|
Правил бухгалтерского и налогового учетаСтр 1 из 25Следующая ⇒
Как видно из табл. 1, различаются не только правила груп- пировки доходов и расходов организации, их признания в бухгал- терском и налоговом учете, но и правила квалификации и клас- сификации амортизируемого имущества, способы оценки мате- риально-производственных запасов, основных средств и т. д. При этом действующее налоговое законодательство по су- ществу выбрало многие элементы системы бухгалтерского учета. Данный вывод о связи и разделении налогового и бухгалтерского учета нашел отражение в Налоговом кодексе, где сформулирова- ны общие принципы налогового учета: – налоговый учет представляет собой единую систему обя- зательного отражения результатов экономической деятельности налогоплательщика и иных объектов, подлежащих налогообложе- нию либо связанных с налогообложением; – налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения, включая налоговый контроль; – налоговый учет ведется на основе данных бухгалтерского учета или иных документально подтвержденных данных об объ- ектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налого- обложением; – налоговый учет ведется самостоятельно налогоплательщи- ком в соответствии с принципами, установленными в НК РФ; – налоговый учет полученных доходов и осуществленных расходов ведется налогоплательщиком в соответствии с исполь- зуемым им методом налогового учета. Налогоплательщик обязан правильно и своевременно относить полученные доходы и осуще- ствленные расходы (в зависимости от применяемого их учета) к тем отчетным периодам, когда они получены, осуществлены или подлежат признанию в качестве таковых; – ведение налогового учета должно обеспечивать полное представление обо всех операциях, связанных с деятельностью на- логоплательщика, и о его финансовом положении. Таким образом, налоговый и бухгалтерский учет различны, но и не исключается тесная связь и взаимопроникновение налого- вого и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет был и остается основой налогового учета. Большинство компаний стремится сблизить налоговый и бух- галтерский учет, чтобы избежать расхождений. Для этого в учет- ной политике по бухгалтерскому и налоговому учету предусмат- ривают одинаковые положения. Есть случаи, когда это не только возможно, но и желательно сделать. Сближение положений бухгалтерского и налогового учета стоит начать с момента оприходования актива. Так, материалы мож- но отражать в бухгалтерском учете так же, как и в целях налогооб- ложения, по фактическим ценам, а не по учетным. А если у компа- нии есть транспортно-заготовительные расходы, то в бухучете их выгоднее включить в фактическую себестоимость материала или сырья. Ведь в налоговом учете стоимость материально-производ- ственных запасов, учитываемых в расходах, определяют исходя из цен приобретения. Помимо прочего в эту цену включают комис- сионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сбо- ры, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с при- обретением материалов и сырья (п. 2 ст. 254 НК РФ). Схожие положения стоит предусмотреть в учетной полити- ке по бухучету и налоговому учету при оприходовании товаров и финансовых вложений. С основными средствами ситуация немного сложнее. При формировании первоначальной стоимости актива разница между налоговым учетом и бухучетом может возникнуть из-за примене- ния амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). В бухгалтер- ском учете она не предусмотрена. Поэтому сблизить два вида уче- та можно, если компания решила не применять амортизационную премию. После того как компания определит порядок оприходования активов, стоит установить одинаковые методы списания каждого вида имущества в бухгалтерском и налоговом учете. При выборе стоит учесть, что ряд методов, предусмотренных в налоговом учете, может отсутствовать в бухгалтерском и наобо- рот. К примеру, метода ЛИФО, который предусмотрен в налого- вом учете для списания материалов и товаров (п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ), в бухгалтерском учете нет (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). А метод списа- ния стоимости финансовых вложений на расходы – по средней первоначальной стоимости, предусмотренный в бухгалтерском уче- те (п. 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»), не использует- ся для целей налогообложения (п. 9 ст. 280 НК РФ). К примеру, в отношении сырья, материалов, товаров и фи- нансовых вложений можно применять метод ФИФО. Он преду- смотрен и для налогового, и для бухгалтерского учета. Единственный метод начисления амортизации в бухгалтер- ском учете, который полностью совпадает с налоговым, – линей- ный. При его использовании разницы между бухгалтерским и нало- говым учетом не возникнет. Но, во-первых, первоначальная стои- мость основного средства в бухгалтерском учете должна совпадать с первоначальной стоимостью в налоговом учете. Чаще всего на практике это условие выполнить несложно. Во-вторых, потре- буется установить одинаковый срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете, с этим обычно также проблем не возникает. По нематериальным активам учет сблизить сложнее. В на- логовом учете действует правило: если в отношении какого-либо актива невозможно определить срок полезного использования, нор- мы амортизации устанавливают исходя из 10-летнего срока (п. 2 ст. 258 НК РФ). А в бухгалтерском учете амортизацию по этим нематериальным активам вообще не начисляют (п. 23, 25 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Поэтому даже при ли- нейном методе начисления амортизации будет возникать разница между бухгалтерским и налоговым учетом в отношении данных активов. А вот с нематериальными активами, по которым срок по- лезного использования известен, таких сложностей не возникнет. ![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|