Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины создания организаций





 

Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации.

Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является весьма распространенное и, безуслов­но, верное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов, как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. Поэтому разработке систе­мы мотиваций, как побудительных причин трудового поведе­ния персонала, в менеджменте уделяется особое внимание. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих че­ловека на выбор определенных форм деятельности, необходи­мых для достижения целей организации.

Прежде всего, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в данную организацию. Необходимо также понять, каких воз­награждений он ждет за проделанную работу, и оценить, за­служивает ли он этих вознаграждений или нет. Вознагражде­ние — это все то, что человек считает ценным для себя.

В своем труде «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют:

• внутренние вознаграждения — достижение желаемого результата, содержание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т.п.;

• внешние вознаграждения — зарплата, дополнительные выплаты, продвижение по службе, награды, похвалы, признание и т.д.

Мотив связан с определенной потребностью и является по­буждением к деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Для формирования мотивов важен резуль­тат индивидуализации способов удовлетворения потребностей (субъективный подход). Актуальные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потребность — это состояние человека, определяемое необходимостью в чем-либо. Потребности разделяются на первичные (физиологиче­ские потребности организма) и вторичные (проявления психо­логического характера). Заметим, что деньги — это не по­требность, а лишь средство для удовлетворения потребностей.

В научных взглядах на проблемы потребностей выделяют­ся три основных направления:

• глубинный подход, при котором пытаются выделить одну
базовую доминирующую потребность, определяющую поведение человека, например потребность в продолже­нии рода;

• обобщенная классификация инстинктов. В частности,
Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинк­тов, которые, по его мнению, лежат в основе поведения человека;

• концепция ограниченного числа основных потребностей.
Например, У.А. Томас выделил всего 4 основных потреб­ности: безопасность, признание, дружба, новый опыт. К. Обуховский выделяет 2 основных группы потребно­стей:

- физиологические (в сне, пище, сексе и т.д.),

- ориентировочные (желание постичь смысл жизни,
стремление к интеллектуальному познанию мира, не­обходимость эмоционального контакта).

Из иерархических теорий потребностей наибольшую из­вестность получила 5-ти уровневая пирамида потребностей А. Маслоу. Заслуживает внимания классификация потребно­стей, предложенная Б.Ф. Ломовым, который считал базовыми потребностями условия и средства жизнеобеспечения, а также необходимость в деятельности, общении, познании и отдыхе. Все остальные потребности, по его мнению, являются произ­водными от базовых потребностей.

Мотивационные теории, раскрывающие причины того или иного поведения людей и пытающиеся ответить на вопрос: «что побуждает людей к определенным поступкам, в частно­сти к трудовой деятельности?», называют содержательными теориями. В их основе лежит идентификация внутренних по­буждений по А. Маслоу, Д. Мак Клелланду, Ф. Герцбергу.

Теории, которые пытаются ответить на вопрос: «как сти­мулировать людей к трудовой деятельности?», называют про­цессуальными теориями. Это теория ожиданий В. Врума, тео­рия справедливости П. Гудмэна, теория X-Y Д. Мак-Грегора, модель мотивации Портера-Лоулера.Более подробно с теориями мотивации можно ознакомить­ся в книге: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы ме­неджмента».

Мотивация в широком понимании — это комплекс моти­вов, определяющих расположенность человека к определен­ным действиям и поступкам. Мотивы, по которым люди объе­диняются в организации, можно условно разделить на две группы: достижение общих целей через достижение индиви­дуальных целей, и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей, (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Мотивы объединения людей в организации

 

Первый тип мотивации характерен, в основном, для орга­низаций делового типа — фирм, предприятий, финансовых учреждений и т.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу ус­луг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных по­требностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег. Он решает свои собственные проблемы, для него это главное. Но при правильной организа­ции труда суммарные усилия всех сотрудников предприятия приведут к успешному достижению общей цели, приносящей доход предприятию при одновременном решении социально-значимых задач. В данном случае — это обеспечение населе­ния необходимыми товарами или услугами.

Второй тип мотиваций более характерен для организаций общественного типа — партий, союзов и т.д. Мы знаем, что многие работники предприятий и фирм объединяются в проф­союзные организации ради вполне осознанной цели — борьбы за свои права. Единомышленники объединяются в партии и решают определенные общественно значимые проблемы. Об­разуются всевозможные союзы и клубы по интересам. Орга­низуются самодеятельные творческие коллективы. Наиболее активные члены общества бескорыстно заботятся об охране окружающей среды.

Определение типа мотивации личности, принимающей уча­стие в работе организации, является достаточно сложной зада­чей. Особенно это характерно для работников управленческого звена — менеджеров. Если в доперестроечный период работник управленческого звена был озабочен главным образом обеспе­чением наилучшей работы только в рамках подчиненного ему звена фирмы, то в условиях рыночной экономики он вынужден постоянно соизмерять свою деятельность с ее влиянием на ра­боту всей организации. Таким образом, он вынужден не только правильно осознавать общую цель, стоящую перед организаци­ей, но и работать ради ее достижения, т.е. в его деятельности должен превалировать второй тип мотиваций.

Это означает, что современный менеджер должен руково­дствоваться одновременно двумя типами мотиваций. В дан­ном случае можно говорить только о преобладании одного из двух типов мотивации в его поведенческой ориентации. Какой из них будет основным, зависит от вида организации, особен­ностей ее работы и личных качеств менеджера. Более того, менеджер должен разработать систему мероприятий, побуж­дающих к сознательному труду членов коллектива, находя­щихся в его подчинении.

В организациях, занимающихся финансовой деятельно­стью (банки, фондовые биржи, и т.п.), разрабатывается специ­альная система мероприятий социального, психологического и экономического характера по усилению роли мотиваций вто­рого типа. При этом определяющим является требование, что­бы любой сотрудник, прежде всего, думал о том, как его работа повлияет на престиж фирмы и решение общих задач, стоящих перед организацией, и уже только потом заботился о своих личных интересах. Каждый член коллектива должен пони­мать, чем больших успехов достигнет организация, в которой он работает, тем большую выгоду он получит для себя лично.

Итак, в условиях рыночной экономики организация успеш­но развивается только в том случае, когда достижение об­щих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда дости­жение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.