Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дагестанский государственный университет





Дагестанский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и криминологии

 

Астемиров З.А.

 

 

Криминология

 

Курс лекций

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Дагестанского государственного университета

 

Астемиров З.А. Криминология. Курс лекций. – Махачкала. ИПЦ ДГУ. 2002 - …с

 

15ВН5-7788-0214-5

Пособие предназначено, прежде всего, студентам юридического факультета Даггосуниверситета. Может претендовать и на более широкий диапазон распространения и использования, особенно служащими в структурах судебных и правоохранительных органов и госаппарата, общественных формированиях.

 

 

Материалы по отдельным темам представлены коллегами автора:

1. Акутаев Р.М. – по теме №10

2. Зиядова Д.З. – по темам №22,23

3. Шапиев С.М. – по теме №20

4. Сайгитов У.Т. – по теме №21

5. Сулейманов А.Л. – по теме №15

 

А без объяв. Рецензенты: Рамазанов Т.Б. – доктор юр. наук, зав. кафедрой уголовного процесса

и криминалистики ДГУ

Сайфутдинов З.С. – канд. юр. наук

и зав. кафедрой ДГПУ

 

 

Курс лекций одобрен на заседании кафедры уголовного права и криминологии…..июня 2002 г.

С ИНЦ ДГУ. 2002

Предисловие

Не будет преувеличением сказать, что в современных сложнейших и острокризисных условиях жизнедеятельности людей и функционирования государственности Российской Федерации и каждого ее субъекта среди всех важных и неотложных в своем решении проблем преступность занимает ведущее место.

Феномен преступности, приобретший невиданные ранее масштабы, сам по себе привлекает к себе всеобщее внимание, требует коренной перестройки и активизации всей предупредительно–профилактической и правоохранительной деятельности, чтобы обеспечить защиту коренных устоев государства и общества, прав и интересов граждан. Это тем более важно, что преступность становится тормозом на пути вывода страны из кризиса и осуществления позитивных перемен в обществе.

Отсюда следует, что организация борьбы с преступностью должна строиться на подлинно научной основе со знанием ее закономерностей, с учетом реального состояния и тенденций развития на ближайшее и отдаленное будущее, причин и условий, ей способствующих. В этом плане среди научных знаний, способствующих определению правильной уголовной политики государства, системы борьбы с преступностью и, прежде всего, предупредительно–профилактической работы всего общества, ведущее место призвана занимать наука криминология.

Не только криминологический анализ преступности и ее закономерностей, но и приоритет криминологического мышления при оценке процессов и результатов реформирования, экономических и иных общественных отношений, как и политической системы общества, стали настоятельной необходимостью для нормального осуществления управления обществом и, соответственно, выработки адекватной стратегии и тактики борьбы с преступностью.

Очевидно, неспроста еще в начале невиданных реформаторских преобразований в российском обществе, Съезд народных депутатов Российской Федерации в своем постановлении от 14 декабря 1992 года «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» предложил «ввести порядок обязательной криминологической экспертизы проектов законов и иных решений высших органов государственной власти Российской Федерации, имеющих важное социально–экономическое значение».

Это свидетельствовало о признании высшим представительным органом страны наличия непосредственной связи непродуманных реформаторских акций и решений с коррупцией и преступностью, что наглядно показала широкомасштабная компания по приватизации, а по существу разбазариванию и расхищению госимущества, которая проводилась и кое - в чем и ныне продолжает проводиться непродуманно, без серьезных криминологических экспертиз, прибавляя масштабы криминала, его потенциал.

Тем не менее, если и в этих условиях суждено более старательно вести борьбу с преступностью, не обойтись без криминологического видения и оценки ее проблем и, особенно для тех кругов и лиц, кто организует эту борьбу. С другой стороны, криминологическая грамотность нужна и для широких кругов населения, для каждого гражданина, озабоченных тем, что они легко становятся жертвами преступных посягательств и ищущих способы и средства самозащиты. В этом им может помочь криминологические знания, особенно положения такого раздела криминологии, как виктимология – учения о жертвах преступных посягательств.

Следовательно, криминология – эта наука о преступности, которой должен овладевать не только специалист – юрист, но и многие представители гуманитарных профессий, работники управления и правоохранительных органов. Криминологическая просвещенность нужна каждому гражданину. В этом смысле правомерно будет сказать о введении в стране криминологического всеобуча.

