|
ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии. Для индивидуума в определенных пределах были сняты рамки восточной кастовости. Религия не занимала господствующего положения. Цель воспитания — гармоничное развитие индивидуальности. 1-й этап — гомеровский: связан с осмыслением идеала воспитания и путей его реализации; 2-й — классический, 3-й — новое, или эллинское, воспитание. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях античных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. СОКРАТ (ок. 469-399 гг. до н.э.) Отвергал теорию сенсуализма. Знания — понятия, представления, истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением.
ВЫСШИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
СДЕРЖАННОСТЬ как укрощать страсти МУЖЕСТВО как преодолеть опасность СПРАВЕДЛИВОСТЬ как соблюдать божественные и человеческие законы Древнегреческий философ-идеалист. Жил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа. Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы). Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший- путь вел к объективному духу — божественному разуму. Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. ИРОНИЯ отрицательная часть совместного исследования: обнаружение противоречий в утверждениях противника МАЙЕВТИКА положительная часть, позволяющая отыскать истину ИНДУКЦИЯ отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ установление родов и видов и их соотношений Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали. ■ Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем ■ ■ ки, диалектического способа мышления. ■ 19 Демокрит (460—370 гг. до н. э.) Платон (427—347 гг. до н. э.)
1. На основе своей 2. Считал, что воспита 3. Огромное значение 4. Считал, что воспита 5. При решении вопро 6. Считал необходимым 7. Выступал за включе 8. Был уверен, что в 9. Призывал остерегать 10. Мудрость дает три Основные труды: Государство; Законы; Диалоги. 1. На основе своей философии создал первую теорию 2. Цель идеального государства (состоящего из 3 раз 3. Первым попытался определить основные педагоги 4. Разработал теорию разделения природы на мир 5. Предложил систему организации общественного Высшая ступень образования (до 30 лет) — философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Философское образование для избранных — до 35 лет, для правителей государства — до 50— 60 лет. 6. Впервые представил воспитание маленьких детей 7. Создал систему музыкально-гимнастического 8. К методам воспитания относил игры, чтение, живые устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них. 9. Внутренним основанием воспитания маленьких 10. Считал, что каждому сословию соответствует
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СПАРТА (воспитание осуществляет государство) Девочки Мальчики
1
До 7 лет — воспитание в семье с 7 до 18 лет — воспитание в агеллах. Руководитель агеллы — педоном
I
I
с 18—20 лет — перевод в группу эфебов и несение военной службы Цель воспитания — подготовка воинов. АФИНЫ Мальчики Девочки
До 7 лет — домашнее воспитание. С7до 13—14лет — обучение в школах грамматиста и кифариста. Обучение осуществляет учитель — дидаскал.
Г С 13—14 лет — переход в палестру (школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание До 7 лет и далее воспитываются дома. После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство Школа кифариста литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декламация Гимнасий (для наиболее обеспеченной молодежи) — философия — политика — литература — гимнастика
С 18—20 — переход в эфебию. Зоенное и политическое воспитание: строительство укреплений, управление военными машинами, -есение службы в городских гарнизонах и др. Цель воспитания — всестороннее гармоническое формирование личности СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.) Римско-италийское воспитание: основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников. Домашнее воспитание. До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа) — массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель — обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой. С 7лет. Срок — 2 года. Средняя ступень (грамматические школы). Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником,..В школах не обучали ни музыке, ни танцам. С 12 лет. Срок — 4 года. Школа повышенного типа. Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности. С 16 лет. Срок — 3—4 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях — легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер. Для молодых аристократов: 1—2 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия. В I—II вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам. Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла. 26
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|