.техн.наук

 

 

г. Набережные Челны 2015

Характеристика предприятий пищевой промышленности как объектов автоматизации

Потребности отрасли в автоматизации

Пищевая промышленность России объединяет в настоящее время свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11–12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19%). Пищевая промышленность относится к отраслям обрабатывающей промышленности в основном с передельным характером производства. Концентрация в отрасли достаточно низка. В дальнейшем ситуация очевидно, будет развиваться в следующих направлениях:

1. вертикальная интеграция «вниз» крупных производителей, для обеспечения себе надежной собственной сырьевой базы и выигрыша на производственных издержках по сравнению с предприятиями-импортерами сырья;

2. экспансия в другие регионы за счет покупки и получения контроля над местными производителями.

В таких условиях особенно важным является получение руководством оперативной, достоверной и систематизированной информации о деятельности предприятия. Оказывается необходимым не только вести учет деятельности предприятия «в целом», но и оперативно определять наиболее рентабельные виды продукции, гибко управлять имеющимися финансовыми ресурсами, осуществлять непрерывное планирование и бюджетирование. Это особенно важно для предприятий, не входящих в холдинги, так как устойчивое финансовое положение позволяет в значительной степени застраховаться от враждебного поглощения и диктовать свои условия при слиянии.



В свою очередь, для территориально-распределенных холдинговых структур сложно переоценить значение оперативного управления вложенными средствами, финансового маневра между предприятиями, а также быстрой и корректной консолидации отчетности.

Значительная часть предприятий отрасли имеет собственные сбытовые структуры, являющиеся отдельными юридическими лицами, в связи с чем возникает проблема консолидации данных оперативного учета. Решением этой задачи является обеспечение возможности ведения в одной базе (т.е. при установке одной системы управления) единого оперативного учета и раздельного бухгалтерского (налогового) учета по неограниченному числу юридических лиц. Система разграничения прав доступа дает возможность различным пользователям работать с информацией в соответствии со служебной компетенцией, обеспечивая контролируемый доступ к данным рамках предоставленных им прав. Cотрудники, не имеющие прав доступа, не будут даже подозревать о наличии других юридических лиц.

Другой полезной возможностью является автоматическое формирование бухгалтерской и налоговой отчетности и формирование отчетности по стандартам МСФО или GAAP.

В рамках традиционных бухгалтерских учетных систем такие возможности недостижимы. Корпорация «Парус» предлагает Вам корпоративную информационную систему управления «Парус 8», позволяющую решить задачи, стоящие перед предприятиями пищевой промышленности. В результате внедрения системы на предприятиях, деятельность его становится «прозрачной» для руководства, появляются новые возможности в управлении структурными подразделениями от каналов сбыта до производства, экономия материальных ресурсов достигает 25%, происходит резкое снижение трудоемкости учетных операций.

Многие предприятия пищевой промышленности уже давно успешно используют информационные технологии в своей деятельности.

Основы бизнес-процессов пищевых предприятий

Общими чертами большинства пищевых производств являются:

1. Высокая степень непрерывности технологического процесса, обусловленная необходимостью быстрой и своевременной переработки сырья, преобладанием в технологии биохимических процессов.

2. Тесная связь между отдельными составными частями технологического процесса.

3. Невозможность или ограниченные возможности создания промежуточных запасов незавершенного производства.

4. Четкое и сравнительно небольшое разбиение процесса по стадиям.

5. Сырье и готовая продукция имеют ограниченный срок годности, иногда с точностью до часа;

6. Учет готовой продукции по партиям, поддержка классификации продукции рядом дополнительных признаков;

Наряду с общими элементами, бизнес-процессы функционирования предприятий пищевой промышленности имеют свои особенности. Бизнес процессы закупок, хранения и реализации производственных предприятий в целом соответствуют бизнес-процессам организации оптовой торговли.

Производственными особенностями являются:

1) Наличие производственных подразделений, которым выдается сырье и материалы и от которых приходуется готовая продукция.

2) Сырье и материалы списываются согласно нормам на выпущенную продукцию.

3) Ведется планирование выпуска продукции, выполняется расчет потребности в сырье и материалах, формируются документы на отпуск в производство.

4) Проводится плановая и фактическая калькуляция себестоимости производства единицы продукции каждого вида, с учетом вспомогательных производств.

