Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ (V в. до н. э. - XV в.)





Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Сре­диземноморье.

Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе­
цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор­
мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За
1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не
только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им­
перии оставалась грекоязычной.

• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из
ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об­
щего образования служило непременным условием для получения дол­
жности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

• Просветительская деятельность таких видных представителей визан­
тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл,
Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на­
правленности образования.

Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший ■ \ классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоз- зрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. ■

Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта визан­
тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки
наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре­
бенка, развлекать его и учить грамоте.

• В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если
грамотными были их родители.

• В Византии не существовало социальных ограничений на получение
образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел
возможность учиться.

• Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых
школ.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»),
срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение

эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль за­менен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как и в греческих школах.


Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об­
разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).

Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.

Эти школы были частными, государственными и церковными.

Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, раз­витие мышления у школьников.

Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Ма­тематическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астроно­мию изучали немногие.

Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусст­вом толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с
середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди­
ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли­
чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и
подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы рито­ров» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-

лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.

Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочине­ниям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.

• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое­
образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав­
шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж­
ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера­
тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.

Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной си­стеме.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.