Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение в теорию организации





Введение в теорию организации

 

1.1 Значения термина «организация».

1.2 Основные понятия теории организации.

1.3 Объект, предмет и функции теории организации.

1.4 Тектология А.А. Богданова и Кибернетика Н. Винера – основополагающие организационные теории.

1.5 Методы теории организации.

Значения термина «организация»

Термин «организация» имеет греческое происхождение от слова «органон» (organon). Первоначальный смысл слова «инструмент», «оружие», другим значением принятом в современных языках является «орган», т.е. часть целого (исполнительный или законодательный орган, часть механизма государственного управления).

Слово орган дало начало термину «организация», что означает обладание органами, т.е. наличие частей функционально специализированных и приспособленных к нуждам целого. В человеческой деятельности – это группа людей, объединенных общей задачей, целью. Такая группа объединенных общей целью людей не может сложиться самостоятельно, для этого нужно приложить определенные усилия, т.е. провести организационную работу. Отсюда следует, что термин «организация» в сфере деятельности человека имеет два значения:

· Форма – объединение людей в группы, которое отличается большим разнообразием (предприятия, управленческая, учебная организация, организация населения по месту жительства, клубы по интересам и т.д.);

· Процесс организации, т.е. координация деятельности людей или групп для достижения общей цели.

Указанные два значения термина организация тесно взаимосвязаны друг с другом: форма (предприятие, организация) не может существовать без процесса организации (подбора людей, координации и упорядочения их действий), поскольку совместная деятельность всегда предполагает организацию работ.

Простой пример. Необходимо сдвинуть камень с дороги, если эту работу осуществляют два человека, то предварительно принимают согласованное решение в какую сторону сдвинуть камень, т.е. координируют свою работу. Соответственно если в работе участвует большее количество, то результат во многом определяется согласованностью их действий, т.е. организацией работы.

Таким образом, термин «организация» имеет третье значение как атрибут, признак какого либо процесса (хорошая или плохая организация учебного процесса, избирательной компании и т.д.).

Характеризуя процесс, мы оцениваем и форму, т.е. организацию с точки зрения взаимодействия ее частей.

Четвертое значение термина «организация» - означает функцию управления. Организовать – значит создать некую структуру, которая выступает как средство достижения целей организации.

Следует отметить, что управленческие школы вкладывают разное содержание в понимание термина «организация» и как в форму, и как процесс. Классическая школа управления рассматривает функцию организации как процесс направления усилий людей для достижения целей. Организация как форма – это механизм, организационная форма достижения целей. Поведенческое направление определяет организацию, как социальный организм, выдвинуло доктрину «человека социального», сфокусировав внимание менеджмента на человеческом факторе.

 

Рис. 1.1 Содержание термина «организация»

 

Рассмотренные четыре значения термина «оргнизация» имеют единое ядро – организационную деятельность, которая включает социальную организацию (форма) и организационное действие (процесс) (рис. 1.1).

Организация как процесс подразумевает трудовую деятельность, как форма – это объединение людей для достижения цели. Формы объединения регулируются гражданским кодексом РФ, другими законодательными актами.

Основные понятия теории организации

Основным понятием теории организации является понятие «организация». Из предыдущего параграфа вытекает, что этот термин означает процесс организации и его результат – форму, объект, т.е. результат организационного процесса. Для того, чтобы эти понятия не путались Э.А. Смирнов для сформированных организаций предлагает понятие «явление организации».[1] Организация как форма, как завершенный результат процесса организации отличается от объектов организации, т.е. объектов, которые предстоит еще организовать. Толпа призывников – объект организации, взвод солдат – ее результат. Вместе с тем результат процесса организации требует постоянных организационных усилий, т.е. непрерывного процесса организации. Отсюда вытекает условность деления на процесс и результат.

В учебнике Т.А. Акимовой «Теория организации» приводятся 15 дефиниций понятия «организация»

В качестве рабочего определения организации мы принимаем дефиницию предложенную Б.З.Мильнером «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели (целей)».

Данное определение подчеркивает общие характеристики организаций:

· наличие цели – условием возникновения организации является необходимость достижения общественно-значимой цели, что требует совместной деятельности;

· иерархическое строение;

· разделение труда;

· организация – это социальная система, поскольку социален объект и субъект воздействия (люди и группы участвующие в совместной деятельности;

· двойственная природа организации с одной стороны это социальный организм (коллектив), с другой – искусственно созданная система, механизм для достижения конкретных целей.