5) Номенклатура изделий отрасли очень велика и разнообразна, а рецептура очень изменчива. Поэтому возникают трудности в управлении издержками, в определении "виновника" перерасхода, в поиске причины перерасхода. Чтобы не оказаться в убытке при определенных объеме выпуска продукции и уровне отпускных цен, необходимо четко рассчитывать фактическую себестоимость для большой (что обычно для предприятия пищевой отрасли) номенклатуры товаров.

6) Учет более чем в одной единице измерения – например, на мясоперерабатывающем предприятии: поголовье и вес, или физический и зачетный вес для зерноперереботки.

7) Интенсивное движение реализуемой готовой продукции на складе: ежедневное оприходование выпуска продукции и ежедневная отгрузка большому количеству потребителей.

8) С многочисленными контрагентами заключено большое количество договоров не только купли-продажи, но часто, и на бартерные поставки. Только высокоавтоматизированный контроль взаиморасчетов может исключить несанкционированный отпуск готовой продукции, особенно при круглосуточной организации работы и при территориальной распределенности пищевого предприятия, например при удаленности складских помещений или торговых точек.

9) Необходимость ведения дополнительного учета и учетных форм, например, акцизов в ликеро-водочной промышленности.

Кондитерская промышленность

Система управления базируется на специфике производства, связанной с большой номенклатурой сырья (в т.ч. импортного), замкнутым циклом производства с момента поступления в цех сырья до выпуска полуфабрикатов и готовых изделий, а также ограниченным сроком хранения готовой продукции.

Осуществляется плановое калькулирование с учетом рецептур, учет расхода сырья в производство с использованием лимитно-заборных карт, производится планирование и учет технического обслуживания и ремонтов используемого технологического оборудования, а также контроль качества готовой продукции. Реализована возможность вести учет сырья в нескольких непересчитываемых единицах, с учетом условий хранения и перерасчета физического веса в зачетный в зависимости от этих условий.

Птицеводство

Успешно работает система себестоимостью и затратами для крупных предприятий по выращиванию и переработке птицы. В результате внедрения руководство предприятия имеет возможность управлять издержками в разрезе основного и вспомогательных производств. Ведется учет по более, чем 90 статьям затрат, 80 местам возникновения затрат. На базе этой модели решена задача учета затрат и калькуляции себестоимости для каждой партии продукции предприятия с длительным производственным циклом, включающем несколько учетных периодов.

Масложировая промышленность

Для маслоэкстракционных заводов решены задачи осуществления расчетов по давальческому сырью; перерасчета физического веса в зачетный, по разным группам поставщиков (по сорности, маслянистости и влажности, кислотному числу и т.д.); расчета снижения выхода готовой продукции в случае понижения масличности семян. Также ведется учет выхода, рафинирования и дезодорирования готовой продукции. Работают запреты на отпуск при невыполнении определенных условий (выборка шрота и др.). Ведется учет и хранение карантинных сертификатов и сертификатов ГХИ.

Молочная промышленность

В производственном учете используются модели как непрерывного, так и передельного процессов производства. Учет выработки продукции и затрат осуществляется более, чем по 100 наименованиям продукции с различными технологическими способами производства от молока и масла до сыров и йогуртов. Учетные задачи разделены по таким производственным процессам, как прием молока, нормализация, пастеризация, сепарирование, сквашивание, созревание, томление, фасовка в различную тару и т.д. Автоматизирован учет и контроль сроков годности, производственных рецептур, в том числе с использованием различных стабилизаторов и наполнителей.


Назначение

СУТП предназначена для управления технологическим процессом, поддержания оптимального режима работы технологических аппаратов и учета промежуточных данных, формирования и выдачи отчетной и архивной документации, диагностики измерительного оборудования во всех отраслях пищевой промышленности и др.

СУ ТП должна иметь:

1) высокую информативность, помогающую оценить техпроцесс, выбрать критерии и определить их относительную важность;

2) иметь возможность анализа технологической обстановки, нарушений ведения технологического процесса, осуществлять технологическую наладку производства;

3) возможность поиска оптимального режима ведения технологического процесса;

4) высокую точность по измерению технологических параметров и их регулированию;

5) возможность автоматической дозировки компонентов;

6) возможность качественного поддерживания технологического режима по заданному алгоритму;

7) возможность расширения системы управления;

8) возможность создания на базе АСУ ТП автоматизированных рабочих мест обслуживающего персонала.

АСУ ТП полностью решают все эти задачи. В комплекс услуг входят обучение, профилактика, сервис и т.д.
Программное обеспечение программно-технического комплекса предназначено для реализации автоматизированного управления технологическим оборудованием и диспетчеризации параметров технологического процесса.