Предлагаемая книга подготовлена с учетом приведенных соображений. Она может служить, во–первых, учебным пособием для студентов, изучающих курс «Криминология» и спецкурс «Проблемы профилактики преступлений», которые автором читаются студентам юридического факультета Даггосуниверситета на протяжении длительного времени. Во – вторых, она может быть полезна всем госслужащим, особенно работникам правоохранительных органов, системы социальной защиты и представителям образовательно–культурной сферы, всем, кто озабочен проблемами преступности и в той или иной мере участвует в предупредительно–профилактической деятельности.

Книга названа курсом лекций неспроста: В ней доработанном виде представлены материалы 17 лекций, прочитанных профессором Астемировым З.А. по предмету «Криминология» в соответствии с учебной программой и тематическим планом. По шести темам Особенной части Криминологии использованы материалы, представленные его коллегами из читаемых ими спецкурсам (на титуле они обозначены).

В стилистическом плане автор постарался изложение тем и вопросов сделать более доступным, не слишком прибегая к многообразию полемических суждений, воспроизведению точек зрения, различных научных школ и авторов хотя без них вовсе обойтись нельзя, их услуги понадобились и автору лекций.

 


Общая часть курса

Тема № 1. Понятие криминологии как науки, ее предмет и система курса, метод криминологии ее соотношение с другими науками

Тема №4. Понятие преступности, ее измерительные показатели.

 

Понятие преступности.

Преступность как неотъемлемый феномен человеческого общества является многогранным объектом изучения, всестороннего исследования. Поэтому раскрытие ее понятия и измерительная характеристика является первоочередной задачей криминологии. Однако по этому исходному вопросу в криминологии нет единого мнения.

В советский период наши криминологи придавали самому этому понятию политический оттенок. Например, в Курсе криминологии, представившим суммарное достижение этого периода, говорилось: «Нельзя не отметить идеологический, политический аспект понимания преступности» (см. Курс советской криминологии. Изд. Юр. Лит. М. 1985. с. 140) и исходя из этого было сформулировано следующее понятие преступности, представив его как итоговое определение, выработанное ведущими криминологами: «Преступность – это возникшее в эксплуататорских общественно-экономических формациях, исторически переходящее, изменяющееся, носящее антагонистический характер социально-правовое явление, включающее в себя совокупность всех преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями» (см. указ. Курс. С. 138).

Не трудно понять, на современном уровне развития криминологии в России это определение воспримется критически. Помимо того, что оно не отражает основной сути преступности, является весьма сомнительным, во-первых, что преступность возникло на определенном этапе исторического развития общества и характерно только для эксплуататорских общественно-экономических формаций и, во-вторых, она есть явление исторически преходящее, т.е. было время, когда ее не было, и будет время, когда она отомрет.

Авторы вышедших в последние годы учебников по криминологии, разумеется, отступили от этого определения, в том числе те, которые его сочиняли. А вот, в объемном «учебнике для вузов» под редакцией А.И. Долговой вовсе не удосужились дать сколько-нибудь ясное и собранное определение понятия преступности (изд. ИНФРА М.-Норма, М. 1997), хотя много сказано «вокруг и около». Примерно так же поступили авторы другого учебника по Криминологии под ред. Кудрявцева В.Н. и Эминова В.Е. (см. М. 1995, с. 50), не обозначив самого вопроса «понятие преступности». В учебнике «Криминология» под ред. Н.Ф. Кузнецовой И Г.М. Миньковского (изд. Бек. М. 1998) дается такое определение преступности – «Это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени» (стр.86). Однако авторы тут же добавляют, что преступность «возникла с появлением частной собственности, расколом первобытнообщинного строя на классы и появлением связанных с этим антагонистических противоречий». Данное положение по существу является повторением старых взглядов советских криминологов и подвергается обоснованному сомнению. Западные криминологи исходят из того, что преступность – это извечное явление, характерное человеческому сообществу. Вот некоторые их положения: «Преступность вечна так же, как и общество. Чем сложнее оно становится, тем труднее в нем индивиду и тем более частыми бывают его срывы»; «Преступность, как и грех – нормальное явление в обществе», «Каждое общество имеет свой «порог насыщения преступностью»; «Преступность – побочный продукт цивилизации»; «Преступность – показатель социальной патологии»; «преступность и насилие возникают, когда общество дезорганизовано и бьется в тисках социальных и экономических проблем». Мы не приводим авторов и их работы, в которых имеются эти изречения, но они свидетельствуют о сложности сформулировать всеохватное определение понятия преступности.

