Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ





 

В настоящее время наблюдается расширение требований и сферы деятельности экспертов по ДТП. Так, предметом экспертизы ДТП являются не только фактические данные о технике транспорта и ее состоянии, но и фактические данные о месте происшествия, данные о параметрах и состоянии дороги, о дорожной обстановке и оборудовании средствами регулирования движения, о видимости и обзорности, о действиях участников ДТП и их возможностях, а также о тех обстоятельствах, которые способствовали возникновению ДТП.

Объектами экспертизы ДТП являются источники информации: транспортная техника, узлы, агрегаты, системы, детали, дорога, место ДТП, следы, участники ДТП, а также все материалы дела о ДТП, представленные на экспертизу.

В настоящее время экспертизу ДТП по назначению в соответствии с потребностями судебно-следственной практики подразделяют, как указано в работе [3], на пять видов:

1. Ситуалогическая экспертиза или исследование обстоятельств ДТП. В ней решаются задачи по скорости движения участников и их расположению в разные моменты времени, определяются остановочные пути транспортных средств (ТС) и техническая возможность участников предотвратить ДТП, определяется с технической стороны соответствие действий участников ДТП требованиям ПДД.

2. Транспортно-трассологическая  экспертиза  решает поста-вленные перед ней задачи о расположении транспортных средств в момент столкновения, траекториях подхода к месту столкновения (наезда) и отхода от него, характере образования повреждений, о принадлежности следов и др.

3. Технико-диагностическая экспертиза устанавливает наличие неисправностей деталей, узлов, систем и ТС в целом, время и причину появления неисправностей. Определяется соответствие технического состояния требованиям нормативных документов, возможность выявления неисправностей и причинную связь неисправностей с фактом ДТП и его последствиями. К этому примыкает и получившая в настоящее время широкое распространение автотовароведческая экспертиза, в которой определяются затраты на восстановление поврежденных в ДТП автомобилей.

4. Инженерно-психофизиологическая экспертиза призвана решать задачи о возможности обнаружения и восприятия водителем дорожной обстановки и своевременной оценки им опасности, возможности выполнения им необходимых действий в аварийной ситуации с учетом психофизиологического воздействия на него различных обстоятельств (ослепление, наезд на ТС, вмешательство в управление ТС посторонних лиц и др.).

5. Автодорожная экспертиза решает задачи по исследованию дороги и дорожных условий на месте ДТП на предмет соответствия нормативным требованиям строительства и эксплуатации, а также выявляет причинные связи отклонений от норм с фактом ДТП и его последствиями. Определяются недостатки в организации дорожного движения, указываются требования, которыми должны были руководствоваться должностные лица (организации), ответственные за эксплуатацию дороги, моста, переезда, и соответствие их действий этим требованиям.

Такое деление ориентирует на определенный порядок при назначении и производстве экспертизы ДТП, как отказа какого-либо звена (звеньев) сложной системы «водитель – автомобиль – дорога – среда».

В принципе для обеспечения должного качества требуется специализация экспертов по указанным видам исследований. Но в настоящее время это невозможно по кадровому составу сотрудников государственных экспертных организаций. А следствия и суды на практике выносят на экспертизу самые разнообразные вопросы по заявлению участников ДТП и их сторон, в том числе и правового характера. Таким образом, на практике всё объединяется в автотехническую экспертизу (АТЭ).

Служебная экспертиза или служебное исследование (расследование) проводится руководством предприятий транспорта, эксплуатации дорог и др. в связи с ДТП. В соответствии с приказом Минтранса РФ № 49 от 26.04.90 г. и приказом № 27 Министра транспорта РФ от 09.03.95 г., было предусмотрено обязательное служебное расследование ДТП. По его результатам составляется акт служебного расследования, в котором указываются: дата, точное место, описание ТС и его состояния, данные о водителе, его стаже, нарушения им ПДД, на каком часу работы произошло ДТП, время отдыха. Описываются обстоятельства ДТП, дорожные условия, выявленные причины и предлагаемые профилактические мероприятия. К акту прилагаются копии схемы ДТП, протокола с места ДТП, объяснения участников ДТП и должностных лиц, копии приказов. Эти материалы могут быть использованы для представления в суд и для защиты интересов предприятия по возмещению ущерба.

Судебная экспертиза проводится по постановлению органа дознания, следствия, прокуратуры и суда. По числу участников: единоличная, комиссионная (ст. 200 УПК, ст. 83 ГПК), а в случае привлечения разных специалистов может быть комплексная экспертиза (ст. 202 УПК, ст. 83 ГПК). По последовательности: первичная, дополнительная (тем же экспертом, но он разъясняет или отвечает на дополнительные вопросы), повторная (в случае подозрения в некомпетентности, неполноты исследования, противоречивости заключения, при выявлении новых обстоятельств и др. (ст. 207 УПК, ст. 87 ГПК). В повторной указываются причины расхождения выводов с первичной экспертизой. Судебная экспертиза по закону – это процессуальное действие в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [1]. Заключение судебной экспертизы является отдельным самостоятельным видом доказательства.

