Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структурирование управления организационными системами





 

Часть деловой организации, реализующая функции управ­ления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и пред­ставляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функ­ций. Напомним, что термин организация предусматривает определение порядка взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной системы.

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем — биологических, техноло­гических, социальных — является иерархия. Термин «иерар­хия» в буквальном переводе с греческого — священная власть (hierarchia = hieros + arhe) — был введен в употребление пол­тора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.

По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа ие­рархии к социальным системам, в том числе и к деловым ор­ганизациям.

В современной теории организации понятие «иерархия» применяется, в основном, для отражения вертикального под­чинения между различными уровнями управления организа­цией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей — соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. Отношение подчинения или от­сутствие такового удобно описывается с помощью графиче­ского отображения, которое строится по следующему прин­ципу: если звено Б системы подчиняется звену А, то это обо­значается стрелкой, направленной вниз, а если звенья Б и В связаны между собой определенной системой взаимодействия на одном уровне, то эта связь отображается горизонтальной линией (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Графическое отображение вертикальных и горизонтальных связей в системе

 

Очевидно, что в сложных структурах управления такое де­ление носит чисто условный характер. В рамках деловой ор­ганизации иерархия предусматривает распределение полно­мочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так, например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кад­ров находятся на одном уровне в иерархической схеме рас­пределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличи­ем горизонтальных связей между ними.

Впервые модель четкой иерархической структуры управ­ления была разработана в начале XX века немецким ученым Максом Вебером в теории бюрократии как наиболее эффек­тивной для того времени системы управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением тео­рии было четкое разделение труда, из которого вытекали сле­дующие требования к системе управления:

· использование квалифицированных специалистов на всех
уровнях исполнения;

· соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уро­вень должен подчиняться вышестоящему уровню;

· наличие формальных правил и норм для выполнения пер­соналом своих задач;

· разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

Со временем понятие «бюрократия» превратилось в нари­цательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой лю­дей, связанных с управлением (чиновников).

В настоящее время это понятие определяет тип управле­ния, при котором работники управленческого звена ставят свои личные или корпоративные интересы выше интересов организации и государства. Такое отношение к делу способст­вует развитию чиновничьего диктата как в экономической сфере, так и в социальной.

Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характери­стику основных организационных структур.

Линейная структура управления (Рис. 3.7) является наи­более приемлемой лишь для простых форм организаций. От­личительная черта: прямое воздействие на все элементы орга­низации и сосредоточение в одних руках всех функций руко­водства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

Рис. 3.7. Линейная структура управления.

 

В небольших организациях с четким распределением функ­циональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды иколеса (рис. 3.8, а, б, в).

А. б. в.

Рис. 3.8 Варианты структур: а — кольцо; б — звезда; в — колесо.

Р — руководитель; И — исполнитель

 

Линейно-функциональная структура управления (Рис. 3.9) основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в за­висимости от обязанностей, возложенных на заместителей ру­ководителя — функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного от­дела, отдела маркетинга и т.д.

Рис 3 9. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-штабная структура управления (Рис. 3.10.)

представляет собой комбинированную структуру, сочетаю­щую свойства линейных и линейно-функциональных струк­тур. Она предусматривает создание специальных подразделе­ний (штабов) в помощь линейным руководителям для реше­ния тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам при­нимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осущест­влять линейное управление (единоначалие) по ключевым по­зициям организации.

Рис 3.10. Линейно-штабная структура управления

 

Матричная структура управления (Рис. 3.11) представ­ляет собой решетчатую организацию, построенную на прин­ципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руко­водителю проекта, с другой — руководителю проекта (целе­вой программы), который наделен необходимыми полномо-г чиями для осуществления процесса управления в соответст­вии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком про­изводстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рис. 3.11. Матричная структура управления

 

Программно-целевая структура управления предусмат­ривает создание специальных органов управления кратко­срочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматри­вает возложение на руководителя, ответственного за програм­му выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наде­ляется всеми правами распоряжения в части производствен­ной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента про­дуктов.

Проектная структура управления формируется при раз­работке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модерниза­ция производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и органи­зацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специ­ального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе.

