Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ





РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Содержание

Стр.

1. Цели и задачи самоанализа …………………………………………3

2. Процедуры проведения самоанализа ………………………………4

3. Этапы проведения самоанализа ………………….…………………6

4. Процедуры самоанализа: наблюдение ……………………………. 10

Работа педагога и заведующего с показателями и

Индикаторами в ходе самоанализа в своей группе

и наблюдения в группе коллег……………………………………….. 14

Инструменты и процедуры, используемые при внешней

независимой экспертизе ……………………………………………….19

 

Приложение I

Целевые ориентиры дошкольного образования ….…………………….22

 

Приложение II

Система показателей и индикаторов показателей,

используемых при оценке деятельности ДОО

в процессе самоанализа ……………………………………………….24

 

Приложение Ш

Инструкция по использованию инструмента оценки

психолого-педагогических условий реализации

основной общеобразовательной программы в ДОО

в процессе самоанализа (наблюдение в группах) …………….……..52

 

Приложение IV

Инструкция по анкетированию родителей воспитанников ДОО

и по обработке и анализу данных анкеты №1 ……………………….56

 

Приложение V

Инструкция по обработке анкеты для родителей воспитанников №2

и анкеты для педагогов………………………………………………..62

 

 

Цели и задачи самоанализа

В процессе ежедневной работы, за множеством насущных проблем и трудностей, требующих немедленного решения, очень трудно удерживать основные задачи дошкольной организации по воспитанию и обучению детей. Не просто ответить на вопрос, насколько хорошо работает весь коллектив детского сада и отдельные педагоги, достаточно ли полно удовлетворяются потребности детей и их семей.

Если отойти от привычной (во многом зависящей от личности проверяющего) оценки уровня сформированности у детей определенных знаний, умений и навыков, то по каким критериям можно установить, насколько хорошо работает дошкольная образовательная организация (ДОО)? Существует подход к анализу различных аспектов деятельности дошкольной организации, альтернативный традиционному, подход, который позволит ответить на этот непростой вопрос.

Самоанализ решает задачу рефлексии сотрудниками дошкольной организации собственной деятельности. Его особенность, в отличие от традиционных плановых инспекторских проверок, состоит в том, что первоначальный и всесторонний анализ собственной работы проводят сами сотрудники ДОО. В самоанализе принимают участие все: администрация ДОО, ее сотрудники, родители.

С помощью самоанализа сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Самоанализ позволит изменить профессиональную позицию каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.

 

Процедуры проведения самоанализа

Уважаемые коллеги! Прежде, чем проводить самоанализ, обязательно внимательно ознакомьтесь с данными рекомендациями! Это поможет вам избежать многих недоразумений и ошибок.

При проведении самоанализа предлагается использовать несколько процедур:

1. наблюдение в группах,

2. анкетирование,

3. анализ документации.

 

Для процедуры наблюдения в группах и для анализа документации разработаны специальные бланки – листы оценивания (в текстовом формате они представлены в Приложении II). На них представлены показатели, на которые следует ориентироваться при проведении самоанализа, а также индикаторы, по которым оцениваются эти показатели. Показатели и индикаторы показателей определяют направления самоанализа, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО в следующих пяти образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

 

При этом показатели самоанализа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие ребенка» распределены по следующим разделам:

1. Взаимодействие взрослых с детьми

2. Социально-личностное развитие

3. Развитие игровой деятельности

Показатели по образовательной области «Познавательное развитие» включают следующие пять разделов:

1. Развитие в деятельности конструирования

2. Развитие мышления, элементарных математических представлений

3. Развитие элементарных естественнонаучных представлений

4. Развитие экологической культуры детей

5. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Показатели самоанализа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также распределены по трем разделам:

1. Развитие ребенка в изобразительной деятельности

2. Развитие ребенка в музыкальной деятельности

3. Развитие ребенка в театрализованной деятельности

 

Таким образом, оценка качества реализации Программы в ДОО в процессе наблюдения в группах может осуществляться по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, а также включает оценку развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Анализ документации ДОО подробно описан ниже. При этом важно отметить, что анализ документации также сориентирован на поиск подтверждений для оценки деятельности ДОО по приведённым показателям.