Заключение специалиста обычно получают на стадии первичного разбирательства по запросу ГИБДД и дознания. Специалисты могут проводить исследования и по запросам предприятий, адвокатов, участников ДТП по представленным материалам в виде ксерокопий. Это практикуется, когда одной из сторон отказывают в проведении официального исследования (экспертизы). Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются (иногда через прокуратуру) включить его в материалы дела по ДТП. Заключение специалистов рассматривается среди прочих доказательств. Если выводы такого заключения противоречат ранее выполненным исследованиям или экспертизам, то обычно назначают повторную судебную экспертизу.

 

 

3. МАТЕРИАЛЫ ПО ДТП ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

На экспертизу предоставляются подлинники всех первичных документов с места ДТП и документы расследования. Уголовные и гражданские дела для судебной экспертизы предоставляются в полном объеме с указанием всех дополнительных материалов (видеозаписей, деталей, узлов).

Заключения специалистов по запросу сторон либо адвокатов могут готовиться с использованием ксерокопий представленных документов.

Особое значение имеют документы, составленные непосредственно на месте ДТП и по результатам расследования его обстоятельств. Качество этих документов в значительной мере определяет достоверность исследований и обоснованность выводов экспертизы.

По ДТП без ранения и гибели людей в соответствии с приказами МВД составляются:

1) протокол о нарушении ПДД участниками;

2) схема ДТП к протоколу;

3) описание повреждений с указанием принадлежности машин;

4) объяснения участников и свидетелей.

В случае несогласия с решением на месте ДТП участники в течение 10 дней могут подать заявление на имя вышестоящего начальника ГИБДД с указанием мотивов несогласия. Проводится офицерами повторное рассмотрение с приглашением участников, свидетелей и выезжавших на место ДТП инспекторов, принимается новое решение или оставляется прежнее. При несогласии участники настаивают на проведении автотехнического исследования или экспертизы и могут подать в суд на решение ГИБДД. Продвигается предложение вообще разбирательство по ДТП перенести в суды.

При наличии пострадавших при ДТП (раненый, госпитализируется на сутки или более, возможно амбулаторное лечение; легкие телесные повреждения с расстройством и без расстройства здоровья; менее тяжкие –лечение от 7 до 21 дня; тяжкие – с последствиями, опасными для здоровья и жизни, смертельными, когда пострадавший проживает больше 7 суток; погибает на месте ДТП или проживший менее 7 суток) обычно на место ДТП выезжает группа дежурной части в составе дознавателя (следователя), инспекторов дежурной части и вызывается скорая помощь.

В этом случае составляются следующие документы:

1. Справка по ДТП – это основной документ для отчета и отчетности с указанием даты, обстоятельств, пострадавших, сведений о транспорте, водителях и очевидцах. На ней ставится штамп регистрации в книге учета происшествий.

Часто встречаемый недостаток в справке – это изложение обстоятельств с указанием причин ДТП, чего делать не следует.

2. Протокол осмотра места происшествия.

Во вводной части указывается время получения и лицо, от которого получено сообщение о ДТП. Это главный документ, составляемый следователем с учетом ст. 164, 166, 176, 177 Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Понятым разъясняют обязанности по ст. 60 УПК, специалисту и эксперту по ст. 57, 58 УПК.

Следователь должен произвести описание всего, что видел сам при указанном освещении: описание дороги, ее состояния, наличие дорожных знаков, радиусы, видимость, обзорность по направлениям и подходам. Координаты места происшествия – правильнее указывать расположение следов, осколков, осыпь земли и др. в зоне контактирования, а на практике следователи часто ставят только кресты по показаниям участников. Подробно следует описывать следы, положения машин и предметов с повторением размеров со схемы ДТП; направление движения участников –по следам либо по показаниям; подробно положение пострадавшего, следы контактирования.

В заключение следует указать, сколько и с какого места сделано снимков, что изъято и опечатано, какие технические средства использовались, какие были замечания участников осмотра с их подписями. В практике еще встречаются протоколы, составленные не на специальном бланке, часто упускаются важные данные, что осложняет дальнейшее расследование. Привлечение специалистов и экспертов позволяет получить более полную техническую информацию для этого важнейшего документа.