Тем не менее, мы попытаемся представить примерный и приемлемый, на наш взгляд, вариант определения искомого понятия.

Преступность, во-первых, закономерное явление человеческого общества, но явление, хотя порождаемое самим обществом, но весьма не желательное и опасное для него, в этом плане ее образно можно обозначить как опаснейшую и заразительную социальную болезнь общества, требующую активного противодействия и «лечения»; во-вторых, это масштабно цельное явление, хотя складывается из совокупности всех реально совершаемых преступлений; в-третьих, это явление социально-правовое, в том смысле, что общество само определяет составные модельные единицы, образующие всю преступность, и устанавливает меры контроля и воздействия (ответственности); и, в-четвертых, это явление имеющее свои измерительные показатели.

Первичной единицей преступности, конечно, является преступление. Понятия «преступность» и «преступление» тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, но их нельзя смешивать. Преступление – это единичный акт, конкретно-эпизодическое проявление преступности, имеющую свою предварительные измерения и индивидуально-правовую оценку.

Преступление – это установление уголовного закона. Вся система установленных законом преступлений образует примерную модель всей преступности, от которой отличается реальная практика преступности, которая измеряется определенными показателями.

Понятие причин преступности

Терминологическая сторона данного понятия достаточно сложна и многогранна. Не разобравшись в ней трудно будет раскрыть искомое понятие. Первичным здесь является термин «причина» и производный от него «причинность».

Согласно словарю С.И. Ожегова «причина» - «это явление, обусловливающее возникновение другого явления», а «причинность» - это процесс порождения, обусловливания одним явлением (причиной) другого явления (следствия). Перенос данной схемы к явлению преступности означает, что она является следствием определенных причин. При том, когда речь идет о «причине» преступности, это понятие нельзя однозначно трактовать, полагая, что она якобы порождается какой-то одной, «общей», «основной» причиной: Причинность преступности обуславливается многообразием факторов, обстоятельств, условий, которые в совокупности и порождают «феномен» преступности. Кстати, термин «феномен», означающий то же явление исключительное, выделяющееся, применительно к преступности, часто употребляется зарубежными криминологами, отдельные из которых (об этом говорилось в предыдущих лекциях) рассматривало «феноменологию» как отправную составную часть криминологии, определяющую природу – суть и причинность феномена преступности.

Применительно к объяснению причин преступности в криминологии советского периода, а отчасти в наше время отечественные авторы выделяют две категории – «причины» и «условия». Причина рассматривается как главное звено в причинно-следственной цепочки, а условия как вспомогательные факторные обстоятельства. В таком виде их и расчленяют, анализируя. В последних учебниках по криминологии проблематике причинности обогатилась новой терминологией, связанной с философской категорией «детерминизма», т.е. учением о закономерностях и причинной обусловленности всех явлений и событий в природе и в обществе. Отсюда и другие оттенки этого понятия: «детерминировать» - определять, обусловлять; «детерминант» - определитель; «детерминация» - процесс определения, порождения преступности.

Среди криминологов советского периода этими понятиями воспользовалась Н.Ф. Кузнецова в своей книге «Проблемы криминальной детерминации» (М.1984), которая предложила, что понятия «причины» и «условия» можно объединить одним понятием «криминологические детерминанты» В принципе с этим можно согласиться, хотя есть и более простое понятие – «факторы преступности», которое («фактор» – по С.В. Ожегову – движущая сила, причина какого либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении) объемлет все факты и обстоятельства, порождающие преступность, обуславливающие ее, способствующие ей. Понятие «факторы» выгодно тем, что оно употребимо не только к обстоятельствам, явлениям, порождающим преступность, т.е. «криминогенные факторы», но и к обстоятельствам, условиям, противодействующим, предупреждающим преступность, т.е. «антикриминогенные факторы».

