Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация как открытая система.





В настоящее время общепринятой моделью организации считается модель организации как структурной системы.

В 60-х гг. прошлого века появились работы А. Чандлера, Дж. Томсона, П. Лудренса, Дж. Лорша, посвященные исследованию влияния на организацию внешней среды и внутренних характеристик организации[13].

В настоящее время разработки моделей открытой организации привлекает внимание многих объективных специалистов, работающих в области теорий управления и организации2.

Изменчивость внешней среды связаны с тем, что в среду управления включается большое число внешних и внутренних переменных, которые раньше считались относительно устойчивыми.

В этой связи возникает проблема установления связей между остальными переменными и построения целостной модели организации. Построить универсальную модель для всех типов организации, задача мало реальная,но с учетом того, что с ситуацией перенасыщенного рынка в первую очередь сталкиваются хозяйственные организации (предприятия), то рассмотрим подходы к построению модели предприятия как открытой системы, с позицией способности к адаптации и развития системы. В основе построения адаптивной модели организации лежит принцип ультростабильности в веденной классиком системного подхода Эшби.3 Данный принцип предполагает, что адаптивность системы заключается в обеспечении ее целостности путем удержания существенных переменных в нормальных пределах.

Параметры системы - переменные, определяющие содержание процессов происходящих внутри системы, определяют возможные границы поведения системы.

Реагирующая часть - это элементы и подсистемы, которые непосредственно взаимодействуют с внешней средой.

Существенные переменные (выходы) системы - переменные, имеющие отношение к выживанию. Изменение одной из них ведут к изменению остальных.

Функционирование системы обеспечивается I контуром отрицательной обратной связи за счет регулирования отношений системы и среды. Развитие системы обеспечивается как первым так и вторым контуром отрицательной обратной связи, что предполагает качественное изменение состава и структуры организации.

Реальное содержание существенных переменных предприятия- это его система целей. По определению теоретика менеджмента Р.Л. Акоффа «организация есть целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем и части которой- люди- имеют собственные цели».

При появлении конечных целей системы необходимо учитывать цели надсистем и элементов.

В качестве надсистемы выступают потребители предприятия, в качестве подсистемы- работники и собственники предприятия.

На обеспечение подробностей данных групп направлены три группы целей:

Экономические - получение дохода

Технологические – обеспечение конкурентоспособности продукции

Социальные - отражают интересы индивидов в рамках социальных групп, к которым они принадлежат.

Взаимосвязи целей показаны на рис.4.3

 

 

Рис. 4.3. Система целей организации.

 

Система целей организации обладает целостностью, и отдать приоритет одной из них невозможно, достижение каждой - это и результат, и условие достижения двух других. Поскольку эти цели носят постоянный характер, то их можно рассматривать в качестве существенных переменных.

К основным параметрам предприятия можно отнести:

· продукты (товары и услуги) поставляемые во внешнюю среду

· потребности потребителей – т.е. востребованное предприятием

· ресурсы предприятия

· технологии – способность трансформировать ресурсы в готовые товары.

Параметры организации создают для достижения организационных целей, реализуемых в процессе функционирования. Достижение целей обеспечивается соответствием подсистемы параметров – подсистеме реагирующей части.

К основным элементам реагирующей части можно отнести:

Персонал – квалификация, опыт, личные качества.

Средства производства – технико-экономические характеристики.

Сегменты рынка – ассортимент продукции.

Элементы реагирующей части менее стабильны, чем элементы параметров предприятия, и они быстрее реагируют на управляющее воздействие. Их отличительной особенностью является то, что они функционируют и реализуются в комплексе, поэтому нуждаются в постоянной координации.

Процесс установления значения параметров предприятия можно определить, как стратегический выбор, а процесс приведения характеристик реагирующей части в соответствии с выбранными параметрами – стратегическим управлением.

Система целей организации.

Цели организации – это один из главных системообразующих факторов. Организация вызывается к жизни целью, функционирует ради достижения цели. Цель оказывает воздействие на все элементы организации, структуру, систему коммуникаций, состав персонала, распределение ресурсов и т.д. Целеполагание не может быть лишь волей субъекта, оно всегда определяется и условиями функционирования, и наличием ресурсов.

Цели организации обладают широким спектром функций, среди которых можно выделить:

когнитивные функции;

распределительные функции;

функции мотивации;

символические функции;

идеолого-воспитательные функции.

Цели организации бывают нескольких типов:

цели задания – выступают в форме программ действий, задаются либо вышестоящей организацией, либо внешней средой (рынком);

цели ориентации – совокупность целей сотрудников, реализуемых через организацию;

цели системы – выражают стремление организации к сохранению целостности, выживанию.

Указанные типы целей представляют собой ранги целей системы организация. Цели задания выражают цель надсистемы, цели ориентации – цели подсистемы, цели системы – цель самой системы, отсюда вытекает требование их органичной совместимости. Цели организации возможно классифицировать по нескольким критериям.

По направленности:

· цели функционирования;

· цели развития.

· По времени действия:

· текущие;

· среднесрочные;

· долгосрочные.

По направлениям функционирования:

· производительность;

· прибыльность;

· доля продаж;

· качество продукции;

· социальная ответственность.

Из системного характера целей организации следует и системный характер их разработки и постановки, который получил название «дерево целей» организации, которое представлено на рис. 4.3.

 
 

 

 


Рис. 4.3 «Дерево целей» организации.

Как следует из приведенного рисунка, первым этапом построения «дерева целей» является определение цели-задания, которая формируется как миссия организации. На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации по целям второго уровня, которые конкретизируют главную цель для конкретных подразделений, реализующих функции организации.

Цели входа организации включают цели и задания по обеспечению притока в организацию необходимых материальных, финансовых, людских, информационных ресурсов. На рис. 4.4 показаны цели входа. В качестве примера раскрыта подсистема целей организации по обеспечению кадрами. Такие же подцели существуют по каждому направлению деятельности.

 

 

 


Рис. 4.4 Цели входа организации.

Цели процесса определяют основные ориентиры деятельности внутри организации по переработке поступивших ресурсов. К целям процесса относятся: планирование производственных процессов и их организация, информационный обмен, внедрение новых технологий, техническое обеспечение и др. (см. рис. 4.5).

 

 
 

 


 

Рис. 4.5 Цели процесса.

Цели выхода в «дереве целей» определяют ориентиры деятельности подразделений, осуществляющих взаимодействие с внешней средой, к которым относятся службы сбыта, маркетинга, финансов и др.

Цели системы представляют собой отдельную группу целей второго уровня, достижение которых обеспечивает выживаемость организации. В качестве таких целей для промышленной организации могут быть: завоевание и удержание доли рынка своей продукции, выход на новые рынки, расширение и укрепление связей с потребителями, решение в случае необходимости задач лицензирования деятельности, получения квот и др.

Структурно цели второго уровня реализуются на уровне заместителей главного руководителя организации. По своей сути они отражают определенную специализированную деятельность организации. Достижение каждой цели второго уровня совместно с достижением целей предыдущего уровня в практике встречается под названием целевых программ (например, программа технического перевооружения предприятия, программа обновления ассортимента продукции и т.д.).

На третьем этапе осуществляется декомпозиция целей второго уровня в соответствии со спецификой организации. Цели третьего уровня – это цели руководителей служб и отделов. Цели четвертого уровня – цели групп, бюро, входящих в то или иное подразделение. Тогда цели пятого уровня – планы работ конкретных исполнителей.

Цели организации не только придают смысл ее деятельности, но и обеспечивают ее интеграцию, являются основой формирования структуры.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.