Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа педагога и заведующего с показателями и индикаторами в ходе самоанализа в своей группе и наблюдения в группе коллег





При проведении самоанализа педагогом у себя в группе, в том числе, при наблюдении за работой второго воспитателя (сменщицы), а также в ходе наблюдения в группах у коллег, педагогам и администрации дошкольной организации необходимо учитывать следующие важные принципы, на которых строится оценка качества образования в дошкольном учреждении.

1.

У ДОО в целом, в каждой группе и у каждого воспитателя нет задачи выполнить все показатели и индикаторы!

Прежде всего, важно иметь в виду, что выполнение каждого показателя, включенного в инструмент, не только не нужно, но и невозможно в принципе. Показатели и индикаторы оценки качества реализации Программы в ДОО составлены таким образом, что в них отражена вся лучшая практика работы по развитию ребенка дошкольного возраста, все возможные действия воспитателя по решению разных педагогических задач. Каждое из этих действий (путей развития ребенка) может присутствовать в разных детских садах и в разных группах, у разных педагогов, в той мере, в которой оно отвечает той или иной задаче развития детей именно в данной группе. Педагоги и администрация дошкольного учреждения определяет эти задачи, а также пути их решения в образовательной программе ДОО или в программе группы, исходя из потребностей семей в своем регионе или муниципалитете, а также из особенностей и интересов детей. Дети в группе у педагога сменяются, их потребности и интересы также могут измениться, что, согласно ФГОС ДО, ведет к изменению основной образовательной программы ДОО, а, следовательно, к выбору других приоритетов в образовательной деятельности ДОО или группы.

Таким образом, показатели и индикаторы по всем образовательным областям и по всем направлениям развития детей предоставляют педагогам и администрации ДОО возможность выбрать для реализации те из них, которые они считают приоритетными в конкретной ситуации в детском саду или в группе и которые отражают текущую основную образовательную программу ДОО. Каждое дошкольное учреждение тем и отличается от других, что реализует те или иные показатели и индикаторы частично,в своем индивидуальном «наборе». Выбор образовательной организацией приоритетных задач обеспечивает вариативность дошкольного образования в стране, при этом индивидуальное сочетание показателей и индикаторов придает собственное "лицо" именно вашему саду. Семьям ваших детей очень важно знать, на что делается упор в данной ДОО, и какую педагогическую задачу она старается решить в первую очередь. Эта информация создает основу для выбора родителями той ли иной ДОО, в зависимости от того, насколько она подходит для их ребенка.



Важно понимать, что вариативность, возможность выбора не означает возможности игнорировать какое-либо направление развития ребенка или, тем более, развитие детей в какой-либо образовательной области. Речь идет лишь о способе, о траектории такого развития, которую педагог определяет исходя из потребностей и интересов каждого ребенка в группе.

Таким образом, разрабатывая основную образовательную программу детского сада или группы, администрация и педагоги, опираясь на инструмент, который предлагается для самооценки детского сада, могут заранее выбрать те показатели, которые они сочтут приоритетными и в дальнейшей работе стремиться к выполнению их на высшую оценку (что также не обязательно). То же касается индикаторов, которые содержатся в большинстве показателей: поскольку они определяют конкретные пути достижения определенной цели развития, то они также представляют собой поле для выбора. Примеры, приведенные в объяснениях к индикаторам, играют роль иллюстраций и тем более призваны лишь сориентировать педагогов в возможных конкретных формах и способах достижения поставленной цели. Здесь - большой простор и для собственного творчества педагогов. В последнем случае, разумеется, педагоги должны быть совершенно уверены, что придуманные ими способы решают именно поставленную педагогическую задачу, что, как показывает практика, они часто делают с большим успехом.

Кроме того, если в процессе самоанализа, педагоги или администрация ДОО заметит, что какое-либо направление деятельности, какой-либо показатель или индикатор в вашей ДОО (или группе) отсутствует, но коллектив сочтет возможным и желательным предпринять усилия по его реализации, то это и будет планирование работы по усовершенствованию деятельности учреждения.

