Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕСТО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ





 

В 70-х годах прошлого столетия развилась материальная база аптек, появилось много импортных и отечественных готовых ле­карственных средств. В связи с этим, повысились требования к провизору как товароведу. Поэтому в 1973 г. Минздравом СССР было утверждено типовое положение о старшем товароведе-фарма­цевте аптечного управления АССР, края, области, города, а позже, в 1975 г. — «Типовое положение о старшем товароведе-фармацевте ГАПУ МЗ Союзной республики». Эти должности замещались про­визорами, прошедшими подготовку на факультете повышения квалификации по товароведческому курсу.

Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение то­варов от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик това­ра, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть ис­толкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специали­стов медицинской и фармацевтической отрасли народного хозяй­ства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тес­ном взаимодействии с технологами и маркетологами. Технологи обес­печивают производство продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обра­щения означает, что она получила статус товара, из объекта техно­логической деятельности превратилась в объект товароведческой деятельности. Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений про­мышленных предприятий, выпускающих продукцию медицинско­го назначения, а также предприятий оптовой и розничной аптечной сети.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направле­ния товароведческой деятельности: технологическое, обеспечиваю­щее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, орга­низацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в оптовой и розничной торговле нужны три категории специалистов: марке­тологи, технологи (инженеры), менеджеры. Менеджеры по выпол­няемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Бо­лее того, в крупных вновь образованных торговых организациях товароведы входят в состав отделов маркетинга. Аналогично и в фармации. Сегодня нет такой специальности провизор-маркето­ло.

Однако деятельность товароведов, в отличие от маркетологов, больше связана с функциями, выполнение которых требует доско­нального знания потребительных свойств товаров.

Вместе с тем, товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых тре­бует определенных знаний, умений и навыков товароведения. Провизор-товаровед должен знать в области товароведения:

· эмпирические и аналитические методы;

· ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (товар­ную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

· основные направления развития и совершенствования ассорти­мента;

· номенклатуру потребительных свойств медицинских и фарма­цевтических товаров и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

· количественные характеристики единичных экземпляров меди­цинских и фармацевтических товаров и товарных партий, пра­вила отбора проб из партий;

· факторы, влияющие на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров;

· виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;

· виды, функции, формы и средства информации о медицинских и фармацевтических товарах;

· товароведческие характеристики товарных групп и конкретных медицинских и фармацевтических товаров.

Теоретические знания реализуются через определенные товаро­ведные навыки, поэтому провизор-товаровед должен уметь:

· классифицировать, анализировать и обобщать результаты оцен­ки товаров по различным признакам (составу, показаниям, противопоказаниям, техническим характеристикам и т.п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для выявления потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров медицинского на­значения;

· определять и анализировать показатели ассортимента для дос­тижения рациональной ассортиментной политики оптового или розничного звена аптечной сети с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;

· оценивать качество медицинских и фармацевтических товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставле­ния срегламентируемыми НТД-значениями;

· проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возник­новения для принятия решений о возможности (или невозмож­ности) предъявления претензий и материальных исков винов­ным лицам, а также использования для профилактики и лечения пациентов;

· идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными НТД-требованиями;

· определять приемочные и браковочные числа для проведения приемосдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

· проводить измерения медицинских и фармацевтических това­ров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;

· учитывать формирующие факторы для прогнозирования каче­ства и конкурентоспособности медицинских и фармацевтичес­ких товаров, а также для оценки возможности изготовителя вы­пускать товары, качество которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;

· регулировать факторы, влияющие на сохранение качества меди­цинских и фармацевтических товаров при хранении, транспор­тировании и применении;

· контролировать создание и поддержание климатического и са­нитарно-гигиенического режимов хранения медицинских и фар­мацевтических товаров;

· участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации, с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

· разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;

· обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирова­ния надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствую­щих по качеству установленным требованиям;

· работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

· выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;

· идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и то­варно-сопроводительных документах для предоставления потре­бителям достаточной и достоверной информации;

· работать с конкретными медицинскими и фармацевтическими товарами — идентифицировать их с определенной ассортимент­ной группой и видом, оценивать качество, обеспечивать сохра­нение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Безусловно, для выполнения товароведческих функций и опера­ций провизор должен обладать специальными знаниями в области классификации фармацевтических товаров, влияния факторов внешней среды и упаковки на фармацевтические товары, прогнозирова­ния сроков их хранения, структуры потребительных свойств товаров, маркировки, стандартизации, фармацевтического маркетинга и др.

