Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ





ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схола­стов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззре­ния древнерусских мыслителей.Основной трактат — Источник знаний.

Основная мысль— необходимость универсального, энциклопедическо­го и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книж­ному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагоги­ческая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны ме­тодические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.

ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьногодела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллек­туальным кружком. Ее характерные особенности:

ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не­
пререкаемый авторитет;

простота и искренность между учителем и учениками, привязанность
их друг к другу и общая «ревность» к знанию;

универсальное содержание образования, включающего как светские на­
уки, так и богословие;

активный метод обучения — беседа.

Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эру­дит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорс­кого престола, автор учебников. Всередине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.



Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в дваэтапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоени­ем элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.

Идеально воспитанныйвизантиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает хри­стианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.

Продолжателями идей М. Пселла были его ученики:Иоанн Итал (XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452).

Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■
зали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной

■ культуры.

40


ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский политическийи государственный деятель, философ, теолог и поэт, «великий учитель сред­невековья».

Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифмети­ке, богословские сочинения и др.

Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений антич­ной мысли.

Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двух­ступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изуче­ния последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дис­циплинированно и строго логически.

Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, ас­трономии, пользовавшихся большой популярностью с VIпо XIIIв.

АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам культуры, шко­лы и церкви, аббат.

Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теоло­гические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по литур­гии, заложившие основы католической обрядности и др.

Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концеп­циям и сложным оборотам.

Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания.

Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефра­зы. Научить — значит «мудро спросить».

Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения.

ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?). Знатный барон, рыцарь-кресто­носец, писатель, дипломат, юрист, поэт, моралист и государственный де-жтель.

Четыре возраста человека — морально-дидактический трактат,доказы­вавший, что воспитаниедолжно носить религиозный характер.Детство Хри­ста — идеал, пример для подражания: он, будучи истинным царем, Бо­гом, господином неба ...желал быть смиренным и послушным своей слав­ной матери и ее супругу, «и когда подрос еще больше, почитал и слушался


их...» Недостаток религиозного воспитания наносит наибольший вред нрав­ственности молодых людей, «приводит их к неверию и в итоге — к пло­хому концу...»

Задача воспитания— привить навыки будущей деятельности (священ­
ника или воина). Воспитание должно носить функциональный харак­
тер.

Идея сословной дифференциациивоспитания и обучения.

Не считал человека греховным от природы:«...Бог дал разум человеку,
чтобы он мог выбрать между добром и злом...»

Детствофундамент жизни.На добром фундаменте можно выстроить
здание основательного знания. Должно учить детей простому и хоро­
шему поведению.

Основной принцип воспитания— строгость и требовательность. «В люб­
ви к ним (детям) нужно проявлять меру и разум». Призывал родителей
строго контролировать детей. Жесткая дисциплина с возможными те­
лесными наказаниями. Воспитатель во имя любви к ребенку не дол­
жен уступать его злой воле, терпеть его плохие поступки, нехорошие
игры, т. к. ребенок быстро приучается к дурному.

Труд— важное средство воспитания, трудовые навыки надо прививать
как можно раньше: «работать и хорошо изучать ремесло, какое бы оно
ни было малое или великое, т. к. большая честь и выгода в том, чтобы
стать хорошим мастером своего дела».

Не следует девочек обучать многим наукам,давать большие знания. Ос­
новное нравственное качество женщины — целомудрие. Она должна
быть послушной, смиренной. Надо привить девочкам навыки хороше­
го поведения: «Чтобы они не были ни дерзкими, ни завистницами, ни
попрошайками, ни болтуньями». Необходимый элемент воспитания
девочек — обучение ремеслу.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.