Еще один момент, связанный с проблемой причинности преступности. Конечно, преступность – это следствие, результат определенных причинных факторов, негативных условий и обстоятельств. Однако она, будучи причинно-производным следствием, порожденным определенными факторами, сама приобретает роль причины, фактора, создающая иные последствия, весьма нежелательные для общества. Например, разгул преступности в России, в том числе в Дагестане, создает нестабильность в обществе, дезорганизует его и мешает позитивным реформам, переменам во всех сферах жизнедеятельности людей, подрывает морально – психологическую стойкость властных структур и имеет другие негативные последствия, т.е. преступность и сама себя порождает, самовоспроизводится. Но об этом мы еще будем говорить в последующих лекциях.

Классификация преступников

Классификация преступников – это распределение преступников на основе определенных критериев. В отличие от понятия «типология преступников», к которому мы вернемся чуть позже, это понятие имеет более широкий диапазон, поскольку классификацию можно проводить по всем социально-демографическим показателям и по многим структурным признакам, о которых говорилось выше. Можно представить примерно следующую картину классификаций.

1) возрастной критерий. По этому критерию группировка происходит в зависимости от степени криминогенности с учетом статистических данных:

а) дети до 14 летнего возраста образуют три группы: дети дошкольного возраста; дети школьного возраста 7-10 лет; дети подросткового возраста 11-13 лет; которые заметно стали проявлять свою криминогенность;

б) дети подросткового возраста 14-15 лет – уголовно-ответственные и криминогенность которых возрастает динамично; несовершеннолетние юношеского возраста 16-17 лет с высоким уровнем криминогенности;

в) юноши совершеннолетние – 18-24 года и 25-29 лет – обе группы с высоким уровнем криминогенности; лица зрелого возраста – старше 30 лет и до 40 лет с относительно высоким уровнем криминогенности и так далее разбивка остальных людей с интервалом в 10 лет, криминогенность которых на низком, убывающем уровне.

2) По критерию пола: мужчины и женщины, соотношение криминогенности которых очень заметна разница, хотя коэффициент интенсивности преступности среди женщин растет опереживающими темпами. Процесс феминизации женщин, характерный для нашего времени, соответственно «тянет» за собой ускорение темпов их криминализации. Соотношение 1:10 между женщинами и мужчинами, что было в советский период в коэффициенте преступности, сегодня выглядит уже как 2:10, т.е. 20% составляют женщины.

3) Представляется необходимым статистически учитывать и группировать преступников по критериям национальности, расы и конфессиональной принадлежности. Мы уже говорили, такого рода обобщенных статистических показателей нет. Как и любая группировка, эта могло бы быть учитываемо не только по теоретически познавательным соображением, но и практически для предупредительно-профилактической деятельности.

4) К предыдущей группировке примыкает разбивка преступников по критериям гражданства, государственной подданности, а у нас в России – и по принадлежности к тем или иным субъектам Российской Федерации; здесь можно вычленить: граждане иностранного государства, в том числе граждане стран СНГ; лица без определенного гражданства; граждане субъектов РФ; мигранты и беженцы; лица, совершающие преступления за рубежом.

5) По всем видам занятий и месту жительства: сфера промышленности, связи, транспорта, строительства, госслужащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов и правосудия, работники сельскохозяйственного производства, учащиеся разных видов учебных заведений, отсеявшиеся из них, лица без определенного рода занятий, безработные, беспризорные и безнадзорные дети, работники финансовой системы, коммерчески-предпринимательской сфере из числа урбанизированного, городского населения и сельских жителей. По всем этим критериям (очевидно, мы их не исчерпали) можно обнаружить особенности криминогенности людей и реальных преступников.

6) По видам совершенных преступлений: по формам вины совершенных преступлений: «умышленники», «неосторожники» и лица, совершившие преступления с двойной формой вины; по тяжести (четыре категории), по рецидиву (впервые совершавшие и три вида рецидива – простой, опасный и особо опасный); здесь особо можно выделить рецидивистов, ставших криминальными профессионалами; по родовым объектам совершенных преступлений; по видам и формам соучастного совершения преступления и по степени организованности преступных групп.

7) По мотивации совершаемых преступлений – критерий, который раскрывает нравственно–психологический облик преступников. Обобщенную картину группировки преступлений (соответственно, преступников) по данному критерию мы встретили в книге «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон» (см. изд. Криминологической Ассоциации, М. 2001. стр. 209), которую и воспроизводим.

