|
Структура ИТ-расходов в секторе общепитаРасходы рестораторов на телекоммуникационные услуги на протяжении 2004-2007 гг. демонстрировали устойчивую тенденцию к росту. Резкий рост произошел в 2005 году – с 0,04 до 0,26 млрд руб., что говорит о синхронном увеличении затрат как на ИТ, так и на телекоммуникации. Синхронное увеличение затрат, в свою очередь, говорит о закономерности произошедшего скачка, о том, что это не был статистический выброс. Это было стратегическое решение ряда крупных ресторанных сетей и отдельных ресторанов. Естественно, это не было согласованное решение, просто произошло коллективное осознание менеджментом новых потребностей. Сохранение тенденции – также убедительный довод в пользу закономерности случившегося события. Доля затрат на телекоммуникации в экономике, начиная с 2005 года, стабильна вследствие устойчивого роста затрат в абсолютном выражении с темпом, примерно равным темпу роста затрат в целом по экономике. Доля затрат на ИТ в общих затратах на ИКТ в 2007 году составляет 59,6%. Это примерно сопоставимо с другими секторами – немного больше, чем в рознице, но несколько меньше, чем у автодилеров и оптовиков.
Доля затрат на интернет почти такая же, как у автодилеров, но существенно меньше, чем у оптовиков и в рознице. Доля затрат на телекоммуникационные услуги максимальна по сравнению с остальными секторами торговли. Она составляет 30,7% против 26,6% у автодилеров, 20,9% у оптовиков и 26,1% у розничных сетей. В эти 30,7% входят, вероятно, затраты на связь, на охранные системы (в том числе охрану парковок), видеонаблюдение. По доли затрат на телекоммуникационные услуги рестораторы приближаются к рознице, что обусловлено большим скоплением людей и повышенными требованиями к безопасности.
5. ИТ в пищевой промышленности На большинстве предприятий пищевой промышленности бизнес не предъявляет слишком высоких требований к развитию информационных технологий. При всей универсальности основных принципов управления отраслевая специфика достаточно значима. Проявляется она в основных проблемах, стоящих перед предприятиями, в реальных условиях, в которых они оказываются, и в том, как они могут решать проблемы и приспосабливаться к меняющейся обстановке. Существенным образом при этом отличаются формы, уровень и задачи автоматизации, стоящие перед предприятиями различных отраслей. Различия эти связаны с воздействием факторов всех уровней — от макроэкономических до технологических. Немаловажную роль в судьбе автоматизации играет управленческая культура предприятия, которая, в свою очередь, сильно зависит от того, когда и как предприятие было приватизировано, какого рода акционерами и иными инвесторами оно обзавелось и кто из них достаточно силен, чтобы реально влиять на менеджмент компании и на его политику в области создания информационной системы. Так, предприятия, с самого начала приватизированные международными инвесторами, раньше других пришли к необходимости постановки регулярного менеджмента, а с ним и внедрения современных (на тот момент) систем автоматизации. Постепенно к необходимости аналогичных инициатив приходят и отечественные предприниматели. Многое в отраслевой специфике автоматизации зависит от особенностей технологических процессов, технологической цепочки и каналов продаж. Так, системы, применимые для дискретного производства, не всегда хороши для непрерывного, а большое количество контрагентов может делать более или менее необходимым внедрение CRM-системы. Хлеб — всему голова Одной из самых давних сфер хозяйствования в России является пищевая промышленность. Она в наименьшей степени была охвачена опекой государства, но в то же время традиционно представляла Россию на собственном рынке и за рубежом. В советское время ей, как и прочим отраслям группы В (производство предметов потребления), уделялось несколько меньшее внимание. Следствием этого стала потеря конкурентоспособности и частичная (в первые годы после эпохи перестройки) потеря отечественного рынка. Постепенно принимавшиеся с середины 1990-х меры по защите отечественных производителей привели к переориентации ряда международных компаний с ввоза из-за рубежа на производство своей продукции на территории России. Резкое ослабление рубля вдохнуло в отечественный пищепром новые силы. Уже с 1996 года можно говорить о достаточно стабильном росте (показатели декабря 1996 года в полтора раза превзошли показатели аналогичного периода предыдущего года). На текущий момент в России насчитывается около 6 тыс. предприятий пищевой промышленности в секторе среднего и крупного бизнеса. Примерное распределение предприятий по видам деятельности представлено на рис. 1. Рис. 1. Распределение предприятий пищевой отрасли по видам деятельности К группе «прочие» относятся предприятия следующих видов деятельности:
