|
ВОСТОЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВОСПИТАНИИ
Мыслители
| Основные труды
| Педагогические взгляды
| ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), «стихийный диалектик», ученый-гуманист.
| Тадбири Манзел, Толкование снов, Канон врачебной науки, О птице, Книга о музыке и музыкальном образовании и др.
| Расширилсодержание образования, добавив к «семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновалидею всеобщего обучения для всех детей. Рекомендовалприменять методы беседы в обучении, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал,что все виды учебных занятий надо проводить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступалза общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметь религиозные убеждения, быть честным, мудрым и справедливым. Говоритьс ребенком ясным, доступным языком. Осуждалбезделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделялбольшое внимание нравственному воспитанию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложилобщие основы семейного воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец, который может применять и физические меры воздействия. Рекомендовалсоблюдение режима, умеренное питание, нормальный сон, закаливание. Высоко ценил роль музыки в эмоциональном воздействии на чувства ребенка.
|
Мыслители
| Основные
| Педагогические взгляды
|
| труды
|
| БЕ (И)РУНИ
| Свыше
| В трудах Великого Хорезмца много оригинальных
| АБУ-РЕ(А)Й-
| 150 работ по
| мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен-
| ХАН (973-
| физике,
| ности и т. п.
| 1048),
| философии,
| Монументальный труд Канон Масуда — книга для по-
| ученый-
| астрономии
| томков, в которой большое значение уделялось нрав-
| гуманист.
| и т.д. Хроно-
| ственному воспитанию и труду.
|
| логия, Наука
| Беруни отстаивалидею независимости научных ис-
|
| о звездах
| следований от религиозных верований и советовал
|
| (первый в
| сообщать учащимся только достоверные научные
|
| Средней
| сведения.
|
| Азии учеб-
| В основе формирования личности лежит труд, «ибо
|
| ник), Канон
| желание достигается приложением труда».
|
| Масуда
|
|
| (11 книг).
|
| РУДАКИ
| Калима и
| Богатство человека — его ум и совершенные им доб-
| АБУЛХАСАН
| Димна,
| рые дела. Калима и Димна содержала программу
| 384-954),
| Афоризмы,
| нравственного совершенствования. «Учащиеся... с
| основопо-
| поговорки,
| радостью изучали ее и запоминали ее легко».
| ложник
| пословицы.
| Молодое поколение должно овладеть знаниями, т.
| таджикской
|
| к. нет сокровища дороже образования.
| классичес-
|
| Полагал, что социальные беды общества можно ус-
| сой литера-
|
| транить путем воспитания и усовершенствования
| туры, поэт.
|
| разума.
| НОСИРИ
| Книга о
| Разделы Книги просветления — «Познание самого
| ХИСРАВА
| просветле-
| себя», «Качества похвальные и непохвальные» —
| 1004-
| нии, Книга о
| представляют программу самовоспитания.
| 1088),
| счастии.
| Предостерегалот семи бед: надменности, хитрос-
| поэт,
|
| ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти
| писатель,
|
| и похоти.
| философ,
|
| Прославлял:скромность, честность, воздержание,
| защищал
|
| довольство малым, простоту, щедрость и доброту.
| интересы
|
| Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза-
| грудящихся
|
| ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто-
| масс.
|
| янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд-
|
|
| рости, если ты ищешь радости».
|
|
| Призывалмолодежь посвятить свою жизнь служе-
|
|
| нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра-
|
|
| да», «Отцу и матери всегда служи оградой».
|
|
| Много писал о дружбе и товариществе.
|
|
| Нашел в себе смелость вступить в спор с религи-
|
|
| ей,упрекая Бога в несовершенстве созданных им
|
|
| людей.
| СААДИ-МУС-
| Бустон,
| Ратовалза воспитание в труде, любви и уважении к
| ЛИХИД-
| Гулистан.
| трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя
|
|
| и других. Не будь прихлебателем трапез чужих».
|
Мыслители
| Основные труды
| Педагогические взгляды
| (1184-1291), восточный мудрец, поэт, философ-гуманист.
|
| Призывалродителей независимо от благосостояния обучать сына ремеслу. Советовалвоспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей». Советовалне баловать детей, а воспитывать их требовательно и справедливо. Отдавалприоритет поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступалза развитие светских знаний и использование их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громогласный, а внутри пустой». Создалсвоеобразный кодекс нравственных добродетелей. В Гулистане есть раздел «О правилах общения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь вежлив, выдержан, соблюдай правила приличия. Высоко оценивал роль учителя:учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью.
| Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представители демократических идей средневековой восточной педагогики.
КЕЙ-КОВУС УНСУРАЛЬ (?-1021), яркий представитель арис-тократичес-кого направления в мусульманской средневековой педагогике.
Кабус Наме
Трактат Кабус Наме — книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье. Автор предупреждал воспитанников, что Бог создал людей не равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подлежит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность». Решающее значение в формировании личности имеет наследственность. Поэтому для детей знати нет лучшего наследства, чем воспитание, а для сыновей простого народа — ремесло. Аристократическая молодежь должна овладеть искусством красноречия. Из всех способностей лучший — дар речи». Полезно быть многознающим, но малоговорящим. Ярый сторонник физического воспитания («семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о нравственности, не выступал за патриотизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и родина».
36
Мыслители
| Основные труды
| Педагогические взгляды
|
|
| Религиозныеубеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод. Советует сыну избегать любви,предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует строить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании отца и матери,о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариата, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и долголетие. Допускает телесные наказания в семье, но рекомендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель.
|
ВИЗАНТИЯ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|