Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перечень видов практических занятий и контроля





Предисловие

При переходе к рыночной экономике все большее значение приобретают понятия: качество продукции и услуг, управление качеством, сертификация продукции, услуг и систем управления качеством.

Дисциплина «Управление качеством» изучается студентами специальностей 080502.65, 080507.65 всех форм обучения в одном семестре (студенты специальности 151001.65 изучают дисциплину «Управление качеством продукции»).

Дисциплина включает в себя разделы: основные понятия и определения; эволюция и многоаспектность категории «качество», научные основы управления качеством; квалиметрия и ее практическое использование; системы, методы и инструменты менеджмента качества; создание, развитие и совершенствование систем менеджмента качества (СМК), требования к СМК на базе стандартов ИСО серии 9000; сертификация и обеспечение эффективного управления качеством.

Целью изучения дисциплины «Управление качеством» является подготовка студентов к решению научных, технических, организационных и правовых задач управления качеством и сертификации при проектировании, производстве и эксплуатации разнообразной продукции и оказании услуг.

Задачей курса является получение студентами теоретических знаний и практических навыков по основным вопросам обеспечения качества, управления качеством, сертификации продукции и систем качества и повышению конкурентоспособности предприятий.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:

Иметь представление:

§ о значении управления качеством в условиях рыночной экономики;

§ о современных направлениях развития и концепции всеобщего управления качеством в условиях рыночной экономики.

Знать:

§ основные понятия качества как объекта управления;

§ основные учения о качестве;

§ роль квалиметрии в управлении качеством и методы оценки уровня качества и систем управления качеством;

§ методы и инструменты управления качеством;

§ этапы создания, развития и совершенствования систем менеджмента качества (СМК);

§ требования к СМК на базе стандартов ИСО серии 9000;

§ сертификационное обеспечение управления качеством.

Уметь:

§ применять методы квалиметрии для оценки уровня качества продукции, услуг и СМК;

§ применять методы и инструменты управления качеством;

§ применять методы повышения эффективности организаций на основе улучшения качества.

Владеть:

§ методами СФК, FMEF;

§ простыми инструментами контроля качества;

§ «семью новыми инструментами контроля качества»

§ экспертными методами;

§ методом Тагути;

Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Управление качеством» базируются на соответствующих разделах дисциплин: математика, информатика, физика, химия, экология, маркетинг и, в свою очередь, являются базой для изучения вопросов сертификации продукции и систем качества в специальных дисциплинах (специальность 080502.65), при выполнении курсовых, дипломных работ и проектов.

 

1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

1.2.1. Содержание дисциплины по ГОС

 
 


1.2.1. Содержание дисциплины по ГОС

 
 
Специальность 080502.65. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики; методология и терминология управления качеством; рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества; разработка систем качества на предприятиях; ответственность за качество продукции; сертификация продукции и систем качества.   Специальность 080507.65. Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.  

 

 


1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(специальность 080507.65)

  Вид учебной работы Всего часов
Форма обучения
Очная Очно- заочная Заочная
Общая трудоемкость дисциплины «Управление качеством» (ОТД)*
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ) (РпРП)  
В т.ч. аудиторные занятия: Лекции Практические занятия (ПЗ)       -
Самостоятельная работа студента (СР)
Промежуточный контроль, количество
В том числе контрольная работа -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен

*Для студентов специальности 151001.65, изучающих дисциплину «Управление качеством продукции» ОТД составляет 120 часов, для специальности 080502.65 – 80 час.

Перечень видов практических занятий и контроля

· Контрольная работа – 1 (кроме очной формы обучения);

· Практические занятия;

· Тесты текущие, контрольные(по разделам дисциплины);

· Экзамен

 

Рабочие учебные материалы

Рабочая программа

Введение

Предмет, цели, задачи и объекты курса. Эволюция категории «качество». Особенности современного этапа обеспечения качества и управления качеством продукции и услуг. Управление качеством и управление предприятием.

Структура курса, его роль и место в формировании мировоззрения и базы знаний инженера и экономиста-менеджера. Связь с другими дисциплинами. Организация изучения предмета.

 

В конкурентном пространстве

Измерение качества

[1], с.63-70; [4], с.205-215

Закон РФ «Об обеспечении един­ства измерений»; Метрологическое обеспечение, основные функциями метрологии, качество измерений. Измерение показателей качества продукции (процесса).

Сертификация

[1], с. 186-196; [2], с. 392-423; [3], с. 238-275

Подтверждение соответствия и сертификационное обеспечение управления качеством. Общие принципы сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества. Схемы декларирования и сертификации обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов. Самооценка, аудит и проведение сертификации СМК.

 

Оценка результативности СМК

[5], с. 260-273

Этапы оценки результативности системы менеджмента качества. Методы оценки результативности СМК. Уровни оценочных показателей. Структура системы оценок результативности СМК. Непрерывная и дискретная балльные шкалы. Объекты анализа для оценки результативности СМК.