По 1.140874 расследованных в 1999 году преступлений картина мотивации их «авторов» выглядела следующим образом:

- корыстные мотивы 557734, или 48.9%;

- ревность, ссоры и др. 170835, или 14.9%;

- хулиганские мотивы 93647, или 8.2%;

- сексуальные мотивы 10459, или 0.9%;

- ненависть, вражда, месть на националист. почве 159 или 0.16%;

- из-за раздела сфер влияний 35 или 0.03%;

- ненависть вражда на религиозной почве 22 или 0.002%;

не трудно выделить что корыстная (мы бы добавили, «наживательская») мотивация обуславливает 50% всех побуждений преступников. В этом числе, очевидно, проявляется мотив в виде зависти по отношению к тем, кто несправедливо нажил достояние, некое стремление к восстановлению «справедливости», т.е. некая робингудовская мотивация.

Мы воспроизвели аналитическую схему мотивации, представленную авторитетной криминологической организацией, но, думается, что она далеко не совершенна и проблему мотивации применительно к личности преступников надо еще подробно исследовать.

Планирование борьбы с преступностью

Планирование борьбы с преступностью– это основная составляющая в организации борьбы с преступностью, обеспечивающая консолидацию усилий и взаимодействие субъектов, ресурсов, форм и методов осуществления основных направлений этой борьбы. Оно предполагает определение целей и задач борьбы с преступностью на определениях пространственно-временных интервалах и воплощается в управленческих документах-планах (программах).

Обстоятельный анализ методики составления таких планов-программ борьбы с преступностью впервые разработаны С.В. Бородиным в упомянутой в начале лекции его книге «Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы». Предложенная им модель предваряет последующую практику разработки комплексных программ борьбы с преступностью, которые стали обязательными на общефедеральном и региональном уровнях в соответствии с Постановлением Съезда народных депутатов РФ от 14 декабря 1992 г. «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией».

Многообразие планов борьбы с преступностью, разрабатываемых на этих уровнях (в добавок к ним и на местном уровне) можно классифицировать по различным критериям:

- по срокам: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные сообразно с тем, как строятся прогнозы;

- по масштабу: сводные комплексные, ведомственные оперативно-частные;

- по уровню: федеральные, региональные и местные, а также на отдельном объекте;

- по предмету: с охватом борьбы со всей преступностью, по однородным преступлениям и отдельным видам;

- по отдельным службам правоохранительной деятельности (оперативно-розыскной, дознавательски-следственной, административно-охранной, контрольно-инспекторской и т.п.).

На уровне общего представления понятия планирования нет необходимости попытаться дать содержательную характеристику каждого упомянутого вида плана.

Но надо иметь виду один существенный момент. Это изменение самого подхода к проблеме планирования после выхода в свет упомянутого постановления Съезда народных депутатов РФ, заключающийся в придании организации борьбы с преступностью общегосударственного значения, программно-целевого комплексного характера с обеспечением надлежащей координации всех намеченных мер, ресурсов, средств и методов из одних центров на всех уровнях.

В этом плане обратимся к государственным программам борьбы с преступностью и коррупцией, которые носили краткосрочный характер и стали составляться в соответствии с указанным постановлением. Такая Государственная Программа, рассчитанная на 1994-1995 годы на общероссийском уровне была утверждена Указом Президента РФ от 14 июня 1994 года и действительно носила комплексный характер. Аналогичные программы стали разрабатываться и в последующие годы. На 1996-97 гг. Программа была утверждена Правительством РФ. Она состояла из следующих разделов: вводный, обоснование содержания Программы, определяющий методы решения задач, предусматривающий организационно-правовое их обеспечение, меры по кадровому и ресурсному обеспечению. Отдельные разделы, посвященные борьбе с посягательствами на личность, с посягательствами на конституционный строй; меры по защите экономической безопасности, всех форм собственности. В каждом из этих разделов были обозначены методы профилактики, а в отдельном разделе собраны общие меры предупредительно-профилактического плана. Аналогичным же образом разрабатывались Государственные программы на последующие годы – 1998 –99 гг. и 2000-2001 гг.

После появления в свет постановления Съезда народных депутатов от 14 декабря 1992 года в Дагестане была разработана Республиканская Программа борьбы с преступностью и коррупцией, которая была принята на сессии Верховного Совета РД в апреле 1993 года. Она была рассчитана на 1993-1995 годы. В ней в первой вводной части давался обстоятельный анализ состояния преступности в республике в тот период и строился прогноз развития преступности на ближайшее будущее (на срок программы). Далее содержались разделы: общие организационные меры по усилению борьбы с преступностью; нормотворческая деятельность Верховного Совета и Правительства республики; усиление деятельности правоохранительных органов и контрольно-инспекторских учреждений; активизация деятельности всех государственных структур, органов местного самоуправления, культурно-образовательных заведений; оживление профилактических усилий общественных формирований; отдельным разделом предусматривались меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

Аналогичные программы в республике разрабатывались и в последующие годы. Вот, перед нами Республиканская Программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы.

