Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ





Объекты товароведения

Объект (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.

Объектами товароведческой деятельнос­ти являются товары, их единичная потребительная стоимость и тех­нический аспект качества этих товаров. В медицинском и фарма­цевтическом товароведении это товары медицинского назначения, их единичная потребительная стоимость и технический аспект ка­чества этих товаров.

Товароведческая деятельность как составная часть коммерчес­кой таким образом направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контро­лю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского, но и промышленного назначе­ния (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние и т.п.).

Каждый объект товароведческого анализа обладает определен­ным набором признаков, выделяющих его из множества других, часто очень похожих объектов.

В различных ситуациях возникает необходимость идентифика­ции конкретного объекта либо группы подобных объектов.

Идентификация объекта — это присвоение ему уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и др., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Например, для решения задач материально-технического обес­печения ЛПУ провизору и главной медицинской сестре необходи­мо иметь информацию, которая позволит полностью идентифици­ровать конкретные марки, модели, артикулы, типы продукции. Наличие такой информации позволит сделать рациональный вы­бор. Подобная информация содержится в различных классифика­торах продукции, которые содержат помимо уникального названия и уникальный код данного товара.

По мере развития компьютерных систем вопросы информаци­онной совместимости становятся особенно актуальными. Они свя­заны с унификацией и стандартизацией информационного обеспе­чения, в первую очередь, направленных на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования инфор­мации о различных объектах.

В зависимости от уровня принятия решения товаровед может использовать:

· минимальный набор информации, включающий, наименование изделия, его условное обозначение или код и номер, обозначе­ние нормативного или технического документа, определяющего характеристики данного изделия (например, для проведения тен­дерных закупок лекарственных средств или изделий медицинс­кой техники);

· максимальный набор информации, необходимый для полной идентификации изделия, который (дополнительно к минималь­ному набору) включает все физические (химические, биологи­ческие) и эксплуатационные (потребительские) характеристики товара (например, при выборе лекарственного средства пациен­том в аптеке).

Для идентификации используют следующие параметры — наи­менование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Одним из важнейших направлений развития товароведения яв­ляется разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различ­ных объектах.

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охва­та объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения. Эти виды деятель­ности изучаются в курсах маркетинга и управления.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, кото­рые можно назвать товароведческими, удовлетворяют реальные по­требности человека (физиологические, социальные, психологичес­кие и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для оп­ределенных сегментов потребителей и становится товаром.

Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности в свою очередь стиму­лируют разработку новых товаров и услуг, как средств их удовлет­ворения. Эти новые товары обладают модифицированной потреби­тельной стоимостью благодаря применению упаковки и маркировки, а также использованию достижений научно-технического прогрес­са в области промышленной обработки сырья и материалов. Такая обработка изменяет их естественные свойства и формирует новые свойства и характеристики.

Однако, благодаря выявлению новых естественных свойств, модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные. Так, экологически чистое лекарственное растительное сырье — это за­частую известные товары с повышенным уровнем безопасности.

Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров проявляется при их потреблении: в соответствии с назна­чением (для внутреннего либо наружного применения). Немало­важное значение имеют также товароведческие характеристики то­вара, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, лекарственные препараты-синонимы, имеющие одно и то же дей­ствующее вещество, но разные торговые наименования, не всегда одинаково удовлетворяют потребность больного, т.к. могут обла­дать различными побочными эффектами и продолжительностью воздействия.

Определение степени удовлетворения потребностей пациента адекватно оценке потребительной стоимости товаров. Таким обра­зом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их по­лезности и проявляется через основополагающие товароведческие характеристики.

 

Субъекты товароведения

 

Субъект товароведной деятельностичеловек, познающий вне­шний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В пер­вую группу входят провизоры-товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятель­ность в силу своих должностных обязанностей. Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей кото­рых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потре­бители товаров — все население, нуждающееся в профилактике, диагностике и лечении.

Следует отметить, что потребители с их потребностями и запро­сами находятся в центре внимания на всех этапах товародвижения от производителя к потребителю. Однако особое внимание им уде­ляют товароведы и маркетологи. В этом отношении они выполня­ют функции, близкие к функциям органов государственного регу­лирования и общественных организаций, в компетенцию которых входит защита прав потребителей. К ним относятся — Государ­ственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная инспекция по контролю качества, соблюдению прав торговли и защите прав потребителей, союзы и общества по защите прав потребителей и др.

Провизоры-товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный харак­тер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный ре­зультат - реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребите­лей. Для этого провизор-товаровед должен не только сформиро­вать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируе­мого спроса, но и стимулировать сбыт путем позиционирования товаров, указывая на их достоинства в сравнении с другими това­рами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональ­ное знание товара дает возможность товароведам справиться с по­ставленными задачами.

 

МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

 

Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования яв­лений природы или общественной жизни, а также способ или при­ем действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

В товароведении применяются две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.

Классификация методов, применяемых в товароведении, пока­зана на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Классификация методов, применяемых в товароведении (по М.А. Николаевой).

 

Методы научного познания направлены на исследование основ­ного объекта товароведения — товара, его характеристик и измене­ний в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного позна­ния.

Эмпирические — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товаро­ведении, благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подраз­деляются на квалиметрические (количественные или измеритель­ные) и органолептические.

Квалиметрический (измерительный) метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с по­мощью технических средств измерений.

К квалиметрическим методам относятся — физические, физико-химические, химические, биологические. Разновидностями физи­ческих, физико-химических и химических методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоко­лориметрические, реологические, рефрактометрические и др., которые используются для научных исследований характеристик то­варов, а также для целей сертификационных испытаний.

Органолептический — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической това­роведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ас­сортиментной, качественной и количественной) базируется на ана­литических методах, которые подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся: методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.

Анализ качества товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами.

В результате применения аналитических методов становится возможным научное описание основных признаков, характеризую­щих изучаемые товары, а также диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь. Распознавание призна­ков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменении товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении. Результа­ты диагностики могут использоваться для прогнозирования воз­можных изменений при формировании ассортимента товаров тре­бований к их качеству, товарных потерь, условии, сроков хранения и т.п. Использование методов прогнозирования - одно из актуальных и перспективных направлений развития товароведения.

Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют определить последовательность действии специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рациональ­ного товародвижения. В результате применения указанных анали­тических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Систематизация - метод упорядочения однородных, взаимосвя­занных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Этот метод, наряду с эмпирическим, нахо­дит самое широкое применение. Ведь многочисленные результаты экспериментов необходимо обработать и представить в удобном для анализа виде. При этом прибегают к соответствующим методам систематизации.

Основополагающие методы систематизации - идентификация и классификация.

Идентификация - метод отождествления, установления совпа­дения одного объекта с другим. Идентификация товаров направле­на на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и ко­личеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.

Классификация - метод распределения объектов по общим при­знакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Ему предшествует деление целого на его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.