Переход на хозрасчет, а затем к рыночным отношениям потре­бовал от провизора более глубоких знаний в области товароведе­ния и маркетинга.

 

СВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

 

Учитывая огромное разнообразие товаров по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, товароведение широко исполь­зует знания и сведения из различных областей науки. Поэтому то­вароведение, как специальная научная дисциплина, базируется на многих естественных, технических и общественных научных дис­циплинах или тесно с ними связана.

Философия позволяет раскрыть содержание понятий «потреби­тельная стоимость» и «качество» продуктов труда, вооружает това­роведение диалектическим методом познания различных явлений и событий.

Экономика, изучающая законы управления производством и распределения материальных благ в человеческом обществе на раз­личных ступенях его развития, помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительная стоимость и стоимость товара, товарное производство, товар и т.д.

Для изучения, понимания и управления материально-вещественной стороной потребительной стоимости товара исходными являются:

· знания из области физики;

· общей, органической, аналитической, физической и коллоид­ной химии;

· биологии;

· технологии производства лекарственных средств, лекарственных форм, лекарственных препаратов, медицинских инструментов, приборов и оборудования;

· основ материаловедения в части свойств исходного сырья, иду­щего на производство товаров медицинского назначения, и не­которых других дисциплин.

Знания и сведения из области физики, различных разделов хи­мии, биологии позволяют установить связь между определенными физическими, химическими и биологическими свойствами товаров и их потребительскими свойствами, что, в свою очередь, созда­ет предпосылки для управления качеством товаров в процессе их производства, хранения и эксплуатации. Наличие этой связи обус­ловливает также использование некоторых физических, химичес­ких и биологических показателей и методов исследования для ха­рактеристики потребительских свойств товаров.

Влияние отдельных технологических процессов производства на формирование качества товара объясняет связь товароведения с технологическими дисциплинами.

Товароведение тесно связано с материаловедением. Сведения из области материаловедения, изучающего технологические свойства материалов, весьма ценны для понимания путей оптимизации по­требительских свойств товаров, а также для установления произ­водственных дефектов готовых изделий.

Для характеристики эстетических свойств и оценки эстетическо­го уровня товаров товароведение широко использует методы техни­ческой эстетики — специальной научной дисциплины, занимающейся опросами художественного конструирования и рационального формообразования технических изделий.

Товароведение не может обойтись без сведений из области:

· метрологии — научной дисциплины об измерениях, которая по­зволяет обеспечить единство измерений и повысить эффектив­ность использования современной измерительной техники;

· квалиметрии — научной дисциплины об измерении качества, методы которой служат для количественной оценки качества товаров;

· математики и математической статистики — наук, позволяющих описывать зависимости, обрабатывать результаты эксперимен­тов и устанавливать их достоверность.

При изучении социально-экономических и правовых вопросов качества товаров для товароведения полезны сведения из области экономики, управления и организации фармации, права и других смежных дисциплин.

При изучении медицинских инструментов необходимы знания по анатомии. При выборе методов стерилизации этих инструментов — знания по физике, химии и микробиологии.

Для приемки медицинских приборов и оборудования, а также при составлении претензий по их качеству понадобятся знания из следующих разделов курса физики: механика, ультразвуковые ко­лебания, электричество и магнетизм, электрофорез, магнитное поле, постоянный и переменный ток, атомная физика, рентгеновские лучи, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение и их свойства. При приемке и оценке качества оптических инструментов потребу­ются знания из раздела оптики.

При рассмотрении вопросов, связанных с хранением лекарствен­ных средств, необходимы знания разделов химической кинетики и диффузии из курса «Общая химия» или «Физическая и коллоидная химия». Вопросы же хранения, консервации и стерилизации меди­цинских инструментов, приборов и предметов ухода за больными тре­буют знания курсов общей и органической химии в полном объеме.

При определении конкурентоспособности лекарственных средств необходимы знания по фармакологии, фармакогнозии, фармацевтической химии, технологии лекарственных форм, а также многим спе­циальным лечебным дисциплинам — терапии, педиатрии, хирургии и др.

Кроме того, пригодятся знания латинского, а также и других иностранных языков.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.