Во вводной части Программы предусмотрены такие вопросы:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

- система программных мероприятий;

- ожидаемый эффект от реализации программы;

Основные программные мероприятия:

1) Первоочередные меры по стабилизации обстановки в республике (борьба с терроризмом; борьба с организованной преступностью; борьба с преступностью в сфере экономики; укрепление административной границы с Чеченской республикой; противодействие политическому и религиозному экстремизму).

2) Общие мероприятия по организации борьбы с преступностью (меры по обеспечению законности, финансовой дисциплины; охраны важных объектов; контроль за выполнением намеченных мер и др.)

3) Активизация предупредительно-профилактической работы в борьбе с правонарушениями и преступностью (улучшение социальной защиты несовершеннолетних, нуждающихся, пострадавших, безработных; усиление работы местных администрации и самоуправления и др.)

4) Правотворческая деятельность в борьбе с преступностью (разработка специальных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия; по борьбе с экономическими преступлениями; разработка закона «О добровольных народных дружин и их штабах»).

5) Материально-техническое, финансовое обеспечение правоохранительных органов Республики (предусмотреть в бюджетах РД на 2001-2003 гг. расходы на приобретение средств связи, компьютерной техники, на открытие новых участковых и опорных пунктов, на обеспечение сотрудников жильем и др.).

Координация борьбы с преступностью – это важная составляющая организации борьбы с преступностью, призванная обеспечить разработку и надлежащее и результативное выполнение принятых планов, консолидацию усилий разных и многообразных субъектов, вовлеченных и осуществляющих эту борьбу. Функцию координации в широком смысле выполняют государственные органы власти и управления, местные администрации и органы самоуправления, каждый в пределах своих полномочий. Вместе с этим есть и специальные органы, на которые указанные функции прямо возложены, либо есть специальные службы в органах власти и управления, задачей которых является координация борьбы с преступностью и осуществление контроля за выполнением планов-программ.

На уровне Федерации эту функцию выполняют Правительство РФ, Администрация Президента и Совет безопасности при Президенте, в составе которого создана и функционирует специальная комиссия по координации деятельности правоохранительных и иных органов по борьбе с преступностью.

На уровне субъектов Российской Федерации координационные функции выполняют губернаторы и правительства. В условиях Дагестана эти функции выполняют Правительство и Госсовет и созданный при нем Совет безопасности. В недалеком прошлом вместе с принятием первой программы борьбы с преступностью при Правительстве РД был образован специальный Республиканский Совет по координации борьбы с преступностью, а позже он был ликвидирован с созданием Совета безопасности, в чье ведение перешли функции координации.

Наряду с общими координационными центрами на уровне Федерации, субъектов РФ координационные функции несут некоторые ведомственные органы.

В этом плане, прежде всего, нужно выделить координацию деятельности правоохранительных органов, осуществляемую органам прокуратуры на всех уровнях (сверху до низу): Согласно п. 2. ст. 1 Федерального закона о Прокуратуре Российской Федерации органы прокуратуры осуществляют «координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». В целях обеспечения координации деятельности указанных органов, прокурор на всех уровнях созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом Российской Федерации (ст.8, ч.2).

Значительные координационные функции по борьбе с преступностью выполняют органы юстиции, среди которых в советский период важной считалось организация (и координация) всей правовоспитательной и правоприменительной работы в стране. В нынешних условиях эта функция прямо не выражена. Согласно Положению «Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2000 года органы юстиции выполняют многообразные контрольные функции по обеспечению единой правовой политики, законности, прав и интересов личности и государства, в том числе разработка и реализация программ правовой информации. Кроме того, в МЮ начиная с 1998 года передана вся уголовно-исполнительная система. И в целом МЮ и его органы в субъектах РФ ведает координацией всего исполнительного производства и, в частности, деятельность судебных приставов.

