Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура ИТ-расходов в секторе общепита





Расходы рестораторов на телекоммуникационные услуги на протяжении 2004-2007 гг. демонстрировали устойчивую тенденцию к росту. Резкий рост произошел в 2005 году – с 0,04 до 0,26 млрд руб., что говорит о синхронном увеличении затрат как на ИТ, так и на телекоммуникации. Синхронное увеличение затрат, в свою очередь, говорит о закономерности произошедшего скачка, о том, что это не был статистический выброс. Это было стратегическое решение ряда крупных ресторанных сетей и отдельных ресторанов. Естественно, это не было согласованное решение, просто произошло коллективное осознание менеджментом новых потребностей. Сохранение тенденции – также убедительный довод в пользу закономерности случившегося события.

Доля затрат на телекоммуникации в экономике, начиная с 2005 года, стабильна вследствие устойчивого роста затрат в абсолютном выражении с темпом, примерно равным темпу роста затрат в целом по экономике.

Доля затрат на ИТ в общих затратах на ИКТ в 2007 году составляет 59,6%. Это примерно сопоставимо с другими секторами – немного больше, чем в рознице, но несколько меньше, чем у автодилеров и оптовиков.

Тип фактора Факторы роста затрат на ИТ Факторы сдерживания затрат на ИТ
Прямые Рост числа посетителей Повышение закупочных цен оптовиков на продукты
Развитие ресторанов быстрого питания Рост расходов на зарплату официантов и менеджеров
Повышение требований к качеству обслуживания и безопасности расчетов Рост затрат на содержание ресторанов
Косвенные Рост доходов населения Низкий приоритет ИТ в глазах собственников ресторанов
Повышение требований со стороны посетителей Возможное увеличение объема нелегальных операций через рестораны
Развитие безналичных расчетов  

 

Доля затрат на интернет почти такая же, как у автодилеров, но существенно меньше, чем у оптовиков и в рознице. Доля затрат на телекоммуникационные услуги максимальна по сравнению с остальными секторами торговли. Она составляет 30,7% против 26,6% у автодилеров, 20,9% у оптовиков и 26,1% у розничных сетей. В эти 30,7% входят, вероятно, затраты на связь, на охранные системы (в том числе охрану парковок), видеонаблюдение. По доли затрат на телекоммуникационные услуги рестораторы приближаются к рознице, что обусловлено большим скоплением людей и повышенными требованиями к безопасности.

 


5. ИТ в пищевой промышленности

На большинстве предприятий пищевой промышленности бизнес не предъявляет слишком высоких требований к развитию информационных технологий.

При всей универсальности основных принципов управления отраслевая специфика достаточно значима. Проявляется она в основных проблемах, стоящих перед предприятиями, в реальных условиях, в которых они оказываются, и в том, как они могут решать проблемы и приспосабливаться к меняющейся обстановке. Существенным образом при этом отличаются формы, уровень и задачи автоматизации, стоящие перед предприятиями различных отраслей. Различия эти связаны с воздействием факторов всех уровней — от макроэкономических до технологических.

Немаловажную роль в судьбе автоматизации играет управленческая культура предприятия, которая, в свою очередь, сильно зависит от того, когда и как предприятие было приватизировано, какого рода акционерами и иными инвесторами оно обзавелось и кто из них достаточно силен, чтобы реально влиять на менеджмент компании и на его политику в области создания информационной системы.

Так, предприятия, с самого начала приватизированные международными инвесторами, раньше других пришли к необходимости постановки регулярного менеджмента, а с ним и внедрения современных (на тот момент) систем автоматизации. Постепенно к необходимости аналогичных инициатив приходят и отечественные предприниматели.

Многое в отраслевой специфике автоматизации зависит от особенностей технологических процессов, технологической цепочки и каналов продаж. Так, системы, применимые для дискретного производства, не всегда хороши для непрерывного, а большое количество контрагентов может делать более или менее необходимым внедрение CRM-системы.

Хлеб — всему голова

Одной из самых давних сфер хозяйствования в России является пищевая промышленность. Она в наименьшей степени была охвачена опекой государства, но в то же время традиционно представляла Россию на собственном рынке и за рубежом.

В советское время ей, как и прочим отраслям группы В (производство предметов потребления), уделялось несколько меньшее внимание. Следствием этого стала потеря конкурентоспособности и частичная (в первые годы после эпохи перестройки) потеря отечественного рынка.

Постепенно принимавшиеся с середины 1990-х меры по защите отечественных производителей привели к переориентации ряда международных компаний с ввоза из-за рубежа на производство своей продукции на территории России. Резкое ослабление рубля вдохнуло в отечественный пищепром новые силы. Уже с 1996 года можно говорить о достаточно стабильном росте (показатели декабря 1996 года в полтора раза превзошли показатели аналогичного периода предыдущего года).

На текущий момент в России насчитывается около 6 тыс. предприятий пищевой промышленности в секторе среднего и крупного бизнеса. Примерное распределение предприятий по видам деятельности представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение предприятий пищевой отрасли по видам деятельности

К группе «прочие» относятся предприятия следующих видов деятельности:

  • производство сахара (1,9%);
  • производство парфюмерно-косметической продукции (0,4%);
  • первичная обработка льна (2%);
  • производство табачно-махорочных изделий (0,7%);
  • другие виды деятельности (5%).

