|
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВСтр 1 из 76Следующая ⇒ Объекты товароведения Объект (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектами товароведческой деятельности являются товары, их единичная потребительная стоимость и технический аспект качества этих товаров. В медицинском и фармацевтическом товароведении это товары медицинского назначения, их единичная потребительная стоимость и технический аспект качества этих товаров. Товароведческая деятельность как составная часть коммерческой таким образом направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.). Каждый объект товароведческого анализа обладает определенным набором признаков, выделяющих его из множества других, часто очень похожих объектов. В различных ситуациях возникает необходимость идентификации конкретного объекта либо группы подобных объектов. Идентификация объекта — это присвоение ему уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и др., позволяющих однозначно выделить его из других объектов. Например, для решения задач материально-технического обеспечения ЛПУ провизору и главной медицинской сестре необходимо иметь информацию, которая позволит полностью идентифицировать конкретные марки, модели, артикулы, типы продукции. Наличие такой информации позволит сделать рациональный выбор. Подобная информация содержится в различных классификаторах продукции, которые содержат помимо уникального названия и уникальный код данного товара. По мере развития компьютерных систем вопросы информационной совместимости становятся особенно актуальными. Они связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, в первую очередь, направленных на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах. В зависимости от уровня принятия решения товаровед может использовать: · минимальный набор информации, включающий, наименование изделия, его условное обозначение или код и номер, обозначение нормативного или технического документа, определяющего характеристики данного изделия (например, для проведения тендерных закупок лекарственных средств или изделий медицинской техники); · максимальный набор информации, необходимый для полной идентификации изделия, который (дополнительно к минимальному набору) включает все физические (химические, биологические) и эксплуатационные (потребительские) характеристики товара (например, при выборе лекарственного средства пациентом в аптеке). Для идентификации используют следующие параметры — наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов. Одним из важнейших направлений развития товароведения является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах. Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения. Эти виды деятельности изучаются в курсах маркетинга и управления. Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведческими, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром. Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности в свою очередь стимулируют разработку новых товаров и услуг, как средств их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью благодаря применению упаковки и маркировки, а также использованию достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов. Такая обработка изменяет их естественные свойства и формирует новые свойства и характеристики. Однако, благодаря выявлению новых естественных свойств, модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные. Так, экологически чистое лекарственное растительное сырье — это зачастую известные товары с повышенным уровнем безопасности. Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров проявляется при их потреблении: в соответствии с назначением (для внутреннего либо наружного применения). Немаловажное значение имеют также товароведческие характеристики товара, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, лекарственные препараты-синонимы, имеющие одно и то же действующее вещество, но разные торговые наименования, не всегда одинаково удовлетворяют потребность больного, т.к. могут обладать различными побочными эффектами и продолжительностью воздействия. Определение степени удовлетворения потребностей пациента адекватно оценке потребительной стоимости товаров. Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведческие характеристики.
Субъекты товароведения
Субъект товароведной деятельности — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят провизоры-товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров — все население, нуждающееся в профилактике, диагностике и лечении. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания на всех этапах товародвижения от производителя к потребителю. Однако особое внимание им уделяют товароведы и маркетологи. В этом отношении они выполняют функции, близкие к функциям органов государственного регулирования и общественных организаций, в компетенцию которых входит защита прав потребителей. К ним относятся — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная инспекция по контролю качества, соблюдению прав торговли и защите прав потребителей, союзы и общества по защите прав потребителей и др. Провизоры-товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат - реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей. Для этого провизор-товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и стимулировать сбыт путем позиционирования товаров, указывая на их достоинства в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с поставленными задачами.
МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. В товароведении применяются две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности. Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис. 1.2. Рис. 1.2. Классификация методов, применяемых в товароведении (по М.А. Николаевой).
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения — товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания. Эмпирические — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении, благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на квалиметрические (количественные или измерительные) и органолептические. Квалиметрический (измерительный) метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. К квалиметрическим методам относятся — физические, физико-химические, химические, биологические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и др., которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний. Органолептический — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение. Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах, которые подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации. К методам управления научным познанием относятся: методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования. Анализ качества товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары, а также диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь. Распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменении товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении. Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров требований к их качеству, товарных потерь, условии, сроков хранения и т.п. Использование методов прогнозирования - одно из актуальных и перспективных направлений развития товароведения. Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют определить последовательность действии специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров. Систематизация - метод упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Этот метод, наряду с эмпирическим, находит самое широкое применение. Ведь многочисленные результаты экспериментов необходимо обработать и представить в удобном для анализа виде. При этом прибегают к соответствующим методам систематизации. Основополагающие методы систематизации - идентификация и классификация. Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Классификация - метод распределения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Ему предшествует деление целого на его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|