Основные функции СУТП

К основным функциям СУ ТП относятся:

1) автоматическая диспетчеризация параметров технологического оборудования (уровней, давлений, уровней раздела фаз, температур и расходов по технологическим аппаратам);

2) сравнение измеренных значений технологических параметров с заданными значениями и формирование сигналов управления, а также предупредительной и аварийной сигнализации;

3) отображение хода технологического процесса в виде мнемосхем, трендов (графиков изменения параметров во времени), индикаторов; хронометрирования основных технологических параметров, формирование протокола событий и архивных данных;

4) оперативное автоматическое и ручное управление электрозадвижками и регулирующими клапанами с пульта автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора и технолога;

5) имитация объекта управления, различных аварий и отказов для независимой отладки и обучения обслуживающего персонала.

Структура и функции СУТП

Разработка территориально-распределенных автоматизированных систем сбора, обработки данных и управления технологическим процессом требует применения специальных решений построения сетей передачи данных. СУТП строится по иерархическому принципу и имеет многоуровневую структуру.
В СУТП выделяется четыре уровня иерархии:

  • нижний уровень — уровень датчиков и исполнительных механизмов;
  • средний уровень — уровень промышленных контроллеров (ПЛК);
  • верхний уровень — уровень промышленного сервера и сетевого оборудования;
  • оперативный уровень — уровень операторских и диспетчерских станций.

Нижний уровень состоит из датчиков и исполнительных механизмов, устанавливаемых на технологических объектах. Их конструкция и исполнение позволяют им устойчиво и безопасно функционировать при самых неблагоприятных погодных условиях, а также во взрывоопасных зонах. Связь датчиков и исполнительных механизмов со средним уровнем осуществляется с помощью соответствующих кабелей.
Средний уровень состоит из промышленных контроллеров, силовой, сигнализационной автоматики и необходимых вторичных приборов. Должны быть расположены на территории таким образом, чтобы минимизировать затраты на прокладку кабелей и снизить влияние помех. Ядром программно-технических средств контроля и управления системы являются промышленные контроллеры.
Промышленные контроллеры осуществляют:

  • сбор и обработку данных, поступающих с датчиков;
  • управление технологическими объектами по заданным алгоритмам работы;

Отличительными особенностями в выбранных моделях контроллеров являются:

  • широкая номенклатура модулей, позволяющая разрабатывать многофункциональные системы контроля и управления;
  • наличие интеллектуальных модулей ввода/вывода, в том числе модулей, регуляторов автономного функционирования;
  • дублирование модулей центрального процессора и блока питания;
  • возможность «горячей» замены модулей;
  • наличие выходных цепей, имеющих вид взрывозащиты «Искробезопасная электрическая цепь».

Передача информации от контроллеров на следующий уровень и прием команд управления осуществляется с использованием стандартных интерфейсов RS485. Связь любого промышленного контроллера с сервером осуществляется одновременно по двум независимым каналам связи. Дублирование каналов связи «сервер-промышленный контроллер» необходимо для повышения надежности системы в целом.
Верхний уровень системы — это уровень промышленного сервера и сетевого оборудования. Сетевое оборудование состоит из концентраторов, коммутаторов и преобразователей. Промышленный сервер представляет собой высоконадежную отказоустойчивую вычислительную систему и обеспечивает накопление в реальном масштабе времени и надежное длительное хранение больших объемов технологической информации, а также доступ к ней с большого числа автоматизированных рабочих мест оперативного уровня. Сетевое и телекоммуникационное оборудование, сетевые каналы, телефонные и оптоволоконные линии связи образуют высокоскоростную территориально-распределенную вычислительную сеть промышленного назначения. Отказоустойчивость сети обеспечивается резервированием сетевых каналов, линий связи и коммуникационного оборудования.
Оперативный уровень состоит из автоматизированных рабочих мест операторов и диспетчеров, а также сетевого принтера, установленных в различных помещениях и зданиях. Объединенные в локальную сеть АРМы образуют единый информационно-вычислительный комплекс (ИВК). ИВК реализует отображение в графическом виде технологической информации, обеспечивает выдачу аварийных сигналов и взаимодействие операторов с АСУ ТП, организует связь с другими системами управления. На этом уровне создаются как полностью дублирующие (равноправные по получаемым данным и по функциям управления) друг друга рабочие места, так и технологически ориентированные рабочие места, адекватно учитывающие специфику работы персонала и технологии участка производства.

