Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 6. Формирование, ведение и использование учетов поддельных денежных билетов, ценных бумаг и документов и монет





 

Одной из основных причин всех совершаемых преступлений в мире на протяжении всей истории существования человечества были и остаются материальные ценности, и в частности деньги. Несмотря на то, что в последнее время начали активно использоваться «электронные» деньги, проблема выявления и борьбы с поддельными (бумажными и металлическими) деньгами продолжает оставаться актуальной. Для борьбы с данным видом преступления создаются технические средства, позволяющие быстро выявить подделки, правоохранительными органами разрабатываются и внедряются новые методы, позволяющие эффективно пресекать данный вид правонарушения. Одним из них является формирование, ведение и использование учетов поддельных денежных билетов и монет. Порядок работы с данным учетом регламентирует ведомственный приказ №70 от 10.02.06г., в нем информация о поддельных денежных билетах объединена с блоком данных о поддельных ценных бумагах и документах, при этом обособленно существует учет монет. На наш взгляд, такая дифференциация представляется нецелесообразной, так как данные объекты разнородны. В настоящей статье будут рассмотрены вопросы формирования, ведения и использования учетов поддельных денежных билетов и монет.

Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Учеты поддельных денежных билетов и монет предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег (купюр и монет) по способу (технологии) их изготовления. При этом проверке и постановке на учет подлежат:



- полностью поддельные деньги (денежные билеты (банкноты), металлические деньги (монеты) России и валюты иностранных государств, за исключением изготовленных способом рисования.

- подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.) деньги.

Согласно положениям приказа, учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях. Такой подход обеспечивает объединение данных по поддельным деньгам, изготовленных в разных регионах Российской Федерации.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования, либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Для эффективности работы учета целесообразно назначение производства экспертиз (исследований) и одновременно проверки по учету непосредственно в ЭКП субъекта РФ.

В экстренных случаях возможно проведение исследования на местах на предмет определения способа изготовления объекта с оформлением результатов в виде справки эксперта и передачи вместе с объектом инициатору, который не позднее 3-х суток с момента обнаружения объекта обязан направить его в ЭКЦ субъекта РФ для постановки на учет и проверки по его массиву.

В случае назначения исследования в ЭКП субъекта РФ следователю, дознавателю или оперативному сотруднику необходимо оформить одновременно два сопроводительных документа: постановление о назначении экспертизы (отношение на производство исследования) и запрос о постановке объекта исследования на учет и его проверке по массиву.

Процесс формирования данных учета происходит следующим образом: при поступлении в экспертно-криминалистическое подразделение нового объекта (банкноты или монеты) проводится его сравнительное исследование на предмет соответствия подлинным образцам, изготовленных на государственных предприятиях стран-изготовителей. В случае установления полной или частичной подделки денег проводится проверка по имеющемуся массиву учета по наименованию, достоинству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, единому источнику происхождения.

В случаях, когда при проведении проверки по региональному учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответствующие таблицы письма установленной формы и ежеквартально направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.

При отрицательном результате проверки (отсутствие совпадений) объекты учета с информационными картами направляются в ЭКЦ МВД России с письмом произвольной формы для проверки и постановки на федеральный учет.

При поступлении на экспертное исследование в ЭКП одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету данный объект направляется для проверки и ставится на федеральный учет.

При поступлении на экспертное исследование в ЭКП двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору в установленном порядке.

При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору.

При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта – в картотеку федерального учета.

Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и документов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1» (приложение № 1), к которым приобщаются натурные объекты. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе:

- для денежных билетов – 1:1;

- для ценных бумаг и документов – 1:1 или 1:2;

- для монет – 3:1.

Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятия из официального оборота. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет — по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет — преступлениям средней тяжести; 10 лет — тяжким преступлениям; 15 лет — особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке.

Допускается формирование и дублирование ведения картотеки учета в виде электронной базы данных.

Для производства поддельных денежных купюр фальшивомонетчики, как правило, используют копировально-множительную технику. Особенностью идентификации копировально-множительного устройства является то, что следы, пригодные для ее проведения оставляют печатающие узлы и узлы, формирующие изображение. Эти узлы в своем большинстве имеют небольшой ресурс использования и выполняются легкосъемными, данный факт существенно затрудняет процесс идентификации оборудования и установления единого источника происхождения.

Однако на современном этапе ряд электрофотографических копировально-множительных устройств (полноцветные цифровые многофункциональные устройства Rank Xerox, Kodak, Canon, Minolta, устройства типоряда NRG-group и некоторые другие, менее распространенные) и отдельные полноцветные печатающие устройства для ЭВМ (Apple Lazer Write, Lexmark) имеют встроенную неотключаемую систему проставления так называемых «скрытых меток» на копии. Это слаборазличимые невооруженным глазом мелкие точки желтого цвета (от 0,1 мм), расположенные по всему листу бумаги или полю изображения. Они могут группироваться в явно выраженные группы или не иметь видимой упорядоченности[84].

Графические элементы, составляющие скрытую метку, представляют собой точки, овалы, стилизованные запятые. Конфигурация элементов скрытой метки иногда позволяет установить тип электрофотографического устройства или принадлежность его к определенному типоряду машин[85].

Данная возможность идентификации была положена в формирование криминалистического учета поддельных денежных знаков, для установления единого источника происхождения.

Применение компьютерной техники для выявления «скрытых меток» предоставляет возможность их использования в процессе формирования, ведения и использования криминалистического учета поддельных денежных знаков. Изображение скрытых меток может быть размещено на оборотной стороне информационной карты, вместе с изображениями лицевой и оборотной сторонами купюр. Данный учет целесообразно дублировать с использованием компьютерной техники, это значительно облегчит и сделает более быстрым процесс сравнения информации по поддельным денежным знакам, находящимся в криминалистическом учете.

Данная возможность уже прошла свою апробацию в практических органах, в частности на базе ЭКЦ ГУВД по Волгоградской области. В результате сравнения информационных данных учета поддельных денежных знаков, выполненных с использованием электрофотографического оборудования (серийные номера), были объединены несколько десятков уголовных дел.

Данные учетов поддельных денежных знаков и монет активно используются в ходе расследования уголовных дел, по результатам проверки объединяются уголовные дела по всей России, кроме того, данные учета используются сотрудниками Интерпола в ходе расследования международных преступлений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.