Инвесторы на предприятиях отрасли появлялись поначалу преимущественно отечественные. Значимым исключением является табачная индустрия и производство безалкогольных напитков. Западные инвесторы пришли в этот сектор еще в середине 90-х, что сразу сказалось на принципах и системах автоматизации, выбранных предприятиями этих сфер. Для технологических процессов этой отрасли характерно наличие короткого производственного цикла, частая смена рецептур и ассортимента выпускаемой продукции, наличие ограниченных сроков годности, сортности сырья и готовой продукции, зависимость потребления сырья и полуфабрикатов от условий их хранения (температура, влажность и пр.), наличие в производственном цикле участков дискретного и непрерывного производства и т. д. В этой статье мы коснемся только некоторых интересных результатов проведенной работы. ИТ-стратегия в пищепроме Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. В число этих задач входит: - повышение уровня автоматизации существующих бизнес-процессов, - повышение производительности, - внедрение систем управления качеством и т. д. Основными признаками наличия ИТ-стратегии на предприятии можно считать следующие: ознакомление руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия; разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года). Исследование показало, что наиболее высокий уровень планирования развития ИТ отмечен на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование развития информационных технологий не ведется вовсе (от 20 до 69% в зависимости от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38% в зависимости от вида деятельности) ассоциируют термин «ИТ-стратегия» с оперативными планами развития ИТ. Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой зависимости от его роли в принятии стратегических решений по развитию предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных технологий. Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):
В большинстве случаев (от 41 до 73%) в различных отраслях руководители ИТ-службы выполняют роль консультанта; привлекаются к участию в управлении предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще. Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и табачно-махорочных изделий (40%). В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности участвуют в принятии управленческих решений или привлекаются в качестве консультантов. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и сельхозпродукции. ИТ-служба в пищевой отрасли Статус ИТ-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как в выработке, так и в осуществлении решений. ИТ-отдел может заниматься широким спектром деятельности на предприятии — от ремонта персональных компьютеров и настройки программного обеспечения до участия в планировании развития предприятия. Финансирование ИТ-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне достоверным признаком места ИТ-службы является уровень ее финансирования. Выделение расходов на ИТ отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том, что высшее управляющее звено расценивает информационный отдел как неотъемлемую часть производства. Анализ наличия в бюджете предприятия отдельно представленных затрат на ИТ показывает, что наибольшее внимание ИТ уделяется на предприятиях, занятых в сфере производства табачно-махорочной и алкогольной — слабоалкогольной продукции, а наименьшее — в хлебопекарной и мукомольно-крупяной отрасли. Обучение ИТ-персонала. Еще одним признаком отношения к ИТ-службе является готовность идти на расходы по обучению ИТ-персонала. Планирование обучения может осуществляться как долгосрочно — в качестве составляющей ИТ-стратегии, так и под краткосрочные задачи, например, внедрение нового семейства продуктов. Данные исследования показывают, что обучение сотрудников информационных отделов в пищевой промышленности поставлено достаточно хорошо. В среднем около 68% предприятий пищевой отрасли осуществляют планирование обучения сотрудников ИТ-службы. Наиболее высоким значением данного показателя характеризуются предприятия, производящие табачно-махорочные изделия (100%); кондитерские изделия и мороженое (89%); алкогольную и слабоалкогольную (81%), а также молочную и безалкогольную продукцию (78%). Управление знаниями. Эффективное управление знаниями в области информационных технологий позволяет предприятию сохранять накопленный опыт в решении вопросов, относящихся к ИТ. Данные мероприятия снижают риск потери полученных ИТ-сотрудниками знаний, позволяют более эффективно реагировать на запросы пользователей путем поставки готовых решений, хранящихся в базе знаний. Также снижаются затраты на обучение нового персонала благодаря наличию обширной опытной и теоретической базы. Управление знаниями в комплексе с документированием процессов ведут к так называемому отчуждению ИТ-процессов от конкретных сотрудников, что дает возможность эффективного передвижения персонала ИТ-отдела между задачами. По данным опроса, управление ИТ-знаниями лишь начинает применяться предприятиями пищевой отрасли. В среднем только на 13% предприятий процесс управления знаниями ИТ-службы находится в той или иной стадии формализации (разработка методологии, внедрение и развитие ИС). Управление проектами. Значимым признаком «индустриального» подхода к ИТ-развитию предприятия может служить регулярное управление ИТ-проектами. Необходимым условием этого является применение стандартов по управлению ИТ-проектами. Данные опроса, представленные на рис. 2, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство руководителей ИТ-служб предприятий пищевой отрасли не используют в своей работе каких бы то ни было стандартов управления проектами.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|