Программное обеспечение

Поставляемое программное обеспечение легко интегрируется с системами АСУ ТП предприятия и иными существующими на предприятии системами автоматизации благодаря применению стандартизованных решений:

  • коммуникационных протоколов (Ethernet 802.3, TCP/IP и других);
  • операционной системы (MS Windows 2000);
  • форматов файлов (TXT, DOC, XLS);
  • интерфейсов с СУБД (ODBC, SQL);
  • интерфейсов динамического обмена данными DDE, NetDDE.

Программное обеспечение реализует все необходимые функции человеко-машинного интерфейса.

Оформление заказа

Для оформления заказа необходим стандартный комплект документации на производство автоматизированных систем управления технологическими процессами.


3. Особенности использования информационных технологий в ресторанном бизнесе

Современные ИС, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных, специфических для этого бизнеса операций. Однако их распространению в секторе мешает, во-первых, ненасыщенность спроса на услуги общепита и досуга и, во-вторых, низкая технологическая культура населения. До тех пор пока не повысится последняя, инновации могут оказаться лишь избыточными затратами, не приводящими к адекватному росту доходности.

Современный ресторан (кафе, бар, клуб, отель) – это, прежде всего, красивый и комфортный способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга в современных городах. Организация бизнес-процессов современного ресторана крайне сложна по своему содержанию и наполнению и требует:

- соблюдения санитарных и технологических норм,

- контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала,

- контроля учетного процесса,

- анализа транзакций,

- учета поступления продуктов,

- формирования стоимости блюд и полуфабрикатов,

- процедур списания продуктов «под ноль» и т.д.

 

Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей.

Удобство автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями, очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда.

Современные ИС, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных повседневных, специфических для этого бизнеса операций.

Во-первых, ИС берут на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов (произвольно и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников продуктов и блюд (список ингредиентов блюда может включать в себя как продукты, так и другие блюда - с любой степенью вложенности).

Во-вторых, современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому блюду, списывают нужное количество продуктов, рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В большинстве ИС заложены возможности ведения количественно-суммового учета продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты.

В-третьих, ИС значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от времени и места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации.

В-четвертых Наконец, ИС позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд, марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и пр.).

Иными словами, информатизация предприятий общественного питания – ещё не до конца и не всеми осознанная, но жесткая необходимость для современного ресторатора.

Выгоды интеграции

В целом ряде случаев в ресторанном бизнесе могут возникать потребности в нетривиальных услугах системной интеграции. Например, если речь идет о ресторане, работающем в гостинице, часто возникает задача интеграции ИС ресторана и гостиницы с возможностью выгрузки данных из одной системы в другую, скажем, чтобы получать информацию о ресторанной продукции и клиентах в гостинице.

К специфическим заказам на услуги интеграции приводит и рост числа ресторанов с экзотической кухней. Например, когда руководство ресторана итальянской или французской кухни принимает решение использовать в приготовлении своих блюд исключительно итальянские или французские продукты, это приводит к необходимости дополнения в стандартный набор программ, систем работы с таможенными документами, повышаются требования к логистике и т.д. Наконец, без услуг интеграции не обойтись, когда необходимо автоматизированное ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации.

Дифференциация ИТ-запросов

Для разных типов ресторанов стратегия информатизации будет отличаться. Скажем, ресторану общего доступа, несетевому, нет пока необходимости внедрять сложную ERP-систему. Такому ресторану достаточно закупить небольшой по производительности сервер, на котором будет установлено программное обеспечение, позволяющее, во-первых, вести бухгалтерский и налоговый учет. Во-вторых, вести оперативный учет продаж в разрезе пунктов меню с привязкой номеров выписанных посетителям счетов, производить привязку безналичных расчетов к выписанным счетам, управлять запасами продуктов на складе и закупками. Также необходимо наличие модуля, позволяющего строить кратко и среднесрочные бюджеты с использованием введенных в систему рецептур блюд. Тем самым производится взаимосвязь утвержденных рецептур, объема продаж блюд и остатков продуктов на складе. Это необходимый минимум ПО, остальное в зависимости от специфики.

Если речь идет о ресторанных сетях, то головная компания, безусловно, должна иметь мощную ERP-систему, которая дает возможность вести консолидированный учет хозяйственных фактов всех ресторанов, формировать консолидированную отчетность и консолидированные бюджеты. Кроме того, если сеть имеет собственные централизованные склады, то необходимы модули управления этими складами и оптимизации логистических операций. Иногда возникает неприятная ситуация, когда, придя в ресторан, посетитель обнаруживает отсутствие любимых блюд из-за отсутствия необходимых продуктов. В этот момент рейтинг ресторана в сознании посетителя резко падает.