 

Анкетирование педагогов и родителей представляет собой важную часть оценки качества дошкольного образования в процессе самоанализа. Для проведения анкетирования разработаны анкеты, которые позволяют проанализировать образовательные запросы и образовательные ожидания родителей, а также сопоставить их с представлениями педагогов об образовании и развитии детей. Такая «перекрестная» информация позволит детскому саду наиболее эффективно учесть точку зрения родителей, наладить диалог между педагогами и родителями, а также обеспечит наилучшее вовлечение семьи в образовательный процесс ДОО. В конечном итоге все проведенные процедуры самоанализа приводят к наиболее полной и «стереоскопической» оценке качества реализации основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации. При этом такая оценка проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ДОО.

 

Этапы проведения самоанализа

Самоанализ осуществляется в три этапа.

Как используются результаты наблюдений в общем отчете ДОО?

Наблюдения позволяют собрать большой объем информации по каждой группе. Однако качество образования оценивается во всей дошкольной организации. Для этого результаты наблюдений по каждому показателю усредняются по всем группам, а усредненный балл берется для общего «Отчета о работе ДОО» в качестве оценки работы дошкольной организации по каждому показателю.

 

Приложение I

Приложение II

Ма 8. Педагоги создают условия для развития у детей представлений о времени и способах его измерения (знакомят с основными временными интервалами: минута, час, день, неделя, месяц, год; временными соотношениями: вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; рассказывают об определении времени по часам и календарю).

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Представлений.

Е 2.1. Рассказывают детям о Земном шаре, знакомят с многообразием природных ландшафтов (показывают глобус, карты, Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря, горы; изготавливают вместе с детьми макеты разных ландшафтов пр.)

Е 2.2. Знакомят с природными явлениями и климатическими зонами

(наблюдают за сменой времен года, дождем, снегопадом, грозой, радугой и пр.; читают книги, рассматривают альбомы, слайды с изображением тайги, степей, гор, вулканов, землетрясений, наводнений и т.д.).

Е 2.3. Рассказывают о природных богатствах земных недр (угле и нефти, драгоценных камнях и металлах, природных источниках воды и пр.).

Е 2.4. Рассказывают о странах и населяющих их народах (о разных расах, национальностях, видах поселения: город, село, поселок, деревня, хутор и пр.).

 

Е 3. Педагоги создают условия для развития у детей представлений о космосе и Солнечной системе (наблюдают за движением Солнца и Луны, рассматривают звездное небо; рассказывают о вращении планет вокруг Солнца, о созвездиях, кометах, метеоритах, рассказывают и читают о солнечных и лунных затмениях и т.п.).

Е 4. Педагоги создают условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в естественнонаучном познании (организуют проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.).

 

"Э" РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Э 3. Создают условия для экспериментирования и творческой активности детей (выращивание растений из семян, составление гербариев; сочинение рассказов и сказок о жизни животных и растений; изготовление поделок, рисунков и т.п.).

«Ч» РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Из1. Педагоги создают условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру (обращают их внимание на красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.).

М 4. Педагоги организуют совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (создают детские хор, оркестр, танцевальный ансамбль; проводят совместные праздники с участием детей, родителей и сотрудников и т.д.).

Т 4. Педагоги реализуют индивидуальный подход в организации театрализованной деятельности детей (стремятся привлечь каждого ребенка к участию в спектаклях или других выступлениях, предлагают главные роли застенчивым детям, вовлекают в спектакли детей с речевыми трудностями и пр.).

Т 5. Педагоги создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).

Т 6. Педагоги создают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (используют игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливают атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.).

 

«Ф» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Ф 5. Проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витамино- фито- и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми и т.п.).

Предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других помещениях, на лестничных пролетах, в проходах, холлах организованы выставки с поделками детей и пр.)

Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для познавательного развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, «живой уголок» и др.)

Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей (помещения ДОО и участок оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей)

В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т.п.)

12.1. В групповых и прочих помещениях ДОО имеется оборудование для использования информационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры, сканеры и т.п.)

12.2. Во всех групповых, а также в иных помещениях ДОО обеспечена возможность подключения к Всемирной информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством кабельной проводки, а также с помощью технологии Wi-Fi

 

Приложение III

Приложение IV

Приложение V

Инструкция

И анкеты для педагогов

Анкета для родителей № 2 и анкета для педагогов ДОО обрабатываются и анализируются одинаковым способом. Ниже приводится инструкция по обработке анкеты № 2 для родителей, по образцу которой обрабатываются и анализируются анкеты для педагогов.

Инструкция

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.