Понятие «организация» тесно связано с понятиями «реорганизация» и «дезорганизация».

Реорганизация означает или изменение структуры, или изменение функционирования, или изменения произошедшие одновременно.

Дезорганизация – это процесс разрушения или нарушения организации, противонаправленной процессу организации.

Качество организации оценивается по показателям устойчивости и эффективности.

Устойчивость организации – это способность ее возвращаться в состояние равновесия при оказании возмущающего воздействия.

В сложных системах, к которым относится и организация, устойчивость обеспечивается:

· во-первых, за счет изменения структуры и связей – внутренний аспект устойчивости;

· во-вторых, способности приспосабливаться к изменяющейся внешней среде, т.е. внешний аспект устойчивости.

Эффективность организации – это результат ее деятельности, приходящийся на единицу потребляемого ресурса.

Устойчивость и эффективность определяются мерой организованности.

Организованность определяется уровнем отношения текущего состояния организации от целевого организационного состояния.

Тектологическое понятие организованности основывается на оценке-на сколько целое больше суммы частей.

Организованность и упорядоченность не являются синонимами применительно к организации, т.е. сложным системам.

Упорядоченность – характеристика жесткости структуры. Памятник более упорядочен, чем живой человек, но человек более организован, т.к. располагает возможностью определять для себя цели и действовать для их достижения.

Упорядоченность, чтобы быть организованностью должна иметь внутренне разнообразие, цель, и возможность действовать для достижения этой цели

Методы теории организации

Метод – буквальное значение, путь следования или познания. Система способов и приемов исследования предмета науки.

Существует несколько подходов к классификации методов научного исследования. Принято выделять две группы методов, применяемых при исследовании предмета теории организации.

Во-первых, приемы и методы присущие познанию и практической деятельности - это общелогические методы.

Во-вторых, методы используемые только для научных исследований – научные методы исследования, которые подразделяются:

· методы построения эмпирического знания;

· методы построения теоретического знания.

К общелогическим методам можно отнести:

· Анализ – это расчленение целостного объекта на составляющие части (признаки, свойства) с целью их всестороннего изучения.

· Синтез – это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств) объекта в единое целое.

· Абстрагирование – прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств, отношений изучаемого объекта, явления с одновременным выделением интересующих свойств, явлений.

· Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

· Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.

· Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его модели, замещающих оригинал со сторон интересующих исследователя.

К методам построения эмпирического знания относятся наблюдение и описание, которые может быть, как качественным, так и количественным.

Теория организации изучает сложные, развивающиеся объекты – организации, при изучении которых используются специальные подходы.

Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, которые могут повлиять на результат исследования, дает возможность вскрыть новые, интегральные качества объекта. Его нельзя сводить лишь к изучению объекта с точек зрения различных наук изучаемого объекта, это скорее учет всех многогранных сторон изучаемого объекта.

Существенным ограничением комплексного подхода является то, что он рассматривает объект в статике, т.е. выделяет компоненты, их взаимосвязи, как бы только в момент анализа, не учитывая динамики процессов, изменения элементов организации.

Устранение указанного недостатка требует применения системного подхода.

«Системный подход или системный метод представляет собой эксплицитно (явно) выраженную процедуру определения объектов как систем и способов их специфического исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования)[6]».

Системный подход при исследовании организаций позволяет установить:

- целостность;

- системность;

- организованность.

Системный подход позволяет установить состав элементов организации, их взаимосвязи. Установление устойчивых взаимосвязей раскрывает структуру организации.

Знание структуры и связей позволяет вскрыть законы функционирования, а иногда и развития объектов.

Сущность организации раскрывается не только ее структурой, но и законами ее функционирования.

Функциональный подход дает возможность изучить целенаправленность и активность деятельности организации посредством осмысления:

· функции организации по отношению к системе более высокого порядка;

· зависимости между компонентами данной системы;

· установления места организации в природных или общественных процессах.

Каждый элемент организации выполняет свою функцию направленную на ее сохранение, совершенствование и развитие.

Функциональный подход позволяет увидеть организацию такой, какая она есть на момент исследования, т.е. он не позволяет раскрыть причинно следственные связи в системе, и значит дать прогноз ее развития, увидеть тенденции ее развития. Данная задача решается системно-историческим подходом, который предполагает рассмотрение организации во времени с момента ее зарождения до распада.


Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе I.

1) Смысловые варианты понятия организация.

2) Организация как форма и как процесс, их различия и единство.

3) Вклад Платона и Аристотеля в организационную науку.

4) Законы организации А. Богданова.

5) Кибернетика и теория организации.

6) Объект и предмет теории организации.

7) Методология теории организации.

8) Основные принципы теории организации.

9) Методы теории организации.

Литература

а) основная

1) Акимова Т.А. Теория организации. – М., «Юнити». 2003 г.

2) Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М., 1999 г.

3) Мильнер Б.З. Теория организации. – М., «ИНФРА-М», 2002 г.

4) Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. – М., «Наука», 1987 г.

5) Введение в философию. М., «Политиздат», 1989 г.

 

б) дополнительная

1) Антология мировой философии. Античность. – М., 2001 г.

2) Винер Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – пер. с англ. М., 1983 г.

3) Вернадский В.Н. Живое вещество. – М., 1978 г.

4) Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. – М., Наука, 1983 г.

5) Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. – М., Наука, 1987 г.

6) Федоров Н.Ф. Философия общего дела. – М., 1982 г.

 


ГЛАВА 2

Понятие «система».

Понятие «система» является базовым понятием «Теории организации».

Идея системности формировалась постепенно, до середины 19 века в обществе господствовали идеи механицизма и элементаризма, т.е. процесс познания целого мыслился как простое суммирование знаний о частях. Под влиянием Г.Гегеля, Ч.Дарвина наметился поворот к системному мышлению, который был углублен А.Богдановым и окончательно сформировался в научное направление в работе «Общая теория системы» Л. фон Бертанланфи, опубликованной в 50 годы 20 века.

В качестве системного можно рассматривать объект любой природы (материальный или абстрактный), но не по всем объектам целесообразно применять системный подход.

С точки зрения системного подхода все объекты можно подразделить на 2 класса:

- объекты со слабо выраженной внутренней организацией и связями между элементами. Например, куча кирпичей, случайные скопления людей на улице. В таких объектах элементы могут покинуть их без изменения свойства, так как связи между элементами очень слабые или их нет совсем, т.е. неорганизованные объекты.

объекты, обладающие целостностью, устойчивой структурой; т.е. в таких объектах присутствуют устойчивые взаимосвязи и взаимодействие между элементами (например, кристалл, здание, социальная организация), т.е. системный объект.

Поскольку понятие «система» охватывает чрезвычайно широкий класс объектов, и ему противостоит понятие «не система», то в настоящее время существует несколько десятков дефиниций этого понятия. Так, в учебнике Т.Ю. Ивановой и В.И. Приходько «Теория организации[7]» приводятся следующие дефиниций понятия «система» (таблица 2.1.).

 

Таблица 2.1. Дефиниции понятия «система»

 

№ п/п Автор Определение
1. Акофф Р. Множество действий (функций), связанных во времени и пространстве множеством практических задач по принятию решений и оценке результатов, т.е. задач управления.
2. Анохин П. Только такой комплекс избирательно вовлеченных в него компонентов, взаимодействие и взаимоотношения которых приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата.
3. Берталанфи Л. Комплекс взаимодействующих элементов.
4. Бир С. Одно из названий порядка в противоположность хаосу.
5. Вернадский В. Совокупность взаимодействующих разных функциональных единиц (биологических, человеческих, машинных, информационных, естественных), связанная со средой и служащая достижению некоторой общей цели путем действия над материалами, энергией, биологическими явлениями и управления ими.
6. Гибсон М. Интегрированная совокупность взаимодействующих элементов, предназначенная для совместного выполнения заранее определенной функции
7. Дилтс Р. Набор взаимосвязанных концепций или частей, которые должны работать сообща, чтобы выполнять определенную функцию.
8. Месарович М. 1.Множество правильных (непротиворечивых) высказываний. 2.Формальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами.
9. Миллер Б.З. Ограниченная в пространстве и времени область, в которой части – компоненты соединены функциональными отношениями.
10. Оптнер С.Л. Средство для выражения проблемы в терминах объектов, свойств и связей.
11. Рапопорт И. Определенная часть мира, которую в любое данное время можно описать, придав конкретные значения некоторому множеству переменных. Множества переменных должны быть связаны некоторым уравнением, которое выражает системообразующие отношения.
12. Садовский В.Н. Упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство.
13. Тода М., Шуфорд Э. Все, что можно рассматривать как отдельную сущность.
14. Уемов А.И. Множество объектов, на котором реализуется определенное отношение с фиксированными свойствами.
15. Холл А. Множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами.
16. Эллис Д., Людвиг Ф. Устройство (процесс или система), которое ведет себя согласно определенному предписанию; функция системы состоит в оперировании во времени информацией и (или) энергией и (или) материей для производства информации и (или) энергии.
17. Эшби У. Любая совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из числа переменных, свойственных реальной «машине».