Для крупных сетей крайне важно рационально управлять размером кредиторской задолженности перед поставщиками продуктов, а также финансовыми потоками, особенно в случае наличия крупных кредитов и займов. У ресторанов крупная дебиторская задолженность может возникнуть только в случае интенсивного авансирования поставщиков продуктов, поскольку посетитель оплачивает счет немедленно после его выставления. Если у ресторана накоплена большая дебиторская задолженность, это может говорить о крайне нерациональной финансовой политике или наличии у менеджмента личных интересов в такой структуре расчетов. Единственное исключение – когда ресторан имеет широкую концертную программу. Тогда дебиторская задолженность может возникнуть вследствие неуплат за аренду зала.

Если ресторанная сеть ориентирована не только на удовлетворение гастрономических пристрастий посетителей, но мыслит себя как часть некоей концептуальной сферы (устройство лекций, концертов), то к информационной системе выдвигается дополнительное требование о наличии специального модуля. Посредством этого модуля менеджеры ресторанов должны управлять репертуаром концертов или лекций, бронировать время и место концертов, во избежание накладок.

Поскольку для кафе общего доступа бизнес-процессы не отличаются от аналогичных ресторанов, то и требования к информационной системе сходные. Для тематических клубов требования к информационной системе аналогичные кафе общего доступа, но значительный вес ложится на модуль управления репертуаром. Если тематический клуб исповедует идеологию входного билета – посетитель платит за вход, если проходит концерт, то оперативный учет может строиться в разрезе входных билетов. Если, помимо этого, посетитель платит по счету, то оперативный учет осложняется необходимостью классификации данных, как в разрезе счетов, так и входных билетов. Если входные билеты продает не ресторан, а исполнитель, то вести учет в разрезе билетов не требуется.

Для закрытых клубов помимо прочего добавляется необходимость вести реестр допускаемых лиц (возможно, это некие клубные карты) и проверку соответствия посетителей указанному реестру.

Для ресторанов внутри гостиниц важно, чтобы их информационная система была интегрирована в информационную систему гостиницы. Это важно для получения актуальной информации о проживающих гостях, которая может использоваться для учета съеденных завтраков, обедах и ужинах, в случае если их стоимость была ранее оплачена гостинице принимающей стороной. Данная информация затем конвертируется в выставленные гостинице счета, и производятся взаиморасчеты между рестораном и гостиницей. Информационная система гостиницы должна позволять сделать выкачку данных о посетителях из своей базы в базу ресторана.

Рестораны быстрого питания стоят несколько особняком от ресторанов классического типа. Основные модули их информационной системы такие же, как для розничной сети, за исключением модуля управления полочным пространством.

Какие ИТ нужны ресторанам

Что же закупают рестораны? Значительную долю их затрат на ИТ составляют ИТ-услуги. Затраты на АО и ПО несколько меньше, чем в целом по экономике, но примерно такие же. Ресторанный сектор единственный из секторов торговли, где доля затрат на обучение составляет 2%, а не 1%. Доля затрат на внутренние ИТ-отделы на 7% ниже, чем в целом по экономике. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть рестораторов не держит у себя ИТ-специалистов, а заключает договоры с внешними ИТ-компаниями на обслуживание своей информационной инфраструктуры. Именно поэтому доля ИТ-услуг столь велика.

Скачки и спады ИТ-затрат

На графике темпов роста отчетливо заметен пик роста затрат на ИТ в 2005 году. При этом, что интересно, никакого существенного роста прибыли не было, она росла теми же темпами (чуть больше 50% в год), что и в 2004 году. Причем уже в 2006 году затраты на ИТ стали снижаться, а в 2007 году вновь незначительно возросли по сравнению с 2006 годом. В целом для 2005 года характерно увеличение затрат на ИТ по всей экономике. По сравнению с 2004 годом темп роста затрат на ИТ увеличился на 17,8%.

Хлеб — всему голова

Одной из самых давних сфер хозяйствования в России является пищевая промышленность. Она в наименьшей степени была охвачена опекой государства, но в то же время традиционно представляла Россию на собственном рынке и за рубежом.

В советское время ей, как и прочим отраслям группы В (производство предметов потребления), уделялось несколько меньшее внимание. Следствием этого стала потеря конкурентоспособности и частичная (в первые годы после эпохи перестройки) потеря отечественного рынка.

