|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схоластов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззрения древнерусских мыслителей. Основной трактат — Источник знаний. Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр. ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности: — ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не — простота и искренность между учителем и учениками, привязанность — универсальное содержание образования, включающего как светские на — активный метод обучения — беседа. Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых. МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др. Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии. Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма. Продолжателями идей М. Пселла были его ученики: Иоанн Итал (XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452). ■ Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■ ■ культуры. 40 ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский политический и государственный деятель, философ, теолог и поэт, «великий учитель средневековья». Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифметике, богословские сочинения и др. Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений античной мысли. Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двухступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изучения последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дисциплинированно и строго логически. Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью с VI по XIII в. АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам культуры, школы и церкви, аббат. Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теологические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по литургии, заложившие основы католической обрядности и др. Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концепциям и сложным оборотам. Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания. Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефразы. Научить — значит «мудро спросить». Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения. ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?). Знатный барон, рыцарь-крестоносец, писатель, дипломат, юрист, поэт, моралист и государственный де-жтель. Четыре возраста человека — морально-дидактический трактат, доказывавший, что воспитание должно носить религиозный характер. Детство Христа — идеал, пример для подражания: он, будучи истинным царем, Богом, господином неба...желал быть смиренным и послушным своей славной матери и ее супругу, «и когда подрос еще больше, почитал и слушался их...» Недостаток религиозного воспитания наносит наибольший вред нравственности молодых людей, «приводит их к неверию и в итоге — к плохому концу...» • Задача воспитания — привить навыки будущей деятельности (священ • Идея сословной дифференциации воспитания и обучения. • Не считал человека греховным от природы: «...Бог дал разум человеку, • Детство — фундамент жизни. На добром фундаменте можно выстроить • Основной принцип воспитания — строгость и требовательность. «В люб • Труд — важное средство воспитания, трудовые навыки надо прививать • Не следует девочек обучать многим наукам, давать большие знания. Ос Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|