Функционально-объектная структура управления пре­дусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в до­полнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты явля­ются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.

Разновидностью иерархического типа организации управ­ления является весьма сложная и разветвленная структура, получившая название дивизиональной структуры управления (от английского слова division — отделение), первые разра­ботки которой относятся к 20-м годам, а пик практического использования — к 60-70-м годам XX столетия.

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, ди­версификацией их деятельности и усложнением технологиче­ских процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели нача­ли крупнейшие организации, которые в рамках своих гигант­ских предприятий (корпораций) стали создавать производст­венные отделения, предоставив им определенную самостоя­тельность в осуществлении оперативной деятельности. При этом администрация оставляла за собой право жесткого кон­троля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. По­этому этот тип структуры нередко характеризуют как сочета­ние централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функ­циональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

· по выпускаемой продукции или предоставляемым услу­гам (продуктовая специализация);

· по ориентации на потребителя (потребительская специа­лизация);

· по обслуживаемым территориям (региональная специали­зация).

 

В результате расширения границ оперативно-хозяйствен­ной самостоятельности отделения могут рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В то же время дивизиональные структуры управления при­водят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, свя­занной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п., в которых управление строится по линейно-функциональному принципу. Дублирование функций управ­ления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержа­ние управленческого аппарата. В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управ­ления органического типа. Главным достоинством таких гиб­ких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.

К гибким структурам можно отнести проектные и матрич­ные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководите­лям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.

Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффек­тивными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:

• порождают между людьми отношения подчинения, зави­симости экономического и социального характера;

• дают преимущественное право одним работникам при­нимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;

• допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;

• не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;

• решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение
руководителя, что может быть использовано им в коры­стных целях.

Наличие в любой иерархической системе указанных недос­татков ведет к тому, что со временем в работе деловой органи­зации накапливается влияние отрицательных тенденций. Час­то их называют патологиями системы управления по аналогии с медицинским термином, характеризующим наличие болез­ненных отклонений в человеческом организме. Если не при­нять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обога­щению в сочетании с возможностью выбирать те решения, ко­торые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточ­ничества и коррупции. Этот вид патологии поражает органи­зации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических про­блем на межгосударственном уровне.

Стремление менеджера деловой организации к излишнему проявлению своей власти в экономическом и социальном пла­не приводит к возникновению конфликтных ситуаций, кото­рые лишают людей возможности нормально работать, отвле­кают их на решение проблем, не связанных с основной целью деятельности организации. Все это, в конце концов, ведет к снижению производительности труда.

Основная сложность борьбы с указанными недостатками за­ключается в том, что они носят объективный характер и при­сущи любой иерархической системе управления. Тем не менее, за многие годы удалось выделить основные направления пре­одоления развития патологий организационных систем.

Среди них можно выделить два главных направления стра­тегического характера. Первое связано с необходимостью со­вершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их пози­тивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе — с вве­дением в иерархическую систему управления деловых органи­заций методов управления, характерных для общественных организаций.

Очевидно, что эффективное воздействие органов государ­ственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная система построена на прин­ципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. По­добные государственные системы принято характеризовать как демократические.

Исполнительная власть в демократических системах по­строена на основе строгой иерархии, но контроль за ее дея­тельностью возлагается на демократические институты управ­ления, которые используют коллективные принципы управле­ния. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.

В качестве примера использования в структурах управле­ния деловых организаций приемов, характерных для общест­венных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.

Характеризуя воздействие внешних организаций на дея­тельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на регио­нальном, профессиональном, групповом или даже государст­венном уровне на деловые организации. Это, в частности, региональные и профессионально ориентированные профсо­юзные организации, общества защиты прав потребителей, об­щества защиты окружающей среды и защиты животных.

При устранении недостатков иерархических структур осо­бое значение приобретает разработка методов выявления от­клонений от нормы в работе деловых организаций уже на на­чальном этапе их развития (диагностика заболевания по ана­логии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение). Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции дея­тельности деловой организации. Этапы реализации этого ме­тода будут рассмотрены в разделе 7.2.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.