 

В качестве рабочего можно принять следующее определение системы:

«Система – это множество составляющих, единство элементов, их связей и взаимодействия между собой и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность»[8].

Структура понятия «система» показана на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура понятия «система».

Таким образом, система включает:

- элементы - неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к ней. Система не может состоять из совершенно одинаковых элементов. Неодинаковость частей системы определяется как - гетерогенность системы.

Связь – совокупность зависимостей свойств элемента от свойств других элементов. Выделение системы делит мир на две части: саму систему и внешнюю среду.

Возникает вопрос: что первично в системе – элемент или связь? По этому поводу Л. Гумилев приводит такой пример.

«Общеизвестный пример системы – семья, живущая в одном доме. Элементы ее: жена, теща, сын, дочь, дом, сарай, колодец, кошка. Пока люди любят друг друга, система устойчива; если ненавидят друг друга, как в романах Агаты Кристи, - система держится, пусть на отрицательной комплиментарности. Но если супруги разведутся, дети уедут учиться, теща разругается с зятем, сарай без ремонта развалится, колодец зацветет, кошка заведет котят на чердаке, - то это будет уже не система, а просто заселенный участок. И наоборот, пусть умрет теща, сбежит кошка, но будет писать любящий сын и приезжать на именины дочка, - система сохранится, несмотря на перестройку элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи между ними, хотя они не имеют ни массы, ни веса, ни температуры»1.

Любая система может быть разделена на взаимодействующие части – подсистемы, т.е. она может быть представлена как совокупность подсистем.

Пример: университет – система, в которой могут быть выделены подсистемы – факультеты, в этой системе выделяем подсистемы – курсы, подсистема этой системы – группа. Для системы «факультет» надсистема - университет, подсистема – курс. Образуется некая многоэтажная структура, которая носит название иерархия систем. Каждый уровень этой иерархии называется рангом системы.

На каждом ранге у системы своя функция и только одна, функции рангов не совпадают между собой.

Функция - это такое свойство, которое есть только у системы, и нет у простого набора элементов. Элемент становится частью системы, если он нужен для образования нового качества. Функция – это то, что система делает, ради чего она создана.

Возникает вопрос: кто задает системе функцию?

Функцию системе определяет ее надсистема. Деление системы на ранги позволяет выделить вертикальную составляющую системы. Горизонтальная составляющая – это время жизни системы. На каждом ранге системы есть свое прошлое и свое будущее, которое определяется специфическими законами для данного класса систем. Между подсистемами конкретной системы могут быть различные связи и взаимодействия. Например, на промышленном предприятии можно выделить связи: управленческие, организационные, производственные, технологические. Поскольку устойчивые связи образуют структуру, то в одной и той же системе можно выделить ряд структур. В организации выделяют структуры: управления, производственную, технологическую.

Все организации являются системами и у каждой есть своя функция. Теория организации изучает особый класс систем – организационные системы, где главный элемент – люди. А важнейшие связи – это организационные, производственные, технологические, политические.

Все системы можно разделить на 2 группы. Материальные (конкретные) системы – это системы, элементы которых являются физическими объектами. Они подразделяются на естественные – возникающие и существующие без участия человека, и искусственные (созданные человеком). Абстрактные системы – это системы, все элементы которых являются понятиями (например, буквы алфавита, слоги, слова).

 

Свойства систем.

Системы любой природы имеют некоторые общие характеристики:

система – это комплекс взаимосвязанных элементов;

система образует специфическое единство с внешней средой;

каждая система является подсистемой системы более высокого ранга и надсистемой для системы более низкого ранга.

Изучение свойств систем предполагает изучение взаимоотношений целого и его частей.

Свойства целого несводимы к простой сумме свойств частей, его составляющих. Раскрыла тайну целостности диалектика: связи, взаимовлияние между частями целого приводят к появлению новых качеств у целостности, ее свойства не равны арифметической сумме свойств частей.