3. Протокол осмотра транспорта составляется инспектором с учетом ст. 164, 166, 167, 176, 177 УПК в присутствии понятых (ст. 60 УПК). Указывается наличие груза, его крепление, какие и сколько было сделано снимков, подробно описываются повреждения и дается заключение о техническом состоянии рулевого и тормозного управлений, осветительных и сигнальных приборов, стеклоочистителей, зеркал. Указываются изъятые предметы или детали.

Недостатки: часто не указывается год выпуска, пробег, цвет ТС. Запись об исправности и неисправности должна быть сделана на основе указанных признаков либо проверочных действий, чего в протоколах часто нет.

Протокол осмотра транспорта может быть в составе протокола

осмотра места происшествия. Протокол дополнительного осмотра ТС может составляться с участием специалистов при детальном осмотре и проверке работы систем, узлов, агрегатов. В нем должны быть подробные описания с фотоматериалами.

4. Схема ДТП входит в состав протокола осмотра, но практически является самостоятельным документом. Имеется рациональная последовательность составления схемы:

а) определяются границы участка, который следует занести на схему (возможно большой участок и отдельно конкретное место);

б) отмечаются мелом быстроисчезающие следы, разбросанные предметы, пятна, положения пострадавших, которых следует быстро отправить в медучреждения. При перекрытии проезжей части с прекращением движения, возможно, придется отметить положение колес одного из транспортных средств и убрать его на обочину;

в) выбираются направления продольной и поперечной координат с привязкой одного из ТС к неподвижному объекту. В случаях размещения участников и предметов примерно в круговой зоне применяются полярные координаты;

г) составляется черновик схемы ДТП без масштаба, и наносятся все объекты, следы, предметы. При плотном расположении используется нумерация. Россыпь и пятна обозначаются обычно зоной с размерами;

д) производятся измерения по осям координат. При сложном расположении используется система треугольника;

е) при фотографировании проставляются координаты места съемки;

ж) с использованием чертежных приборов составляют масштабную схему, при этом сразу выявляется либо недостаток размеров, либо неверные измерения, что необходимо оперативно поправить с дополнительным выездом на место ДТП.

На сложных перекрестках схема составляется с использованием визирования, указания опорных точек и с выбором осей координат (х, у) (рис.1). По линиям со стрелками производятся измерения для построения схемы в масштабе. Также необходимы надписи улиц или направлений дорог. В практике много недостатков при составлении схем. Имеются разные причины: сложные перекрестки, тяжелые последствия ДТП и большая интенсивность движения в этой зоне, отсутствие специальной подготовки и должного опыта измерений и регистрации.

Имеется, но не применяется довольно совершенный метод фотограмметрии. На участке ДТП расставляются вешки, производится фотографирование и по полученным данным с помощью ЭВМ строится схема в масштабе с проставлением размеров. Эксперту нередко приходится иметь дело с некачественными схемами, а без построения схемы ДТП в масштабе нельзя проводить расчеты, поэтому часто требуется дополнительный выезд на место ДТП с участием эксперта или специалиста.

 

Рис. 1. Схема ДТП на перекрестке: 1 – осыпь осколков 0,7х0,5м;

2 – следы скольжения 7м

 

5. Объяснения участников и протоколы допросов.

Перед получением объяснений необходимо сформулировать главные вопросы о скорости и направлении движения, месте обнаружения опасности, наличии других участников (спереди, сзади, сбоку), сигналах светофора и расстояниях, предпринятых действиях по маневру, разгону или торможению.

Написанные собственноручно объяснения следователю необходимо прочитать, поставить дополнительные вопросы и сделать дополнения.

Протоколы допросов (ст. 187 – 190 и 192 УПК) должны составляться по продуманному плану, как и повторные объяснения, их желательно получать с использованием масштабных схем. Показания участников и свидетелей субъективные и очень неточные из-за малого времени формирования опасной дорожной ситуации. При оценке показаний о расстояниях и скорости желательно проверить способности участников и свидетелей определять эти параметры.

При проведении автотехнической экспертизы по показаниям

участников и свидетелей перед экспертом могут быть поставлены вопросы о соответствии (несоответствии) показаний расчетам или какие из показаний более соответствуют развитию данной дорожной ситуации. В судебном заседании эксперт может задавать вопросы участникам ДТП и свидетелям для оценки соответствия показаний объективным параметрам механизма ДТП.

6.   Акт медицинского освидетельствования водителей составляется медиками на предмет установления алкогольного опьянения, а также общего состояния с оценкой: поведения, состояния сознания, памяти, вегетососудистых реакций, дыхания, реакции зрачков. Оценивается двигательная сфера (походка, равновесие при закрытых глазах, ходьба с быстрыми поворотами, сухожильные рефлексы), фиксируются признаки нервно-психического состояния.

