|
Определение начальной скорости движенияТС перед торможением
В рекомендациях для экспертов и в экспертной практике начальную скорость ТС находят по следам скольжения шин S до полной остановки:
(м/с) или (км/ч).
Берут значения S по наибольшей длине следов скольжения шин задних или передних колес. Если автомобиль с места ДТП был убран, то возникает вопрос о возможном исключении из общей длины следов размера базы автомобиля (S ¢ = S – L). Если при торможении имел место резкий и вполне определенный переход на значительном расстоянии с одной характеристики сцепления на другую (выход на обочину, на обледенелый участок с чистого асфальтобетона или наоборот), то это учитывают следующим образом:
(м/с).
При небольших значениях общего пути S 1 + S 2 требуется детальный расчет с учетом нахождения на этих участках каждой оси ТС. Если при торможении имело место столкновение, наезд на препятствие, то вначале следует определить скорость ТС в момент первого контакта Vc предварительным расчетным анализом сложного процесса взаимодействия ТС (см. далее расчет столкновений), а затем уже начальную скорость:
.
Когда в процессе торможения ТС двигалось с заносом и вращением продольной оси, то значение S в первом приближении можно взять по пути центра масс ТС. Если проводилось экспериментальное торможение на месте ДТП, то начальная скорость может быть найдена более достоверно c использованием параметров такого торможения VЭ и SЭ:
.
Точность главным образом зависит от погрешностей спидометров, которые по имеющимся данным в среднем составляют: ВАЗ – 2106 – 6,5%, ВАЗ – 21093 – 4,8%, ВАЗ – 21213 – 0,6%, УАЗ – 31519 – 4,5%, ГАЗ –3110 – 5%. Поэтому при ДТП с легковыми автомобилями экспериментальное торможение легковым автомобилем дежурной группы ГИБДД с протарированным спидометром позволит получить более близкое к действительному значение скорости, нежели рассчитанные с использованием значений коэффициента сцепления из таблиц. При отсутствии следов скольжения шин скорость автомобиля при разгоне с места может быть найдена по пути разгона SР, примерной его интенсивности jР и времени разгона tР:
; ;
; (м/с).
Для этого можно замерить при эксперименте время разгона на определенном пути или принять по показаниям уровень среднего ускорения в зависимости от расчетного максимального значения по технической характеристике автомобиля. Скорость ТС может быть приближенно найдена по пути его остановки S о после какого-либо небольшого удара по нему или контакта с другим ТС, а также при воздействии неровности. Для этого придется задаться уровнем замедления при такой остановке и временем реакции:
(м/с),
где Т = t 1+ t 2+ 0,5 t 3. Также в случае выполнения автомобилем поворота скорость может быть найдена по радиусу его траектории и коэффициенту боковой перегрузки, который до начала ощущения водителем и пассажирами опасности от боковой силы обычно менее 0,35 [23]:
(м/с).
Максимальное значение скорости при этом не могло превышать значения по условиям бокового скольжения:
(м/с); jy =0,8 j. Полученные указанными расчетными способами значения скорости при отсутствии следов скольжения можно использовать как базовые для проверки значений скорости по показаниям участников ДТП и свидетелей. Последние, как правило, очень неточные и часто заниженные [2], но обычно именно эти значения выносятся в качестве исходных данных в постановлении следователей и суда. Поэтому эксперту приходится проверять их расчетами, а иногда указывать на их несоответствие вообще режиму движения потока на данном участке дороги, а также реальному формированию опасной ситуации.
9.4. Определение тормозного и остановочного пути
Расчет ведут по тормозной диаграмме упрощенной формы при нарастании замедления с постоянным темпом jT = кt до установившегося значения, которое принимается постоянным. Замедлением за время реакции водителя и время запаздывания пренебрегают, значение пути за это время находится произведением S 1+ S 2= V o·(t 1 + t 2). На участке диаграммы от t 2 до t 3 скорость изменяется по выражению V o – кt и при t = t 3 она снижается до уровня V 3 = V o – кt 32 / 2. Значение пройденного пути за время t 3 получается интегрированием S 3= V o t 3 – кt 32 / 6. Значение пути S 4 торможения с постоянным замедлением находится по выражению
S 4 =(V o – 0,5 кt 32)2 / 2 jТ.
Сумма S 1 + S 2 + S 3 + S 4 при замене значения кt 3 = jТ, и пренебрегая из-за малости t 3 составляющими в высокой степени, получается в виде значения остановочного пути, м:
S о = V o (t 1 + t 2 +0,5 t 3) + V o2 / 2 jТ.
При подстановке значения скорости в км/ч
S о = V o (t 1 + t 2 +0,5 t 3) / 3,6 + V o2 / 25,92 jТ.
Величина тормозного пути соответствует пройденному пути с момента начала нажатия на тормозную педаль:
SТ =(t 2 +0,5 t 3) V o + V o2 / 2 jТ .
Если на месте ДТП зафиксированы следы скольжения шин S при экстренном торможении, то значения остановочного и тормозного пути определяют по выражениям:
S о = V o (t 1 + t 2 + t 3) + S; SТ =(t 2 + t 3) V o + S.
В постановлениях на проведение экспертизы часто задаются вопросы о скорости движения ТС с учетом следов юза его шин и о соответствии ее показаниям участников и свидетелей, вопросы о величине остановочного пути ТС с заданного значения скорости в данных дорожных условиях, а также о технической возможности предотвращения ДТП своевременным экстренным торможением. Для ответа на последний, практически важный вопрос необходимо определить удаление ТС от препятствия (места наезда или столкновения) в момент объективной опасности и сравнить это удаление с величиной остановочного пути. Также ставят вопросы о причинной связи неисправности в тормозном управлении с фактом ДТП и его последствиями. В таких случаях определяется техническая возможность предотвращения ДТП при неисправности в тормозном управлении и для условия экстренного торможения технически исправного ТС. Также находится скорость наезда, если ТС не могло быть остановлено до препятствия при исправном тормозном управлении, чтобы выявить связь неисправности уже не с фактом ДТП, а с тяжестью последствий.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|