Для осуществления координационных функций в сферах борьбы с отдельными категориями и видами преступлений соответствующие им задачи могут возлагаться на отдельные ведомства и службы. Например, координационные функции по борьбе с преступлениями против военной службы выполняют Министерства обороны и штабы военных округов на местах.

В определенной мере в пределах своих компетенций координирующую роль в предупреждении отдельных категорий преступлений выполняют государственные инспекционные службы. Например, главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РФ; Государственная противопожарная инспекция при Министерстве чрезвычайных ситуаций РФ.

По многим преступлениям на международном уровне происходит координация борьбы с преступностью. Более выразительно это имеет место в рамках Содружества независимых государств. 17 мая 1996 года Советом Глав этих государств была принята Международная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ на период до 2000 года (см. Российская газета. 1996. 22 июня).

 

Дагестанский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и криминологии

 

Астемиров З.А.

 

 

Криминология

 

Курс лекций

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Дагестанского государственного университета

 

Астемиров З.А. Криминология. Курс лекций. – Махачкала. ИПЦ ДГУ. 2002 - …с

 

15ВН5-7788-0214-5

Пособие предназначено, прежде всего, студентам юридического факультета Даггосуниверситета. Может претендовать и на более широкий диапазон распространения и использования, особенно служащими в структурах судебных и правоохранительных органов и госаппарата, общественных формированиях.

 

 

Материалы по отдельным темам представлены коллегами автора:

1. Акутаев Р.М. – по теме №10

2. Зиядова Д.З. – по темам №22,23

3. Шапиев С.М. – по теме №20

4. Сайгитов У.Т. – по теме №21

5. Сулейманов А.Л. – по теме №15

 

А без объяв. Рецензенты: Рамазанов Т.Б. – доктор юр. наук, зав. кафедрой уголовного процесса

и криминалистики ДГУ

Сайфутдинов З.С. – канд. юр. наук

и зав. кафедрой ДГПУ

 

 

Курс лекций одобрен на заседании кафедры уголовного права и криминологии…..июня 2002 г.

С ИНЦ ДГУ. 2002

Предисловие

Не будет преувеличением сказать, что в современных сложнейших и острокризисных условиях жизнедеятельности людей и функционирования государственности Российской Федерации и каждого ее субъекта среди всех важных и неотложных в своем решении проблем преступность занимает ведущее место.

Феномен преступности, приобретший невиданные ранее масштабы, сам по себе привлекает к себе всеобщее внимание, требует коренной перестройки и активизации всей предупредительно–профилактической и правоохранительной деятельности, чтобы обеспечить защиту коренных устоев государства и общества, прав и интересов граждан. Это тем более важно, что преступность становится тормозом на пути вывода страны из кризиса и осуществления позитивных перемен в обществе.

Отсюда следует, что организация борьбы с преступностью должна строиться на подлинно научной основе со знанием ее закономерностей, с учетом реального состояния и тенденций развития на ближайшее и отдаленное будущее, причин и условий, ей способствующих. В этом плане среди научных знаний, способствующих определению правильной уголовной политики государства, системы борьбы с преступностью и, прежде всего, предупредительно–профилактической работы всего общества, ведущее место призвана занимать наука криминология.

Не только криминологический анализ преступности и ее закономерностей, но и приоритет криминологического мышления при оценке процессов и результатов реформирования, экономических и иных общественных отношений, как и политической системы общества, стали настоятельной необходимостью для нормального осуществления управления обществом и, соответственно, выработки адекватной стратегии и тактики борьбы с преступностью.

Очевидно, неспроста еще в начале невиданных реформаторских преобразований в российском обществе, Съезд народных депутатов Российской Федерации в своем постановлении от 14 декабря 1992 года «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» предложил «ввести порядок обязательной криминологической экспертизы проектов законов и иных решений высших органов государственной власти Российской Федерации, имеющих важное социально–экономическое значение».

Это свидетельствовало о признании высшим представительным органом страны наличия непосредственной связи непродуманных реформаторских акций и решений с коррупцией и преступностью, что наглядно показала широкомасштабная компания по приватизации, а по существу разбазариванию и расхищению госимущества, которая проводилась и кое - в чем и ныне продолжает проводиться непродуманно, без серьезных криминологических экспертиз, прибавляя масштабы криминала, его потенциал.

Тем не менее, если и в этих условиях суждено более старательно вести борьбу с преступностью, не обойтись без криминол







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.