Целостность выступает как обобщенная характеристика систем, обладающих сложным внутренним строением. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в познании и практике.

Философский словарь определяет целостность следующим образом: «Целостность выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью; она характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития».

Исходя из принципа целостности, следует иметь в виду:

целое первично, а части вторичны,

воздействие на любой элемент системы меняет всю систему, т.к. элементы системы образуют единое целое,

систематизирующие факторы представляют условия взаимосвязанности элементов системы,

каждая подсистема предназначена для реализации своей функции, которая обеспечивает достижение цели системы.

Проблема целостности систем нашла свое развитие в работах одного из основоположников системного подхода академика Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) – разработавшего теорию функциональных систем – который утверждал, что только сочетание вовлеченности компонентов в системообразующий процесс и одновременно их взаимодействие для получения результата обеспечивает конкретизацию понятия функциональной системы.

П.К.Анохин сделал вывод о том, что организованность возрастает при росте устойчивости структуры системы, при лабильности (изменчивости) функций, направленных на сохранение специфических свойств системы как целого.

Постоянство параметров системы определяют термином гомеостаз системы.

Гомеостаз обеспечивается непрерывной циклической работой, т.е. взаимодействием с внешней средой.

С точки зрения теорий организации и управления, важная характеристика системы – это ее устойчивость. Устойчивость – это способность системы возвращаться в состояние равновесия при оказании на нее возмущающего воздействия.

В зависимости от типа системы ее устойчивость обеспечивается разными факторами. В простых системах устойчивость обеспечивается жесткостью структуры – это статистическая устойчивость, ее нарушение ведет к катастрофе. В сложных системах устойчивость опирается на гибкость структуры и гибкость реализации процессов, так называемая динамическая устойчивость. В сложных системах можно выделить два аспекта устойчивости:

внутренний – изменение структуры и связей системы,

внешний – адаптация системы к изменениям внешней среды.

Время адаптации системы уменьшается по мере возрастания ее сложности. Система более устойчива, чем большим числом неустойчивых элементов определяется ее устойчивость.

К важным свойствам систем – относится свойство эмерджентности - понимаемое как степень несводимости свойств системы к свойствам отдельных элементов, из которых она состоит.

Гомеостаз системы – постоянство ее важных параметров - обеспечивается динамическим протоком к преобразованиям энергии в системе.

Развитие системы – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое. Если переход осуществляется от простого к сложному, то имеет место прогрессивное развитие, если наоборот – регрессивное развитие.

Социальные организации имеют в своей истории оба этапа развития и здесь уместно говорить об истории индивидуального развития – онтогенеза организации.

В организационных системах при определенных условиях возникает свойство синергии, которое выражается в том, что эффективность функционирования системы не равна сумме показателей эффективности функционирования ее подсистем. При позитивном взаимодействии подсистем достигается положительный эффект, т.е. показатель системы выше арифметической суммы показателей подсистем, при отрицательном взаимодействии сумма показателей подсистем может быть ниже показателей системы.

Для понимания данного организационного свойства можно рассматривать следующую аналогию. Пусть два теннисных мяча находятся в разных состояниях. Каждому мячу сообщается одинаковое количество энергии, но разной природы. Один нагревается, второму дополнительная энергия передается через удар. Второй шар начинает движение, может совершить работу благодаря тому, что все элементы шара получили ориентацию в одну сторону, а первый этого сделать не может. Переходя к организации, можно сказать, что эффективность будет высокой при следующих условиях:

- координации действий всех подсистем и элементов системы;

одновременной концентрации усилий всех элементов и подсистем.

Связи системы.

Связи системы подразделяются на:

· связи системы с внешней средой – внешние связи,

· связи между элементами системы – внутренние связи.

Дадим определения основных понятий.

Внешняя среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Внешние связи осуществляются через входы и выходы системы.

Входы системы – это различные точки приложения воздействия внешней среды на систему.

Воздействие может быть в виде вещества, энергии, информации, которые подлежат преобразованию.

Выходы системы – это различные точки приложения воздействия на внешнюю среду.

Выход системы представляет результат преобразования вещества, информации.

Обратная связь – то, что соединяет выход со сходом системы и используется для контроля изменения выхода (см. рис. 2.2.).

 

 
 

 

 


Рис. 2.2. Входы и выходы системы.