Инвесторы на предприятиях отрасли появлялись поначалу преимущественно отечественные. Значимым исключением является табачная индустрия и производство безалкогольных напитков. Западные инвесторы пришли в этот сектор еще в середине 90-х, что сразу сказалось на принципах и системах автоматизации, выбранных предприятиями этих сфер.

Для технологических процессов этой отрасли характерно наличие короткого производственного цикла, частая смена рецептур и ассортимента выпускаемой продукции, наличие ограниченных сроков годности, сортности сырья и готовой продукции, зависимость потребления сырья и полуфабрикатов от условий их хранения (температура, влажность и пр.), наличие в производственном цикле участков дискретного и непрерывного производства и т. д.

В этой статье мы коснемся только некоторых интересных результатов проведенной работы.

ИТ-стратегия в пищепроме

Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. В число этих задач входит:

- повышение уровня автоматизации существующих бизнес-процессов,

- повышение производительности,

- внедрение систем управления качеством и т. д.

Основными признаками наличия ИТ-стратегии на предприятии можно считать следующие: ознакомление руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия; разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года).

Исследование показало, что наиболее высокий уровень планирования развития ИТ отмечен на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование развития информационных технологий не ведется вовсе (от 20 до 69% в зависимости от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38% в зависимости от вида деятельности) ассоциируют термин «ИТ-стратегия» с оперативными планами развития ИТ.

Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой зависимости от его роли в принятии стратегических решений по развитию предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных технологий.

Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):

  • исполнитель: руководитель ИТ-службы отвечает за выполнение принятых руководством предприятия решений, относящихся к его компетенции;
  • консультант: руководитель ИТ-службы выполняет роль эксперта и, как правило, привлекается руководством предприятия для выработки рекомендаций по решению задач частного характера и обоснования необходимых инвестиций в ИТ;
  • участник принятия управленческих решений: руководитель ИТ-службы является одним из топ-менеджеров предприятия, членом совета директоров и т. п.

В большинстве случаев (от 41 до 73%) в различных отраслях руководители ИТ-службы выполняют роль консультанта; привлекаются к участию в управлении предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще. Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и табачно-махорочных изделий (40%).

В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности участвуют в принятии управленческих решений или привлекаются в качестве консультантов. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и сельхозпродукции.

ИТ-служба в пищевой отрасли

Статус ИТ-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как в выработке, так и в осуществлении решений. ИТ-отдел может заниматься широким спектром деятельности на предприятии — от ремонта персональных компьютеров и настройки программного обеспечения до участия в планировании развития предприятия.

Финансирование ИТ-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне достоверным признаком места ИТ-службы является уровень ее финансирования. Выделение расходов на ИТ отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том, что высшее управляющее звено расценивает информационный отдел как неотъемлемую часть производства.

Анализ наличия в бюджете предприятия отдельно представленных затрат на ИТ показывает, что наибольшее внимание ИТ уделяется на предприятиях, занятых в сфере производства табачно-махорочной и алкогольной — слабоалкогольной продукции, а наименьшее — в хлебопекарной и мукомольно-крупяной отрасли.

Обучение ИТ-персонала. Еще одним признаком отношения к ИТ-службе является готовность идти на расходы по обучению ИТ-персонала. Планирование обучения может осуществляться как долгосрочно — в качестве составляющей ИТ-стратегии, так и под краткосрочные задачи, например, внедрение нового семейства продуктов.

Данные исследования показывают, что обучение сотрудников информационных отделов в пищевой промышленности поставлено достаточно хорошо. В среднем около 68% предприятий пищевой отрасли осуществляют планирование обучения сотрудников ИТ-службы. Наиболее высоким значением данного показателя характеризуются предприятия, производящие табачно-махорочные изделия (100%); кондитерские изделия и мороженое (89%); алкогольную и слабоалкогольную (81%), а также молочную и безалкогольную продукцию (78%).

Управление знаниями. Эффективное управление знаниями в области информационных технологий позволяет предприятию сохранять накопленный опыт в решении вопросов, относящихся к ИТ. Данные мероприятия снижают риск потери полученных ИТ-сотрудниками знаний, позволяют более эффективно реагировать на запросы пользователей путем поставки готовых решений, хранящихся в базе знаний. Также снижаются затраты на обучение нового персонала благодаря наличию обширной опытной и теоретической базы. Управление знаниями в комплексе с документированием процессов ведут к так называемому отчуждению ИТ-процессов от конкретных сотрудников, что дает возможность эффективного передвижения персонала ИТ-отдела между задачами.

По данным опроса, управление ИТ-знаниями лишь начинает применяться предприятиями пищевой отрасли. В среднем только на 13% предприятий процесс управления знаниями ИТ-службы находится в той или иной стадии формализации (разработка методологии, внедрение и развитие ИС).

Управление проектами. Значимым признаком «индустриального» подхода к ИТ-развитию предприятия может служить регулярное управление ИТ-проектами. Необходимым условием этого является применение стандартов по управлению ИТ-проектами.

Данные опроса, представленные на рис. 2, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство руководителей ИТ-служб предприятий пищевой отрасли не используют в своей работе каких бы то ни было стандартов управления проектами.

Рис. 2. Использование стандартов управления проектами по видам деятельности

Мы видим, что по совокупности факторов уровень организации работы ИТ-службы предприятий пищевой отрасли можно охарактеризовать как не слишком высокий (наилучшими показателями обладают предприятия по производству кондитерской и алкогольной продукции).







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.