 

Методы Тагути

[4], с. 238-243; [5], с. 371-379

Основные элементы философии качества Тагути. Модели процессов по Тагути. Этапы и методы проектирования изделий и процессов по Тагути

 

Анализ затрат на качество

[2], с. 499-509; [5], с. 529-539

Отчет по затратам на качество для высшего руководства, для руководителей среднего звена. Анализ данных отчетов. Проведение мероприятий по снижению затрат на внутренние и внешние дефекты. Анализ Парето

Процессов и ресурсов

Концепция «Шесть сигм»

[5] , с 414-443

Основные цели и задачи концепция «Шесть сигм».Содержание методологии «Шесть сигм», особенности реализации, достоинства и недостатки. Инструменты реализации и эффективность методологии «Шесть сигм». Отличие концепции «Шесть сигм» от TQM.

 

Программа «5S»

[5] , с 444-456

Цели, создание и развитие системы «5S». Принципов системы «5S» и их содержание. Методология внедрения системы. Рекомендации по реализации системы в производственных условиях. Эффективность системы и области ее применения.

 

Бенчмаркинг

[5] , с 457-478

Содержание, развитие и разновидности бенчмаркинга. Этапы проведения бенчмаркинга. Методы анализа и применения бенчмаркинговой информации. Области применения и эффективность бенчмаркинга.

 

Реинжиниринг

[4] , с 274-288; [5] , с 479-492

Реинжиниринг как способ совершенствования организации бизнеса. Методы реализации, условия развертывания и результативность реинжиниринга. Достоинства и недостатки реинжиниринга.

 

Заключение

Перспективы развития и совершенствования управления качеством продукции, процессов и услуг. Адаптация специалисты в области управления качеством в современных условиях.

 

2.2. Тематический план дисциплины

2.2.1. Тематический план дисциплины

для студентов очной формы обучения (специальность 080507.65)*

 

№ п/п   Наименование раздела, темы Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
Лекции ПЗ ЛР Самостоятельная работа Контрольная работа (№ задачи ) Текущий контроль ( № теста) Рубежный контроль (№ теста)
Аудит. ДОТ Аудит. (№ ПЗ) ДОТ Аудит. (№ ЛР) ДОТ
  Всего          
Введение Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве             №1 №1
1.1 Качество – основа конкурентоспособности предприятия                  
1.2 Опыт управления качеством в зарубежных странах                  
1.3 Отечественный опыт управления качеством продукции                  
Раздел 2.Методы оценки качества             №2 №2
2.1 Классификация и номенклатура показателей качества                      
2.2 Методы оценки качества продукции и услуг                
2.3 Измерение качества                    
Раздел 3.Современная концепция управления качеством           №3 №3
3.1 Развитие системного подхода к управлению качеством                
3.2 Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)                  
Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества           №4 №4
4.1 Стандартизация требований к объектам и системам качества                      
4.2 Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000:2000                
4.3 Сертификация                
Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (СМК)             №5 №5
5.1 Этапы развития менеджмента качества                  
5.2 Стратегии в области качества                  
5.3 Основные типы структур управления предприятием                
5.4 Управление организацией по критерию качества                
Раздел 6. Внедрение и совершенствование СМК             №6 №6
6.1 Выбор целей и стратегии создания СМК                
6.2 Организация работ по созданию и внедрению СМК                
6.3 Организация работ по совершенствованию СМК                  
Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества             №7 №7
7.1 Оценка результативности СМК                
7.2 Оценка удовлетворенности потребителей                  
Раздел 8. Инструменты контроля качества         №8 №8
8.1 Простые инструменты контроля качества   №1-3            
8.2 «Семь новых инструментов контроля качества»   №4          
Раздел 9. Методы управления качеством           №9 №9
9.1 Структурирование функции качества СФК                
9.2 Анализ видови последствий потенциальных отказов (FMEA)                  
9.3 Методы Тагути                  
Раздел 10. Экономика качества          
10.1 Классификация затрат на качество                  
10.2 Определение затрат на качество                  
10.3 Анализ затрат на качество                  
10.4 Функционально-стоимостный анализ (ФСА)                  
10.5 Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000                
Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов          
11.1 Концепция «Шесть сигм»                  
11.2 Программа «5S»                    
11.3 Бенчмаркинг                    
11.4 Реинжиниринг Заключение                  

2.2.2. Тематический план дисциплины

для студентов очно-заочной формы обучения (специальность 080507.65)*

 