Постепенно принимавшиеся с середины 1990-х меры по защите отечественных производителей привели к переориентации ряда международных компаний с ввоза из-за рубежа на производство своей продукции на территории России. Резкое ослабление рубля вдохнуло в отечественный пищепром новые силы. Уже с 1996 года можно говорить о достаточно стабильном росте (показатели декабря 1996 года в полтора раза превзошли показатели аналогичного периода предыдущего года).

На текущий момент в России насчитывается около 6 тыс. предприятий пищевой промышленности в секторе среднего и крупного бизнеса. Примерное распределение предприятий по видам деятельности представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение предприятий пищевой отрасли по видам деятельности

К группе «прочие» относятся предприятия следующих видов деятельности:

  • производство сахара (1,9%);
  • производство парфюмерно-косметической продукции (0,4%);
  • первичная обработка льна (2%);
  • производство табачно-махорочных изделий (0,7%);
  • другие виды деятельности (5%).

Инвесторы на предприятиях отрасли появлялись поначалу преимущественно отечественные. Значимым исключением является табачная индустрия и производство безалкогольных напитков. Западные инвесторы пришли в этот сектор еще в середине 90-х, что сразу сказалось на принципах и системах автоматизации, выбранных предприятиями этих сфер.

Для технологических процессов этой отрасли характерно наличие короткого производственного цикла, частая смена рецептур и ассортимента выпускаемой продукции, наличие ограниченных сроков годности, сортности сырья и готовой продукции, зависимость потребления сырья и полуфабрикатов от условий их хранения (температура, влажность и пр.), наличие в производственном цикле участков дискретного и непрерывного производства и т. д.

В этой статье мы коснемся только некоторых интересных результатов проведенной работы.

ИТ-стратегия в пищепроме

Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. В число этих задач входит:

- повышение уровня автоматизации существующих бизнес-процессов,

- повышение производительности,

- внедрение систем управления качеством и т. д.

Основными признаками наличия ИТ-стратегии на предприятии можно считать следующие: ознакомление руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия; разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года).

Исследование показало, что наиболее высокий уровень планирования развития ИТ отмечен на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование развития информационных технологий не ведется вовсе (от 20 до 69% в зависимости от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38% в зависимости от вида деятельности) ассоциируют термин «ИТ-стратегия» с оперативными планами развития ИТ.

Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой зависимости от его роли в принятии стратегических решений по развитию предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных технологий.

Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):

  • исполнитель: руководитель ИТ-службы отвечает за выполнение принятых руководством предприятия решений, относящихся к его компетенции;
  • консультант: руководитель ИТ-службы выполняет роль эксперта и, как правило, привлекается руководством предприятия для выработки рекомендаций по решению задач частного характера и обоснования необходимых инвестиций в ИТ;
  • участник принятия управленческих решений: руководитель ИТ-службы является одним из топ-менеджеров предприятия, членом совета директоров и т. п.

В большинстве случаев (от 41 до 73%) в различных отраслях руководители ИТ-службы выполняют роль консультанта; привлекаются к участию в управлении предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще. Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и табачно-махорочных изделий (40%).

В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности участвуют в принятии управленческих решений или привлекаются в качестве консультантов. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и сельхозпродукции.

ИТ-служба в пищевой отрасли

Статус ИТ-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как в выработке, так и в осуществлении решений. ИТ-отдел может заниматься широким спектром деятельности на предприятии — от ремонта персональных компьютеров и настройки программного обеспечения до участия в планировании развития предприятия.

Финансирование ИТ-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне достоверным признаком места ИТ-службы является уровень ее финансирования. Выделение расходов на ИТ отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том, что высшее управляющее звено расценивает информационный отдел как неотъемлемую часть производства.

Анализ наличия в бюджете предприятия отдельно представленных затрат на ИТ показывает, что наибольшее внимание ИТ уделяется на предприятиях, занятых в сфере производства табачно-махорочной и алкогольной — слабоалкогольной продукции, а наименьшее — в хлебопекарной и мукомольно-крупяной отрасли.

Обучение ИТ-персонала. Еще одним признаком отношения к ИТ-службе является готовность идти на расходы по обучению ИТ-персонала. Планирование обучения может осуществляться как долгосрочно — в качестве составляющей ИТ-стратегии, так и под краткосрочные задачи, например, внедрение нового семейства продуктов.









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.