|
МЕСТО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ
В 70-х годах прошлого столетия развилась материальная база аптек, появилось много импортных и отечественных готовых лекарственных средств. В связи с этим, повысились требования к провизору как товароведу. Поэтому в 1973 г. Минздравом СССР было утверждено типовое положение о старшем товароведе-фармацевте аптечного управления АССР, края, области, города, а позже, в 1975 г. — «Типовое положение о старшем товароведе-фармацевте ГАПУ МЗ Союзной республики». Эти должности замещались провизорами, прошедшими подготовку на факультете повышения квалификации по товароведческому курсу. Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей. Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов медицинской и фармацевтической отрасли народного хозяйства. Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Технологи обеспечивают производство продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности превратилась в объект товароведческой деятельности. Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промышленных предприятий, выпускающих продукцию медицинского назначения, а также предприятий оптовой и розничной аптечной сети. Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведческой деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в оптовой и розничной торговле нужны три категории специалистов: маркетологи, технологи (инженеры), менеджеры. Менеджеры по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных вновь образованных торговых организациях товароведы входят в состав отделов маркетинга. Аналогично и в фармации. Сегодня нет такой специальности провизор-маркетоло. Однако деятельность товароведов, в отличие от маркетологов, больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительных свойств товаров. Вместе с тем, товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умений и навыков товароведения. Провизор-товаровед должен знать в области товароведения: · эмпирические и аналитические методы; · ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом; · основные направления развития и совершенствования ассортимента; · номенклатуру потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров и показателей, критерии их выбора при оценке качества; · количественные характеристики единичных экземпляров медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий; · факторы, влияющие на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров; · виды потерь и причины их возникновения, порядок списания; · виды, функции, формы и средства информации о медицинских и фармацевтических товарах; · товароведческие характеристики товарных групп и конкретных медицинских и фармацевтических товаров. Теоретические знания реализуются через определенные товароведные навыки, поэтому провизор-товаровед должен уметь: · классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (составу, показаниям, противопоказаниям, техническим характеристикам и т.п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для выявления потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров медицинского назначения; · определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики оптового или розничного звена аптечной сети с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп; · оценивать качество медицинских и фармацевтических товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления срегламентируемыми НТД-значениями; · проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для профилактики и лечения пациентов; · идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными НТД-требованиями; · определять приемочные и браковочные числа для проведения приемосдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями; · проводить измерения медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения; · учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, качество которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка; · регулировать факторы, влияющие на сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров при хранении, транспортировании и применении; · контролировать создание и поддержание климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения медицинских и фармацевтических товаров; · участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации, с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено; · разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь; · обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям; · работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром; · выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров; · идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации; · работать с конкретными медицинскими и фармацевтическими товарами — идентифицировать их с определенной ассортиментной группой и видом, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю. Безусловно, для выполнения товароведческих функций и операций провизор должен обладать специальными знаниями в области классификации фармацевтических товаров, влияния факторов внешней среды и упаковки на фармацевтические товары, прогнозирования сроков их хранения, структуры потребительных свойств товаров, маркировки, стандартизации, фармацевтического маркетинга и др. Переход на хозрасчет, а затем к рыночным отношениям потребовал от провизора более глубоких знаний в области товароведения и маркетинга.
СВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Учитывая огромное разнообразие товаров по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, товароведение широко использует знания и сведения из различных областей науки. Поэтому товароведение, как специальная научная дисциплина, базируется на многих естественных, технических и общественных научных дисциплинах или тесно с ними связана. Философия позволяет раскрыть содержание понятий «потребительная стоимость» и «качество» продуктов труда, вооружает товароведение диалектическим методом познания различных явлений и событий. Экономика, изучающая законы управления производством и распределения материальных благ в человеческом обществе на различных ступенях его развития, помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительная стоимость и стоимость товара, товарное производство, товар и т.д. Для изучения, понимания и управления материально-вещественной стороной потребительной стоимости товара исходными являются: · знания из области физики; · общей, органической, аналитической, физической и коллоидной химии; · биологии; · технологии производства лекарственных средств, лекарственных форм, лекарственных препаратов, медицинских инструментов, приборов и оборудования; · основ материаловедения в части свойств исходного сырья, идущего на производство товаров медицинского назначения, и некоторых других дисциплин. Знания и сведения из области физики, различных разделов химии, биологии позволяют установить связь между определенными физическими, химическими и биологическими свойствами товаров и их потребительскими свойствами, что, в свою очередь, создает предпосылки для управления качеством товаров в процессе их производства, хранения и эксплуатации. Наличие этой связи обусловливает также использование некоторых физических, химических и биологических показателей и методов исследования для характеристики потребительских свойств товаров. Влияние отдельных технологических процессов производства на формирование качества товара объясняет связь товароведения с технологическими дисциплинами. Товароведение тесно связано с материаловедением. Сведения из области материаловедения, изучающего технологические свойства материалов, весьма ценны для понимания путей оптимизации потребительских свойств товаров, а также для установления производственных дефектов готовых изделий. Для характеристики эстетических свойств и оценки эстетического уровня товаров товароведение широко использует методы технической эстетики — специальной научной дисциплины, занимающейся опросами художественного конструирования и рационального формообразования технических изделий. Товароведение не может обойтись без сведений из области: · метрологии — научной дисциплины об измерениях, которая позволяет обеспечить единство измерений и повысить эффективность использования современной измерительной техники; · квалиметрии — научной дисциплины об измерении качества, методы которой служат для количественной оценки качества товаров; · математики и математической статистики — наук, позволяющих описывать зависимости, обрабатывать результаты экспериментов и устанавливать их достоверность. При изучении социально-экономических и правовых вопросов качества товаров для товароведения полезны сведения из области экономики, управления и организации фармации, права и других смежных дисциплин. При изучении медицинских инструментов необходимы знания по анатомии. При выборе методов стерилизации этих инструментов — знания по физике, химии и микробиологии. Для приемки медицинских приборов и оборудования, а также при составлении претензий по их качеству понадобятся знания из следующих разделов курса физики: механика, ультразвуковые колебания, электричество и магнетизм, электрофорез, магнитное поле, постоянный и переменный ток, атомная физика, рентгеновские лучи, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение и их свойства. При приемке и оценке качества оптических инструментов потребуются знания из раздела оптики. При рассмотрении вопросов, связанных с хранением лекарственных средств, необходимы знания разделов химической кинетики и диффузии из курса «Общая химия» или «Физическая и коллоидная химия». Вопросы же хранения, консервации и стерилизации медицинских инструментов, приборов и предметов ухода за больными требуют знания курсов общей и органической химии в полном объеме. При определении конкурентоспособности лекарственных средств необходимы знания по фармакологии, фармакогнозии, фармацевтической химии, технологии лекарственных форм, а также многим специальным лечебным дисциплинам — терапии, педиатрии, хирургии и др. Кроме того, пригодятся знания латинского, а также и других иностранных языков.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|