7.   Заключение медицинской экспертизы по пострадавшему и трупу составляется судебно-медицинскими экспертами на основе объективного исследования истории болезни, всех повреждений и результатов вскрытия. В заключении указывается степень тяжести телесных повреждений при ДТП по конкретной терминологии и указывается на связь с возможностью получения этих травм при данном ДТП.

В процессе автотехнической экспертизы (АТЭ) заключение медиков используется экспертом для выявления механизма получения травм при данном ДТП и положений пострадавшего в процессе контактирования. Эксперт-автотехник нередко с экспертом-медиком подготавливают совместно заключение комплексной экспертизы.

8.    Протокол следственного эксперимента составляется следователем или дознавателем для уточнения обстановки на месте ДТП и соответствия первичной схеме, для уточнения условий видимости и обзорности, расположения средств ОДД и др.

Следственный эксперимент по ст. 288 УПК может проводиться судом с участием сторон, специалистов и экспертов.

Главное условие по ст. 181 УПК – это соблюдение безопасности, а при оценке видимости и обзорности, состояния дороги необходимо соблюдение условий, которые были при ДТП.

Наиболее частый и нужный эксперимент – это проверка эффективности торможения, определение сцепления, видимости и обзорности, а также скорости и времени движения объектов, их расположения в характерные моменты.

Часто определяется время и скорость движения при создании помехи, при разгоне автомобилей в реальном темпе с места на перекрестках, при медленном объезде препятствий и др. Без участия специалистов и экспертов, как правило, при этом не обходится.

Имеется опасность следственным экспериментом преднамеренно или непреднамеренно получить совершенно не соответствующие прошлому событию данные.

9.     Обследование повреждений и определение стоимости восстановления ТС обычно представляется в виде заключения экспертного бюро, которое исследует повреждения ТС в присутствии обеих сторон - истца и ответчика. Рассчитывается стоимость запасных частей, всех материалов и работ по восстановлению. Имеются специальные методики определения остаточной стоимости, потери товарного вида и др. При этом пользуются ценниками заводов-изготовителей и ремонтных организаций, учитываются со временем коэффициенты инфляции и проводятся новые расчеты.

В методиках расчета восстановления предусматривается установка новых деталей и узлов с соответствующим уровнем оплаты. Все это может быть совершенно не нужно для данного старого автомобиля. Часто объем такого ремонта по стоимости и затратам намного превосходит остаточную стоимость ТС. Таким образом обычно получается заключение авто-товароведческой экспертизы. Проблемой является определение ущерба от данного ДТП на фоне имевших место повреждений до этого ДТП.

10. Справки о режиме работы светофоров, о дорожных и метеоусловиях при расследовании получают от соответствующих организаций и учреждений.

11. Постановление на проведение экспертизы (определение суда о назначении экспертизы) имеет вводную, основную и заключительную части. В вводной указывается: кто, на основании чего и когда вынес это постановление.

В основной части указываются обстоятельства ДТП: конкретные значения скоростей, времени и расстояний по развитию ситуации, выявленные по первичным документам, а также в результате расследования. Затем формируются вопросы для экспертизы ДТП. В соответствии с положениями ст. 195, 196, 198 УПК и ст. 79, 80 ГПК указанные участники процесса имеют право ходатайствовать о дополнительных вопросах, а в гражданских делах – каждая сторона вправе представить свои вопросы.

Предусмотрено ходатайство о проведении экспертизы в том или другом учреждении или поручить конкретному специалисту. В конечном итоге следователь и суд определяют вынесенные на экспертизу вопросы. Отклонение некоторых вопросов по гражданским делам судом должно быть мотивировано.

На практике часто перед экспертами и специалистами ставят много ничего не значащих для существа вопросов, и только после получения

Заключения возникают главные вопросы, которые выносятся на

дополнительную или повторную экспертизу.

В последнее время в конце вопросов стали указывать, что если в процессе исследования возникнут вопросы, имеющие значения по существу события, то предлагается эксперту их поставить и разрешить на основе своих знаний (см. ст. 86 ГПК).

В заключительной части постановления указывается: кому поручено, какие материалы кроме постановления предоставлены, производится запись о предупреждении эксперта об ответственности в случае отказа, уклонения и за заведомо ложное заключение.

Качество постановления зависит от квалификации следователя, прокурора или судьи, а также от достоверности исходных материалов по ДТП.

В постановлении может быть указан явно нереальный момент объективной опасности, по которому заранее предопределяется вывод эксперта. Поэтому эксперту следует отстаивать позиции формирования и развития данной ситуации по механике движения ТС и управляющих действий водителей на основе своих профессиональных знаний.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.