Например, вы оцениваете раздел«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА»,Индикатор 3.3. «Для детей с ограниченными возможностями имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками». Предположим, что в вашем детском саду нет таких детей, следовательно, и нет соответствующей мебели. Вы ставите за выполнение этого индикатора 0 баллов. Это не значит, что этот индикатор обязательно должен выполняться и поэтому деятельность вашей ДОО является недостаточной. Но при наличии кадровых, материальных и других возможностей, а также потребностей родителей вы можете наметить на перспективу создать в ДОО соответствующие условия и принять детей с ограниченными возможностями.

2.

Формулировки показателей и индикаторов предназначены для педагогов, а не для детей!

Это значит, что формулировки показателей и индикаторов не являются содержанием вашей основной образовательной программы. Поэтому не следует рассматривать используемые в формулировках понятия как обязательное содержание образовательного процесса и вводить их в речь педагога, пособия и материалы, адресованные детям.

Для примера рассмотрим индикатор «Рассказывают о природных богатствах земных недр (угле и нефти, драгоценных камнях и металлах, природных источниках воды и пр.)». Такая формулировка не подразумевает, что воспитатель будет пользоваться словами «природные богатства земных недр» и тем более требовать их повторения от детей. Отталкиваясь от вопросов и интересов детей, воспитатель может сообщить им очень многое об окружающем мире. Дети могут заинтересоваться, откуда берутся, например, драгоценные камни или тепло в доме, из чего сделаны ложки и тарелки и т.п. Педагог сам может инициировать интерес детей к подобным темам и в той или иной форме (игре, беседах, чтении сказок, просмотре видеофильмов и пр.) довести до их сведения, что под землей находится много интересных и полезных для человека вещей.

3.

Необязательно выполнять все показатели и индикаторы во всех возрастных группах!

Как уже упоминалось выше, предлагаемый инструмент оценки качества не предусматривает выполнение в каждой группе дословно всех показателей и индикаторов. Это утверждение также имеет еще и возрастной аспект. Как мы уже упоминали, содержание показателей и индикаторов не совпадает с содержанием программы, поэтому для детей разного возраста (точнее, разного уровня развития, поскольку паспортный возраст лишь частично характеризует уровень развития ребенка) актуальными становятся не все заданные в индикаторах способы решения педагогической задачи по развитию детей. Если ребенок достаточно развит, чтобы его заинтересовал предложенный педагогом материал, – значит, индикатор может быть использован для организации описанного в нем педагогического действия.

Для примера рассмотрим индикатор «Организуют игры и занятия, в ходе которых дети знакомятся с основными измерительными средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.) и единицами измерения длины, веса, объема, денежными единицами и пр.».

Во-первых, этот индикатор может совсем не выполняться в младшей или средней группе, просто отмечается в листе оценивания «0». Во-вторых, данная формулировка не означает, что в младшей или средней группе предлагается учить детей единицам измерения длины или веса так, как это делается в школе. Однако если дети, насыпают в ведерко три совочка песка или, играя в магазин, «расплачиваются» игрушечными монетами, это и будет знакомство с «единицами измерения». Примером знакомства с мерами длины может быть и просмотр мультфильма про удава, которого персонажи измеряли попугаями.

Второй пример. Рассмотрим индикатор «Знакомят с некоторыми физическими явлениями: магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света, электричество и др. (организуют детское экспериментирование с магнитами, лупой, биноклем, микроскопом и др., взвешивание тяжелых и легких предметов и т.п.). Естественно, перед педагогами младшей группы не стоит задача формировать у детей представления о «магнитном и земном притяжении, отражении и преломлении света». Знакомство с этими явлениями может осуществляться в ходе демонстрации воспитателем «волшебного» явления – как «подпрыгивают» и «прилипают» мелкие металлические предметы к магниту или как они «бегают» по поверхности стола, под крышкой которого движется магнит. Или если детям интересно рассматривать через лупу жучка, то почему бы не предоставить им такую возможность? Подобные показатели и индикаторы не предписывают педагогам обязательно их выполнять, они лишь ориентируют воспитателя, в каком направлении можно осуществлять образовательную деятельность, расширяя интересы и кругозор детей, а не ограничиваться только рамками программы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.