|
СТАТИСТИЧЕСКАЯ (ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ) ИЛИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Статистическая классификация создана для облегчения управления народным хозяйством на всех уровнях: общегосударственном, отраслевом и территориальном. Эта классификация регламентирована комплексом государственных стандартов под общим названием — Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание Единой системы классификации и кодирования, изложены в правилах: · ПР 50.1.019-2000 «Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации»; · ПР 50.1.020.2000 «Порядок разработки общероссийских классификаторов». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами. Этому способствует применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации. В здравоохранении этот вопрос регулируется отраслевым стандартом ОСТ 91500.01.0003-2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения». В зависимости от уровня утверждения и сферы применения разрабатываются и внедряются классификаторы следующих категорий: · общероссийские; · отраслевые; · административно-территориальной единицы; · предприятий, медицинских учреждений; · объединений, общественных организаций, ассоциаций. Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Позиция классификатора — наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Например, код 93 означает классификационную группировку продукции — медикаменты. Емкость классификатора — наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены, и в этом случае образуется Резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в классификаторе. Классификаторы подразделяют на категории. Категория классификатора — признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы применения. Различают классификаторы общероссийские, отраслевые и предприятий. Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ). Отраслевой классификатор — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли. Классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия. По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются к соответствующим стандартам. Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России, и их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющих межотраслевое применение. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ) представляют собой своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Они разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы и имеют общегосударственное значение. Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий - в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве административно-территориальных классификаторов, классификаторов предприятий и общественных организаций могут служить выборки из общероссийских и отраслевых классификаторов, утвержденные в установленном порядке. Отраслевой классификатор системы стандартизации в здравоохранении является нормативным документом и может иметь сокращенное наименование следующей формулы: ОКХХХ где ОК - отраслевой классификатор; XXX - первые буквы слов, входящих в наименование классификатора. Так, ОК ПМУ расшифровывается как Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», а ОК СКМУ — Отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги». Отраслевому классификатору присваивается идентификационный номер, который имеет 15 разрядов: Согласно ОКОНХ код отрасли Здравоохранение — 91500. В соответствии с «Основными положениями стандартизации в здравоохранении» номер группы нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении принимает значение от 01 до 99. Порядковый номер данного отраслевого классификатора в группе принимает значение от 0001 до 9999. Год введения документа в действие принимает значение от 2000 до 2099, т.е. от 2000 до 2099 г. Отраслевые классификаторы системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, которая содержится в унифицированных отраслевых формах документов и отсутствует в общероссийских классификаторах или представляет собой выборки из них. В последнем случае допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. Классификаторы административно-территориальных единиц, предприятий, общественных организаций разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, которая содержится в Унифицированных формах документов соответствующего уровня и отсутствует в общероссийских или отраслевых классификаторах. Или представляет собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. Порядок разработки отраслевых классификаторов системы стандартизации в здравоохранении аналогичен порядку разработки других нормативных документов. С целью обеспечения организационно-методического единства в здравоохранении административно-территориальной единицы, предприятий, учреждений, общественных организаций должен соответствовать требованиям раздела 02 и 03 ОСТ ПКЗ 91500.01.0003-2000 и быть утвержденным органом по стандартизации этого уровня в установленном порядке. Отраслевой классификатор должен содержать следующие структурные элементы: · титульный лист; · содержание; · введение; · перечень позиций классификатора; · алфавитный указатель (при необходимости). Каждая позиция отраслевого классификатора строится, как правило, в следующем порядке: код, наименование, дополнительные классификационные признаки, если они предусмотрены классификацией. Отраслевой классификатор вводится в действие соответствующим приказом министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором оговариваются сроки его введения. Отраслевой классификатор подлежит регистрации, осуществляемой Лабораторией проблем стандартизации в здравоохранении ММА им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Право официального опубликования отраслевого классификатора принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непосредственное отношение к товарам имеет Общегосударственная классификация представленная в Общероссийском классификаторе продукции, который введен в действие с 1 июля 1994 г. на территории Российской Федерации вместо Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г., № 301. Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, экономика, статистика и др. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) введен в действие с 01.01.94 г., предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Среди классификаторов, применяемых в сфере внешнеэкономических связей Российской Федерации, значительное место принадлежит ТН ВЭД, введенной в стране в 1991 г. (одновременно всеми бывшими республиками СССР) в качестве основы таможенного тарифа, статистики внешней торговли, комплекса мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. ТН ВЭД полностью заменила действовавшую более 50 лет Единую товарную номенклатуру внешней торговли стран — членов СЭВ (ЕТН ВТ), которая в силу особенностей построения не обеспечивала сопоставимость данных о внешней торговле на международном уровне. Внедрение ТН ВЭД потребовало проведения ряда мероприятий. Министерство внешнеэкономических связей России (МВЭС России) перешло на использование ТН ВЭД во всех сферах своей деятельности. Государственный таможенный комитет России (ГТК России) изменил и дополнил положение о порядке пропуска и декларирования товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу. Фактически ГТК России разработал новую систему предъявления и пропуска товаров через границу страны с применением декларации и классификатора ТН ВЭД. Введение классификатора вызвало необходимость изменения Государственным комитетом России по стандартам большого количества стандартов, применяемых в стране. Государственный Комитет России по статистике утвердил новые методологические положения статистики внешней торговли и других операций в рамках статистики внешнеэкономических связей, которые значительно сближены с методологией ООН. МВЭС России разработало новый «Таможенный тариф Российской Федерации» для всей номенклатуры классификатора. Внедрение классификатора международного уровня — это переход на принципиально новые системы классификации и кодирования, применяемые в большинстве стран мира и позволяющие обеспечить сопоставимость данных о внешней торговле. Общим для нормативных документов, издаваемых на государственном уровне, явилось требование показывать во всех документах коды и наименования товаров в строгом соответствии с ТН ВЭД, дополняя их в необходимых случаях соответствующими характеристиками, включающими в себя размеры, модели, комплектность и другие Данные, необходимые для однозначного понимания товара. ТН ВЭД сегодня — универсальный классификатор товаров, надежный инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Практически ни один процесс во внешнеэкономических связях России не проходит без использования данного классификатора. На государственном уровне ТН ВЭД при необходимости применяется: 1) при проработке и подготовке международных документов (соглашений, конвенций и т. д.); 2) для тарифного (например, импортный тариф) и нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, регистрация участников внешнеэкономической деятельности, регистрация спецэкспортеров и др.). Постановления, указы, подзаконные акты по вышеназванным вопросам обычно снабжены списками конкретных товаров, закодированных кодами ТН ВЭД; 3) для статистических наблюдений; 4) для транспортных перевозок; 5) для страхования грузов. Использование нового классификатора, имеющего международную основу, ознаменовало начало нового этапа во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В номенклатуре гармонизированной системы (НГС) объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. НГС имеет шесть уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. Высшим уровнем являются разделы, их насчитывается 21. Гармонизированная система (ГС) вобрала в себя много различных принципов и особенностей. На уровне разделов классификация товаров производится исходя из следующих принципов: · по происхождению товара, например товары сельского хозяйства, рыболовства, животноводства, лесного хозяйства, минералогии; · по химическому составу: жиры и масла; продукция химической отрасли и связанных с ней отраслей; · по виду материала, из которого изготовлен товар, например кожевенное сырье, мех, древесина, бумага; изделия из камня, гипса, цемента; драгоценные и полудрагоценные камни и металлы; · по функциональному назначению товара: готовые пищевые продукты; текстиль и текстильные изделия; обувь, головные уборы; машины и оборудование, транспортные средства, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель. При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах; а также учитывается значение товара в международной торговле. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т.д. В ГС строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке можно благодаря «Основным правилам классификации товаров», примечаниям к разделам, группам.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|