№ п/п   Наименование раздела, темы Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
Лекции ПЗ ЛР Самостоятельная работа Контрольная работа (№ задачи ) Текущий контроль ( № теста) Рубежный контроль (№ теста)
Аудит. ДОТ Аудит. (№ ПЗ) ДОТ Аудит. (№ ЛР) ДОТ
  Всего          
Введение Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве             №1 №1
1.1 Качество – основа конкурентоспособности предприятия                    
1.2 Опыт управления качеством в зарубежных странах                  
1.3 Отечественный опыт управления качеством продукции                  
Раздел 2.Методы оценки качества           №2 №2
2.1 Классификация и номенклатура показателей качества                  
2.2 Методы оценки качества продукции и услуг                
2.3 Измерение качества                    
Раздел 3.Современная концепция управления качеством           №3 №3
3.1 Развитие системного подхода к управлению качеством                
3.2 Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)                  
Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества           №4 №4
4.1 Стандартизация требований к объектам и системам качества                    
4.2 Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000:2000                
4.3 Сертификация                  
Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (СМК)           №5 №5
5.1 Этапы развития менеджмента качества                  
5.2 Стратегии в области качества                  
5.3 Основные типы структур управления предприятием                
5.4 Управление организацией по критерию качества                
Раздел 6. Внедрение и совершенствование СМК             №6 №6
6.1 Выбор целей и стратегии создания СМК                
6.2 Организация работ по созданию и внедрению СМК                
6.3 Организация работ по совершенствованию СМК                  
Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества             №7 №7
7.1 Оценка результативности СМК                
7.2 Оценка удовлетворенности потребителей                  
Раздел 8. Инструменты контроля качества       №8 №8
8.1 Простые инструменты контроля качества №1-2 №3     № 3,4    
8.2 «Семь новых инструментов контроля качества»     №4          
Раздел 9. Методы управления качеством           №9 №9
9.1 Структурирование функции качества (СФК)                
9.2 Анализ видови последствий потенциальных отказов (FMEA)                    
9.3 Методы Тагути                  
Раздел 10. Экономика качества          
10.1 Классификация затрат на качество             №1    
10.2 Определение затрат на качество                  
10.3 Анализ затрат на качество             №2    
10.4 Функционально-стоимостный анализ (ФСА)                  
10.5 Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000                
Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов          
11.1 Концепция «Шесть сигм»                  
11.2 Программа «5S»                    
11.3 Бенчмаркинг                    
11.4 Реинжиниринг Заключение                  

2.2.3. Тематический план дисциплины

для студентов заочной формы обучения (специальность 080507.65)*

 

№ п/п   Наименование раздела, темы Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
Лекции ПЗ ЛР Самостоятельная работа Контрольная работа (№ задачи ) Текущий контроль ( № теста) Рубежный контроль (№ теста)
Аудит. ДОТ Аудит. (№ ПЗ) ДОТ Аудит. (№ ЛР) ДОТ
  Всего -          
Введение Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве           №1 №1
1.1 Качество – основа конкурентоспособности предприятия                  
1.2 Опыт управления качеством в зарубежных странах                  
1.3 Отечественный опыт управления качеством продукции                  
Раздел 2.Методы оценки качества             №2 №2
2.1 Классификация и номенклатура показателей качества                  
2.2 Методы оценки качества продукции и услуг                
2.3 Измерение качества                    
Раздел 3.Современная концепция управления качеством           №3 №3
3.1 Развитие системного подхода к управлению качеством                
3.2 Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)                    
Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества             №4 №4
4.1 Стандартизация требований к объектам и системам качества                    
4.2 Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000:2000                
4.3 Сертификация                  
Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (СМК)           №5 №5
5.1 Этапы развития менеджмента качества                  
5.2 Стратегии в области качества                  
5.3 Основные типы структур управления предприятием                
5.4 Управление организацией по критерию качества                
Раздел 6. Внедрение и совершенствование СМК           №6 №6
6.1 Выбор целей и стратегии создания СМК                
6.2 Организация работ по созданию и внедрению СМК                
6.3 Организация работ по совершенствованию СМК                  
Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества             №7 №7
7.1 Оценка результативности СМК                
7.2 Оценка удовлетворенности потребителей                  
Раздел 8. Инструменты контроля качества           №8 №8
8.1 Простые инструменты контроля качества     №2     № 3,4    
8.2 «Семь новых инструментов контроля качества»     №3          
Раздел 9. Методы управления качеством           №9 №9
9.1 Структурирование функции качества (СФК)                
9.2 Анализ видови последствий потенциальных отказов (FMEA)                  
9.3 Методы Тагути                  
Раздел 10. Экономика качества          
10.1 Классификация затрат на качество             №1    
10.2 Определение затрат на качество                  
10.3 Анализ затрат на качество             №2    
10.4 Функционально-стоимостный анализ (ФСА)                
10.5 Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000                  
Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов            
11.1 Концепция «Шесть сигм»                  
11.2 Программа «5S»                    
11.3 Бенчмаркинг                    
11.4 Реинжиниринг Заключение                  

* - Для студентов специальности 151001.65 (ОТД -120 час.) и специальности 080502.65 (ОТД– 80 час.) объем часов по разделам перераспределяется пропорционально количеству часов, отведенных на изучение дисциплины (см. рабочую программу по специальности на учебном сайте)

 

Прокрутить вверх





Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.