 

Предназначение обратной связи – изменение идущего процесса в системе.

Связи как между системой и внешней средой, так и между подсистемами и элементами системы могут быть разными.

Имеем два связанных процесса. Процесс А - изменение на выходе системы, процесс В - изменение на входе системе.

Процесс системы – это совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели.

Возможны следующие варианты поведения процесса В:

процесс В не зависит от процесса А – связи нет.

процесс В1 прямонаправленно изменяется в зависимости от процесса А.

А, В существенные факторы

В3

 

В2

A

В1

Время

Рис. 2.3 Связи системы.

В этом случае образуется прямонаправленная связь и контур положительной связи.

Процесс В2 изменяется противонаправленно процессу А – отрицательная обратная связь.

Если эти процессы связывают вход и выход системы, мы имеем положительную или отрицательную обратную связь.

Пример: Рассмотрим простую систему - топка для сжигания мазута, паровой котел, турбина.

Прямая связь: температура в топке – давление пара – скорость вращения турбины. Если в систему не заложить отрицательную обратную связь, то она будет неработоспособна, скорость вращения может превысить установленный порог. Отрицательная обратная связь организуется путем установления регулятора скорости вращения в зависимости от давления пара, при превышении некоторого порогового значения давления пара, регулятор его снижает, чем стабилизируется скорость вращения турбины. На контурах с отрицательной обратной связью построены все регуляторы в технике, в социальных организациях роль отрицательной обратной связи выполняют различные регламенты, инструкции, в обществе – законы, мораль, нравственность, т.е. все нормы, которые обеспечивают поведение человека в установленных границах. Контуры с положительной связью способствуют росту параметра системы, и если нет механизма обратной связи, то безудержный рост может привести к разрушению системы. В организационных системах прямые связи в управлении – это продвижение приказов, распоряжений от лиц, принимающих решение, к исполнителям. Обратные связи – это информация о ходе реализации принятых решений, их результатах.

Отношения между элементами системы поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;

соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи – это связи кооперации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.

Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи – это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи – это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи – это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

Вариабельные связи – это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, однако сами по себе они не определяют строения организации. Основой строения организации является соединение – узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.

Глава 3

Социальная организация

 

3.1 Особенности социальной организации

3.2 Организационные отношения. Сущность и классификация.

3.3 Жизненный цикл и потенциал организации.

3.4 Внутренняя среда организации.

3.5 Внешняя среда организации.

3.6 Типология организаций.

3.7 Организационно – правовые формы предприятий.

3.8 Формы интеграции коммерческих организаций

 

Жизненный цикл организации.

Практически все организации имеют как дату рождения, так и дату смерти. (Наиболее долго живущая организация это церковь). Ежедневно создаются сотни новых организаций и сотни умирают. Организации, которые умеют успешно адаптироваться живут дольше. Одни организации развиваются быстрее, другие медленнее, но все они проходят через определённые этапы, которые составляют жизненный цикл организации. Нахождение организации на конкретном этапе своего развития оказывает решающее влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

Жизненный цикл организации – это период времени в течении которого организация проходит такие стадии своего функционирования: зарождение, рост, зрелость и упадок.

 

 

 
 


 

Q

 

 

Один из

результир.

показателей

деятельности

организации.

 

 

T (время)

Зарождение РОСТ Зрелость Упадок

 

Рис. 3.5 Этапы жизненного цикла организации.

 

Любая организация располагает многими ресурсами (помещение, оборудование, персонал, материалы и т.д.). Эти ресурсы составляют потенциал организации, её способность к деятельности. Слово потенциал происходит от латинского слова и обозначает источники, возможности, средства, ресурсы и запасы, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения задачи, достижения цели. Потенциал может быть:

· Имущественный (Все виды имущества).

· Интеллектуальный (знания, опыт, товарные знаки, патенты,

· программное обеспечение и т.д.).

· Потенциал организации может быть представлен в следующих видах:

· Производственный

· Организационный

· Экономический

· Технологический

· Социальный

· Правовой

· Политический

· Психологический

Каждый ресурс имеет свои количественные и качественные характеристики: Объём, вес, производительность и т. д. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал ресурса. Для организации важен потенциал не отдельного ресурса, а их совокупность.

 

 

Внешняя среда организации.

 

Современное развитое общество характеризуется развитыми коммуникационными системами, тесным переплетением экономик различных госуда







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.