Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА РАННИХ ХРИСТИАН





Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главный источник воспитательных идей — Библия. Основа воспитания— любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.

Для христианского воспитания характерно:

— преобладание веры над наукой;

— доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением;

— осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет
трудиться, тот не ешь» (апостол Павел);

— в центре нравственного воспитания общечеловеческие ценности;

— вместо соревнования и самоутверждения античности — взаимопомощь,
смирение, аскетизм.

I в. — школы катехуменов для тех, кто желал стать членом христианской
общины. Изучалась Библия, давались начатки музыкального образования.
Под надзором священника выслушивали нравственные наставления.

II в. — эти школы стали школами катехизиса, давали образование по­
вышенного уровня, готовили священников.

С IIIв. — трансформировались вкафедральные и епископальные школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа.

ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (330-379)

О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг.

• Предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко-
римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире.

• Вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 347-407)

Блестящий стилист, талантливый проповедник, незаурядная личность.

О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставле­нии, Слово о воспитании детей идр.



• Оказал огромное влияние на формирование византийско-православ-
ной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников во­
сточной православной церкви. В его проповедях излагались основы
христианской методики обучения и нравственного воспитания.

• Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради­
ции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостереже­
ние, исключающие авторитарные методы давления и принуждения.

• Задача школы: «наставить душу и сформировать ум».

• В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его
воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности.


• Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности
каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была
образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол­
ностью раскрывала содержание изучаемого.

• Главным источником знания, по Златоусту, является Библия.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430)

Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ.

О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении огшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж

• Считал Платона предшественником христианства.

• Признавал определенные положительные стороны античного образо­
вания и педагогической мысли.

• Основной принцип в обучении — ориентация на достоверность, «на
истинное». Отсюда отрицает необходимость изучения «вымыслов» ан­
тичной поэзии.

• Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, ма­
тематических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), ди­
алектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и про­
поведнику.

• Делал упор на развитие ума, а не памяти.

• Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Учение
нужно для практических целей нравственного совершенствования лич­
ности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания. Но
светские знания считал второстепенными и вспомогательными.

• Выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к пси-

хологии ребенка, его внутреннему миру.

Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для уче­ника.

Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос-питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неиз­менной Священной истины.

У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты-вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священ­ной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заин­тересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож-кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика.


 


ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


ВОСТОК









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.